Рабочая программа по курсу кружковой работы студии “Лесовичок”
рабочая программа по окружающему миру на тему
Рабочая программа
по курсу кружковой работы
студии “Лесовичок”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_lesovichok.docx | 84.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ШВАРЦЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА “РЯБИНУШКА” АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
Рабочая программа
по курсу кружковой работы
студии “Лесовичок”
Воспитатель
Воеводина Н.М.
2008г.
“Природа для нас – кладовая солнца
с великими сокровищами. И охранять
природу – значит охранять Родину”
(М.М. Пришвин)
Пояснительная записка
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощения природного слоя почвы, ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства.
Поэтому в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание как никогда является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди, понимающие важность ее охраны.
Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения. Его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят.
Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. А поскольку дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, то и одной из основных задач воспитания и образования в данном направлении является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, а также практические умения, направленные на охрану природы.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих программ:
1) С.Н.Николаевой “Программа экологического воспитания дошкольников”;
2) “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Обновление содержания ведется на основе: 1) “Методика экологического воспитания в детском саду” С.Н.Николаевой; 2) “Место игры в экологическом воспитании дошкольников” С.Н.Николаевой; 3) “Экологическое воспитание дошкольников” под редакцией Л.Н.Прохоровой; 4) “Организация экспериментальной деятельности дошкольников” под редакцией Л.Н.Прохоровой.
Программа содержит раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразие растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе.
Программа предусматривает развитие у детей (в процессе различных видов деятельности) внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также умение сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи; способствует развитию любознательности, осознанно-правильного отношения к природе.
Основной целью программы является формирование начал экологической культуры. Это – становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и сохраняющим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке.
Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, “рукотворном мире”, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика.
Задачи:
1)Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе, формируя у детей экологические знания, культуру и отношение к природе;
2)Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи;
3)Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе, воспитывая любовь к животному и растительному миру;
4)Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе, направляя их активную деятельность на осознанное отношение к природе, направляя их активную деятельность на осознанное сохранение природы родного края (поселка).
Федеральный компонент
Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная.
Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии – вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. К плохой среде обитания (загрязненным воде и воздуху), продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях.
Экологическое положение России по ряду моментов значительно хуже, чем в странах Западной Европы и Америке.
Россия является таким регионом планеты, специфика которого в большой протяженности и географическом разнообразии. Вместе с тем в природе происходит деградация почв, заиление малых рек и пресноводных водоемов; отмечается высокая концентрация вредных веществ в воздухе, воде, почве. Из-за этих нарушений природа потеряла способность к самоочищению и самовосстановлению, т.е. ее развитие идет в направлении полного разрушения.
В связи с этим, экологическое воспитание детей дошкольного возраста, как начальное звено, имеет важное социальное значение для всего общества, т.к. у детей закладываются основы экологической культуры: любовь к своей земле, живой и неживой природе; воспитывается желание беречь все окружающее нас, развивается чувство ответственности за свои действия.
Локальный компонент
Живые впечатления, которые дети получают на экскурсиях и прогулках, становятся отправной точкой для более глубокого изучения в процессе чтения, рассматривания альбомов, иллюстраций, слайдов и фильмов о живой природе.
В студии “Лесовичок” собран материал о живой природе – альбомы “Времена года”, “Лекарственные растения”, “Растения леса, сада, луга”, “Дикие и домашние животные”, “Птицы нашего леса”, “Насекомые”, “Грибы”.
Созданы условия для исследовательской и трудовой деятельности детей: подобран инвентарь, соответствующий возрасту детей (детские ведерки, грабли, метелки, тазики, палочки для рыхления, тряпочки и т.п.), пульверизаторы, ножницы, наборы стаканов, корм для животных уголка природы, различный природный материал для совместной и самостоятельной творческой деятельности детей.
В д/саду оборудован “Зимний сад”. Занятия и экскурсии, проводимые в нем, помогают не только дать детям знания, но и организовать непосредственное участие детей в ухаживании за растениями и его обитателями (речной рак, рыбки аквариумные, птицы). Тем самым расширяется объем знаний и умений дошкольников об условиях роста и развития различных объектов живой природы.
В музыкальном зале с детьми проводятся различные тематические занятия экологической направленности, развлечения, закрепляющие знания детей о природе.
В изостудии также проводятся занятия, способствующие закреплению полученных ранее знаний.
Предполагаемый результат
В различных возрастных группах к знаниям и умениям детей предъявляются следующие требования:
дети средней группы должны
знать:
- 3-4 вида домашних и диких животных (и называть их);
- о пользе и труде домашних животных и уходу за ними;
- о жизни животных (заяц, белка, еж) в природных условиях;
- части тела и их особенности;
- образ жизни животных (место обитания, способ передвижения, чем питаются и как добывают корм);
- 3-4 вида птиц (и называть их);
- 3-4 дерева, один кустарник (и называть их);
- 3-4 комнатных растения (и называть их);
- основные части растения и способ выращивания семенами;
уметь:
- наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами;
- делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире;
- правильно взаимодействовать с окружающим миром;
- узнавать по голосам 2-3 птицы;
- узнавать и называть насекомых (бабочку, жука, стрекозу, муху, пчелу);
- узнавать и называть земноводных (лягушку);
- узнавать и называть мухомор, как несъедобный гриб;
дети старшей группы должны
знать:
- несколько видов травянистых растений;
- кустарники, деревья участка детского сада;
- комнатные растения группы;
- 4-5 видов зимующих и перелетных птиц;
- диких и домашних животных, насекомых, земноводных (внешний вид, повадки, среду обитания, способы добычи корма и приспосабливаемости к сезонным изменениям);
уметь:
- ухаживать за растениями уголка природы;
- анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
- ухаживать за обитателями уголка природы;
- делать выводы о том, как человек может беречь природу;
дети подготовительной к школе группы должны
знать:
- правила поведения в природе;
- о различных природных объектах (растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах, насекомых, пресноводных и пр.);
- о Красной книге;
- планете Земля, людях различных расс, живущих на ней;
- труде взрослых в природе;
уметь:
- объяснять экологические зависимости;
- устанавливать связи и способы взаимодействия человека с природой;
- ухаживать за растениями и животными уголка природы;
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды, сезонными изменениями в природе и жизнью животных и растений;
- делать элементарные выводы и умозаключения;
- определять происхождение рукотворных предметов;
- обследовать предметы с помощью системы эталонов и перцептивных действий.
Диагностическое обследование детей по усвоению программы проводится 2 раза в год (констатирующее – сентябрь/октябрь; итоговое – май) на примере тех объектов и явлений природы, которые их окружают и хорошо знакомы
Диагностика знаний дошкольников ведется по следующим направлениям:
средняя группа:
- о животных;
- растениях;
старшая и подготовительная к школе группа:
- о животных;
- растениях;
- о временах года;
- человеке.
Содержание программы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во 2-ую половину дня.
Продолжительность занятий следующая: в средней группе – 15-20 мин; в старшей группе – 20-25 мин; подготовительной к школе – 25-30 мин.
Задачи, решаемые по данной проблеме, реализуются через занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения, экспериментальную деятельность, труд детей в уголке природы, огороде, используемые как часть занятия.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1)в изобразительной деятельности используются произведения живописи о природе по сезонам, изготовление различных изделий из природного материала;
2)на занятиях по музыкальному воспитанию с детьми разучиваются музыкальные произведения о природе, сезонных изменениях в ней, животных и пр., проводятся праздники и развлечения;
3)физическое воспитание помогает прививать детям основы здорового образа жизни на занятиях, экскурсиях, в походах и спортивных праздниках.
Широко используются произведения различных писателей, поэтов, устного народного творчества, а так же опытническая деятельность с детьми
В программе охватываются следующие разделы:
I.Многообразие растений и животных и их связь со средой обитания:
а)комнатные растения;
б)растения участка д/сада;
в)природа родного края;
г)обитатели уголка природы;
д)домашние и дикие животные;
е)животные Тульского края и среда их обитания;
ж)зимующие и перелетные птицы.
II.Рост и развитие растений и животных.
С использованием исследовательской деятельности дети получают возможность установить простейшие причинно-следственные связи, благодаря которым развиваются способности наблюдать, анализировать, обобщать.
III.Жизнь растений и животных в сообществе (взаимосвязи):
а)лес, как экосистема;
б)пруд, озеро, река, как экосистема;
в)луг, как экосистема;
г)природа родного края.
IY.Взаимодействие человека с природой.
а)человек – живое существо;
б)природопользование;
в)охрана природы;
г)природа родного края.
Формируется осознанное и бережное отношение детей к природе, ее обитателям.
Формы и методы работы с детьми
Реализация программы проводится в работе студии “Лесовичок” с использованием различных методов и приемов:
1)непосредственный контакт ребенка с объектами живой природы;
2)циклические наблюдения за объектами живой природы, практическая и исследовательская деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения;
3)занятия в “Зимнем саду”;
4)экскурсии, прогулки, мини-походы за пределы ДОУ;
5)использование дидактических игр;
6)беседы на различную тематику;
7)использование произведений искусства (картины, репродукции картин, музыкальные и художественные произведения);
8)составление экологических сказок, загадок, пословиц, рассказов из личного опыта и т.д.;
9)экологические аутотренинги;
10)ведение календаря природы;
11)тематические выставки поделок из природного материала (детских и совместных с родителями);
12)самостоятельная деятельность детей.
Для этого составлены и используются в работе картотеки
- загадок;
- стихов;
- игр;
- исследовательской деятельности.
Формы и методы работы с родителями
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут так, как окружающие их взрослые. Именно поэтому, прежде чем начинать экологическую работу с детьми, следует начинать работу с их родителями.
Работа с родителями проводится в следующих формах:
- собрания (общие и групповые) с целью информирования родителей о проводимой работе и стимулирования их активного участия в ней;
- ознакомление родителей с работой ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников (открытые занятия, различные тематические выставки, информация в “Уголке для родителей”, папки-передвижки, фотовыставки и т.д)
- организация различных мероприятий с участием родителей: праздники, открытые занятия, досуги, соревнования (в том числе с использованием их профессионального опыта, например: пожарного и т.п.);
- туристические мини-походы на природу;
- консультации на различную тематику;
- индивидуальные беседы;
- тестирование, анкетирование.
Список используемой литературы:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва, Воспитание дошкольника, 2004г.
2.Программа экологического воспитания дошкольников. С.Н.Николаева. Москва, Новая школа, 1993г.
3.Программа экологического воспитания дошкольников “Юный эколог”. С.Н.Николаева. Москва, 2002г.
4.Как приобщить ребенка к природе. С.Н.Николаева. Москва, Новая школа, 1993г.
5.Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва, Просвещение, 2000г.
6.Место игры в экологическом воспитании. С.Н.Николаева. Москва, Новая школа, 1996г.
7.Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухов. Москва, ВАКО, 2007г.
8.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под редакцией Л.Н.Прохоровой. Москва, АРКТИ, 2005г.
9.Проэктный метод в деятельности дошкольного учреждения. Л.С.Киселева, Т.А.Данилина и др. Москва, АРКТИ, 2005г.
10.Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. Ю.А.Вакуленко. Москва, Учитель, 1008г.
11.Формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста. С.Л.Авилова. Тула, 2008г.
12.Экологические занятия с детьми 5-6 лет (6-7 лет). Т.М.Бондаренко. Воронеж, 2007г.
13.Как знакомить дошкольников с природой. П.Г.Саморукова. Москва, Просвещение, 1998г.
14.Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. В.А.Дрязгунова. Москва, Просвещение, 1981г.
15.Журнал “Дошкольное воспитание”.
Средняя группа
Периоды | Блок учебной деятельности | Блок совместной деятельности | Блок самостоятельной деятельности | Работа с родителями | |
Тема занятий | Воспитательные задачи | ||||
I кв | 1.«Рассматривание клумбы» | Учить детей различать 2а цветущих растения по расцветки цветка, высоте. | Пересадка растений (календулы, астры) из грунта в цветочный горшок для наблюдений в уголке природы группы. Игра «Собери букет». | Наблюдения за цветущими растениями; выполнение аппликации «Красивый цветок» (из природного материала) | Сбор природного материала. Консультация «Ребенок и природа». |
2.«Путешествие в царство комнатных растений» | Учить сравнивать комнатные растения (сходства и различия), различать и называть части (стебли, листья, цветки, корни). Закреплять знания о необходимых для роста и развития условиях (почва, вода, тепло, свет, уход: полив, рыхление почвы, мытье листьев). | Наблюдения за ростом и развитием растений в уголке природы и «Зимнем саду». Игра «Найди растение по названию». | Аппликация и рисование на тему «Комнатные растения в нашей группе». Рассматривание альбома о растениях. | Привлечь родителей к участию в конкурсе по выращиванию одного комнатного растения для группы. | |
3. «Рассматривание осеннего дерева» | Обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Закреплять правила поведения в лесу: не ломай и не руби ветви деревьев и кустарников, ведь они живые. | Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных («Следы осени»). Д/игра «Найди в букете такой же листок». Сбор для гербария листьев деревьев. | Рисование «Мы в осеннем лесу». Аппликация «Гроздья рябины» (работа с природным материалом). | Предложить родителям принять участие в праздничном представлении с элементами театрализации «Праздник леса». | |
4.«В гостях у Сентябринки» | Уточнить представление детей о названиях, форме, вкусе, цвете и запахе овощей и фруктов, местах их произрастания. Формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу, их пользе для здоровья человека. | Наблюдение за ростом, развитием и сбором овощных культур на огороде ДОУ. Беседа «Что нам дарит осень». Игра «Узнай на вкус» (приготовление салатов из овощей). | Лепка «Фрукты». Игра «Огородная-хороводная». Загадывание загадок об осени, овощах и фруктах (см. приложение № 2) | Предложить родителям принять участие в проведении выставки совместных поделок с детьми «Дары природы». | |
II кв | 1. «Как живут растения зимой» | Обобщить представление детей о приспособляемости растений к разным сезонным изменениям (сбрасывание листвы, прекращение роста и развития). Развивать умение устанавливать простейшие связи о зависимости состояния растений от условий среды. Закреплять правила поведения в природе: не оставлять мусор в местах отдыха. | Наблюдения за состоянием растений участка. Беседы «О чем грустит растение», «С кем дружит ель?» Чтение произведения Е.Трутневой «Ель». Игра «Составь картину». Опыт: выяснить потребность растений в свете (помещение в темное и светлое места). | Полив растений в уголке природы, “Зимнем салу”. Отгадывание загадок. Размещение в уголке по ИЗО трафаретов птиц, тонированную бумагу с контурами кустарника, деревьев, домов для изображения зимних пейзажей. | День открытых дверей “Через добрые дела можно стать юным экологом”. Цель: знакомство родителей с экологической комнатой ДОУ (“Зимним садом”), уголком природы группы. Подведение итогов конкурса по выращиванию комнатных растений. |
2.“Наблюдение за воробьем и вороной” | Расширять знания детей о жизни птиц зимой, их внешнем виде, питании. Закреплять знания о способах передвижения, внешнем виде обозначенных птиц. Воспитывать любознательность, сочувствие, заботливое отношение к “братьям нашим меньшим”. Закреплять правила поведения в природе: птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте. | Беседа на тему: “Как помочь птицам зимой” (изготовить и разместить на улице кормушки, подкармливать птиц). Наблюдения за птицами уголка природы. Ведение календаря природы. Чтение произведений: Г.Скребицкий “Воробей”, “Ворона”; Н.Яшин “Покормите птиц зимой”. Игра-инсценировка по стихотворению А.Пчельниковой “Птичка” | Рассматривание альбома “Птицы в нашем лесу”, набора открыток “Птицы России”. Разучивание песенок, потешек о птицах; отгадывание загадок (см. Приложение № 2). Лепка “Птички”. | Привлечь родителей к совместному с детьми изготовлению кормушек для птиц. | |
3. “На бабушкином дворе”. | Конкретизировать представления детей о домашних животных. Дать первоначальные представления об их образе жизни и приносимой пользе. Вызвать интерес к животным, желание ухаживать за ними, развивать речь и мышление. | Наблюдения за кошкой, собакой. Беседа “Домашние животные - друзья человека”. Игра “Кто чей детеныш?”. Игра “Хорошо-плохо”. | Рисование на тему “Мое домашнее животное”. Рассматривание альбома “Дикие и домашние животные”. Разучивание потешки “Пошел котик на торжок”. Лепка “Угощение для зверюшек”. | Оформление консультации “Зверек в доме”. | |
4. “Колобок удивляется”. | Уточнить знания детей о лесе и его обитателях; познакомить с жизнью лесных растений и животных зимой. Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому. Развивать речь, воображение, эстетический вкус. | Экскурсия в лесную зону. Беседы о зимнем лесе (лес, как пример сообщества): “Почему звери зимой меняют шубки?”, “Как медведь готовится к зиме?” Совместно готовить корм для птиц. Д/игра “У каждого свой дом”. Рассматривание картин о животных. | Используя модели трудового процесса , побуждать детей к самостоятельному уходу за комнатными растениями. Д/игра “Найди пару”. Изготовление моделей (медведь в берлоге, жук в коре) для закрепления знаний детей об условиях жизни зверей, насекомых в холодное время года. | Анкетирование для родителей “А у вас какая елка?” | |
III кв | 1.“Огород на окне”. | Учить детей ставить перед собой цель подготавливать инструменты, рабочее место и убирать все за собой. Закреплять знания о строении луковицы, условиях для роста и развития растений, находящихся в них витаминах и других полезных веществах, необходимых человеку. | Беседа о здоровом образе жизни, пользе витаминов. Уход за растениями уголка природы, огорода на окне. Зарисовывание этапов прорастания лука в баночках с водой и в почве. Чтение произведения Л.Толстого “Пришла весна”. Игра “Съедобное-несъедобное”. | Выложить для свободного пользования разрезные картинки с изображениями овощей и фруктов. Игра “Четвертый лишний”. | Оформление папки-передвижки “Ваше здоровье”. |
2.“Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями” | Познакомить детей с новыми комнатными растениями (геранью душистой и геранью обыкновенной) и их размножением с помощью побегов. Способствовать пониманию о роли растений в природе и жизни человека. Закреплять знания о частях растений, их функции; влиянии света, тепла и воды на жизнь растений; способы ухода за растениями. | Наблюдения за комнатными растениями. Уход за ними, пересадка. Разучивание песенок-потешек, закличек о весне Отгадывание загадок о растениях. Чтение произведений: В.Бианки “Лесная газета” С.Маршак “Весенняя песенка”, И.Беляков “Подснежник проснулся”. Ведение календаря природы. Опыт: появление у веточек деревьев, поставленных в воду (при разных условиях), листьев и корней. | Рассматривание альбома “Цветы нашего сада”. Ниткография “Цветы”. Работа с природным материалом – составление композиции “Цветы”. | Групповая выставка рисунков “Мое любимое комнатное растение”. | |
3.“Мишутка знакомит с растениями-медоносами и медом” | Уточнить представления детей о меде, его свойствах; о растениях-медоносах и насекомых, его собирающих. Развивать память, речь детей и словарный запас. Воспитывать бережное отношение к растениям. Закреплять известные правила поведения в природе. | Знакомство с Красной книгой, охраной редких растений. Наблюдения за насекомыми (перелетом пчел с цветка на цветок). Д/игра “Что изменилось с приходом весны?” Отгадывание загадок. Составление экологической сказки “Полет пчелы”. | Рассматривание альбомов “Насекомые”, “Дикие и домашние животные”, “Птицы в нашем лесу”, “Цветы сада”. Рисование “Моя цветущая полянка”. Изготовление поделок из природного матери- ала “Веселая пчелка”. | Приглашение родителей на субботник “Весну встречаем чистотой”. Выпуск листовок “Берегите первоцветы”. | |
4.“Экскурсия к цветущим плодовым деревьям” | Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе (набухают почки на деревьях и кустарнике, появляются листья и цветы и т.д.), о взаимосвязи растений и насекомых. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Цикл наблюдений за состоянием растений (в живой природе и уголке природы группы) в весенний период. Провести сравнения: дерево-куст, куст-трава. Чтение произведений: В.Степанов “Летающий цветок”, М.Пришвин “Золотой луг”. | Самостоятельное рассматривание детьми цветущих растений: плодовых деревьев, первоцветов. Рассматривание иллюстраций “Цветущие растения”, картины Канчаловского “Сирень белая и розовая”. Составление рассказов о весне по опорным картинкам. | Проведение родительского собрания на тему: “Природа в воспитании добрых чувств у детей”. Оформление консультации “Почему дети обижают насекомых?” |
Старшая группа
Периоды | Блок учебной деятельности | Блок совместной деятельности | Блок самостоятельной деятельности | Работа с родителями | |
Тема занятий | Воспитательные задачи | ||||
Сентябрь | 1.“Ржаной и пшеничный хлеб” | Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел на стол. Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и подвести к пониманию того, что труд каждого человека делает нашу жизнь, страну лучше и богаче. | Экскурсия на хлебное поле. Заучивание пословиц о хлебе: - хлеб - всему голова; - хлеб – наше богатство. Чтение рус.нар.сказки “Колосок”. Д/игры “Узнай на вкус”, “Скажи иначе”. Опыт: посев семян овса на корм птичкам уголка природы. | Рассматривание гербария с колосьями ржи, пшеницы, овса; картины И.Шишкина “Рожь”. Лепка из теста “Бублики, пряники, печенье”. | Оформление консультации на тему: “Труд дошкольников в природе”. |
2.“Экскурсия в осенний парк” | Формировать представления о первых осенних изменениях в живой природе (листья меняют свою окраску – деревья готовятся к зиме). Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. Познакомить с ролью человека в природоохранительной работе | Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осматривание территории д/сада и сбор мусора. Беседа “Куда и почему улетают птицы”. Д/игры “Кто скорее соберет ...”, “К ... дереву беги!” Опыт с растениями по определению необходимых для их роста условий. | Рассматривание картины И.Левитана “Золотая осень”, альбомов “Времена года”, “Дикие и домашние животные”, “Насекомые”. Д/игра “Ботаническое лото”. Рисование на тему “Золотая осень”. . | Предложить родителям принять участие в сборе природного материала. | |
3.“Тайны русского леса” | Уточнить представления детей о том, что такое природа. Расширять знания о лесе (березовая роща, дубрава, сосновый бор, ельник, смешанный лес). Воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе. Закреплять правила поведения в природе. | Наблюдения за состоянием деревьев и кустарников участка. Рассматривание репродукций картин И.Левитана “Березовая роща”, И.Шишкина “Утро в сосновом бору”, Александрова “Дубрава”. Чтение произведений: М.Пришвин “Моя Родина”, И.Никитин “Лес”. | Выполнение аппликации из листьев растений “Листопад”. Игра “Собери красивый букет из листьев”. Изготовление игрушки “Лесовичок” из природного материала | Пригласить родителей принять участие в осеннем празднике. | |
4.“Овощи и фрукты на нашем столе” | Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах их использования в пищу. Закреплять представление о значении свежих плодов для здоровья людей. Учить приготовлению салата. Знакомить с трудом людей по сбору урожая в садах и огородах. | Наблюдение за ростом и развитием овощных культур на огороде ДОУ. Приготовление салатов из овощей и фруктов. Рассматривание картин “Сад”, “Огород”. | Д/игры “Что сажают в огороде?”, “Опиши, мы отгадаем”. Лепка “Овощи и фрукты” | ||
Октябрь | 1.“Комнатные растения в русской горнице и в наше время” | Закреплять знания детей о том, что человек – часть природы, поэтому должен заботиться обо всех растениях планеты. Расширять знания о комнатных растениях; упражнять в сравнении-описании их. Развивать умение находить нужные обобщающие слова. | Цикл наблюдений за комнатными растениями и уход за ними. Д/игра “Что изменилось”. Хороводная игра “Лети листок ко мне в кузовок”. Опыт: влияние тепла, света и воды на жизнь растений. Чтение произведений: Е.Благинина “Осень”, Э.Машковская “Дело к зиме”. | Рассматривание альбомов “Комнатные растения”, “Времена года”. Поощрять стремление детей отражать в рисунках приметы золотой осени. Изготовление поделок из природного материала. Игра “Отгадай загадку” (о растениях). | Оформить консультацию “Радость общения с природой”. |
2.“Путешествие в грибное царство” | Познакомить детей с грибами (внешний вид, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для их роста и развития. Обогащать словарный запас словами “подосиновик”, “подберезовик”, “грибница”, “вешенка”. | Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Сбор мусор на территории ДОУ. Отгадывание загадок про грибы. Закрепление правил их сбора. Чтение произведений: В.Бианки “Паучок-пилот”, М.Михалков “Лесные хоромы”. | Рассматривание набора открыток: “Грибы”, муляжей грибов. Изготовление поделок из природного материала “Грибная полянка”, “Дружные опята”. Разучивание пословиц и поговорок об осени и ее дарах. | ||
3.“Какие бывают насекомые” | Систематизировать представления детей о многообразии насекомых. Воспитывать интерес к насекомым и бережное отношение к ним. | Исследовательская деятельность по теме: “Поиск насекомых в природе”. Знакомство с правилами поведения в природе: - не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков; - в лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву (от этого погибают насекомые и растения). Игра “Загадайте, мы отгадаем”. Чтение произведений: В.Бианки “Паучок-пилот”, Г.Глушев “Кузнец и кузнечики”. | Рассматривание альбома “Насекомые”. Поделки из природного материала “Веселый паучок”. | Викторина для родителей “Поговорим о насекомых”. Игра “Таинственные превращения”. | |
4.“Лекарственные растения” | Познакомить детей со свойствами некоторых лекарственных растений, способами их применения для укрепления здоровья человека. Формировать у детей умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. | Беседа о лекарственных травах. Знакомство с правилами сбора лекарственных растений. Д/игры “Узнай и назови”, “Айболит в гостях у детей”. Чтение стихотворения “На лугу растут...” | Рассматривание гербария “Лекарственные растения нашего края”. Самостоятельные наблюдения детей: за посевами овса, “живыми барометрами” Игра “Загадай загадку о растении”. | Привлечь родителей к изготовлению мешочков с лекарственными травами. | |
Ноябрь | 1.“Уходит осень золотая” | Обобщить и систематизировать знания детей об осени | Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Уход за комнатными растениями уголка природы. Разучивание пословиц об осени. Чтение произведений Н.Сладкова “Почему ноябрь пегий”, “Лесные шорохи”. | Рассматривание альбомов “Времена года”, “Когда это бывает?” рисование на тему: “Золотая осень”. Разучивание стих-ий А.Плещеева “Осень наступила” и А.Пушкина “Уж небо осенью дышало”. | Оформить консультацию для родителей “За разгадками названий растений”. |
2.“Перелет птиц” | Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Учить доброжелательному, бережному отношению к природе, птицам. | Цикл наблюдений за птицами. Уход за пернатыми обитателями уголка природы и “Зимнего сада”. Игра “Птички на кормушке”. Опыт: как быстро находят птицы корм в кормушке, что больше любят. Чтение произведений: С.Михалков “Птичья столовая”, Б.Скребицкий и В.Чаплина “Появились синички”. | Рассматривание альбома “Птицы нашего леса”. Слушание муз.произведений “Голоса птиц”. Закреплять правила поведения в природе. | ||
3.“Кто живет в нашем аквариуме?” | Вспомнить названия всех обитателей аквариума. Отметить общую красоту, привлекательность оформления аквариума. Закреплять знания о рыбах и условиях их жизни в аквариуме (строение тела, условия жизни и уход за аквариумом). Развивать логическое мышление, интерес ко всему живому, окружающему нас. | Наблюдения за рыбками в аквариуме. Беседы: “Как правильно кормить рыбок”, “Как правильно чистить аквариум”, “Где рыбке лучше живется – в реке или аквариуме?” | Рассматривание открыток “Рыбки”. Отгадывание загадок о рыбах и других речных обитателях. Аппликация из природного материала на тему: “Золотая рыбка”. | Консультация “Природа родного края”. | |
4.“Как лесные звери (медведь и белка) готовятся к зиме” | Дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных (белка и медведь приспособлены к жизни в лесу). Развивать представления о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме, сочувствие к животным. | Беседа о роли сезонных изменениях в жизни животных. Рассматривание картин: И.Шишкин “В сосновом бору”, из серии “Дикие животные”. Чтение произведения В.Бианки “Готовятся к весне”. Драматизация рус.нар.сказки “Теремок”. Опыт: выявление действий органов чувств у животных (кошки). | Рассматривание альбома “Дикие и домашние животные”. Лепка “Угощение для зверюшек”. Поделки из природного материала “Ежик”. | ||
Декабрь | 1.“Человек – часть природы” | Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (они – единое целое). Совершенствовать речь детей, развивать фантазию. Воспитывать чуткость, аккуратность и желание быть здоровыми. | Беседа о здоровом образе жизни, о соблюдении режима дня; нужно ли человеку готовиться к зиме. Д/игры “Айболит в гостях у детей”, “Природа и человек”. Рассматривание альбомов и таблиц о жизни человека. Опыт: выяснение причины храпа человека. | Игра-имитация по стихотворению Э.Машковской “Нос, умойся”. Игра “Свет мой, зеркальце, скажи”. Рисование на тему: “Моя семья”. | Привлечь родителей к изготовлению чесночных медальонов для детей. |
2.“Станем юными защитниками природы” | Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных. Воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать. Познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели. | Провести цикл наблюдений за елью. Ухаживание за растениями уголка природы, “Зимнего сада”. Д/игра “Угадай, от какого дерева листок”. Чтение сказки С.Михалкова “Елочка”. | Рисование детьми плакатов в защиту ели, диких животных. Придумывание загадок про елочку. Закрепление правил поведения в природе. | Предложить родителям принять участие в рисовании плакатов на заданную тематику. | |
3.“Как люди помогают лесным обитателям” | Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу зимой; о лесниках и их природоохранительной деятельности (зимнее подкармливание диких животных). Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям, желание совершать добрые, хорошие поступки. | Проведение беседы на тему: “Почему звери меняют шубки к зиме”. Утепление снегом корней деревьев и кустарников. Уход за растениями и животными уголка природы. Работа с календарем природы. Опыт: “Найди травку под снегом, как она зимует”. Д/игра “Найди пару”. Закрепление правил поведения в природе. | Рассматривание альбома “Времена года”, репродукций картин “В зимнем лесу”, “Помощь зимующим птицам”. Д/игра “Детки на ветке”. Рисование на тему: “Деревья в инее”. | ||
4.“Птичья столовая” | Учить детей доброте, приучая заботиться о зимующих птицах. Дать им элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Способствовать умению испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. | Провести цикл наблюде-ний за птицами. Д/игр “Птичья столовая”. Составление коллективного письма снегирю. Разучивание с детьми песни “Птичий обед” на муз. М.Жилинского. Загадывание загадок о птицах. Закрепление правил поведения в природе. | Рассматривание детьми иллюстраций и альбома о птицах. Разместить трафареты с изображением птиц в уголке по изодеятельности для свободного рисования. Выполнение поделки из природного материала “Волшебные птицы”. | Оформить консультацию на тему: “Роль природы в воспитании добрых чувств у детей”. | |
Январь | 1.“Наши четвероногие друзья” | Формировать у детей представление о том, что собака – умное преданное хозяину домашнее животное, ее можно дрессировать, многому научить. Воспитывать интерес к эти животным, умение правильно обращаться с ними. | Проведение цикла наблюдений за животными. Уход за обитателями уголка природы. Опыт: как кошка чистит свою шерстку. Отгадывание загадок о животных. Разучивание потешек, пословиц о животных. Закрепление правил поведения в природе. Игра “Лохматый пес”. Чтение произведения Н.Носова “Бобик в гостях у Борбоса”. | Рассматривание альбома “Домашние животные”, репродук-ции “Собака со щенками”, цветных иллюстраций с изображением разных пород собак. Лепка “Мой четвероногий друг”. | Оформление консультации “Если в доме собака”. |
2.“Дикие животные” | Уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, лося и способах их самозащиты от врагов. Воспитывать интерес к жизни животных, добрые чувства. | Беседа на тему: “Эти удивительные животные”. Чтение рассказов о диких животных из книги “Знакомим дошкольников с миром животных”. Опыт: посев овса – зеленой подкорми для животных и птиц. Игра “Придумай фантастическое животное, которое сможет победить Кощея Бессмертного”. Наблюдения за сезонны-ми изменениями в природе. | Рассматривание альбома “Дикие животные”. Чтение стихов о животных. Отгадывание загадок о них. Работа с природным материалом по изготовлению композиции “Лесной зверек”. | ||
3.“Экзотические животные” | Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных. Углубить представления о льве, тигре, слоне, обезьяне, кенгуру. Развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них. Воспитывать доброе и чуткое отношение к животным. Дать сведения о заповедниках и зоопарках. | Чтение детям книги “Экология в картинках”. Провести беседу на тему: “Кто кого боится?”. Отгадывание загадок о животных. Чтение рассказов Л.Толстого “Лев и собачка”, Б.Житкова “Про обезьянку”, “Про слона”. Обозначить закон природы: все животные приспосабливаются к среде обитания. | Рассматривание иллюстраций о животных, репродукций “Львы”, “Тигры”, “Обезьяны”, “Слоны”, “Кенгуру”. Рисование на тему: “Зоопарк”. | Анкетирование родителей “Проверьте свои знания по экологии” | |
Февраль | 1.“Вершки и корешки” | Углублять знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений; об особенностях почвенного состава и его воздействии на развитие растений. Учить классифицировать предметы по двум признакам (съедобное- несъедобное растение; живая- неживая природа). | Беседа “Что выросло на огороде?” Наблюдение за прорастанием лука, овса (с ведением дневника наблюдений). Игра “Вершки и корешки”. Отгадывание загадок об овощах. Опыт: узнай на вкус. | Рассматривание альбома “Овощи и фрукты нашего сада”. Д/игры “Угадай-ка”, “Что, где растет?” Лепка “Овощи и фрукты”. | Оформление консультации “Комнатные растения в вашем доме”. |
2.“Посев семян помидоров для выращивания рассады” | Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение. Закрепить знания об овощных культурах (помидоры, огурцы) и их семенах. Продолжать учить детей приемам посева семян. Развивать желание самим выращивать растения из семени. | Наблюдение за ростом лука и комнатных растений. Рассматривание иллюстраций с изображением различных стадий роста помидор. Провести беседу “В каком виде едят помидоры?” загадывание загадок об овощах. Игра “Вершки и корешки”. | Рассматривание альбомов “Времена года”, “Овощи и фрукты”. Аппликация “Мои любимые овощи и фрукты”. Игра “Что растет на огороде?” | Индивидуальные беседы с родителями на тему: “Окно в природу”. Оформление информационного листка “А знаете ли Вы?” (народная мудрость). | |
3.“Рассматривание веток деревьев” | Уточнить представления детей о строении деревьев. Закреплять знание детей о том, что дерево – живой организм, который нуждается в воде, тепле и свете. Воспитывать любовь к природе. | Наблюдения за деревьями. Принести в группу несколько веточек, упавших во время сильного ветра (одну из них поставить в пустую банку, остальные – в банку с водой). | Уход за комнатными растениями. Наблюдение за веточками, поставленными в воду с зарисовками в дневнике наблюдений. Игра “От какого дерева листок?” | ||
4.“Повторное наблюдение за аквариумными рыбками” | Закреплять знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников. Учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами. Укрепить желание ухаживать за рыбами. | Наблюдение за аквариумными рыбами, их кормлением, побуждать желание детей оказать посильную помощь в чистке аквариума. Отгадывание загадок о рыбах. Проведение беседы: “Что такое аквариум? Кто в нем живет?” Моделирование аквариума с рыбками из бросового материала. | Рассматривание набора открыток “Рыбки”. Самостоятельное наблюдение за рыбками. Их кормление. Игра “Где спрятался зайка?” Проведение аппликации “Золотая рыбка”. | Оформить консультацию “Рыбий дом” | |
Март | 1.“Водоемы родного края” | Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Расширять знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие. | Рассматривание фотографий о родном поселке; иллюстраций водоемов; карты области (отметить на ней реки и другие водоемы). Игра “Кто это потерял?”. | Наблюдение за рыбками в аквариуме, кормление рыбок по мерке. Рисование “Гость из водоема”. Отгадывание загадок о морских и речных обитателях. Игра с мячом “Птицы, рыбы и звери” | |
2.“Как люди заботятся о своем здоровье весной?” | Уточнить представления детей о человеческом теле, функциях отдельных его частей и органов (человек здоров, чувствует себя хорошо, если они нормально работают). Дать представление о том, что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на свежем воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами. | Провести с детьми беседы на темы: “Я в семье”, “Я и взрослый”, “Как я забочусь о своем здоровье”. Игра “Природа и человек” | Рассматривание альбомов “Природа и человек”, “Времена года”, иллюстраций о спорте, о режиме дня. С/ролевая игра “Больница”. Рисование на тему “Папа, мама и я – спортивная семья”. | Оформить консультацию “Растения, которые нас лечат”. | |
3.“Домашние животные – друзья человека” | Систематизировать и расширять представления детей о домашних животных (различных пород коров, лошадей, коз, овец). Развивать мышление, интерес к их разнообразию и желание помогать взрослым по уходу за ними. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Провести цикл наблюдений за домашними животными (кошкой, собакой). Рассматривание иллюстраций с изображением разных пород коров, лошадей, коз, овец. Чтение рассказа “Обыкновенная кошка” | Рассматривание картин из серии “Домашние животные”. Отгадывание загадок о них. Уход за обитателями уголка природы. | Беседа с родителями на тему “Общение с животными”. | |
4.“Советы Айболита” | Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что растения живые и могут расти при определенных условиях | Определение состояния растений (хорошего или болезненного) по внешним признакам, а путем экспериментирования – выявление недостающих условий для нормального развития. Игра “Угадай, что я опишу”. Закреплять правила здорового образа жизни. Проведение опытов с семенами гороха, его всходами. | Уход за растениями уголка природы (“Витамины на окне”). Изготовление поделок из природного материала “Аленький цветочек”. Игры: “Где спряталась матрешка?”, “Отгадай, что за растение” | Советы для родителей “Комнатные растения-лекари у вас дома”. | |
Апрель | 1.“Весна в лесу” | Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (набухание почек, появление листьев и первых цветов). | Наблюдения за состоянием растений в разные времена года (зимы и весны). Сравнения: дерево-куст, куст-трава. Наблюдения по теме “Влияние света, тепла, воды на жизнь растений и животных”. Игра “Кто весной возвращается домой?”. Чтение произведения Л. Аким “Апрель”. Проведение беседы “О чем рассказал корень?” | Рассматривание альбома “Времена года”; картины И.Левитана “Весна”. Работа с трафаретами перелетных птиц. Разучивание с детьми весенних закличек, потешек, поговорок. | Консультация для родителей “Мы открываем мир!” |
2.“Насекомые” | Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни насекомых. Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых. Учить анализировать увиденное, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. | Провести цикл наблюдений за развитием насекомых: сроки пробуждения комара, майского жука, бабочки, муравья. Чтение произведений: В.Бианки “Паучок-пилот” Г.Глушева “Кузнец и кузнечики”. Закреплять правила поведения в природе. | Самостоятельный поиск насекомых в природе для наблюдений за их поведением. Изготовление бабочек из природного материала. Придумывание детьми сказок “Что бы я увидел, сидя на облаке” | Организовать проведение совместного субботника “Весну встречаем чистотой!” | |
3.“Весна в жизни лесных зверей” | Уточнить и расширить представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (еж, медведь), насекомые, которые зимой спали. Весна для всех создает хорошее настроение, все живое готовит себе жилье, выводит потомство. | Просмотр видеофильма “Дикая природа (рост и размножение насекомых)” наблюдение за парой волнистых попугайчиков в период выведения птенцов. | Рассматривание картин из серии “Дикие животные”. Лепка “Угощение для зверюшек”. Отгадывание загадок про животных. | Приглашение родителей для участие в празднике “День Земли”. | |
4.“Черенкование комнатных растений” | Дать детям представление о том, что комнатные растения можно вырастить из черенка (черенок – это часть стебля). Появление первого листка – это признак начала роста растения. Учить детей правильно сажать черенки, вызвать желание вырастить растение. | Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений в уголке природы группы и в “Зимнем саду” Игра “Узнай и назови растение”. Посадка черенков растений. Заполнение календаря природы. | Рассматривание цветущих растений уголка природы. Игра “Где спряталась матрешка?” Рисование “Мое любимое растение (цветок)”. Уход за растениями уголка природы. | ||
Май | 1.“Одуванчик” | Закреплять знания о строении растений (одуванчика). Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям. Развивать наблюдательность, связную речь детей. Уточнить представления о последовательности роста растений. | Провести цикл наблюдений за первоцветами. Проведение бесед лекарственных растениях “Роль растений в жизни человека и природной среды в целом” | Рассматривание наборов открыток “Цветы луга”. Составление композиций из природного материала “Цветы”. Рисование на тему “Одуванчик на лугу” | Выпуск листовок из серии “Берегите первоцветы!” |
2.“Высадка рассады помидоров на грядку” | Уточнить знания детей о способах выращивания растений. Познакомить детей с приемом высадки рассады. Вызвать у детей интерес к самостоятельному выращиванию растений и радость от совместной работы. Развивать наблюдательность, мышление, связную речь. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за посадкой. | Уход за рассадой. Игра “Растет, цветет и зреет”. Проведение беседы на тему “Из чего можно вырастить растение?” Загадывание детям загадок об овощах. | Рассматривание альбома “Овощи и фрукты”. Лепка на тему “Овощи и фрукты”. Проведение пальчиковых игр на тему “Растения”. | ||
3.“Природа и люди” | Закреплять знания детей о деревьях. Воспитывать бережное отношение к родной природе. | Цикл наблюдений за живыми объектами с целью выявления необходимых условий жизни. Изготовление знаков на тему “Берегите природу!” чтение стихотворения Ф.Тютчева “Весна”. Разучивание закличек, потешек, песенок о весне. | Рассматривание альбома “Правила поведения в природе”. Рассматривание картины И.Шишкина “Дубовая роща”. Наблюдения за приметами весны. | Проведение анкетирования среди родителей на тему “Удовлетворены ли Вы экологическими знаниями своих детей?” | |
4.“Как человек охраняет природу” | Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить (создают заповедники и другие территории, на которых растения и животные охраняются). Познакомить их с Красной книгой, местными растениями, находящимися под охраной человека. | Осматривание территории МДОУ с целью знакомства с природой, сбора мусора. Выявить факты отрицательного воздействия на природу. Совместное изготовление Красной книги родного поселка. | Закреплять правила поведения в природе. Коллективное рисование на тему “Природа родного края”. | Организация выставки детских рисунков “Природа родного края” |
Подготовительная к школе группа
Периоды | Блок учебной деятельности | Блок совместной деятельности | Блок самостоятельной деятельности | Работа с родителями | |
Тема занятий | Воспитательные задачи | ||||
Сентябрь | 1.“Что такое живая и неживая природа?” | Учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой природы. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). | Провести цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе. Игра “Живая и неживая природа”. | Провести аппликацию “Я и природа”. | Домашнее задание: сбор различного природного материала совместно с детьми. |
2.“Планета Земля в опасности” | Познакомить детей с экологическими опасностями для нашей планеты (для воздуха, воды, почвы, здоровья всех живых существ). Воспитывать любовь к природе, желание ее оберегать и сохранять. | Провести беседы об экологии родного края. Чтение произведений: Э.Мошковская “Жил на свете человек”, В.Орлов “Дом под крышей голубой”. | Рассматривание глобуса и альбомов из серии “Моя Родина”. Рисование плакатов на тему “Планета Земля в опасности”. | Организация совместной природоохранной акции по очистке участка от мусора. | |
3.“Ранняя осень” | Закреплять знания детей о признаках наступления осени Развивать наблюдательность, умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения и знания, активизировать мыслительную деятельность. Воспитывать основы экологической культуры, чувства сопереживания и любви к природе. | Цикл наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных “Следы осени”. Игра “Хорошо-плохо”. Отгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок об осени. | Рассматривание альбомов “Времена года”, “Овощи и фрукты”. Рисование на тему “Осень начинается” | ||
4.“Растения в нашем уголке природы” | Показать зависимость роста комнатных растений от условий их содержания. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. | Уход за растениями уголка природы. Исследовательская деятельность: выявление влияния света, тепла и воды на жизнь растения. | Коллективное изготовление панно “Падают, падают листья”. | Организовать групповую выставку рисунков детей и их родителей “Наше любимое комнатное растение”. | |
Октябрь | 1.“Деревья на нашей улице” | Закреплять и уточнять знания детей о названиях и разновидностях деревьев, кустарников, цветов на нашей улице. | Закреплять знание правил поведения в природе. Чтение произведения А.Прокофьева “Береза”. Изготовление плакатов из серии “Берегите природу” Игра “Узнай дерево по описанию”. | Рассматривание фотовыставки о родном поселке. Рисование на тему “Деревья на нашей улице”. С/ролевая игра “Мы – туристы”. | |
2.“Какие бывают насекомые?” | Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни насекомых и разнообразием видов; значением внешних особенностей и среды их обитания; взаимосвязями в экосистемах. | Провести цикл наблюдений за развитием насекомых. Исследовательская деятельность: выявление мест обитания насекомых в природе. | Рассматривание альбома “Насекомые”. Изготовление оригами “Разноцветные бабочки”. Отгадывание загадок о насекомых. | Пригласить родителей к участию в проведении совместной операции “Осторожно, муравейник!” | |
3.“Природа родного края” | Продолжать знакомство детей с лесом, как экосистемой, его дарами. Закреплять правила поведения в природе. | Наблюдение за состоянием древесных культур участка ДОУ. Чтение произведения “Что нам дарит добрый лес?” Игра “Узнай на ощупь (по запаху) что это?” | Рассматривание картины А.Куинджи “Березовая роща”; гербария “Растения леса”. Изготовление поделок из природного материала “Старичок-лесовичок”. | ||
4.“Лекарственные растения” | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; в процессе исследовательской деятельности - экологическое мышление. | Провести цикл наблюдений за ростом и развитием растений луга, леса, сада. Игра “Узнай целебную траву”. Организовать проведение чаепития с лекарственными растениями (лимон, смородина). | Рассматривание гербария “Растения нашего края”. Отгадывание загадок о растениях. С/ролевая игра “Аптека”. | Оформление папки-передвижки на тему “А знаете ли Вы?” (народная мудрость) | |
Ноябрь | 1.“Как растения готовятся к зиме?” | Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Закреплять знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустарников и т.п. Учить устанавливать простейшие взаимосвязи в природном мире. | Знакомство с лиственными растениями ближайшего окружения. Чтение отрывка из произведения С.Маршака “Песня о желуде”. Вечер вопросов и ответов “Кто больше запомнит?” | Наблюдение за еще цветущими клумбовыми растениями, принесенными в группу. Аппликация “Осенний пейзаж” (из природного материала). Сочинение экологической сказки “Что снится деревьям?” | |
2.“Жизнь хомяка в природе” | Уточнить представление о том, что хомяк в природе – дикое животное, а хомяк в уголке природы – прирученный зверек. Познакомить детей с условиями его жизни и средой обитания. | Провести цикл наблюдений за жизнью хомячка. Закрепление правил общения с животными. Посев овса на зеленый корм для хомячка. Беседа на тему: “Мы в ответе за тех, кого приручили” | Уход за обитателями уголка природы. Рассматривание альбома “Дикие животные”. Творческая деятельность “Вылепи или нарисуй свое любимое животное”. | Оформление консультации “Природа в воспитании добрых чувств у детей”. | |
3.“Кто главный в лесу?” | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса (растений и животных), их пищевой зависимости. Учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. | Экскурсия в лесную зону. Закрепление правил поведения в природе. Составление экологических цепочек. Игра “У каждого свой дом”. | Уход за комнатными растениями. Кормление обитателей уголка природы. Игра “Живая цепочка”. | ||
4.“Почему белые медведи не живут в лесу?” | Познакомить детей с особенностями приспособления животных к жизни в различных природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах обитания, к которым они приспособлены. | Чтение книги “Экология в картинках”. Предложить детям написать совместно письмо белому медведю. Отгадывание загадок, разучивание потешек про животных. | Рассматривание картин из серии “Дикие животные”. Игра “Кто где живет?” Выложить в свободное пользование трафареты с изображением животных. | Организовать проведение акции “Помогите птицам выжить!” (изготовление кормушек). | |
Декабрь | 1.“Что мы знаем о птицах?” | Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни и роли человека в жизни зимующих птиц. | Провести цикл наблюдений за поведением птиц, знакомя с конкретными видами, обитающими в нашей местности. Заполнение календаря природы. Игра “Отгадай, какая птица”. Уход и наблюдение за растениями в огороде на окне (овсом). | Наблюдение за канарейками и попугайчиками (кормление птиц). Игра “Птичья столовая”. Изготовление поделок из природного материала “Сказочная птица”. Отгадывание загадок, разучивание потешек о птицах. | Провести развлечение с участием родителей “День синицы”. |
2.“Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу” | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. | Провести беседу о животных (питание зимой, способы передвижения, места обитания, значение внешних факторов в их жизни). Рассматривание картин “Лоси в лесу”, “Зайцы в зимнем лесу”, “Белки”. Игра “У медведя во бору” | Рассматривание альбомов о диких животных. Театрализация рус. нар. сказки “Теремок” (с закреплением повадок животных). Отгадывание загадок, разучивание потешек и пословиц о животных. | ||
3.“Экскурсия в зимний парк” | Развивать у детей наблюдательность, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе, нетерпимости к бессмысленной порче растений. | Сравнение искусственной и живой ель. Изготовление плакатов на тему “Сохраним елку – красавицу наших лесов!” Чтение стихотворений о лесе, растениях. | Составление рассказов про елочку. Украшение искусственной елки в группе. Провести аутотренинг “Деревья”. | ||
4.“Гуманное отношение к природе” | Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека. Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее. | Продолжить изготовление плакатов на тему “Сохраним елку – красавицу наших лесов!” Игра “Раз, два, три к дереву беги!” Утепление корней деревьев и кустарников снегом. Исследовательская деятельность: что дает дереву устойчивость? | Рассматривание плакатов в защиту природы. Аппликация на тему “Маленькая елочка”. Чтение детям стихотворений о елке. Закрепление правил поведения в природе | Провести анкетирование родителей на тему “А у Вас какая елка?” | |
Январь | 1.“Я - человек” | На основе исследовательской деятельности развивать представление детей о том, что человек – часть природы и одновременно - существо мыслящее.Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение. | Провести беседу о выполнении режима дня дома и в д/саду. Рассматривание иллюстраций с изображением человека. Игра “Живое-неживое”. Чтение произведения Э.Мошковской “Жил на свете человек”. Исследовательская деятельность: выяснение причин храпа человека. | Разучивание пословиц о человеке. Обсуждение сравнения: “Дом – жилище человека” и “Дом - природа”. | Оформить консультацию для родителей “Природа и человек”. |
2.“Волк и лиса – лесные хищники” | Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время года. Формировать представления детей о приспособленности хищников к добыванию пищи (чуткий слух, острое зрение, хороший нюх, выносливость). Упражнять детей в умении сравнивать и составлять описательные рассказы о животных. | Просмотр видеофильма “Дикая природа”. Рассматривание картин “Волчья стая зимой”, “Лиса”. Исследовательская деятельность: как маскируются животные. | В уголке природы разместить Д/игру “Длинные и короткие ноги”. Загадывание загадок о хищниках. Пальчиковая игра “Волк и лиса”. | ||
3.“Сравнение диких и домашних животных” | Уточнить с детьми особенности жизни домашних и диких животных. Развивать речь и мышление воспитанников. | Провести цикл наблюдений за домашними животными (обитателями уголка природы). Игра “Что было бы, если бы... кошка лаяла?” (система ТРИЗ) | Уход за хомячком и волнистыми попугайчиками. Провести беседу “Расскажи о своем четвероногом друге”. Закреплять правила поведения в природе. | Провести анкетирование родителей “Ваше отношение к животным”. | |
Февраль | 1.“Лес – это дом для многих жильцов” | Дать детям представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; взаимосвязи живых организмов друг с другом Воспитывать бережное отношение к лесу. | Целевая прогулка “Определение пород деревьев”. Чтение произведения В.Бианки “Снежная книга”. Игра “Что в лесу растет?” Закрепление правил поведения в природе. | Организация выставки детских рисунков “Зима в лесу”. Игра “Кто в лесу живет?” Разучивание стихов и песен о зиме. | Оформление консультации “Как приобщить ребенка к природе” |
2.“Как люди помогают лесным обитателям” | Формировать у детей представления о лосях, их жизни в лесу в зимнее время года; о лесниках и их природоохранной деятельности – подкормка животных. Воспитывать бережное отношение к обитателям леса, желание совершать хорошие поступки. | Составление описательных рассказов на тему “Красота зимнего леса”. Игра “Чей след?” Рассматривание картины “Зимняя подкормка диких животных”. Кормление перелетных птиц на прогулке. Чтение произведения Л.А.Бунина “Олень” | Рассматривание репродукции “Лоси в зимнем лесу”. Лепка “Олененок”. Игра “Охотники”. | Привлечь родителей к участию в акции “Помогите птицам выжить” и развлечении “День синицы”. | |
3.“Выращиваем лук” | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой культуры, желание наблюдать за изменениями в луковице в зависимости от условий. Учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки. | Уход за растениями уголка природы. Организация “Огорода на окне”. Работа с календарем природы. Чтение произведения Э.Успенского “Как растили капусту”. Игра “Что сажают в огороде?” | Рассматривание альбома “Овощи и фрукты”, муляжей по теме. Игра “Ботаническое лото”. | ||
4.“Прошла зима холодная” | Уточнить у детей представления о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (их приспосабливаемость к зиме). Воспитывать бережное отношение к природе родного края. | Провести цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе. Чтение художественной литературы о жизни зверей в лесу зимой. Наблюдение за ветками тополя, поставленными в воду. | Рассматривание альбомов “Времена года”, “Домашние и дикие животные”, “Птицы”. Уход за растениями и обитателями уголка природы. Изготовление поделок из природного материала “Зайки на полянке” | Оформить консультацию “Уроки природы родного края”. | |
Март | 1.“Зеленая служба Айболита” | Учить детей по внешним особенностям растений определять состояние (здоровое или болезненное), выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые. | Провести цикл наблюдений за ростом и развитием растений. Исследовательская деятельность: выращивание моркови из морковных верхушек. Работа с календарем природы. Игра “Отгадай, что за растение?” | Определение здоровья домашних растений (своих). Оказание помощи детям младших групп в уходе за комнатными растениями. Уход за растениями уголка природы и “Огорода на окне”. | Организовать совместное чаепитие “Восполняем организм витаминами” |
2.“Черенкование комнатных растений” | Познакомить детей с различными способами размножения комнатных растений: черенкованием, усами, отводками, отпрысками. Вызвать желание вырастить красивое растение в подарок (маме, д/саду, малышам) | Провести беседу “Из чего можно вырастить растение?”. Наблюдения за растениями в уголке природы. Игры “Цветочный магазин”, “Узнай по описанию” Закреплять правила поведения в природе (Д/в № 7-93). | Уход за растениями. Загадывание загадок о цветах. Пальчиковая игра “Алые цветы”. | ||
3.“Айболит в гостях у детей” | Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни. | Провести беседы: “Как люди заботятся о своем здоровье весной”, “Я и моя семья”. Игра “Природа и человек” | Рассматривание иллюстраций о спорте, режиме дня в д/саду и дома. Составление детьми рассказов из личного опыта “Как я забочусь о своем здоровье”. | Провести вечер развлечения “Папа, мама и я – здоровая семья”. | |
4. КВН “Мы – друзья природы” | Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о “братьях наших меньших”. | Чтение художественной литературы о жизни растений и животных разных экосистем. Игра “Где чей дом?” | Провести цикл наблюдений за растениями, живыми объектами с целью выявления необходимых условий для их жизни. | ||
Апрель | 1.“Встречаем птиц” | Совершенствовать знания о перелетных птицах и влиянии сезонных изменений на их жизнь (гнездование, высиживание птенцов). Учить классифицировать их: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. | Цикл наблюдений за перелетными птицами и их поведением (грач, скворец, трясогузка; утка, гусь, чайка). Прослушивание грамзаписи “Голоса птиц”. Игра “Угадай, чей это след!” | Провести наблюдения за парой волнистых попугайчиков. Разместить в уголке по изодеятельности трафареты с изображением птиц. Игра “Найди пару” | Привлечь родителей к изготовлению домиков для птиц. |
2.“Водоемы родного края” | Совершенствовать знания о родном крае, развивать у детей эстетическое восприятие, желание изобразить на бумаге обитателей водоемов. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. | Провести цикл наблюдений за рыбами, растениями аквариума. Закрепление правил поведения в природе. Знакомство с картой области. Игра “Птицы, рыбы, звери” | Рассматривание фотоальбома о родном поселке. Кормление рыбок в уголке природы. Загадывание загадок об обитателях водоемов. Игра “Кто это потерял?” | Оформить консультацию “Чем можно заняться с ребенком во время прогулки” | |
3.“Поливка комнатных растений” | Расширять знания детей о комнатных растениях и уходу за ними (правила полива). Воспитывать чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, желание заботиться о них. | Наблюдения за ростом и развитием цветущих растений. Изготовление моделей: “Цветок”, “Условия жизни”. Опыты: всхожесть семян различных растений. | Уход за растениями уголка природы и “Огорода на окне”. Игра “Назовите растения”. Аппликация “Цветы”. Разучивание пословиц и поговорок о весне. | ||
4.“Экскурсия в весенний парк” | Учить детей наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь. Развивать мышление, речь. Прививать интерес и любовь к природе родного края. | Провести цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе; беседу о весне и народных приметах. Игра “1, 2, 3 - к дереву беги!” Сравнение: дерево-куст. | Рассматривание альбомов “Времена года”, “Правила поведения в природе”. Чтение стихотворений о весне, разучивание песен, закличек. Свободное рисование: “Весенние шаги”. | Организовать проведение субботника “Весну встречаем чистотой” | |
Май | 1.“Весенние первоцветы” | Расширять знания детей об окружающем нас мире природы: весенних первоцветах, их значении в нашей жизни. Развивать речь, внимание, память, желание стать другом природы, беречь и охранять ее. | Провести цикл наблюдений “Пробуждение природы”; беседу о первоцветах Игра “Угадай цветок”. Закреплять правила поведения в природе. | Рассматривание альбома “Цветы”. Разместить трафареты цветов в уголке по изодеятельности. Игра“Составь букет”. Выпуск листовок “Берегите первоцветы!” | |
2.“Луг - экосистема” | Учить детей распознавать растения луга (клевер, луговая герань, мышиный горошек, подорожник и др.). Приучать детей чувствовать красоту и приволье лугов, наполненных ароматом трав. | Учить различать лекарственные растения и связь растений с насекомыми. Чтение рассказа “Приключения кузнечика Кузи”. Игра “Угадай растение” | Рисование на тему “Луг весной” | Оформить консультацию “Учите детей общаться с природой” | |
3.“Красная книга – сигнал об опасности” | Дать детям представление о “Красной книге”, причине ее появления и содержании. Закреплять правила поведения в природе. | Провести курс бесед на темы “Редкие животные и растения”, “Роль человека в сохранении природы”. Изготовление “Красной книги родного края”. | Провести экологический тренинг “Животные-цветы-деревья” рисование на тему: “Через добрые дела можно стать юным экологом” | ||
4. КВН “Природа вокруг нас” | Обобщить и уточнить знания детей о животных, растениях и птицах. Воспитывать умение работать сообща, оказывая друг другу помощь. Развивать творческое воображение, внимание, смекалку. | Оформление стенда “Панорама добрых дел”. Чтение произведений: Б.Заходера “Песня про всех на свете”, Вс.Рождественского “Береза”. Закреплять правила поведения в природе. | Уход за растениями и обитателями уголка природы. Рисование на тему: “Наш дом – природа”. | Провести природоохранную акцию “Украсим Землю цветами” (совместный трудна огороде, цветниках) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу " Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа ( курс 4 месяца)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ДОШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»
Программа по дошкольной подготовке...
Рабочая программа мультимедиа-курса “Календарь природы”
Мультимедиа курс “Календарь природы” разработан творческой группой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуще...
Рабочая программа по курсу "Экологическое воспитание" (старший дошкольный возраст)
1. Тематический план по курсу "Экологическое воспитание"2.. Содержание рабочей программы3. Перспективный план кружка "Юный эколог"4. Приложение к рабочей программе5. Пояснительная записка...
Рабочая программа по курсу кружковой работы «Фантазёры» .
Рабочая программа по курсу кружковой работы «Фантазёры». Изобразительное искусство....
Рабочая программа по курсу "Чудесная бисеринка"для детей 6-7 лет
В работе разработаны цель,задачи курса. Дана подробная сетка занятий на учебный год,есть пояснительная записка, методическая литература, есть содержание образовательной программы, основные разделы; не...
Рабочая программа по курсу «От слова к букве» (модуль программы Н. А. Федосовой «Преемственность.Подготовка детей к школе» для дошкольников) для обучающихся 6-7 лет
Рабочая программа по русскому языку для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе&r...