Рабочая программа по реализации кружковой деятельности воспитанниками 4-5 лет, срок реализации 2020-2021 учебный год
методическая разработка (средняя группа)
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Не перечислить всех достоинств разных видов продуктивной деятельности в развитии ребенка. Воспитанники овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, тканью, природным материалом в следующих видах художественного творчества:
- аппликация
- лепка
- рисование
- ручной труд
- конструирование
Система планирования рабочей программы кружка построена с учётом принципов системности и последовательности, индивидуальных особенностей детей в формировании знаний, умений, навыков; принципа связи всех видов искусств, изменений в природе. Программа помогает детям развивать внимание, творческое мышление, смекалку, мелкую моторику рук, что способствует формированию гармонично развитой личности. Большое внимание направлено на взаимосвязь эстетического и художественного восприятия с творческой деятельностью детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_palchiki.docx | 36.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 г. Улан-Удэ» «Принято»: на заседании «Утверждено»: Педагогического совета № 1 Директор МАОУ Протокол № _____ «СОШ № 63 г.Улан-Удэ» от «___» _________ 2020 г. __________ Лудупов Б.Г.
|
Рабочая программа по реализации кружковой деятельности воспитанниками 4-5 лет, срок реализации 2020-2021 учебный год Воспитатели: Шаралдаева С.В. г. Улан-Удэ 2020г |
Содержание программы
Пояснительная записка | 3 |
Актуальность | 3 |
Цели и задачи программы | 4 |
Возраст воспитанников | 4 |
Организация работы кружка | 5 |
Формы и методы реализации программы | 5 |
Список воспитанников, занимающихся в кружке | 6 |
Планируемые результаты овладения программным материалом | 6 |
Учебно-тематический план | 7-12 |
Краткое описание содержания программы | 13 |
Список литературы | 14 |
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Не перечислить всех достоинств разных видов продуктивной деятельности в развитии ребенка. Воспитанники овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, тканью, природным материалом в следующих видах художественного творчества:
- аппликация
- лепка
- рисование
- ручной труд
- конструирование
Система планирования рабочей программы кружка построена с учётом принципов системности и последовательности, индивидуальных особенностей детей в формировании знаний, умений, навыков; принципа связи всех видов искусств, изменений в природе. Программа помогает детям развивать внимание, творческое мышление, смекалку, мелкую моторику рук, что способствует формированию гармонично развитой личности. Большое внимание направлено на взаимосвязь эстетического и художественного восприятия с творческой деятельностью детей.
Программа предполагает проведение занятий по подгруппам (одно занятие в неделю во вторую половину дня). Продолжительность занятия – 20 минут в средней группе. Общее количество занятий в год – 34 .
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
- Художественно-эстетическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
Актуальность
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Цель: формирование у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, мелкой моторики рук.
Задачи: обучить приёмам и способам изображения с использованием различных материалов;
- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте окружающего мира, произведений искусства;
- воспитывать аккуратность, культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Задачи программы:
Обучающие:
- создать развивающую среду
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, воображение.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Прививать любовь к искусству.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возраст детей
Программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год (разновозрастная группа 4-5 лет)
Для успешного освоения программы занятия проводятся по подгруппам . Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 минут в средней группе.
Организация работы кружка
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, умения, навыки.
Возрастная группа | Количество занятий | Кол-во | |
В месяц | в год | ||
Средняя группа, возраст 4-5 лет | 4 | 34 | 7 |
Методы и формы:
Наглядные:
- показ способов действия с инструментами и материалами.
Словесные:
- анализ выполненных работ;
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы).
Практические:
- обучение способам традиционного и нетрадиционного изображения предметов;
- индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;
Игровые:
- сюрпризные моменты, игровые ситуации;
- пальчиковые игры, динамические упражнения, элементы массажа.
Планируемые результаты овладения программным материалом:
В результате обучения по данной программе дети:
- Научатся различным приемам работы с бумагой, красками, природным материалом;
- Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов, познакомятся с различными техниками;
- Будут создавать композиции с изделиями, выполненными самостоятельно;
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- Познакомятся с разными техниками в рисовании, аппликации, лепке;
- Овладеют навыками культуры труда;
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы:
- Владение ножницами, кисточкой, карандашами;
- Владение техниками нетрадиционного рисования;
- Владение навыками работы с тестом, с пластилином и глиной; Составление творческих композиций.
Учебно-тематический план
Месяц | № | Наименование темы занятия | Задачи | Материалы к занятию | Кол-во занятий |
Сентябрь | 1. | Осенний ковёр (аппликация из природных материалов) | Развивать воображение, укреплять моторику, активизировать мышление, учить аккуратно работать с материалом. | Образцы декоративных композиций из засушенных листьев, фон для аппликации, клей, листья. | 1 |
2. | Аппликация «Овощи» (предметная аппликация) | Развивать воображение, эмоциональную отзывчивость, укреплять моторику, активизировать мышление, учить аккуратно работать с материалом. | Образец, цветная бумага, клей. | 1 | |
3. | Рисование в нетрадиционной форме – пальчиками «Осенняя пора» | Развивать интерес к изобразительным материалам, устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Закреплять умение рисовать нетрадиционным способом, развивать фантазию. | Образец готовой работы, листы бумаги с нанесёнными контурами леса, гуашь, салфетки. | 1 | |
4. | Лепим грибную полянку (работа с пластилином) | Учить скатывать из глины столбик и соединять его с расплющенным шаром. Развивать умение изображать слова стихотворения при помощи действий. | пластилин, стеки, доски для лепки, | 1 | |
Октябрь | 5. | Аппликация "Деревья" коллективная работа. | Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья. Развивать мелкую моторику рук, фантазию. Воспитывать аккуратность. | Готовый образец, шаблон деревьев, цветная бумага (красная, желтая, зеленая, оранжевая), клей карандаш. . | 1 |
6. | Рисование ватными палочками «Снегирь на ветке» | Продолжать работу с использованием нетрадиционных техник рисования, развивать творческие способности, познавательную активность. | Аудиозапись «Птичьи голоса», игрушечная птичка , лист бумаги А4, акварельные краски, кисточки. | 1 | |
7, 8 | Мой щенок (аппликация из природного материала) | Учить создавать картинку, используя семена ягод и фруктов, развивать творческую активность и мелкую моторику рук. | Картон, клей, засушенные листья, семена подсолнечника; иллюстрации «Домашние животные», «Мои питомцы» | 2 | |
9. | Петушок из ладошки. | Продолжать работу с использованием нетрадиционных техник рисования, развивать творческие способности, умение подбирать цвета для рисунка, познавательную активность. | Лист бумаги А4, краски, кисти, салфетки | 1 | |
Ноябрь | 10. | Курочка Ряба. | Учить создавать образ птицы из кусочков цветной бумаги; формировать умение работать с мелкими деталями, работать аккуратно, доводить начатое до конца. | Цветная бумага, клей, кисточки, картон для основы. | 1 |
11. | Рисование с использованием разных видов штриховки. «Лесовичок» | Повторить и закрепить знания о временах года, о лесе и его красоте осенью. Формировать умение аккуратно штриховать рисунок разными способами. Подбирать цвета в соответствии с замыслом. | Рисунок-заготовка, карандаши, фломастеры, иллюстративный материал по теме «Осень. Осенний лес» | 1 | |
12 | Лепим лошадку. | Учить закрашивать предмет пальчиками при помощи пластилина. | Иллюстративный материал, готовый образец, пластилин, картон | 1 | |
13. | Аппликация из природного материала «Веселые поросята» | Учить создавать простую сюжетную картинку, выполняя изображение из засушенного листочка и дополняя его нарисованными мелкими деталями | Образец аппликации, раскрашенный альбомный лист для фона, засушенные листья, ягоды, клей, тряпочка. | 1 | |
Декабрь | 14. | Елочки-подружки из глины. | Учить работать с глиной, вызывать интерес детей к работе с новыми материалами. | Образец работы, глина, стека, краски, бусинки, ленточка. | 1 |
15, 16 | Снеговик из ладошек. Коллективная работа. | Учить детей создавать новые образы из бумажных заготовок «ладошки». Продолжать формировать умение аккуратно вырезать и приклеивать согласно замысла. | Цветная бумага, клей, ватман, ножницы | 2 | |
Январь | 17. | Птички из ладошки. | Учить рисовать птиц, используя отпечаток ладони. Формировать умение дорисовывать недостающие детали в рисунке. | Образец, карандаши, краски, кисти | 1 |
18. | Лес во время зимы. Рисование. | Учить подбирать соответствующие цвета карандашей для времени года зима. Учить использовать разные приемы (штрихом, точками, линиями) рисования | Образец, рисунок-заготовка с нанесенным контуром, карандаши, иллюстрации по теме «Зима. Зимний лес» | 1 | |
19. | Необычный гость. Колобок из теста. | Учить детей работать с тестом, развивать мышление, воображение, уверенность в собственных силах. | Тесто, проволока, блёстки, краски, кисточки. | 1 | |
Февраль | 20 | Необычный гость. Колобок из теста. | Продолжать учить детей работать с тестом, изделиями из теста. Учить аккуратно раскрашивать свою работу. | Готовое изделие, краски, кисти, клей ПВА | 1 |
21. | Самолетик из бумаги (в технике оригами) | Продолжать упражнять в умении работать с цветной бумагой, развивать фантазию; воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях. | Цв. бумага, клей, карандаш, картон, ножницы | 1 | |
22. | «Кораблик с парусами» | Продолжать упражнять в умении работать бросовым материалом, развивать фантазию; воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях. | Цв. Бумага, губка для мытья посуды, клей, карандаш, картон, ножницы | 1 | |
Март | 23 | «Цветы для мамы". Оформление праздничной открытки. | Продолжать развивать умение вырезать по шаблону, скатывать шарики из салфеток; расширять знания о первых весенних цветах; развивать мелкую моторику. | Цветная бумага, салфетки, клей, картон. | 1 |
24 | Цветок в горшке методом «налепа» | Закрепить знания о домашних цветах. Закрепить умение аккуратно работать с пластилином, используя метод «налепа». Составлять композицию по замыслу. | Пластилин, картон для основы, образец готовой работы, иллюстрации «Цветы. Домашние цветы» | 1 | |
25-26 | Подарки из солёного теста." | Учить детей новой технике - тестопластике, её особенностями и возможностями; развивать творческую активность и индивидуальность. | Солёное тесто, краски, образцы Цветные салфетки, клей, трафарет, картон. | 2 | |
Апрель | 27-28 | "Пришельцы из космоса". Оформление в открытку | Продолжать развивать мелкую моторику детей; продолжать формировать умение работать самостоятельно, отрывать и сминать бумагу, а также приклеивать детали по трафарету | . | 2 |
29 | "В гости к нам пришли зверушки" | Развивать и совершенствовать умение работать с нетрадиционным материалом, учить в необычном находить знакомые образы. | Картон, втулка от т/бумаги, клей, салфетки, цветная бумага. | 1 | |
30 | «В гости к нам пришли зверушки». Оформление коллективной работы | Развивать и совершенствовать умение работать с нетрадиционным материалом, учить в необычном находить знакомые образы. | Картон- основа, ткань для драпировки, иллюстративный материал | 1 | |
Май | 31-32 | "Цветущий сад. Выполнение цветочков для последующего выполнения дерева» | Упражнять в складывании по разметке, закруглять заготовки, плавно срезая углы; склеивать отдельные элементы согласно замыслу. | Цветная бумага, клей, ножницы, картон. | 2 |
33. | "Разноцветные рыбки." | Развивать и совершенствовать мелкую моторику; развивать творческую активность детей, воображение, аккуратность. | Глина, краски, клей, фотографии. | 1 | |
34. | "Летние забавы." | Учить рисовать людей в движении. | Краски, макет человека, альбомный лист. | 1 | |
Итого: | 34 | 34 |
Краткое описание содержания программа «Волшебные пальчики»
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете.
Подготовка к занятию (установка на работу).
Повторение изученного (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия;
- энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
Практическая часть:
- показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
- вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
- текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями и способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:
«Что такое «Аппликация»?», «Виды аппликации», «Как научить ребенка рисовать», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
Список используемой литературы:
1.Гре О. Модульная аппликация. – М.: «АСТ –ПРЕСС», 2013
2. Дубровская Н. В. Лес: рабочая тетрадь ро цветоведению для детей 4-5 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2004г.
3. Дубровская Н. В. Рисунки из ладошки для детей 4-5 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2006г.
4.Дубровская Н. В. Краски палитры для детей 6-7 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2005г.
5. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет.- М.: «Мозаика-синтез», 2009 г.
5. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3-4 лет.- М.: «Мозаика-синтез», 2007 г.
7. Кихтеева Е. Ю. Рисуют малыши. - М.: «Мозаика-синтез», 2008 г.
87. Лыкова И. А. Мастерилка. – М.: «Карапуз»,2009г.
9. Лыкова И. А. Рисуем красками.. – М.: «Карапуз»,2009г
10. Малышева А.Н, Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г.
11. Малышева А.Н. Аппликация в из природных материалов детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г.
12. Новикова И. В.. Аппликация из природных материалов в детском саду.
13.Соколова С. В. Оригами для дошкольников. – СПБ.: «Детство-пресс», 2007г.
14.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). – М.: Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5 – 6 лет) ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ на 2020 – 2021 учебный год
Содержание №Наименование разделовстр.IЦелевойраздел41Пояснительная записка41.1Введение41.2Цели и задачи реализации программы в соответствии с ФГОС ДО51.3Принципы и подходы к формированию Рабочей ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на 2020 – 2021 учебный год Составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольц
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»раздел «Музыкальная деятельность»на 2020 – 2021 учебный годСоставлена на основе парциальн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки» Средняя группа Срок реализации 2020-2021 учебный год
Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изображения....
1. Рабочая программа музыкального руководителя образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2020 - 2021 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2020 - 2021 учебный год...
Рабочая программа «Шахматы» группы общеразвивающей направленности 5-6 лет «Радуга» Срок реализации: 2020 – 2021 учебный год
Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Мно...