Рабочая программа по ИЗО (кружковая работа)
рабочая программа
Педагогическая целесообразность программы
В процессе реализации данной программы, учащиеся не только обучаются рисовать, но и справляются с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать). Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.
Цель программы:
- Образование и воспитание ребёнка через погружение его в мир изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.
Задачи программы:
- не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не навязывать свои символы и свое
видение. Ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2023-24_izo_rp.docx | 43.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №21 «Кэнчээри»
Рассмотрено и принято
на педагогическом совете №_____
«___» _________________20___г.
Утверждаю
Заведующая МБДОУ ЦРР д/с№21 «Кэнчээри»
_____________ Ж.Н.Саввинова
От «___» ___________20____г.
Рабочая программа
дополнительной образовательной деятельности
кружка изо
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Дмитриева Елена Ионовна,
воспитатель высшей категории
Якутск -2023г.
Пояснительная записка
Метод правополушарного рисования основан на работах Роджера Сперри, который изучал деятельность правого и левого полушарий головного мозга и, совместно с другими нейрофизиологами, получил Нобелевскую премию в 1981 году “За открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга”. Он выяснил, что правое и левое полушария головного мозга выполняют разные функции.
Левое полушарие головного мозга отвечает за аналитическое мышление (логика и анализ), тогда как правое полушарие отвечает за воображение, творческие способности, возможность мечтать и фантазировать.
Есть особенности восприятия информации каждым полушарием: левое полушарие воспринимает информацию поэтапно, последовательно, правое - способно воспринимать разнообразную информацию одновременно.
Также отличается обработка информации: правое полушарие обрабатывает информацию в виде образов, а левое полушарие - в виде слов и цифр.
В последнее время всё чаще можно встретить утверждение, что разделение функций между полушариями головного мозга - это миф. Конечно, такое разделение функций очень условное, оно представлено для простоты восприятия. Невозможно однозначно считать, что за какие-то процессы отвечает только одно полушарие, так как во всех психических процессах принимает участие весь мозг.
Важно понимать, что полушария головного мозга работают всегда одновременно, при этом по-разному обрабатывая информацию. Например, за восприятие речи в большей степени отвечает левое полушарие, однако интонации, эмоциональность, жесты и мимику воспринимает правое полушарие. Для решения одних задач доминирует левое полушарие, других - правое, для третьих - полушария участвуют в равной степени.
Важно то, что есть возможность активизировать одно из полушарий, перейти в так называемый “правополушарный” или “левополушарный” режим.
Чем отличается правополушарное и левополушарное рисование?
Левополушарное рисование (рисование в “Л-режиме) - это рисование по строгим правилам (академический рисунок). Ученик чётко представляет себе, что в итоге у него должно получиться. Обучение такому рисованию длительное - ученики обучаются в художественных школах, училищах и ВУЗах.
Правополушарное рисование (рисование в “П-режиме”) - спонтанное, интуитивное. Нет чётких правил - человек рисует так, как чувствует. Этому рисованию не нужно обучаться долгие годы, каждый человек способен сразу начать рисовать и получать положительные эмоции.
Также правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии - оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения.
Основоположницей правополушарного рисования стала американка Бетти Эдвардс. Суть метода она раскрыла в книге “Откройте в себе художника”, которая помогла миллионам людей начать рисовать.
Бетти Эдвардс предлагала упражнения именно для рисования карандашом. Позже её методику трансформировали в правополушарную (интуитивную) живопись, дополнив приёмами Боба Росса. Мы будем изучать с вами методику именно в современной “живописной” интерпретации.
Особенности правополушарной живописи:
Во время занятий включается правополушарный режим с помощью различных приёмов:
- создание фона необычным образом
- рисование руками
- “стирание границ” - выход за края листа
- рисование “вверх ногами”
- выбор тех цветов, которые подсказывает интуиция в данный момент
- выполнение специальных упражнений
- рисование под музыку
- увеличение скорости рисования
Таким образом, правополушарная живопись позволяет людям преодолеть страхи, справиться со своими негативными установками и начать рисовать. Те, кто начинают творить в технике правополушарной живописи, позже с лёгкостью осваивают написание картин маслом.
Рисование с помощью этого метода подходит детям от 5 лет и взрослым любого возраста. Справятся все без исключения!
Этот метод позволяет не только быстро научиться рисовать, но и научиться видеть - развивается навык, необходимый каждому художнику. Ученики начинают замечать разнообразие оттенков окружающих объектов (листвы, неба и др.), обращают внимание на причудливые формы (деревьев и др.) - вообще начинают смотреть на мир другими глазами!
Также, благодаря работе правого полушария, развивается креативное мышление - способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи.
Итак, правополушарная живопись - современное, интересное, полезное и очень востребованное направление творчества, доступное каждому!
Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для организации правополушарного рисования, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность, могут решать художественные задачи, начинают чувствовать цвет, форму, размер, обладают большим потенциалом фантазии, у них вырабатывается точность движения рук, координируются действия, поэтому программа предусматривает расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных способностей любого ребёнка, а не только одарённого от природы.
Педагогическая целесообразность программы
В процессе реализации данной программы, учащиеся не только обучаются рисовать, но и справляются с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать). Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.
Цель программы:
- Образование и воспитание ребёнка через погружение его в мир изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.
Задачи программы:
- не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не навязывать свои символы и свое
видение. Ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные.
Воспитательные:
- привитие интереса к художественному творчеству;
- воспитания эстетического отношения к действительности;
- трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, доверительного
отношения к себе, окружающему миру;
-воспитание коммуникативной культуры.
Развивающие:
- формирование положительной самооценки;
- реализация творческого потенциала.
Метод правополушарного рисования позволяет:
1. Правополушарное рисование — способ активного раскрытия творческого
потенциала;
2. Зеркальное рисование;
3. Рисование двумя руками
4. Поочередное рисование руками
5. Упражнения, направленные на развитие мыслительных операций,
произвольного внимания, памяти, и т.д.
6. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки.
Содержание учебного материала ориентировано на возрастные особенности детей, и проводятся с применением разнообразных педагогических форм и методов:
- беседа, рассказ;
- эксперимент;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание образцов, схем;
- практические занятия;
- выставки детского творчества.
В основе образовательного процесса лежат следующие педагогические принципы:
- уважения личности ребёнка;
- деятельности (на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний)
- креативности (создание условий для творческой активности детей)
- вариативности (свобода выбора ребёнком способов решения творческих задач)
Каждое занятие проводится таким образом, чтобы ребенок «взял» из него как можно больше и как можно лучше у него получалось. В первый год даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости, рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное.
На протяжении всего года занятия не сводятся только к рисованию картин, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.
Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.
В результате целенаправленной работы дети к шести годам овладевают такими техниками, как рисование в «П-режиме», рисование с применением различных техник (ватные палочки, пленка, фольга, малярная кисть); получают навыки бережного и экономного расходования материалов, культуры труда, проявляя выдумку, фантазию, старательность, аккуратность, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.
Дети становятся более уверенными в своих силах, самостоятельными, общительными; совместная деятельность воспитывает взаимопонимание и уважение, дружбу и взаимовыручку, влияет на формирование многих моральных качеств личности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 5 до 7 лет. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий
Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность одного занятия- 30 минут.
Форма организации образовательного процесса - групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Занятия проводятся во вторую половину дня после сна.
В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал. Все занятия проводятся в игровой форме.
Предполагаемые результаты обучения.
Ожидаемый результат:
• Снятие детских страхов;
• Развитие уверенности в своих силах;
• Развитие пространственного мышления;
• Умения свободно выражать свой замысел;
• Побуждение детей к творческим поискам и решениям;
• Умения детей работать с разнообразным материалом;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие творческих способностей, воображения и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
Годовое тематическое планирование
ИЗО кружка
«Мы-художники»
на 2023-2024 учебный год.
сентябрь | ||||
№ недели | Кол-во занятий | Тема | Цель | Форма |
1 | 01.09-03.09 | Все о правополушарном рисовании | Знакомство детей с правополушарным рисованием | Беседа тренинг |
2 | 06.09- 10.09 | « Небо» | Умение передавать свое видение картины. Развитие творческих способностей | Ясное хмурое |
3 | 13.09- 17.09 | Картинка про лето. | Развивать умение отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы. Развивать образное восприятие, | Рисование акварельными красками Летний пейзаж |
4 | 20.09-24.09 | «Мое жаркое лето» | Развивать умение отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы. Развивать образное восприятие, | Рисование гуашью Летний пейзаж |
5 | 27.09- 01.10 | «Чего не хватает у каждого из этих предметов» | Учить, называть, находить и соотносить части знакомых предметов. Развивать мелкую моторику. | Дорисовывание рисунка |
октябрь | ||||
№ недели | Тема | Цель | Материал и оборудование | |
6. | 04.10- 08.10 | Виды фонов в правополушарном рисовании | Развивать умение грунтовку, фон: вертикальный ,круговой, радужный | Гуашь. Листы формата А5 |
7. | 11.10- 15.10 | Осенний пейзаж | Создать грунтовочный слой, горизонтальный фон, создание листвы способом тычка | ватные палочки, гуашь, губка, кисти |
8. | 18.10- 22.10 | «Под дождем» | Развивать умения создавать грунтовочный слой, выполнять вертикальный фон, прорисовать мелкие детали | Гуашь, сочетание цветов, губка, кисти |
9. | 25.10- 29.10 | «Лунный кот» | работа дальним планом, круговой фон, набрызг. Холодные цвета. | гуашь, губка, кисти. |
ноябрь | ||||
№ недели | Тема | Цель | Материал и оборудование | |
10. | 01.11-05.11 | «Золотая рыбка» | Закреплять умение создавать фон, грунтовку, делать блики и тени | Рисование гуашью, пальцами,кисточками |
11. | 08.11- 12.11 | «Совушка». | Развивать умение сочетать цвета, работать с дальним планом | Ватные палочки, кисти, ватные палочки |
12. | 15.11- 19.11 | «Таинственная ночь» | Развивать умение сочетать цвета, выполнять грунтовку и круговой фон. | кисть, губка, ватные палочки |
13. | 22.11- 26.11 | «Сказочное дерево» | Развитие умения делать дальний и передний план, создать композицию. | кисть, губка, ватные палочки |
декабрь | ||||
14. | 29.11- 03.12 | «Зимнее солнце» | Развивать у детей умение передавать настроение рисунку, научить наложить блики и тени | губки, кисти и гуашь |
15. | 06.12-10.12 | «Звездная ночь». | Способствовать развитию концентрации внимания, памяти. Пейзаж | ватные палочки |
16. | 13.12- 17.12 | «Северное сияние» | Продолжать формировать умения создавать грунтование, выполнение набрызг и тычкованиее кругового фона, | Рисование пальчиками, ватными палочками, кисточками |
17. | 20.12- 24.12 | «Снегирь» | Умение передавать тени, использовать теплую и холодную цветовую гамму. | Рисование пальчиками, ватными палочками, кистью. |
18. | 27.12- 31.12 | «Новый год». | развивать умение делать круговой фон, дальний план. | пальчиковый рисунок, техника набрызг, ватные палочки |
январь | ||||
19. | 11.01- 14.01 | «Рождество» | Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Самостоятельно делать фон и передний план | пальцы рук, кисти |
20. | 17.01- 21.01 | «Любопытный пингвинёнок». | Формировать осознанное восприятие; выполнение грунтовки, кругового фона | кисть. |
21. | 24.01- 28.01 | «Снегурочка» | Продолжать знакомить детей с понятием «холодные цвета». Закреплять умение рисовать с натуры. Развивать творчество, фантазию | кисть, ватные палочки |
февраль | ||||
22. | 31.11- 04.02 | «Непоседа» | Развивать умение делать грунтовку, фон. Развитие сюжета | мятая бумага, кисточки |
23. | 07.02- 11.02 | «Снег в горах». | Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, развивать умение грунтовать, делать фон, передний, и дальний планы. | кисть |
24. | 14.02- 18.02 | «Ветка рябины зимой» | Формировать умение передавать характерные особенности веток и ягод, выполнять круговой фон. | кисть |
25. | 21.02- 25.02 | Портрет папы | Развитие зрительного внимания и памяти, выполнение фона в технике набрызга | кисть |
март | ||||
26. | 28.02- 04.03 | «Мартовские котики» | Развивать самостоятельность, внимательность к детализации картины, радужный фон, способы тычкования, отпечатывания. | кисть, пальчики, ватные палочки, кусочек моркови |
27. | 07.03-11.03 | «Цветы для мамы». | Развивать умение делать вертикальный фон, использовать цветовые переходы | губка, кисть |
28. | 14.03- 18.03 | «Весенние деревья» | Умение передавать свое видение пейзажа. Развитие творческих способностей. | кисть |
29. | 21.03- 25.03 | «На пруду» | Выполнение горизонтального фона, работа с дальним, передним планом. | кисти |
30. | 28.03- 01.04 | «Сакура» | Закрепить знание о пейзаже. Выделение линии горизонта, изображение гор и деревьев. | кисти |
апрель | ||||
31. | 04.04- 08.04 | Ракета в космосе | Рассказать детям о первом человеке, полетевшем в космос, – Юрии Гагарине. Совершенствовать умение рисовать ракету красками. Развивать творческие способности. | кисть, губка. |
32. | 11.04- 15.04 | «Космос, планеты» | Развивать воображение., продолжать совершенствовать в умении делать фоны, звезды. | Ватные палочки, губки, кисти. |
33. | 18.04- 22.04 | «Звёздное небо» | Продолжить развивать умение делать фоны, прорисовки деталей | Кисточки |
34. | 25.04- 29.04 | «Дельфины» | Развитие умения составлять композиции, пользование теплыми тонами, прорисовки деталей | Кисточки |
май | ||||
35. | 02.05-06.05 | «День Победы» | Развитие умения делать натюрморт, горизонтальный фон | Кисть |
36. | 09.05-13.05 | «Цветущие сады» | Закреплять умение изображать картины природы, выполнять круговой фон , работа с планами | Пальчики, кисточки, ватные палочки |
37. | 16.05- 20.05 | «Букет цветов» | Развивать умение создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме. | кисточки, губки |
38. | 23.05- 27.05 | «Любимый край» | Развитие творческих способностей, прорисовывание деталей. | кисти. |
39 | 31.05 | Подведение итого года. | ||
Мониторинг освоения детьми планируемых результатов.
1.Качество выполнения отдельных элементов | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Детали выполнены с большим дефектом, не соответствуют образцу. | Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца. | Детали выполнены аккуратно, соответствуют образцу. |
2.Качество готовой работы | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Работа выполнена неаккуратно, не соответствует образцу. | Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить. | Работа выполнена аккуратно, в соответствии с образцом. |
3.Организация рабочего места. | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места. | Готовит и убирает рабочее место при помощи педагога. | Самостоятельно готовит и убирает рабочее место. |
4.Степень самостоятельности выполнения работы. | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Работа выполнена полностью под контролем педагога. | Работа выполнена с небольшой помощью педагога. | Работа выполнена полностью самостоятельно. |
5.Знание материалов и инструментов. | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Не знает названия инструментов. | Называет не все инструменты, обращается за помощью к педагогу. | Самостоятельно называет инструменты и материалы, используемые в работе, знает правила работы с ними. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика правополушарного рисования как основа развития творческой личности: https://school-science.ru/7/16/39540
2. Как переключиться на творчество: тренировка правого полушария от Бетти Эдвардс: https://4brain.ru/blog/правополушарное-рисование/
3. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения: https://fb.ru/article/221918/pravopolusharnoe-risovanie-metodika-tehniki-i-uprajneniya
1. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения
Искусство и развлечения Искусство Авт. Анастасия Истомина, 2015г.
2. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.
4. 3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
5. 4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для
воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
6. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.:
«Карапуз», 2009
7. И. Лыкова «Цветная мозаика» М. ,2000.
8. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
Критерии оценки достижений воспитанников
Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
— высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период, употребляет профессиональные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием (3 балла);
—средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; он сочетает профессиональную терминологию с бытовой (2 балла);
— низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, избегает употреблять профессиональные термины (1 балл).
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
—высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями, предусмотренными программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества (3 балла);
—средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 70-50%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца (2 балла);
—низкий уровень — обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога (1 балл).
Критерии оценки достижений обучающихся:
—высокий уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (3 балла);
—средний уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (2 балла);
—низкий уровень — являлся участником конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального, муниципального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (1 балл).
Тема 1. Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах».
Теория Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.
Практика. Выполнение рисунка «В жарких странах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти.
Тема 2. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море».
Теория Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Передний и дальний планы. Тень.
Практика. Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (парусники, птицы, остров, дерево) и пальцев (облака, скала).
Тема 3. Радужный фон картины. «В горах».
Теория Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень.
Практика. Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на горах).
Тема 4. «Дельфины».
Теория Композиция. Теплые цвета. Линия горизонта. Передний и дальний планы. Свет и тень. Блики.
Практика. Выполнение рисунка «Дельфины» гуашью: создание грунтовочного слоя, линия горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, прорисовка солнца и бликов на воде, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (дельфины, пальмы) и пальцев (земля).
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (12 часов)
Тема 1. Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж».
Теория Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Тень.
Практика. Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти, создание листвы способом тычка (с помощью ватных палочек).
Тема 2. Создание вертикального фона. «Под дождём».
Теория Вертикальный фон. Сочетание цветов.
Практика. Выполнение рисунка «Под дождём» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей (глаза, нос, усы).
Тема 3. Создание кругового фона. «Таинственная ночь».
Теория Круговой фон. Сочетание цветов.
Практика. Выполнение рисунка «Таинственная ночь»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним планом с помощью кисти (ветки), прорисовка листьев методом тычка (с использованием ватных палочек).
Тема 4. Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга.
Теория Круговой фон. Сочетание цветов. Техника набрызга. Контур. Холодные цвета. Контраст.
Практика. Выполнение рисунка «Лунный кот»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, набрызг (звёзды на небе), работа с передним планом с помощью кисти (кот).
Тема 5. Круговой фон. «Совушка».
Теория Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов.
Практика. Выполнение рисунка «Совушка»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (сова) и ватных палочек (листья на ветке).
Тема 6. Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево».
Теория Композиция. Фон. Сочетание цветов.
Практика. Выполнение рисунка «Сказочное дерево»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью техники монотипия (наложение и смешение цветов на листе бумаги, перенос краски на лист рисунка с помощью наложения листов), работа передним планом (дерево) с помощью кисти методом переворачивания листа, рисование ватными палочками (спиралевидные узоры на ветках).
РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (10 часов)
Тема 1. Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце».
Теория Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики.
Практика. Выполнение рисунка «Зимнее солнце» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки и кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов и тени пальцами.
Тема 2. Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь».
Теория Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики.
Практика. Выполнение рисунка «Звездная ночь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного и горизонтального фона с помощью пальцев, работа с дальним планом (звезды с помощью ватных палочек), работа с передним планом с помощью кисти (дом), наложение бликов, теней пальцами, дыма из трубы – ватными палочками.
Тема 3. «Снегирь».
Теория Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Передний и дальний планы. Тени.
Практика. Выполнение рисунка «Снегирь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (снегирь, ветви) и ватных палочек (грозди рябины).
Тема 4. «Новый год».
Теория Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний планы.
Практика. Выполнение рисунка «Новый год» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с фоном (техника набрызг – изображение звезд), с дальним планом с помощью кисти (ель) и ватных палочек (игрушки), работа с передним планом кистью (рисование окна).
Тема 5. «Рождество».
Теория Натюрморт. Круговой фон. Тень, блики.
Практика Выполнение рисунка «Рождество» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом кистью (свечи) и пальцами (игрушки, тени, блики).
2 МОДУЛЬ «Интуитивная живопись» (40 часов)
РАЗДЕЛ 1. Виды фонов в правополушарном рисовании (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Теория Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Практика. Беседа.
Тема 2. Виды фонов в правополушарном рисовании.
Теория Грунтовка. Фон: вертикальный, горизонтальный, диагональный, радужный, круговой. Теплее и холодные цвета.
Практика. Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизонтальный, диагональный, радужный и круговой фоны в теплой и холодной цветовых гаммах.
РАЗДЕЛ 2. Как прекрасен этот мир, посмотри! (12 часов)
Тема 1. «Северное сияние».
Теория Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Тень. Набрызг. Тычкование.
Практика. Выполнение рисунка «Северное сияние» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, набрызг и тычкование (звёзды), работа с передним планом (ели) с помощью кисти
Тема 2. «Любопытный пингвинёнок».
Теория Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень.
Практика.Выполнение рисунка «Любопытный пингвинёнок» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование головы и туловища пингвинёнка из круга и овала, прорисовывание деталей) с помощью кисти.
Тема 3. «Золотые рыбки».
Теория Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Тени, блики. Круговой фон. Набрызг.
Практика. Выполнение рисунка «Золотые рыбки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, изображение бликов и теней тёмными и белыми пятнами (набрызг), работа с передним планом (рисование рыбок) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 4. Рисование смятой бумагой. «Непоседа».
Теория Сюжет. Круговой фон. Тени, блики. Детализация.
Практика. Выполнение рисунка «Непоседа» гуашью: выполнение фона с помощью смятой бумаги, работа с передним планом (дерево, ветка, фигура кота ил круга и овала, детализация фигуры уши, лапки, хвост, глаза, нос, усы) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 5. Рисование отпечатками. «Светлячки»
Теория Пейзаж. Техника отпечатывания. Тычкование. Тени, блики. Детализация.
Практика. Выполнение рисунка «Светлячки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона пальцами, тычкование (звёзды), техника отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови); работа с передним планом (трава) с помощью кисти, тычкование ватными палочками (светлячки).
Тема 6. Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная семейка».
Теория Портрет. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация.
Практика. Выполнение рисунка «Дружная семейка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона техникой набрызга, работа с фигурами кота и котёнка –от общего к частному, от целого к детализации (работа кистью).
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (18 часов)
Тема 1. «Мартовские котики».
Теория Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный фон. Тень, свет. Набрызг. Тычкование. Отпечатывание. Детализация.
Практика.Выполнение рисунка «Мартовские котики» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью пальцев, тычкование (звёзды), работа с дальним планом в технике отпечатывания (луна с помощью кусочка моркови) и передним планом (крыши домов, фигурки котиков из геометрических фигур – круга и овала, детализация) с помощью кисти.
Тема 2. «Цветы для мамы».
Теория Цветовые переходы. Вертикальный фон. Тень, свет.
Практика. Выполнение рисунка «Цветы для мамы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с передним планом (прорисовка тюльпанов).
Тема 3. «Весенние деревья».
Теория Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.
Практика.Выполнение рисунка «Весенние деревья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью тычкования).
Тема 4. «На пруду».
Теория Пейзаж. Линия горизонта. Свет, тень, блики.
Практика. Выполнение рисунка «На пруду» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (изображение воды, бликов) и передним планом (трава, камыши) кистью и пальцами.
Тема 5. «Сакура».
Теория Пейзаж. Линия горизонта. Дальний и передний планы. Горизонтальный фон. Тычкование. Отражение, блики.
Практика. Выполнение рисунка «Сакура» гуашью: создание грунтовочного слоя, выделение линии горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа над изображением гор и деревьев и их отражением в воде кистью и ватными палочками.
Тема 6. «Космос».
Теория Пейзаж. Горизонтальный фон. Тычкование и набрызг.
Практика. Выполнение рисунка «Космос» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (техниками набрызг и тычкование) и передним планом.
Тема 7. «Цветущие сады».
Теория Пейзаж. Круговой фон. Тычкование.
Практика. Выполнение рисунка «Цветущие сады» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 8. «Волшебный луг».
Теория Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний план. Сочетание цветов. Композиция.
Практика. Выполнение рисунка «Волшебный луг» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с дальним (небо) и передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 9. «Одуванчики».
Теория Пейзаж. Радужный фон. Композиция. Тычкование.
Практика. Выполнение рисунка «Одуванчики» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение перевёрнутого радужного фона с помощью пальцев, с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (8 часов)
Тема 1. «Любимый край».
Теория Пейзаж. Контраст. Горизонтальный и диагональный фоны. Дальний и передний планы.
Практика. Выполнение рисунка «Любимый край» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального и диагонального фона кистью; работа с дальним планом (река, берег) и передним планом (трава, маки) с помощью кисти.
Тема 2. «День Победы».
Теория Натюрморт. Горизонтальный фон.
Практика. Выполнение рисунка «День Победы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона кистью; изображение букета ромашек, Георгиевской ленты, звезды.
Тема 3. «Верные друзья».
Теория Сюжет. Контраст. Силуэт. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание.
Практика. Выполнение рисунка «Верные друзья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью силуэта дерева и фигурок на качели; тычкование (светлячки).
Тема 4. «Лето! Ах, лето!».
Теория Пейзаж. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание, тычкование.
Практика. Выполнение рисунка «Лето! Ах, лето!» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью травы, цветов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружковой работы по бисероплетению («Бисеринка»)
Рабочая программа дополнительного образованиякружковой работыпо бисероплетению («Бисеринка»)...
Рабочая программа по курсу кружковой работы студии “Лесовичок”
Рабочая программапо курсу кружковой работы студии “Лесовичок”...
Рабочая программа по курсу кружковой работы «Фантазёры» .
Рабочая программа по курсу кружковой работы «Фантазёры». Изобразительное искусство....
Рабочая программа Дополнительного образования /кружковая работа/ « РОДНИЧОК»
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического о...
Рабочая программа "Весёлая азбука" (кружковое объединение)
Программа разработана на два года...
Рабочая программа по организации кружковой работы по художественно – эстетическому развитию детей 5 – 7 лет «Мастерская чудес» (тестопластика)
Рабочая программа «Мастерская чудес» имеет художественно – эстетическую направленность, она направлена на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей, ...
Рабочая программа по реализации кружковой деятельности воспитанниками 4-5 лет, срок реализации 2020-2021 учебный год
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...