Русские традиции чаепития
материал (средняя группа)

Итоговое мероприятие средней группе – беседа на тему

КОНСПЕКТ

             «Традиции чаепития на Руси»

Цель: Обобщить представления детей о традиционном на Руси чаепитии, о культуре и быте русского народа. 

Задачи: Воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре; расширять общий кругозор детей.Познакомить с разными видами чая.

Оборудование: Чайник,кружки,стаканы,разные сорта чая,сподсвечник,конфеты,сарафаны,кокошники,самивар,платки бублики.

Ход:

Дети садятся за стол. Воспитатель читает стих.

Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток...
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!


По русской традиции – чай лучшее завершение праздничного ужина. И только в на Руси появилась традиция – подавать к чаю лимон, мёд, варенье, бублики, сушки и ватрушки, пироги да пышки, всякие коврижки. А ещё весь народ с чаем пряники жуёт и весело поёт!
С. Михалков. Из стихотворения "Самовар". 


Беседа о чайной традиции. Работа с иллюстрациями.

- У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

Показываю иллюстрации чаепития в России.

- Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.

- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)

-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.

- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).

- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)

- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.

- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).

-В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.

- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом.

 Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры)

- Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья».

Дети встают, образуют круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего):___, даю ему платочек.

Слова Движения

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Играем 3 раза.

Дети садятся на стульчики.

Загадки из волшебного сундучка.

- Ой, ребята, посмотрите, что у меня для вас есть!

Достаю сундучок.

- Это сундучок. В нем что-то есть.

Достаю конверт с надписью «Загадки»

- Да здесь загадки для вас!

1. Белый камешек растает,

Чай мой сладким сразу станет.

(Сахар)

2. Кольцо не простое,

Кольцо золотое

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье –

Ну и объеденье. (баранка)

3. Стоит толстячок

Подбоченивши бочок

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит… (Самовар)

- Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе? (самовар).

- Почему самовар так назвали?

- А что он варит? (воду)

- Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили.

- Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные.

Дети рассматривают изображения разных самоваров.

Ребята дайте поговорим, какой чай у нас получится:

-Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей.)

-Если с листьями жасмина? (Ответы детей.)

-С веточками малины? (ответы детей.)

-С листьями клубники? (Ответы детей.)

-С веточками вишни? (Ответы детей.)

-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (Ответы детей.)

-Если в чай добавить кусочки яблока? (Ответы детей.)

-Цедру лимона? (Ответы детей.)

-Кусочки персика? (Ответы детей.)

-Если вы заболели, с какой травой и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.)

Физминутка.

- А сейчас давайте с вами встанем и представим, что мы - это посуда для чая.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) .

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие - бедняжки.

(«Пружинка», одна рука на поясе) .

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

(Кружимся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки.

(Потянуться, руки сомкнуть над головой) .

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг руками).

 А сейчас ребята я расскажу вам о полезности чая:

1. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

2. Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

3. Черный, красный и зеленый

Рассыпной и листовой.

Чай – напиток бесподобный

Это скажет вам любой.

Хорошо, гостей встречая,

Посидеть за чашкой чая!

Итог занятия.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Из чего любили пить чай?

- Что делали люди в праздники? (пели, играли, танцевали)

- Понравилось ли вам наше занятие?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника "Чаепитие в русских традициях"

Сценарий фольклорного праздника "Чаепитие в русских традициях"  подготовительная группа...

Презинтация проекта «Русский самовар. Традиция чаепития на Руси»

Занятие "Русский самовар". Традиция чаепития на Руси - является итогом работы над проектом. Педагоги, которые стремятся расширить знания своих детей о жизни  на Руси, о её традициях мог...

Конспект развлечения с родителями Посиделки «Чаепитие в русских традициях»

Цель: приобщение детей и родителей к истокам русского народного творчества...

Чаепитие в русских традициях

Занятие на тему "Русские традиции"Цель:приобщать детей к русской народной культуре: закреплять знания детей о традициях чаепития на Руси.Программные задачи:Образовательные задачи: расширять ...

Проект на тему: "Русские традиции чаепития!"

Чай является повседневным дополнением к нашим трапезам. о пользе чая слышили многие, но мало кто знает, как приготовить чайный напиток так, чтобы он обладал этим положительными качествами....

«Чаепитие в русских традициях».

Цель: вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.Задачи :- познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;- расшири...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Русское гостеприимство, традиции чаепития».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе«Русское гостеприимство, традиции чаепития».Задачи:- углублять и систематизировать знания о чае, его происхожде...