Русские традиции чаепития
материал (средняя группа)
Итоговое мероприятие средней группе – беседа на тему
КОНСПЕКТ
«Традиции чаепития на Руси»
Цель: Обобщить представления детей о традиционном на Руси чаепитии, о культуре и быте русского народа.
Задачи: Воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре; расширять общий кругозор детей.Познакомить с разными видами чая.
Оборудование: Чайник,кружки,стаканы,разные сорта чая,сподсвечник,конфеты,сарафаны,кокошники,самивар,платки бублики.
Ход:
Дети садятся за стол. Воспитатель читает стих.
Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток...
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!
По русской традиции – чай лучшее завершение праздничного ужина. И только в на Руси появилась традиция – подавать к чаю лимон, мёд, варенье, бублики, сушки и ватрушки, пироги да пышки, всякие коврижки. А ещё весь народ с чаем пряники жуёт и весело поёт!
С. Михалков. Из стихотворения "Самовар".
Беседа о чайной традиции. Работа с иллюстрациями.
- У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.
Показываю иллюстрации чаепития в России.
- Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.
- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)
-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.
- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).
- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)
- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.
- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).
-В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.
-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.
- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом.
Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры)
- Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья».
Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего):___, даю ему платочек.
Слова Движения
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей.
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так.
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Играем 3 раза.
Дети садятся на стульчики.
Загадки из волшебного сундучка.
- Ой, ребята, посмотрите, что у меня для вас есть!
Достаю сундучок.
- Это сундучок. В нем что-то есть.
Достаю конверт с надписью «Загадки»
- Да здесь загадки для вас!
1. Белый камешек растает,
Чай мой сладким сразу станет.
(Сахар)
2. Кольцо не простое,
Кольцо золотое
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье –
Ну и объеденье. (баранка)
3. Стоит толстячок
Подбоченивши бочок
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит… (Самовар)
- Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе? (самовар).
- Почему самовар так назвали?
- А что он варит? (воду)
- Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили.
- Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные.
Дети рассматривают изображения разных самоваров.
Ребята дайте поговорим, какой чай у нас получится:
-Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей.)
-Если с листьями жасмина? (Ответы детей.)
-С веточками малины? (ответы детей.)
-С листьями клубники? (Ответы детей.)
-С веточками вишни? (Ответы детей.)
-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (Ответы детей.)
-Если в чай добавить кусочки яблока? (Ответы детей.)
-Цедру лимона? (Ответы детей.)
-Кусочки персика? (Ответы детей.)
-Если вы заболели, с какой травой и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.)
Физминутка.
- А сейчас давайте с вами встанем и представим, что мы - это посуда для чая.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) .
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие - бедняжки.
(«Пружинка», одна рука на поясе) .
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
(Кружимся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки.
(Потянуться, руки сомкнуть над головой) .
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг руками).
А сейчас ребята я расскажу вам о полезности чая:
1. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
2. Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
3. Черный, красный и зеленый
Рассыпной и листовой.
Чай – напиток бесподобный
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!
Итог занятия.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Из чего любили пить чай?
- Что делали люди в праздники? (пели, играли, танцевали)
- Понравилось ли вам наше занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника "Чаепитие в русских традициях"
Сценарий фольклорного праздника "Чаепитие в русских традициях" подготовительная группа...
Презинтация проекта «Русский самовар. Традиция чаепития на Руси»
Занятие "Русский самовар". Традиция чаепития на Руси - является итогом работы над проектом. Педагоги, которые стремятся расширить знания своих детей о жизни на Руси, о её традициях мог...
Конспект развлечения с родителями Посиделки «Чаепитие в русских традициях»
Цель: приобщение детей и родителей к истокам русского народного творчества...
Чаепитие в русских традициях
Занятие на тему "Русские традиции"Цель:приобщать детей к русской народной культуре: закреплять знания детей о традициях чаепития на Руси.Программные задачи:Образовательные задачи: расширять ...
Проект на тему: "Русские традиции чаепития!"
Чай является повседневным дополнением к нашим трапезам. о пользе чая слышили многие, но мало кто знает, как приготовить чайный напиток так, чтобы он обладал этим положительными качествами....
«Чаепитие в русских традициях».
Цель: вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.Задачи :- познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;- расшири...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Русское гостеприимство, традиции чаепития».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе«Русское гостеприимство, традиции чаепития».Задачи:- углублять и систематизировать знания о чае, его происхожде...