Рабочая программа по реализации кружковой деятельности воспитанниками 4-5 лет, срок реализации 2020-2021 учебный год
методическая разработка (средняя группа)

Шаралдаева Саяна Владимировна

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

           Не перечислить всех достоинств разных видов продуктивной деятельности в развитии ребенка. Воспитанники  овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, тканью, природным материалом в следующих видах художественного творчества:

  • аппликация
  • лепка
  • рисование
  • ручной труд
  • конструирование

Система планирования рабочей программы кружка построена с учётом принципов системности и последовательности, индивидуальных особенностей детей в формировании знаний, умений, навыков; принципа связи всех видов искусств, изменений в природе. Программа помогает детям развивать внимание, творческое мышление, смекалку, мелкую моторику рук, что способствует формированию гармонично развитой личности. Большое внимание направлено на взаимосвязь эстетического и художественного восприятия с творческой деятельностью детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_palchiki.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

 МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 г. Улан-Удэ»

    «Принято»: на заседании                                                        «Утверждено»:

Педагогического совета № 1                                                  Директор МАОУ                                              

Протокол №  _____                                                     «СОШ № 63 г.Улан-Удэ»                                                    

от  «___» _________ 2020 г.                                         __________  Лудупов Б.Г.                                    

                         

                     

Рабочая программа

по реализации кружковой деятельности

воспитанниками 4-5 лет,

срок реализации 2020-2021 учебный год

Воспитатели: Шаралдаева С.В.

г. Улан-Удэ

2020г

Содержание программы

Пояснительная записка

3

Актуальность

3

Цели и задачи программы

4

Возраст воспитанников

4

Организация работы кружка

5

Формы  и методы реализации программы

5

Список воспитанников, занимающихся в кружке

6

Планируемые результаты овладения программным материалом

6

Учебно-тематический план

7-12

Краткое описание содержания программы

13

Список литературы

14

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

           Не перечислить всех достоинств разных видов продуктивной деятельности в развитии ребенка. Воспитанники  овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, тканью, природным материалом в следующих видах художественного творчества:

  • аппликация
  • лепка
  • рисование
  • ручной труд
  • конструирование

Система планирования рабочей программы кружка построена с учётом принципов системности и последовательности, индивидуальных особенностей детей в формировании знаний, умений, навыков; принципа связи всех видов искусств, изменений в природе. Программа помогает детям развивать внимание, творческое мышление, смекалку, мелкую моторику рук, что способствует формированию гармонично развитой личности. Большое внимание направлено на взаимосвязь эстетического и художественного восприятия с творческой деятельностью детей.

Программа предполагает проведение занятий по подгруппам (одно занятие в неделю во вторую половину дня). Продолжительность занятия – 20 минут в средней группе. Общее количество занятий в год – 34 .

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

  • Художественно-эстетическое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие

Актуальность

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Цель: формирование у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, мелкой моторики рук.

Задачи: обучить приёмам и способам изображения с использованием различных материалов;

  • учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте окружающего мира, произведений искусства;
  • воспитывать аккуратность, культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Задачи программы:

Обучающие:

  • создать развивающую среду
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы
  • Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в разных техниках.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, воображение.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Прививать любовь к искусству.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.  

Возраст детей

         Программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год (разновозрастная группа 4-5 лет)

         Для успешного освоения программы занятия проводятся по подгруппам .  Занятия проводятся  один раз в неделю, с сентября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 минут в средней группе.

Организация работы кружка

Формы реализации программы

        Реализация программы предполагает осуществление специально  организованных  занятий, в процессе которых дети получают знания, умения, навыки.

Возрастная группа

Количество занятий

Кол-во
детей
в группе

В месяц

в год

Средняя группа, возраст 4-5 лет

4

34

7

Методы и формы:

Наглядные:

  • показ способов действия с инструментами и материалами.

Словесные:

  • анализ выполненных работ;
  • объяснение способов действия с инструментами и материалами;
  • использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы).

Практические:

  • обучение способам традиционного и нетрадиционного изображения предметов;
  • индивидуальный подход к детям с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;

Игровые:

  • сюрпризные моменты, игровые ситуации;
  • пальчиковые игры, динамические упражнения, элементы массажа.

Планируемые результаты  овладения программным материалом:

В результате обучения по данной программе дети:

  • Научатся  различным приемам работы с бумагой, красками, природным материалом;
  • Научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов, познакомятся с различными техниками;
  • Будут создавать композиции с изделиями, выполненными самостоятельно;
  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • Познакомятся с разными техниками в рисовании, аппликации, лепке;
  • Овладеют навыками культуры труда;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе работы:

  • Владение ножницами, кисточкой, карандашами;
  • Владение техниками нетрадиционного рисования;
  • Владение навыками работы с тестом, с пластилином и  глиной; Составление творческих композиций.

Учебно-тематический план

Месяц

Наименование темы занятия

Задачи

Материалы к занятию

Кол-во занятий

Сентябрь

1.

Осенний ковёр (аппликация из природных материалов)

Развивать воображение, укреплять моторику, активизировать мышление, учить аккуратно работать с материалом.

Образцы декоративных композиций из засушенных листьев, фон для аппликации, клей, листья.

1

2.

Аппликация «Овощи» (предметная аппликация)

Развивать воображение, эмоциональную отзывчивость, укреплять моторику, активизировать мышление, учить аккуратно работать с материалом.

Образец, цветная бумага, клей.

1

3.

Рисование в нетрадиционной форме – пальчиками «Осенняя пора»

Развивать интерес к изобразительным материалам, устойчивый интерес к изобразительной деятельности.  Закреплять умение рисовать нетрадиционным способом, развивать фантазию.

Образец готовой работы, листы бумаги с нанесёнными контурами леса, гуашь, салфетки.

1

4.

Лепим грибную полянку (работа с пластилином)

Учить скатывать из глины столбик и  соединять его с расплющенным  шаром. Развивать умение изображать слова стихотворения при помощи действий.

пластилин, стеки, доски для лепки,

1

Октябрь

5.

Аппликация "Деревья" коллективная работа.

Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья. Развивать мелкую моторику рук, фантазию. Воспитывать аккуратность.

Готовый образец,   шаблон деревьев, цветная бумага (красная, желтая, зеленая, оранжевая), клей карандаш.


.

1

6.

Рисование ватными палочками «Снегирь на ветке»

Продолжать работу с использованием нетрадиционных техник рисования, развивать творческие способности, познавательную активность.

Аудиозапись «Птичьи голоса», игрушечная птичка , лист бумаги А4, акварельные краски, кисточки.

1

7, 8

Мой щенок (аппликация из природного материала)

Учить создавать картинку, используя семена ягод и фруктов, развивать творческую активность и мелкую моторику рук.

Картон, клей, засушенные листья, семена подсолнечника; иллюстрации «Домашние животные», «Мои питомцы»

2

9.

Петушок из ладошки.

Продолжать работу с использованием нетрадиционных техник рисования, развивать творческие способности, умение подбирать цвета для рисунка, познавательную активность.

Лист бумаги А4, краски, кисти, салфетки

1

Ноябрь

10.

Курочка Ряба.

Учить создавать образ птицы из кусочков цветной бумаги; формировать умение работать с  мелкими деталями, работать аккуратно, доводить начатое до конца.

Цветная бумага, клей, кисточки, картон для основы.

1

11.

Рисование с использованием разных видов штриховки. «Лесовичок»

Повторить и закрепить знания о временах года, о лесе и его красоте осенью. Формировать умение аккуратно штриховать рисунок  разными способами. Подбирать цвета в соответствии с замыслом.

Рисунок-заготовка, карандаши, фломастеры, иллюстративный материал  по теме «Осень. Осенний лес»

1

12

Лепим лошадку.

Учить закрашивать предмет пальчиками при помощи пластилина.

Иллюстративный материал, готовый образец, пластилин, картон

1

13.

Аппликация из природного материала «Веселые поросята»

Учить создавать простую сюжетную картинку, выполняя изображение из засушенного листочка и дополняя его нарисованными мелкими деталями

Образец аппликации, раскрашенный альбомный лист для фона, засушенные листья, ягоды, клей, тряпочка.

1

Декабрь

14.

Елочки-подружки из глины.

 Учить работать с глиной, вызывать интерес детей к работе с новыми материалами.

Образец работы, глина, стека, краски, бусинки, ленточка.

1

15, 16

Снеговик из ладошек. Коллективная работа.

Учить детей создавать новые образы из бумажных заготовок «ладошки». Продолжать формировать умение аккуратно вырезать  и приклеивать согласно замысла.

Цветная бумага, клей, ватман, ножницы

2

Январь

17.

Птички из ладошки.

Учить рисовать птиц, используя отпечаток ладони. Формировать умение дорисовывать недостающие детали в рисунке.

Образец, карандаши, краски, кисти

1

18.

Лес во время зимы. Рисование.

Учить подбирать соответствующие цвета карандашей для времени года зима. Учить использовать разные приемы (штрихом, точками, линиями) рисования

Образец, рисунок-заготовка с нанесенным контуром, карандаши, иллюстрации по теме «Зима. Зимний лес»

1

19.

Необычный гость. Колобок из теста.

Учить детей работать с тестом, развивать мышление, воображение, уверенность  в собственных силах.

Тесто, проволока, блёстки, краски, кисточки.

1

Февраль

20

Необычный гость. Колобок из теста.

Продолжать учить детей работать с тестом, изделиями из теста. Учить аккуратно раскрашивать свою работу.

Готовое изделие, краски, кисти, клей ПВА

1

21.

Самолетик из бумаги (в технике оригами)

Продолжать упражнять в умении работать с цветной бумагой, развивать фантазию; воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях.

Цв. бумага, клей, карандаш, картон, ножницы

1

22.

«Кораблик с парусами»

Продолжать упражнять в умении работать бросовым материалом, развивать фантазию; воспитывать аккуратность и уверенность в своих возможностях.

Цв. Бумага, губка для мытья посуды, клей, карандаш, картон, ножницы

1

Март

23

«Цветы для мамы". Оформление праздничной открытки.

Продолжать развивать умение вырезать по шаблону, скатывать шарики из салфеток; расширять знания о первых весенних цветах; развивать мелкую моторику.

Цветная бумага, салфетки, клей, картон.

1

24

Цветок в горшке методом «налепа»

Закрепить знания о домашних цветах. Закрепить умение аккуратно работать с пластилином, используя метод «налепа». Составлять композицию по замыслу.

Пластилин, картон для основы, образец готовой работы, иллюстрации «Цветы. Домашние цветы»

1

25-26

Подарки из солёного теста."

Учить детей новой технике - тестопластике, её особенностями и возможностями; развивать творческую активность и индивидуальность.

Солёное тесто, краски, образцы

Цветные салфетки, клей, трафарет, картон.

2

Апрель

27-28

"Пришельцы из космоса". Оформление в открытку

Продолжать развивать мелкую моторику детей; продолжать формировать умение работать самостоятельно, отрывать и сминать бумагу, а также приклеивать детали по трафарету

.

2

29

"В гости к нам пришли зверушки"

Развивать и совершенствовать умение работать с нетрадиционным материалом, учить в необычном находить знакомые образы.

Картон, втулка от т/бумаги, клей, салфетки, цветная бумага.

1

30

«В гости к нам пришли зверушки». Оформление коллективной работы

Развивать и совершенствовать умение работать с нетрадиционным материалом, учить в необычном находить знакомые образы.

Картон- основа, ткань для драпировки, иллюстративный материал

1

Май

31-32

"Цветущий сад. Выполнение цветочков для последующего выполнения дерева»

Упражнять в складывании по разметке, закруглять заготовки, плавно срезая углы; склеивать отдельные элементы согласно замыслу.

Цветная бумага, клей, ножницы, картон.

2

33.

"Разноцветные рыбки."

Развивать и совершенствовать мелкую моторику; развивать творческую активность детей, воображение, аккуратность.

Глина, краски, клей, фотографии.

1

34.

"Летние забавы."

Учить рисовать людей в движении.

Краски, макет человека, альбомный лист.

1

Итого:

34

34

Краткое описание содержания программа «Волшебные пальчики»

       

      Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется    дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете.

Подготовка к занятию (установка на работу).

Повторение изученного (выявление опорных знаний и представлений):

  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники  безопасности.

Введение в новую тему:

  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия;
  • энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

Практическая часть:

  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
  • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Работа с родителями

Предусматривает регулярное  индивидуальное консультирование,  проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями и способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:

«Что такое «Аппликация»?», «Виды аппликации»,  «Как научить ребенка рисовать», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».

Список используемой литературы:

1.Гре О. Модульная аппликация. – М.: «АСТ –ПРЕСС», 2013

2. Дубровская Н. В.   Лес: рабочая тетрадь ро цветоведению для детей 4-5 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2004г.

3. Дубровская Н. В. Рисунки из ладошки для детей 4-5 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2006г.

4.Дубровская Н. В.   Краски палитры для детей 6-7 лет. – СПБ.: «Детство-пресс», 2005г.

5. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет.- М.: «Мозаика-синтез», 2009 г.

5. Колдина Д. Н. Аппликация  с детьми 3-4 лет.- М.: «Мозаика-синтез», 2007 г.

7. Кихтеева Е. Ю. Рисуют малыши. - М.: «Мозаика-синтез», 2008 г.

87. Лыкова И. А.  Мастерилка. – М.: «Карапуз»,2009г.

9. Лыкова И. А.  Рисуем красками.. – М.: «Карапуз»,2009г

10. Малышева А.Н, Ермолаева Н.В.  Аппликация в детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г.

11. Малышева А.Н. Аппликация в из природных материалов детском саду– Ярославль: Академия развития, 2010 г.

12. Новикова И. В.. Аппликация из природных материалов в детском саду.

13.Соколова С. В. Оригами для дошкольников. – СПБ.: «Детство-пресс», 2007г.

14.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). – М.: Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5 – 6 лет) ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ на 2020 – 2021 учебный год

Содержание №Наименование разделовстр.IЦелевойраздел41Пояснительная записка41.1Введение41.2Цели и задачи реализации программы в соответствии с ФГОС ДО51.3Принципы и подходы к формированию Рабочей ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на 2020 – 2021 учебный год Составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольц

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»раздел «Музыкальная деятельность»на 2020 – 2021 учебный годСоставлена на основе парциальн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки» Средняя группа Срок реализации 2020-2021 учебный год

Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изображения....

1. Рабочая программа музыкального руководителя образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2020 - 2021 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2020 - 2021 учебный год...

Рабочая программа «Шахматы» группы общеразвивающей направленности 5-6 лет «Радуга» Срок реализации: 2020 – 2021 учебный год

Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Мно...