Конспект итогового занятия по экспериментальной деятельности с обучающимися второй младшей группы. Тема: "Удивительное рядом".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Щербина Наталья Юрьевна

Конспект итогового занятия по экспериментальной деятельности с обучающимися второй младшей группы. Тема: "Удивительное рядом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad-53-2011@mail.ru

Конспект итогового  занятия по экспериментальной деятельности

с обучающимися второй младшей группы.  

 Тема: «Удивительное рядом»

                                                                                                                 Выполнила:

                                                                                                                                              Щербина Наталья Юрьевна,

                                                                                                                                воспитатель высшей

                                                                                                                                                  квалификационной категории

                                                                                   

г. Рубцовск, 2024

Образовательные области: «Познавательное развитие», Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное».

Доминирующее: Познавательное развитие.

Тема: «Удивительное рядом».

Возрастная группа: вторая младшая группа.

Форма организации воспитанников: групповая.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 15 минут.

 

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления обучающихся о пользе воздуха всему живому (животные и человек дышат воздухом);

- помогать обучающимся устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

-подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, без запаха, но передает запах,       заполняет предмет;

- активизировать словарь детей: невидимый, бесцветный, движется, воздушный, грустный, весёлый, печальный, радостный, большой, маленький.

Развивающие:

- развивать представления детей о свойствах воздуха;

- развивать умение определять предметы на ощупь;

- развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослым и сверстниками; эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, дисциплинированность;

- воспитывать дружеские отношения между детьми.

Методы и приемы: 

словесные – сочетание хорового повторения с индивидуальным проговариванием, вопросы;

наглядные – демонстрация опыта,  наблюдение, рассматривание, показ способов действий;

игровые: эпизодическое появление игрушки и разговор от лица персонажа, игры-эксперименты «Что в пакете?», «Что в стакане?», дидактическая игра «Чудесный мешочек», игра с ватными комочками;

практические – опыты, обследование,  выполнение подражательных движений, дыхательных упражнений.

Предварительная работа: игры-эксперименты: «Ветер по морю гуляет», «Бульбочки», «Нырки»; игры с воздушными шариками, рассматривание картинок,  дидактическая игра «Что в мешочке?», игры с ленточками на прогулке.

Перечень материалов и оборудования и других ресурсов: кукла - незнайка; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный); целлофановый мешок, ватные комочки, прозрачные стаканчики, трубочки, воздушные шары (на каждого ребёнка),  апельсин, «чудесный  мешочек».

Структура непосредственно образовательной деятельности:

1Вводная часть – сюрпризный момент (появление куклы- незнайки с шариками)

2.Основная часть:

2.1 Игра- эксперимент «Что в пакете?».

2.2 Игра «Чудесный мешочек».

2.3 Игра с ватными комочками»

          2.4 Игра – эксперимент «Что в стакане?»

3. Заключительная часть непосредственно образовательной деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Вводная часть

Цель: создание положительного эмоционального настроя; создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия информации, актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме, активизация мыслительных и речевых навыков воспитанников, определение цели деятельности.

Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, эпизодическое появление игрушки и разговор от лица персонажа), словесный (вопросы), наглядный (рассматривание).

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Обучающиеся включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Обучающиеся проявляют интерес к предметам, рассматривают, отвечают на вопросы.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

– Ребята, посмотрите,  сегодня у нас гости, давайте поздороваемся.

-Ребята, к нам еще спешит гость. Вы увидите его, если отгадаете загадку.

В шляпке синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он  глупышка и зазнайка.

А зовут его…(Незнайка)

- Здравствуй, Незнайка!

-Ребята, Незнайка что – то принес? (шарики).

-А, шарики, какие?

- Незнайка, но почему ты грустный?

Н: «Я, не понимаю, почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня  один шарик большой и весёлый, а второй -маленький и грустный».

- Незнайка, не грусти! Ребята, поможем Незнайке найти ответ на вопрос? Почему шарик стал маленьким?

- Давайте пригласим Незнайку за стол и будем разбираться.

Воспитатель вносит куклу-незнайку, два желтых шарика с эмоциями (грустный и весёлый).

Воспитатель говорит от лица персонажа.

В группе  стоят столы.

2. Основная часть.

2.1 Игра – эксперимент «Что в пакете?».

Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме, активизация мыслительных и речевых навыков воспитанников.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание, наблюдение), словесный (вопросы), практический (опыт).

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Обучающиеся проявляют интерес к предмету (явлению), устанавливают связь между ними, аргументируют свою точку зрения.

Обучающиеся проявляют интерес, наблюдают за действиями педагога, аргументируют свою точку зрения.

- Как вы думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?

- А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым? (Шарик надо надуть)

-Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух)

-Если внутри шарика воздух, значит, какой будет  шарик? (Воздушный шарик).

-Как воздух попадает в шарик? (Его выдыхают).

Игра-эксперимент «Что в пакете?»

-Ребята, а давайте поймаем воздух.

-Я возьму целлофановый мешок и поймаю воздух.

-Ребята, вы видите воздух внутри мешочка?

-Если вы его не видите, значит, он какой? (воздух невидимый)

- Какого цвета воздух?

-Ребята, а чем пахнет воздух? Давайте его, понюхаем.

Воспитатель показывает маленький шарик.

Воспитатель берет целлофановый пакетик и ловит воздух.

2.2 Игра «Чудесный мешочек».

Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме, активизация мыслительных и речевых навыков воспитанников, вовлечение в практическую деятельность (обследование предмета на ощупь), профилактика психоэмоционального напряжения.

Методы и приемы: практический (обследование,  наблюдение), словесный (вопросы).

Обучающиеся проявляют интерес к предмету, обследуют предмет на ощупь, озвучивают информацию, исходя из собственного опыта.

Обучающиеся с интересом наблюдают за действиями воспитателя и отвечают на вопрос.

Игра «Чудесный мешочек».

-Ребята, давайте поиграем. В «чудесном мешочке» что-то спрятано. Незаглядывая, опускаем руку в мешочек и на ощупь  определим, что внутри?

-Как вы догадались? (Он большой, круглый, шершавый).

- А сейчас, я его почищу, что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином).

Вывод: Запах - передается по воздуху.

В: Правильно, сам воздух без запаха, но хорошо запахи передает!

На  столе лежит

мешочек, внутри которого апельсин, тарелочка.

Если дети не отгадывают, воспитатель достаёт апельсин.

2.3 Игра - эксперимент с ватными комочками.

2.4 Игра – эксперимент «Что в стакане?»

Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме, активизация мыслительных и речевых навыков воспитанников, вовлечение в практическую деятельность (игра с ватой, физические упражнения), вызывание чувства удовлетворения от двигательной активности.

Методы и приемы: практический (выполнение физических упражнений, дыхательных упражнений),  словесный (вопросы), игровой (разговор от лица персонажа, игра с ватными комочками).

Обучающиеся свободно перемещаются, чтобы взять материал и выполняют действия по показу воспитателя, отвечают на вопрос.

Обучающиеся выполняют действия по показу воспитателя.

Обучающиеся проявляют интерес к новым предметам, работают индивидуально по показу воспитателя, отвечают на вопрос.

Обучающиеся проявляют заинтересованность к процессу и  результату деятельности, аргументируют свою точку зрения.

- Как вы думаете, вокруг нас есть воздух?  -Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот на ладошку. Что вы почувствовали? (Ветерок)

Н: «Я не вижу ветерок».

 Игра с ватными комочками.

-Ребята, давайте Незнайке покажем ветерок. Возьмите по одному ватному комочку и положите его на ладонь, и подуйте на ладонь.

- Что произошло? (комочек упал)

-А что помогло комочку упасть? (ветерок).

- Что же  заставило воздух двигаться?

- Правильно. Ветер - это движение воздуха и мы его чувствуем на себе.

-А давайте, движение воздуха, почувствуем на себе.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише-тише-тише.

Деревцо всё выше, выше!

Н: «Я узнал, что воздух невидимый, но я очень хочу увидеть воздух.

- Ребята, дайте попробуем увидеть воздух.

Опыт «Что в стакане?»

-Ребята, подумайте, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку? Давайте увидим! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку.

-Что увидели в воде?

Вывод: Пузырьки – это и есть воздух.

Игра- упражнение  с воздухом

Н: «А мне не нужен воздух».

-Ребята, покажем Незнайке, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками.

-Ребята, что скажите? Прав ли был Незнайка? (нет)

-Зачем нам нужен воздух? (воздух нам нужен, чтобы дышать).

Вывод: без воздуха мы не можем дышать. Н: «Теперь я понял, что без воздуха мы не можем дышать. Мне с вами было очень интересно, но мне пора уходить».

На круглом столе стоит коробочка, внутри которой лежит ватные комочки.

Воспитатель говорит от лица персонажа.

На другом столе стоят стаканы с водой и трубочки (для каждого ребёнка).

Воспитатель говорит от лица персонажа.

Воспитатель говорит от лица персонажа.

  1. Заключительная часть непосредственно образовательной деятельности.

Цель: обобщение результатов непосредственно образовательной деятельности, выявление настроения, создание ситуации успеха для каждого воспитанника.

Методы и приемы: словесный (вопросы, косвенная оценка деятельности воспитанников); игровой (сюрпризный момент, разговор от лица персонажа).

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Примечание

Воспитанники стоят произвольно и обсуждают свою деятельность, рассказывают о своём настроении.

Обучающиеся радуются и благодарят.

-Ребята, вам понравилось заниматься?

-Молодцы ребята! Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что вы, можете сказать про воздух?

(невидимый, бесцветный, без запаха, движется, он везде окружает нас, заполняет предмет)

- Молодцы ребята! Только, нам осталось помочь Незнайке. Кто помнит, как?

- У меня для Незнайки и для вас есть сюрприз.

В: Ребята, Незнайка говорит вам спасибо за то, что узнал много интересного о воздухе.

-Давайте попрощаемся с нашими гостями, с Незнайкой, скажем «До свидания!».

Педагог вносит шарики и раздает детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по теме «Весна» с детьми второй младшей группы.

Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях весной, о диких животных и птиц.      Программное содержание: Закрепить и расширить представления детей о времени года весна...

Конспект итогового занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе Тема: «Какие краски у весны»

Занятие направлено на закрепление навыков рисования кистью, овощными штампами, пальчиками, развивать воображение...

Конспект итогового занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе " Домашние животные и их детеныши"

Конспект итогового занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе "Домашние животные и их детеныши" поможет воспитателям сделать занятиу увлекательным, интересным для детей....

Конспект занятия опытно- экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы "Ох, водичка хороша!"

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....

Конспект итогового занятия по математике "На лесной опушке" (вторая младшая группа).

Конспект итогового  занятия по математике  "На лесной опушке" (вторая младшая группа).Цель: закрепление элементарных математических представлений.Задачи:Закреплять понятия: много - один, бол...

Конспект итогового занятия по лепке за 2 квартал вторая младшая группа №1 «Друзья для снеговика»

Конспект  итогового занятия по лепке  за  2 квартал вторая младшая группа №1             «Друзья для снеговика»...