План – конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой дом — моя Россия» в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа)

Кулпаизова Эльвира Маконовна

Тема: «Мой дом – моя Россия»

Цель: развитие патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей представление о России, как о родной стране;

- закрепить понятие детей Родина, малая Родина;

- закрепить названия символов нашей страны: флаг, герб, гимн.

- формировать умение отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

- формировать умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительным;

- формировать умение создавать совместно сюжетные изображения.

          Развивающие:

- развивать диалогическую и монологическую речь: умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками; умение аргументировать свои высказывания, используя в речи распространенные предложения;

          - развивать внимание, память, инициативность, мышление, речь детей;

          - активизировать и расширять словарный запас;

- развивать общую моторику.

          Воспитательные:

          - воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, свой город, свою семью.

          -воспитывать интерес к окружающему миру;

          -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.

          Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

           Форма проведения: игра-путешествие.

Методы и приемы:

- практические (игровая мотивация, физминутки: «Мой город»«Мы гуляли по Москве», малоподвижная игра «Какой мой дом», продуктивная деятельность «Модель нашей Родины», «Круг дружбы»).

- наглядные (рассматривание демонстрационных картинок (здания родного города: библиотека, школа, детский сад, достопримечательности села, символы России: флаг, герб);

- словесные (познавательные беседы: «Мой дом - моя семья», «Наш город», «Флаг России», «Герб России», «Гимн России», художественное слово В. Степанова «Что мы родиной зовем?».

Предварительная работа: беседы о семье, родном городе, заучивание стихов о малой родине Виталия Степанова «Что мы родиной зовем?», о родине Александра Трифонова «Герб России», чтение стихотворений, пословиц, сказок, рассказов, поговорок о родине, рассматривание фотографий малой родины, альбома «Любимый Оренбург», лепбука «Оренбург – мой город родной», символов России, прослушивание песен Игоря Шипкова «У моей России длинные косички».

           Материалы и оборудование: «рули», тематические картинки (дом, семья, друзья, детский сад, достопримечательности города), фотоальбомы для дидактической игры «Моя семья», государственные символы страны (флаг, герб), аудиозапись гимна России и песни «У моей России длинные косички» в исполнении Игоря Шипкова, магнитофон, мягкая игрушка «сердце», полоски из цветного картона для дидактической игры «Собери флаг России», магнитная доска, карта России, фотографии Москвы, Кремля, Красной площади,  три круга для создания модели нашей страны (большой красный, средний синий и маленький белый), человечки из картона и цветной бумаги по количеству детей,  клей, ватман формата А1 .

             Планируемые результаты:

- формируются патриотические чувства у детей (любовь к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России);

-проявляют инициативу, любознательность;

-обладают начальными знаниями о малой родине, о России;

-знают символику страны;

-умеют выразительно читать стихотворения.

Формы организации совместной деятельности

 

Детская деятельность

Формы   и    методы     организации   совместной   деятельности

 

Коммуникативная

Ситуативный разговор «На чем можно отправиться в путешествие», беседы, составление рассказов о своей семье, чтение стихотворений, отгадывание загадок о неофициальных символах России.

 

Познавательно - исследовательская

Рассматривание географической карты России, познавательные беседы: «Мой дом, моя семья», «Наш город», «Наша страна», рассказ воспитателя о гербе, флаге, гимне страны, о столице России, изготовление человечков для коллективной аппликации по схеме. 

 

Игровая

Игровая ситуация «Путешествие «Мой дом, мой город, моя страна», дидактические игры: «Расскажи о своей семье», «Какой мой дом?», «Собери флаг России».

 

Двигательная

Организационная деятельность «В круг широкий вижу я…», динамические паузы: «Мой город», «Мы гуляли по Москве», малоподвижная игра «Какой мой дом?».

 

Продуктивная

Изготовление «модели нашей Родины» и «Круга дружбы» (коллективная аппликация)

 

Восприятие художественной литературы и фольклора

Стихотворения:

В. Степанова «Что мы родиной зовем?», А.Трифонова «Герб России»,

Е. Синицына  «Берегите Россию»

Музыкальная

Прослушивание фрагмента гимна РФ, песни «У моей России длинные косички» в исполнении Игоря Шипкова.

   

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент. Воспитатель произносит текст «В круг широкий вижу я …».

Дети вместе с воспитателем встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево.

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и играть опять начнём.

Создание  положительного эмоционального  настроя, дружеской  атмосферы.

2.

Игровая ситуация. Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по нашей Родине. Спрашивает, на чем можно совершить путешествие? Предлагает отправиться на автомобилях.

Дети называют виды транспорта (машина, автобус, самолет, поезд).

Соглашаются отправиться в путешествие на автомобилях. Берут в руки «рули» и двигаются по кругу за воспитателем, имитируя движение автомобиля.

Проявление эмоциональной отзывчивости. Умение аргументировать свои высказывания.

 

3.

Познавательная беседа «Мой дом, моя семья».

Воспитатель сообщает, что они приехали и первая остановка  

«Мой дом, моя семья».

Рассказывает, что слово Родина - это дом, семья, друзья, детский сад. То место, где мы живем называется малая Родина.

Задает вопросы детям.

 

Дети садятся полукругом перед магнитной доской на стульчики. На доске фотографии: дом, семья, друзья, детский сад.

Отвечают на вопросы воспитателя:

-Как называется улица, на которой ты живешь?

(дети называют свою улицу проживания)

- С кем ты живёшь? (перечисляют членов своей семьи)

- Есть ли у вас друзья?

- Какие они? (дети перечисляют качества - добрые, отзывчивые, веселые и т.д.)

- Как называется детский сад, в который вы ходите?

- Вам нравится ходить в детский сад?

- Почему вам нравится ходить в детский сад? (в саду весело, в саду мои друзья, в саду много игрушек).

Умение внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы.

Умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками.

4.

Дидактическая игра «Расскажи о своей семье».

Воспитатель предлагает детям взять свои семейные фотоальбомы и рассказать о своей семье.

 Дети рассказывают о членах своей семьи, как зовут родителей, кем работают мама и папа, есть ли у них брат и сестра и как их зовут, как зовут бабушек и дедушек, кто какую роль в семье выполняет. Показывают фотографии из альбома.

Имеют представления о себе, как о члене семьи, о значении

семьи в жизни человека.

Проявление желания рассказывать о членах своей

семьи, гордиться ими, любить их.

5.

Чтение стихотворения В. Степанова «Что мы родиной зовем?».

Воспитатель предлагает  прочитать наизусть стихотворение о малой Родине, заученное ранее детьми.

Задает вопрос.

По желанию один из детей читает стихотворение наизусть (предварительная работа):

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном!

Утром солнышко встаёт

Нас на улицу зовёт

Выхожу из дома я

Здравствуй улица моя!

Остальные дети внимательно слушают стихотворение и отвечают на вопрос воспитателя:

- О чём стихотворение? (о малой Родине)

Умение выразительно читать стихотворения наизусть, внимательно слушать взрослого, отвечать на вопрос распространенным предложением.

6.

Игра малой подвижности «Какой мой дом?»

Воспитатель приглашает поиграть в игру.

 

Дети встают в круг и передают сердечко-игрушку друг другу, подбирая описательные прилагательные к существительному «дом» (большой, красивый, уютный, чистый, любимый, хороший и т. д.)

Умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительным.

7.

Игровая ситуация. Воспитатель предлагает отправиться дальше в путешествие по нашей Родине на поезде.

Дети встают друг за другом паровозиком, имитируя движение поезда, и произносят:

«Ту-ту!»

Ориентирование на интерес к дальнейшей образовательной деятельности.

8.

Познавательная беседа «Наш город».

Воспитатель сообщает, что они приехали на следующую   остановку, которая называется «Наш город».

Задает вопрос.

Предлагает рассмотреть на доске фотографии (здания родного города и достопримечательности Тольятти) и ответить на вопрос: «Что изображено на них?»

 Дети садятся полукругом перед магнитной доской.

Отвечают на вопрос воспитателя:

- Как называется село, в котором вы живете? (Нежинка)

Дети рассматривают фотографии города, узнают знакомые здания и достопримечательности села, выходят по очереди, рассказывают о них (библиотека, школа, детский сад, парк, дом культуры, церковь, мечеть)

Имеют начальные представления о родном городе.

Умение внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы воспитателя,   выслушивать  друг друга до конца, не перебивая.

 

9.

Динамическая пауза «Мое село».

Воспитатель приглашает погулять по городу.

 

Выполняют действия в соответствии с текстом:

По улице мы шагаем, (шагают по кругу)

Много видим, называем. (козырек)

Вот дороги и машины, (повороты влево, вправо)

Гипермаркет, магазины. (наклон вперед)

Парк, площадки и дома. (повороты влево, вправо)

Вот такая красота. (показывают пальцами «класс»)

Физическая разрядка, эмоционально положительный настрой. Удовлетворение в двигательной активности. Развитие внимания, общей моторики. Умение согласовывать движения в соответствии с текстом.

10.

Игровая ситуация.

Сообщает, что мы отправляемся дальше в путешествие по нашей Родине, но теперь на самолете.

Дети разводят руки в стороны, бегут по кругу, имитируя полет самолёта. Произносят: «У-у-у».

 

Ориентирование на интерес к дальнейшей образовательной деятельности.

 

11.

Познавательная беседа «Наша страна».

Воспитатель сообщает детям, что следующая остановка – «Наша Страна».

Спрашивает детей, как называется страна, в которой мы живем?

Рассказывает, что Россия – это наша Родина. Мы с вами граждане России - россияне. Наша страна очень большая. Предлагает посмотреть на карту.

России.

Сообщает, что когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.

У каждой страны есть главный город – это столица.

Спрашивает у детей, как называется главный город нашей Родины?

Показывает фотографии Москвы, Кремля, Красной площади, рассказывает, что Красную площадь называют «сердцем столицы».

Дети садятся полукругом перед магнитной доской на стульчики. На доске фотографии Москвы, Кремля, Красной площади, картинки с символикой страны и географическая карта России.

Отвечают на вопросы воспитателя:

«Наша страна – Россия».

«Столица нашей родины – Москва».

Внимательно слушают рассказ воспитателя о

Москве, Кремле и Красной площади.

Рассматривают фотографии и карту России.

Умение в диалоге с педагогом ответить на заданный вопрос.

Проявление интереса к объекту – географической карте России.

Развитие наблюдательности и внимания.

12.

Динамическая пауза «Мы гуляли по Москве».

 

Выполняют действия в соответствии с текстом:

Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают по кругу)

По Москве идем гулять.

Пришли на площадь Красную (широко разводят руки)

Широкую, прекрасную.

А на площади на той. (повернуться лицом в круг)

Кремль высокий и большой. (поднимают 2 руки над головой.)

Ах, какая высота! (поочерёдно поднимают вверх левую и правую руку.)

Ах, какая красота!

Раз, два, три, четыре, пять. (шагают по кругу.)

Дальше мы идем гулять.

Физическая разрядка, эмоционально положительный настрой. Удовлетворение в двигательной активности. Развитие внимания, общей моторики. Умение согласовывать движения в соответствии с текстом.

13.

Познавательная беседа «Символика России»

Воспитатель предлагает вспомнить, какие государственные символы есть у России, какие цвета у российского флага, что обозначает каждый цвет, как называется главная песня страны?

Рассказывает, что гимн слушают стоя, не балуются, не шумят, проявляя уважение. Предлагает детям прослушать фрагмент гимна нашей страны.

Рассказывает о гербе России, и что он обозначает (страна наша единая, независимая, а добро всегда будет побеждать зло). Предлагает ребенку прочитать стихотворение 

А.Трифонова «Герб России».

 

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя:

«Символы России – это герб, флаг и гимн».

«Флаг России состоит из трех полос, трех цветов: белого, синего и красного».

«Белый цвет – чистота,

синий цвет – это небо,

красный цвет – сила и, мужество».

«Гимн – это главная песня страны».

Слушают стоя фрагмент гимна России.

По желанию один из детей читает стихотворение наизусть (предварительная работа):

А. Трифонова 

«Герб России»:

«У России величавой,

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный».

Имеют начальные представления о символах нашей страны: флаг, герб, гимн.

Умение внимательно слушать взрослого, отвечать на вопрос распространенным предложением.

14.

Дидактическая игра «Собери флаг России».

Воспитатель предлагает вспомнить в какой последовательности расположены полосы триколора и выложить флаг России.

Дети собирают флаг России из разрезных картинок по типу пазл.

 

Имеют представление о Российском флаге.

15.

Рефлексия.

Воспитатель сообщает, что путешествие по нашей Родине подошло к концу, предлагает детям вернуться в детский сад на автомобилях.

Чтобы не забыть о путешествии, предлагает составить модель нашей Родины.

Поясняет, что большой красный круг - это наша большая страна.

Синий круг - это наш город. Белый круг - это наш дом, наша семья. 

Спрашивает детей, хотят ли они вокруг модели нашей Родины создать «Круг дружбы»?

Предлагает детям пройти к столу и выбрать любого человечка, который понравился, и приклеить к плакату «Круг дружбы».

 Включает песню «У моей России длинные косички».

Задает итоговые вопросы детям.

Хвалит детей за то, что ребята справились с заданиями, ответили на все вопросы и предлагает рассказать о своих впечатлениях от путешествия.

Читает стихотворение Е. Синицына

«Берегите Россию»

Берегите Россию,

Без нее нам не жить!

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть,

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой!

Дети берут в руки «рули»,

«проезжают» один круг за воспитателем, присаживаются на ковер.

Соглашаются составить «Модель Родины» и «Круг дружбы». Под песню «У моей России длинные косички» выполняют коллективную аппликацию. Приклеивают в центре ватмана красный, синий и белый круги. Накладывают их один на один. Наклеивают человечков вокруг модели нашей Родины.

Дети отвечают на вопросы воспитателя:

- О чем мы сегодня с вами говорили?

(о нашей Родине, о стране, о России, о малой Родине)

- Какие символы нашей страны вы запомнили?

(герб, флаг, гимн)

-Как называется главный город нашей страны?

(столица Москва)

-Как называется город, в котором мы живем?

(город Тольятти)

Делятся своими впечатлениями: рассказывают, что понравилось, что больше всего запомнилось.

 

 

Умение создавать совместно сюжетные изображения (коллективную аппликацию), работать в коллективе.

Умение отвечать на поставленные вопросы, делиться своими впечатлениями, делать выводы.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по теме: «Они сражались за Родину».

Занятие посвящено подвигу молодых курсантов Урюпинског училища, которые обороняли город Кропоткин и мосты через реку Кубань в годы Великой отечественной войны....

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я и моя семья» в средней группе

Цель: Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:Образовательные:Продолжать уточнять, расширять знания и пр...

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Наша Родина Россия"

Закрепить понятия   о глобусе и  символике  России, активизировать словарь по теме, развивать связную речь. Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Р...

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я и моя семья» в средней группе

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям...

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию по теме «Россия - Родина моя»

Занятие рекомендовано воспитателям подготовительных групп,с целью развивать у детей чувство любви и патриотизма к своей Родине....

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Мы друзья» в средней группе

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо нравственно – патриотическому воспитаниюТема: «Мы друзья» в средней группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Моя семья» в средней группе

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо нравственно – патриотическому воспитаниюТема: «Моя семья» в средней группе...