Индивидуальный план работы
методическая разработка

Галочкина Любовь Александровна

Индивидуальный план работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021-2022g.docx50.67 КБ
Файл didakticheskie_igry_s_matreshkoy.docx14.31 КБ
Файл zagadki.docx722.58 КБ
Файл risovanie_matreshka.docx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию.

Тема.

Патриотическое направление: «Приобщение воспитанников дошкольной образовательной организации к социокультурным  ценностям».

Актуальность.

     Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому мною огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Цель.:

     Повышение своего  теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Формировать у детей дошкольного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа.

Задачи.

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,  самообразования

- Разработать перспективный план работы

- Продолжать работу по оформлению мини- музея.

Работа над программой профессионального самообразования поможет

-познакомить детей с русской народной культурой;

- Познакомить детей и их родителей с народными праздниками,традициями и народными играми, сказками,  потешками, прибаутками

-  Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному  искусству
-  Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
- Дать детям знания об истории русского народного костюма.
-  Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.
- Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу

Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:

- Создание предметно- развивающей среды

- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.)

- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

- Знакомство с народным искусством.

- Знакомство с русскими народными играми.

Формы представления результатов самообразования

- Доклад на педсовете.

- Консультация, консультация-практикум

- Открытое занятие, открытый просмотр.

- Проведение мероприятий, развлечений.

- Наглядно-иллюстративный материал.

- Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Практические выходы.

- Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.

- Проведение мастер-классов для педагогов.

- Оформление папки-передвижки.

- Выставка работ.

- Оформление сборника консультаций для родителей.

- Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Предполагаемый результат.

     Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой проекта. Знание детьми различных видов декоративно - прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов. Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.

Содержание работы

Сроки

Теоретический этап

Изучение методической литературы по данной проблемы

В течении года

Практический этап

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

В течении года

Совместная работа с детьми

Знакомство с русскими народными загадками, пословицами, поговорками, прибаутками, колыбельными песнями. Рассказывание и обыгрывание  народных сказок. Знакомство и заучивание потешек, закличек. Проведение русских народных игр: «Козел», «Баба Яга», «Лапти», «Горелки», «Ходит Ваня», «Андрей-воробей» и др. Дидактические игры : « Русские узоры »,   «Подбери узор », « Матрешки ».

В течении

года

  «Знакомство с русской избой»

Цель. Проявить у детей интерес к традиционно- бытовой культуре русского народа, к посещению мини- музея «Русская горница», расширять активный словарь

  «Заскочил козлик в огород»

Цель. Знакомство с народными песенками «Заскочил козлик..», разучивание потешки «Наш козел»; Отгадывание загадок об овощах.

Сентябрь

Октябрь

«Народная игрушка- матрешка»

Цель. Познакомить с русской народной игрушкой как символом русского народного искусства, расширять словарный запас

   «Лисичка со скалочкой»

Цель. Знакомство с предметом обихода- скалкой. Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой»

Ноябрь

«Золотое веретено»

Цель. Знакомство с предметами русского обихода: прялка, веретено; развивать интерес к старине.

  «Кто же в гости к нам пришел?»

Цель. Знакомство с Домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

Декабрь

Январь

«Сошью Дуне сарафан»

Цель. Познакомить с русским народным костюмом, формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать творчество, интерес к прошлому.

Февраль

«Эх, лапти мои, лапти липовые….»

Циль. Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, материале, назначении)

Март

«Волшебная дудочка»

Цель. Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию

Апрель

Май

Совместная работа с родителями и педагогами

Консультация для родителей «Истоки русской народной культуры». Подготовить картотеку народных игр. Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей». Развлечения «Рождество», «Широкая Масленица». Подготовить консультацию «Играйте с детьми в народные подвижные игры. Презентация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

 Изготовление «Народной газеты». Викторина «Сказки нашего детства».

В течении года

Консультация для родителей

Приобщение к истокам русской народной культуры

посредством фольклора.

                                                                                                                         Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача воспитателя - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Приобщение к истокам русской народной культуры посредством фольклора надо прививать с раннего детства. В группах раннего возраста воспитатель рассказывает детям о народной игрушке (пирамидке, матрешке), знакомит с народным фольклором (потешками, песенками, пестушками, закличками, загадками, сказками). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, приобщаем воспитанников к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В фольклорных произведениях фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, сказки. Каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
                                                                                                                   Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
                                                                                                                      Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
                                                                                                                 Скороговорки. Помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.                           
                                                                                                                         Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников. 

Игровые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра – основной ведущий вид деятельности в ДОУ. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. 
Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка - загадываться, игра - играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей - устной. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать устное народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями, своей Родиной.

         НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Древнейшими в народной культуре являются  народные календарные  праздники.  Важнейшая их функция состоит в том, что они формирует ритмичность и «экологичность» жизни человека в течение года и создают условия для полноценного общения  людей, наполняют его духовным смыслом, выстраивают необходимое для физического и психического здоровья, природосообразное чередование труда и отдыха.                                                                                             Для нравственного развития личности чрезвычайно важно, что народные календарные праздники имеют самый различный эмоциональный характер: торжественный, радостный. Традиционный народный календарь обладает высокой эстетической ценностью, представленной в произведениях самых разных видах искусства. Это и народный театр с его естественным соединением художественных средств пластической, музыкально – песенной, хореографической образности.  Это и блюда обрядовой кухни, также обладающие высокой степенью художественной выразительности и несущие смысловую нагрузку, неразрывно связанную с духовными и эстетическими ценностями народа.

Знакомя ребенка с явлениями окружающего мира, повседневной хозяйственной и праздничной деятельностью людей в ритме традиционного календаря:  с потешками,  попевками, закличками, со старинными хороводами, игровыми песнями, сказками, отражающими жизнь человека и природы в естественном единстве,  мы развиваем эмоционально – эстетическую сферу ребенка, его интеллект, речь, волю, воображение, создаем естественную среду для овладения традициями родного народа, укладом жизни,  и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

Конспект занятия «Знакомство с русской избой»

Цель:  дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.

 Программное содержание:

  – пополнять пассивный и расширять активный словарь, расширять кругозор;

 – развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей;

 - воспитывать  эстетическое чувство  на основах народного творчества и ремесел (роспись платков, вышивка, вязание, пряжа ниток).

Словарная работа:

 Обогащение словаря:  пригожие,  колышит, ухват, чугунок, расписной.

Активизация словаря:  печь, сундук, изба.

 Оборудование:  

Демонстрационный материал:  “ Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, плетень, старинная посуда, ухват).

Раздаточный материал:  платки, рубахи.

Подготовка образовательной деятельности:     Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, хороводов,  отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.

Этапы

НОД,

время

Деятельность воспитателя

Деятельность детей ответы детей

Методические приёмы и указания

Вводная часть

        (1мин)

 

Основная часть

(12 мин.)

Физминутка 1,5 мин.

Заключительная часть (2 мин)

 

- Ребята, сегодня мы побываем в гостях  у тётушки, которая живёт в деревне. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, а она живёт в деревенской избе.  Люди раньше все жили в избах. Так назывался деревенский дом. (Воспитатель показывает иллюстрацию деревенской избы).

В роли тётушки выступает кукла би-ба-бо.

- Милости просим в гости, детушки. Проходите, присаживайтесь.

  Горница у меня небольшая да красивая какая! В моей горнице много интересных и незнакомых вам  вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка. (Одновременно воспитатель показывает иллюстрацию с изображением сундука).

Прячет бабушка в нем вещи

 сапоги, кафтан, сюртук.  

Вы мне дружно все скажите,  

Этот шкаф зовут …

 - Правильно ребятушки, это сундук. Скажите-ка мне, как выглядит сундук? Какой он?

- Смотрите, сколько добра в сундуке,   как  много разных интересных вещей. Что может лежать в сундуке?

(Воспитатель показывает в качестве подсказки картинки с изображением вещей).

-  С чем можно сравнить сундук? Где мы сейчас храним вещи?

  -  Ребятушки, отгадайте–ка, что у меня тут еще есть.

 Мы в лесок шагаем с мамой,

Я как груздь надел панаму,

А на маме как цветок

Яркий ситцевый …. 

- Правильно, это платок. Раньше все девочки ходили в платочках. Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто знает, как называется эта сказка?

- Что на голове у Маши?

- Какой он?

- Посмотрите, какие красивые платочки в сундуке моём хранятся. Давайте мы наденем на девочек платочки. Какие они у нас красавицы. У меня и для мальчиков тоже кое-что есть в моём сундуке.  Во что мы нарядим мальчиков?

 

   Звучит мяуканье  кошки.

 - Ой, а кто это к нам пришел?  

- Как котик говорит? Правильно, это мой котя-коток,  котя  беленький лобок.  Этот котик очень любит спать там, где тепло.

- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Вы знаете, что это?

- Правильно, печь.  Посмотрите на эту картинку, что вы здесь видите?

Хорошо сидит коток,

Котя маленький роток

Дремлет котик на печи,

Ждет румяны калачи.

- Вот он какой, наш котенька. Пусть котик греется на печи, а вы подумайте и скажите мне, для чего в избе нужна печь, что она приносила в дом.

- Правильно, в ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, грели воду, спали на ней

А ещё пекли пирожки. Давайте и мы испечём пирожки

Я пеку, пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка. Вкусные два пряничка. А ребяток позову, пирожками угощу.

- Мои хорошие, посмотрите, что в печи у нас стоит

К низу узок, верх широк,

Не кастрюля …

- Как вы думаете, зачем нужен чугунок? С чем его можно сравнить?

(Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением чугунка).

- Какие вы  умники, все знаете, все загадки отгадываете, а возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками?  

- А почему?

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что схватил его....

 (Воспитатель показывает соответствующую иллюстрацию).

- Какие вы умные и смышленые! И про чугунок все знаете, и про ухват, и про печь, но я хочу вам еще сказать, что печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой.

- Понравилось вам у меня в избе? Мы с вами много узнали,  познакомились с новыми вещами в моей избе.  С чем мы познакомились?

- А кто из вас был в деревенской избе?

- Из чего вы ели кашу в деревне?

- Сундук видели у бабушки?

- Что ваша бабушка в нём хранит?

 - Я  очень была рада видеть вас у себя дома, приходите ко мне ещё. До свиданья, ребята.

- Сундук

- Большой, расписной, железный.

- Платье, рубашка, платок, полотенце.

- В шкафу, комоде.

- Платок

- « Маша и медведь».

- Платок.

- Красивый. Красный, в горошек.

- В рубашки

- Котик.

- Мяу.

- Печь.

- Котик лежит на печке, жмурится, улыбается. Свернулся клубком.

- Тепло, уют. С её помощью готовили еду, грели воду, топили избу.

- Чугунок.

 

- С кастрюлей. В нём готовят.

 

- Нет.

Ответы детей.

- Ухват.

 

Дети вспоминают и рассказывают.

-Кашу ели из чугунка.

Ответы детей.

 

 Сюрпризный момент

 

Показ

Показ.

Художественное слово - загадка

Вопросы

Поисковый вопрос

Художественное слово - загадка

Подтверждение.

Показ

Сюрпризный момент

Вопросы

 

Художественное слово – загадка

Художественное слово.

Указание

Вопросы

Похвала

Показ

Проблемный вопрос

Похвала

 

Подведение итогов.

Вопросы.

Конспект занятия «Русская матрешка»

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;

Задачи:

Познакомить детей с историей матрёшки.

Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.

 Развивать интерес детей к народному творчеству.

Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

 Воспитывать любовь к народному искусству.

 Интеграция: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация»,  «Физическая культура».

Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.

Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать  творчество, воображение.

Коммуникация: расширять словарный запас.

Физическая  культура:  дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Словарная работа: Расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки,  цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам  в группу сегодня пришел почтальон и принес посылку. А чтобы узнать, что в посылке нам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …..

Дети: Матрёшка.

 Воспитатель: Правильно.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

 Игрушка-кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

«Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А, может на Танюшку?»-

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радуется мир.

 Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.  ( Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки

Раз Матрена, два — Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель:   Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Дети: Пять матрешек.

Воспитатель: Молодцы. А какие матрешки?

Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.  

 Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.

Физкультминутка " Мы веселые Матрешки":

Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны  пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки,  (Наклоны головой влево-вправо)

Любим танцевать,  (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки,  (потереть щечки)

Мы  веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему  грустит?

Дети: У нее сарафан не расписан.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня,  попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан  матрешки (раздает силуэты).

 (Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши и фломастеры).

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. (Дети рассказывают о своих матрёшках).

 В конце занятия воспитатель:  Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрешкой.

Воспитатель:  А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас матрешки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?

Дети: разные, маленькие и большие.

Воспитатель:  А как можно с ними играть?

Дети: Собирать, разбирать.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да

Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду  народных мастеров?

Дети: Бережно, аккуратно.

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Консультация для воспитателей

«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей»

Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
         Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
         Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня)  обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
         Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
         В своей работе, поначалу, совершенно интуитивно, а впоследствии осознанно, я стала активно использовать плоды народного творчества. Называю эти произведения плодами не случайно, ведь это то, что зародилось, складывалось и проверялось временем, проросло и вызрело, впитав знания и мудрость многих поколений.
        Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
         Произведения русского народного искусства через особую форму отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
         На этом возрастном этапе исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.
          Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.           
          Например: «Был бык тупогуб,
                              тупогубенький бычок,
                              у быка бела губа
                              была тупа»;

                            «Сшит колпак
                            не по - колпаковски,
                            надо его переколпаковать,
                            кто его переколпакует,
                           тому полколпака гороху».

Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
           Я считаю, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, потешки, загадки.
          В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
           Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
         В своей работе я использую театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.
       
         Игры – импровизации воспитывают положительные черты  характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью.
          Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети  увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.
         Вот что писал о силе слова К.Д.Ушинский: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно  объясняет ему природу, как не мог бы  объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». 
        В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат освоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».



Предварительный просмотр:

Дидактические игры  с матрешкой

Игра «Сложи матрешку»

Цель: формировать умение детей младшего дошкольного возраста собирать целостное изображение игрушек матрешек из частей.

 Задачи:

Продолжать знакомить младших детей с игрушкой матрешка.

Упражнять детей составления целого предмета из двух и более частей.

Содействовать развитию пространственного мышления, наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.

Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Материал: картинки большого размера с целостным изображением игрушек матрешек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.

Ход игры

В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок).

Везли матрешки на базар,

Да рассыпали товар.

Все матрешки сломались,

Лишь осколки нам остались.

Вы, ребятки, не зевайте,

А осколки собирайте.

Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей. Тот ребёнок, который выполнит работу правильно и быстро, побеждает.

Варианты игры:

1 – составление изображения путём накладывания деталей на картинку;

2 – составление изображения путём складывания деталей на столе, картинка служит образцом;

3 - составление изображения из деталей по памяти.

Игра «Укрась фартук матрешке»

Цель: Развивать умение детей украшать матрешку.

Задачи:

Закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке.

Развивать умение младших детей выкладывать на шаблоне матрешки украшения на фартук, платок, сарафан.

Развитие мелкой моторики кисти ребёнка.

Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: Силуэты больших матрешек, маленькие силуэты матрешек с предложенным вариантом украшения фартука, юбочки, платка. Набор цветных геометрических фигур; набор вывязанных украшений.

Описание игры: красиво украсить матрешку по образцу или по своему желанию, используя вывязанные цветы или геометрические фигуры.

Игра «Составь матрешку»

Цель: Закрепить знания старших детей о русской матрешке.

Задачи:

Закрепить представления о Семеновской и Полхов – Майдановской матрешках.

Различать цветовые элементы росписи.

Воспитывать любовь к русской народной игрушке.

Материал: деревянные игрушки матрешки по количеству детей.

Игровое правило: Найти соответственную половинку матрешки.

Ход игры: На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее поставил, тот и выиграл.

Игра: «Художественный салон»

Цель: закрепить знания старших детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства.

Дидактические задачи:

Учить описывать выбранную матрешку и узнавать ее по описанию.

Развивать сосредоточенность, речь - описание.

Закреплять умение объяснять свой выбор (выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии)

Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.

Материал: Семеновская и Полхов – Майдановская матрешки.

Ход игр:

Матрешки выставлены на полочках. Выбирается продавец. Остальные – покупатели.

1 вариант игры:

Дети выбирают предмет покупки и точно описывают его продавцу.

2 вариант игры:

Продавец описывает игрушку и предлагает угадать ее покупателям.

3 вариант игры:

На столе расставлены разные игрушки. Воспитатель загадывает загадки о разных игрушках, дети отгадывают и выбирают игрушки.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 1 год обучения

Индивидуальный план работы учителя- логопеда с  ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....

Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 2 год обучения.

Индивидуальный план работы учителя- логопеда с  ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....

Методическая работа. Индивидуальный план работы

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня на межаттестационный период 2015-2020 год. ...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.

Можно выдвинуть     гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога "Современный подход в работе с родителями"

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога "Современный подход в работе с родителями"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».

Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...