Календарно-тематическое планирование педагога-психолога
календарно-тематическое планирование

Блинникова Ольга Сергеевна

Календарно-тематическое планирование педагога-психолога на 2024-2025 учебный год 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Обручевский детский сад»

Календарно-тематическое планирование

педагога-психолога

на 2024-2025 учебный год

Срок действия программы 1 год

Составила:

педагог-психолог Блинникова О.С.

                                                                                                      Обручевка 2024

Календарно-тематическое планирование педагога-психолога с детьми

по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 1,5-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»

Цель программы: помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения

Возрастная группа: дети 1,5-4 лет.

Продолжительность: Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 10 минут.

Основные  задачи курса:

1.преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

 2. обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

3.формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Тема непосредственной образовательной деятельности

Цель занятия

Необходимое оборудование

Октябрь

Занятие  1 «Божья коровка»

Создание положительного эмоционального настроя в   группе;

 Развитие умения действовать соответственно правилам   игры;

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле

Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера   предметов);

Развитие внимания, речи и воображения

Игрушечная божья коровка(желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой;  лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).

Занятие 2  «Божья коровка» повторение

 Создание положительного эмоционального настроя в   группе;

 Развитие умения действовать соответственно правилам   игры;

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики,ориентации в собственном теле

Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера   предметов);

Развитие внимания, речи и воображения

Игрушечная божья коровка(желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой;  лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).

Занятие  3  «Листопад»

 Создание   атмосферы эмоциональной безопасности.

 Снятие   эмоционального и мышечного напряжения.

 Снижение   импульсивности, повышенной двигательной активности.

 Развитие   умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп.

 Развитие   слухового внимания, произвольности, быстроты реакции.

 Развитие   речи, воображения, творческих способностей.

большой зонт;  колонка, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки;  два кленовых листа (для каждого ребенка);  желтая, красная, зеленая гуашь;  лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка)

Занятие 4 «Листопад» повторение

Создание   атмосферы эмоциональной безопасности.

 Снятие   эмоционального и мышечного напряжения.

 Снижение   импульсивности, повышенной двигательной активности.

 Развитие   умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп.

 Развитие   слухового внимания, произвольности, быстроты реакции.

 Развитие   речи, воображения, творческих способностей.

большой зонт;  колонка, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки;  два кленовых листа (для каждого ребенка);  желтая, красная, зеленая гуашь;  лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка)

Ноябрь

Занятие 5   «Мячик»

 Сплочение   группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками. Повышение   эмоционального тонуса.

Развитие   чувства ритма, координации движений. Развитие   ориентации в пространстве. Обучение   отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов. Развитие   зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

 

большой мяч;  матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

Занятие 6 «Мячик» повторение

Сплочение   группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками. Повышение   эмоционального тонуса.

Развитие   чувства ритма, координации движений. Развитие   ориентации в пространстве. Обучение   отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов. Развитие   зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

большой мяч;  матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

Занятие 7 ««Прогулка в осенний лес»

Сплочение   группы, развитие эмпатии.

 Развитие   слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на   инструкцию. Снижение излишней двигательной активности.

 Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету.

Развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей.

Развитие общей моторики.

 Развитие памяти, речи и воображения.

картина или фотография «Осенний лес»;  игрушечный ежик;  игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь;  красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка);  красная, желтая и зеленая корзинки.

Занятие 7 ««Прогулка в осенний лес» повторение

Сплочение   группы, развитие эмпатии.

 Развитие   слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на   инструкцию. Снижение излишней двигательной активности.

 Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету. Развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей.

Развитие общей моторики.

 Развитие памяти, речи и воображения.

картина или фотография «Осенний лес»;  игрушечный ежик;  игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь;  красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка);  красная, желтая и зеленая корзинки.

Декабрь

Занятие 8 «Веселый Петрушка»

Развитие   умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами   игры, с ритмом стиха. Закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик).

Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»). Развитие   общей и мелкой моторики.

 Развитие   восприятия, речи и воображения.

игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;  бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки);  обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета;  мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).

Занятие 8 «Веселый Петрушка» повторение

Развитие   умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами   игры, с ритмом стиха. Закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик).

Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»). Развитие   общей и мелкой моторики.

 Развитие   восприятия, речи и воображения.

игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;  бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки);  обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета;  мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).

Занятие 9 «Новый год»

 Создание   положительного эмоционального настроя в группе. Отработка   умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и   текстом песни.

 Отработка   быстроты реакции.

 Развитие   общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

Развитие   тактильного восприятия, внимания, речи и воображения

игрушечный Дед Мороз;  новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой;  краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой;  лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка);  матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками ит.п.).

Занятие  10  «Новый год» повторение

Создание   положительного эмоционального настроя в группе. Отработка   умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и   текстом песни.  Отработка   быстроты реакции.

 Развитие   общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

Развитие   тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

игрушечный Дед Мороз;  новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой;  краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой;  лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка);  матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками ит.п.).

Январь

Занятие  11 «Мячики»

Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать   контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу   движений партнера.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и   текстом стиха.

Развитие ориентации в собственном теле; Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); колонка, флешка с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии;  лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).

 Занятие  12 «Мячики» повторение

Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать   контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу   движений партнера.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и   текстом стиха.

Развитие ориентации в собственном теле; Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие зрительного восприятия, речи и воображения

большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); колонка, флешка с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии;  лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).

Занятие 13 «Зайка»

Создание положительного   эмоционального настроя в группе. Развитие умения подражать   движениям взрослого. Развитие координации   движений, общей и мелкой моторики.

Развитие умения подчиняться   правилам игры, отработка быстроты реакции.

Снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и   воображения.

мягкие игрушки: заяц и лиса;  колонка, флешка с записью веселой плясовой музыки;  матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.

Февраль

Занятие 14 «Зайка» повторение

Создание положительного   эмоционального настроя в группе. Развитие умения подражать   движениям взрослого. Развитие координации   движений, общей и мелкой моторики.

Развитие умения подчиняться   правилам игры, отработка быстроты реакции.

Снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и   воображения.

мягкие игрушки: заяц и лиса;  колонка, флешка с записью веселой плясовой музыки;  матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.

Занятие 15  «Мыльные пузыри»»

Снятие эмоционального напряжения и агрессии. Снятие излишней двигательной активности,   импульсивности.

 Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.

 Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики.

 Развитие внимания, речи и воображения.

набор для выдувания мыльных пузырей;  колонка, флешка с записью плавной мелодии;  мячи;  мячи для подскоков (хоппы).

Занятие 16  «Мыльные пузыри»» повторение

Снятие эмоционального напряжения и агрессии. Снятие излишней двигательной активности,   импульсивности.

 Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.

 Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики.

 Развитие внимания, речи и воображения.

набор для выдувания мыльных пузырей;  колонка, флешка с записью плавной мелодии;  мячи;  мячи для подскоков (хоппы).

Занятие  17 «Музыканты»

 Создание положительной эмоциональной обстановки.

Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои   движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста. Развитие образности слухового восприятия. Развитие слуховой и зрительной памяти.

Развитие общей и мелкой моторики.

 Развитие внимания, речи и воображения.

ширма;  игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла);  игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.

Март

Занятие  18 «Музыканты» повторение

Создание положительной эмоциональной обстановки.

Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои   движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста. Развитие образности слухового восприятия. Развитие слуховой и зрительной памяти.

Развитие общей и мелкой моторики.

 Развитие внимания, речи и воображения.

ширма;  игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла);  игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.

Занятие 19  «Мамин день»

Оптимизация детско-родительских отношений.

 Воспитание доброго отношения к маме.

Развитие двигательных навыков.

 Развитие восприятия, внимания и речи.

кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка);  головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.);  ширма;  колокольчик.

 Занятие 20 «Мамин день» повторение

Оптимизация детско-родительских отношений.

 Воспитание доброго отношения к маме.

Развитие двигательных навыков.

 Развитие восприятия, внимания и речи.

кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка);  головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.);  ширма;  колокольчик.

Занятие 21  «Мишка»

Сплочение группы, развитие эмпатии.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. Развитие умения согласовывать свои действия с   действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры.

 Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

 Развитие внимания, речи и воображения.

игрушечный медвежонок;  магнитофон, кассета с записью пения птиц;  гуашь желтого цвета, лист с изображением банки (для каждого ребенка), кисточка (поролоновый тампон).

Апрель

 Занятие 21  «Мишка» повторение

Сплочение группы, развитие эмпатии.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. Развитие умения согласовывать свои действия с   действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры.

 Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

 Развитие внимания, речи и воображения.

игрушечный медвежонок;  магнитофон, кассета с записью пения птиц;  гуашь желтого цвета, лист с изображением банки (для каждого ребенка), кисточка (поролоновый тампон).

Занятие  22 «Непослушные мышата»

 Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса   трех лет. Формирование положительной самооценки. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать   в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм.

 Развитие слухового внимания, быстроты реакции.

Развитие общей и мелкой моторики. Развитие чувства юмора, речи и воображения.

игрушечная мышка;  розовый и черный косметические карандаши;  большие игрушечные часы;  колонка, флешка с записью плясовой музыки.

Занятие  22 «Непослушные мышата» повторение

Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса   трех лет. Формирование положительной самооценки. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать   в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм.

 Развитие слухового внимания, быстроты реакции.

Развитие общей и мелкой моторики. Развитие чувства юмора, речи и воображения

игрушечная мышка;  розовый и черный косметические карандаши;  большие игрушечные часы;  колонка, флешка с записью плясовой музыки.

Занятие  23 «Колобок»

Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей   навыкам сотрудничества.

 Снятие страхов перед сказочными героями.

 Развитие общей и мелкой моторики.

 Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного).

 Развитие пространственных представлений. Развитие внимания, речи и воображения.

куклы бибабо (персонажи сказки «Приключения Колобка»);  матерчатый мешочек;  фрукт и овощ;  пластилиновый шарик (для каждого ребенка);  дидактический набор «Мисочки»;  деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине);  спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая скамейка, обруч.

Май

Занятие  23 «Колобок» повторение

Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей   навыкам сотрудничества.

 Снятие страхов перед сказочными героями.

 Развитие общей и мелкой моторики.

 Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного).

 Развитие пространственных представлений. Развитие внимания, речи и воображения.

куклы бибабо (персонажи сказки «Приключения Колобка»);  матерчатый мешочек;  фрукт и овощ;  пластилиновый шарик (для каждого ребенка);  дидактический набор «Мисочки»;  деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине);  спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая скамейка, обруч.

Занятие 24   «Котята»

 Формирование положительной самооценки.

Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга. Снятие мышечного напряжения. Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и   радость).

 Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить   услышанные звуки. Развитие моторики, координации движений, ориентации в   собственном теле. Развитие пространственных представлений. Развитие внимания, речи и воображения.

Колонка, флешка «Голоса животных и птиц»;  желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей);  игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов.

Занятие 25   «Котята» повторение

 Формирование положительной самооценки.

Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга. Снятие мышечного напряжения. Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и   радость).

 Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить   услышанные звуки. Развитие моторики, координации движений, ориентации в   собственном теле. Развитие пространственных представлений. Развитие внимания, речи и воображения.

Колонка, флешка «Голоса животных и птиц»;  желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей);  игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов.

Календарно-тематическое планирование педагога-психолога с детьми

4-5 лет (на основе программы «Цветик-семицветик» под ред. Н. Ю. Куражевой, « Давайте познакомимся!», пособия по тренинговому развитию и коррекции эмоционального мира дошкольников 4-6 лет И.А. Пазухиной)

Цель программы: Коррекция и развитие познавательных способностей.

Возрастная группа: дети 4-5 лет.

Продолжительность: Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 20 минут.

Задачи психологического курса для детей 4-5 лет

  1. Создавать условия для проявления познавательной активности.
  2. Способствовать самопознанию ребенка.
  3. Совершенствовать коммуникативные навыки.
  4. Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости
  5. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
  6. Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
  7. Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.

Тема непосредственной образовательной деятельности

Цель занятия

Необходимое оборудование

Сентябрь

Диагностика

Выявление уровня развития эмоциональной сферы ребенка

Бланки и карточки с заданиями каждому, цветные и простые карандаши

Октябрь

Занятие 1 «Знакомство»

Создание благоприятной атмосферы на занятии.

Игрушка Зайчик, диск с детской веселой музыкой, мяч, бумажные цветы, клей, зеленый маркер.

Занятие 2 «Давайте дружить»

Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия.

Игрушка заяц, мяч, цветные карандаши, колокольчик.

Занятие 3 «Волшебные слова.»

Развитие навыков культурного общения.  Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала

Мяч, резиновые или мягкие игрушки: белочка, зайчик, кошка, послание от зверей.

Занятие 4  «Правила поведения на занятиях.»

Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. Развитие навыков культурного общения. Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.)

Игрушка заяц, карточки с изображением разных поведенческих ситуаций «что хорошо, что плохо».

Ноябрь

Занятие 5 «Радость и грусть»

Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию.

Карандашики настроения, грустные и веселые пиктограммы, картинки с веселыми и грустными персонажами, пейзажи разной цветовой гамме, радостное и грустное облачка, музыкальное сопровождение.

Занятие 6 «Гнев»

Развитие коммуникативных умений и навыков. Знакомство с эмоцией «гнев». Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

Сердитое облако, сердитый карандаш, цветные карандаши, игрушка Притворщик, пособие «Угадай эмоцию» музыкальное сопровождение (пьеса П.И. Чайковского «Баба Яга»), «подушка-колотушка», «мешочек для крика», «коробочка гнева».

Занятие 7 «Удивление»

Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление.

Удивлённое облако, удивительный карандашик, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение.

Занятие 8 «Испуг, страх»

Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления. Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей.

Испуганное облако, «испуганный» карандаш, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение.

Декабрь

Занятие 9 «Спокойствие»

Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

«Спокойное» облако, «спокойный» карандаш, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение, задание «Логический квадрат» формата А3.

Занятие 10           « Горе»

Познакомить детей с эмоцией горя; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений.

Пиктограмма «горе», «радость», картинка с изображением грустной девочки, зеркало, лист бумаги и цветные карандаши.

Занятие 11 «Интерес»

Познакомить детей с эмоцией интерес; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Пиктограмма «интерес», картинка с изображением заинтересованного мальчика, лист бумаги и цветные карандаши.

Занятие 12 «Словарик эмоций»

Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознавании и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.

Бланки с заданиями, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, облака с разными эмоциями, сказочные герои с разными настроениями.

Январь

Занятие 13 «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)»

Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. Развитие мыслительных процессов.

Знаки, обозначающие сенсорные признаки предметов, пособие «Поле Чудес», карточки «Найди пару», бланки с заданиями, цветные карандаши, кукла Незнайка.

Занятие 14 «Восприятие свойств предметов.»

Развитие восприятия свойств предметов. Развитее мышления (сравнение, исключение, анализ). Развитие внимания (зрительное, слуховое). Развитие воображения и логического мышления.

Игрушка «филин», схема «свойств предметов», бланки с заданиями, цветные карандаши, карточки с изображением мяча, жабы, бабочки, карточки «Найди лишний», коврики-фигуры, музыкальное сопровождение.

Занятие 15 «Мои помощники глазки»

Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка зрительных ощущений. Развитие зрительного внимания. Развитие зрительной памяти. Активизация творческой активности

Нарисованная фигурка человечка с большими глазами, корзинка с игрушками, бланки с заданиями, цветные карандаши, картинки с контурным изображением, ножниц, утюга, ёлки, гриба, зайца, рыбы.

Февраль

Занятие 16 «Мои помощники ушки»

Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка слуховых ощущений. Развитие слухового внимания. Развитие слуховой памяти. Активизация творческой активности.

Аудиозаписи «Голоса птиц и зверей»,набор картинок «Домашние животные», цветные карандаши, синий, жёлтый, коричневый , бланки с заданиями, нарисованная фигурка человечка с большими ушами, шкатулка, корзина с музыкальными инструментами.

Занятие 17 «Мой помощник ротик и носик»

Совершенствования восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка обоняния, вкусовых ощущений. Активизация творческой активности.

Фигурка человечка с большим носом и длинным языком, коробочка с запахами, карточки с продуктами на тарелке,цветные карандаши, бланки с заданиями

Занятие 18 «Мои помощники ручки и ножки»

Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания. Тренировка тактильных ощущений. Формирование позитивной мотивации

Фигурка человечка с большими руками и ногами, дощечки 15х10 см., на них наклеены: мех, фотобумага, спички, верёвка в виде змейки, капли воска, бархатная бумага, схема кабинета, мешочек, бланки с заданиями, цветные карандаши.

Занятие 19 «Из чего же сделаны наши мальчишки?»

Развитие коммуникативных навыков. Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков. Работа по развитию самоконтроля.

Бланки с заданиями, цветные карандаши, карточки для игры «Изобрази», мяч, карточки для задания «Спортсмены».

Март

Занятие 20 «Из чего же сделаны наши девчонки?»

Развитие коммуникативных навыков. Закрепление об особенностях поведения девочек. Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тёте.

Бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка цветок, игра «клумба», музыкальное сопровождение, карточки с отгадками.

Занятие 21 «Страна Вообразилия»

Развивать воображение. Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать. Развивать восприятие, внимание, память, наглядно-образное мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать самосознания

Игрушка гномик, сказка Путаница», изображение животных с перепутанными частями тела, бланки с заданиями, цветные карандаши.

Занятие 22 «Здравствуй, Весна!»

Развить воображение. На основе знаний детей о весенних явлениях в природе развивать познавательные психические процессы. Развивать умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений, слов.

Сюжетные картинки «Зима», «Весна», карточки с изображением перелётных птиц, бланки с заданиями, карандаши.

Занятие 23 «Язык жестов и движений»

(Пазухина)

Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.

Карточки к игре «Покажи руками», театральные маски к сказке «Курочка Ряба»

Апрель

Занятие 24 «День Смеха»

Развивать воображение. Развить творческое мышление.

Игрушка Клоун, магнитофон, песня «Цирк», карточки с изображением геометрических фигур, задания на бланках, карандаши.

Занятие 25 «Прогулка по городу»

Развитие мыслительной операции обобщение, классификация, рассуждение. Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы.

«Инопланетянин», разрезанная картинка «Летающая тарелка», карточки с изображением различных продуктов, карточки с заданием «назови одним словом».

Занятие 26        «В гостях у сказки»

Развить воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знание содержания сказок. Развить творческое мышление.

Игрушки сказочных персонажей, сундучок, лабиринт, карточки из игры «Логический поезд», разрезанная картинка «Царевна- лягушка», карандаши, бланки с заданиями.

Занятие 27 «Мой внутренний мир (Пазухина)

Учить детей понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества.

Клубок ниток, альбом и цветные карандаши.

Май

Занятие 28 «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)» (Пазухина)

Развитие восприятия сенсорных признаков предметов.

Развитие мыслительных процессов.

Знаки, обозначающие сенсорные признаки предметов, пособие «Поле Чудес», карточки «Найди пару», бланки с заданиями, цветные карандаши, кукла Незнайка.

Занятие 29 «Восприятие свойств предметов.» (Пазухина)

Развитие восприятия свойств  предметов.

Развитие мыслительных процессов.

Игрушка «филин», схема «свойств предметов», бланки с заданиями, цветные карандаши, карточки с изображением мяча, жабы, бабочки, карточки «Найди лишний», коврики-фигуры, музыкальное сопровождение.

Занятие 30 «Давайте жить дружно» (Пазухина)

Способствовать психическому и личностному росту детей, их самопознанию и пониманию чувств других детей.

Мяч, пара рукавичек из бумаги, аудиозапись песни «Улыбка»,

Занятие 31 «Я знаю, я могу, я умею» (Пазухина)

Повторить пройденный материал и закрепить знания и умения детей; развивать представление детей о себе и своем отличии от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

Игрушка Лесовичок, маски зайца и лисы, аудиозапись веселой музыки, мяч, лист бумаги и цветные карандаши.

Календарно-тематическое планирование педагога-психолога с детьми «Цветик-семицветик» 6-7 лет (под ред.Н.Ю.Куражевой)

Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет

Цель программы: Коррекция и развитие познавательных способностей. Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Продолжительность: Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 30 минут.

Задачи психологического курса для детей 6-7 лет.

  1.  Формировать произвольность всех психических процессов.
  2. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  3.  Продолжать формировать этические представления.
  4. Развивать у ребенка предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику).
  5. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе

Тема непосредственной образовательной деятельности

Цель занятия

Необходимое оборудование

Сентябрь

Входная диагностика

1.Определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения.

2.Изучение объема слуховой памяти, элементов ее произвольности.

3.Определение уровня развития образной памяти.

4.Изучение уровня концентрации, переключения внимания, зрительно – моторной координации и скорости образования нового навыка.

5.Определение уровня сформированности мелкомоторных навыков, зрительно-моторной координации и глазомера.

6.Исследование самооценки. 

7.Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми

Бланки и карточки с заданиями каждому, цветные и простые карандаши

Октябрь

Занятие № 1 «Создание Лесной школы»

-Знакомство детей друг с другом.

-развитие навыков вербального и невербального общения.

-снятие телесного и эмоционального напряжения.

создание эмоционально положительного климата в группе.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа».

Занятие № 2 «Букет для учителя»

-продолжение знакомства детей друг с другом.

-развитие коммуникативной сферы детей; развитие навыков вербального и невербального общения.

-развитие эмоциональной сферы детей; обучение различению эмоционального состояния (радость) по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

-развитие внимания, памяти, мышления.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа».  Пиктограмма «Радость», разрезные картинки с пиктограммой «Радость», для каждого ребенка.

Занятие № 3 «Смешные

страхи»

- сплочение группы, развитие умения выступать публично.

-развитие навыков вербального и невербального общения, снятие телесного эмоционального напряжения.

-развитие эмоциональной сферы детей; обучение различению эмоционального состояния (страх) по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

-развитие памяти, внимания, воображения.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа».  Пиктограмма «Страх», разрезные картинки с пиктограммой «Страх», для каждого ребенка, разрезная картинка с изображением трамвая.

Занятие № 4 «Игры в школе»

-развитие коммуникативных навыков.

-развитие внимания, мышления, воображения, памяти.

-развивать умение выступать публично.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», настольно – печатная игра «Времена года», «волшебная» палочка, набор     звездочек для каждого ребенка вырезанный из картона.

Ноябрь

Занятие № 5 «Школьные правила»

-развитие навыков культурного общения.

-обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

-развитие внимания, мышления, памяти.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

развитие произвольности психических процессов.

-развите произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа»,настольно – печатная игра «Что хорошо, что плохо», сундучок.

Занятие № 6 «Собирание портфеля2

- развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления.

-развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», стимульный материал с изображением школьных принадлежностей, портфель, школьные принадлежности и игрушки.

Занятие № 7 «Белочкин

Сон»

-развитие эмоциональной сферы.

-развитие коммуникативной сферы.

-развитие восприятия, памяти, внимания, мышления.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», портфель со школьными принадлежностями, пиктограмма «Удивление», разрезные картинки с пиктограммой «Удивление» для каждого ребенка.

Занятие № 8 «Госпожа Аккуратность»

- развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

-развитие волевой сферы, зрительной памяти, внимания, мышления.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», 3 силуэта ладошки из картона, красного, желтого, зеленого цветов, перышко.

Декабрь

Занятие № 9 «Жадность»

-развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

-развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

Цветные карандаши, рабочие тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», разрезная картинка для коллективной работы (любая), карточки с изображением животных, мешочек с игрушечными фруктами и овощами из двух половинок.

Занятие № 10 «Волшебное  яблоко»

-развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение.

-развитие эмоциональной сферы.

-развитие внимания, мышления.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

Цветные карандаши, рабочие тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа».  Пиктограмма «Стыд», разрезные картинки с пиктограммой «Стыд», для каждого ребенка, мяч, конверт, разрезная картинка с изображением яблока.

Занятие № 11 «Подарки в день рождения»

-развитие сферы общения детей, навыков культурного общения.

-развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа».  

Занятие № 12 «Домашнее

задание»

-развитие навыков общения у детей, умение работать в царе.

-развитие речи и логического мышления.

-развитие зрительной памяти, слухового внимания, мышления.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», картинки с изображением различных предметов (из детского лото) в мешочке, колокольчик.

Январь

Занятие № 13 «Школьные оценки»

- развитие навыков общения детей.

-развития мышления (анализ, логическое мышление).

-развитие внимания (зрительное внимание, распределение, слуховое).

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», парные картинки с 2 наборов детского лото, мяч.

Занятие № 14 «Ленивец»

-развитие навыков общения у детей.

-мышления (анализ, логическое мышление).

-развитие слухового и зрительного внимания, распределение внимания.

-развитие ориентировки в пространстве, слуховой памяти.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», ладошки вырезанные из синего, красного, желтого картона, конверт со схемой, на схеме изображен план кабинета и пунктиром маршрут, по которому дети должны пройти, чтобы попасть а Лесную школу

Занятие № 15 «Списывание»

-развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей.

-развитие внимания, логического мышления.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», колокольчик, предметные картинки.

Февраль

Занятие № 16 «Подсказка»

-развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

-развитие внимания, логического мышления.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», перышко, картинки из детского лото с изображением предметом.

Занятие № 17 «Обманный отдых»

-развитие эмоционашной и коммуникативной сферы.

-развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти, воображения.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», мяч, картинки с изображением различных действий.

Занятие № 18 «Бабушкин

Помощник»

-развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

-развитие внимания, мышления.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», колокольчик.

Занятие № 19 «Прививка»

-развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа»,  пиктограмма «Робость», разрезные картинки с пиктограммой «Робость», для каждого ребенка, аптечка.

Март

Занятие № 20 «Больной друг»

-развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.

-развитие внимания, мышления, воображения.

-развитие навыков вербального и невербального общения.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие тетради, музыкальное сопровождение: песня «Настоящий друг», Сказка «Лесная школа», пиктограмма «Робость», разрезные картинки с пиктограммой «Робость», для каждого ребенка, аптечка. Котлеты

Занятие № 21 «Ябеда»

-развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.

-развитие внимания, логического мышления.

-развитие навыков вербального и невербального общения.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа»,   пиктограмма «Брезгливость», разрезные картинки с пиктограммой «Брезгливость», для каждого ребенка.

Занятие № 22 «Шапка-

Невидимка»

-развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.

-развитие внимания, логического мышления.

-развитие навыков вербального и невербального общения.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа»,  пиктограмма «Самодовольство», разрезные картинки с пиктограммой «Самодовольство», для каждого ребенка, зеркало, шляпа.

Занятие № 23 «Задача для

Лисенка»

-развитие эмоциональной сферы детей.

-развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения.

-развитие навыков вербального и невербального общения.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа».

Апрель

Занятие № 24 «Спорщик»

-развитие эмоциональной сферы детей.

-развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти.

-развитие навыков вербального и невербального общения.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», книга с загадками.

Занятие № 25 «Обида»

-развитие эмоциональной сферы детей.

-развитие зрительного внимания, логического мышления, воображения.

-развитие навыков вербального и невербального общения.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», зеркало.

Занятие № 26 «Хвосты»

-развитие эмоциональной сферы детей.

-развитие зрительного внимания, логического мышления, зрительной памяти.

-развитие навыков вербального и невербального общения.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», стихотворение С.Я.Маршака «О мальчиках и девочках», кольцо.

Занятие № 27 «Драки»

-развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

-развитие зрительного внимания, быстроты реакции.

-развитие логического мышления, восприятия.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа».

Май

Занятие № 28 «Грубые слова»

-развитие навыков вербального и невербального общения, навыков культурного общения.

-развитие эмоциональной сферы детей.

-развитие зрительного внимания, памяти.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», цветок ромашка сделанный  из цветной бумаги.

Занятие № 29 «Дружная

страна»

-развитие навыков вербального и невербального общения, навыков культурного общения.

-развитие эмоциональной сферы детей.

-развитие внимания, мышления.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», «полоса препятствий».

Занятие № 30 «В гостях у сказки»

-развитие навыков вербального и невербального общения, навыков работы в паре.

-развитие эмоциональной сферы детей.

-развитие внимания, мышления, воображения.

-развитие мелкой мускулатуры руки.

-развитие произвольности психических процессов.

Цветные карандаши, рабочие  тетради, музыкальное сопровождение, Сказка «Лесная школа», листы бумаги А4.

Занятие № 31 «До свидания Лесная школа!»

Заключительное.

-обобщить полученные в процессе усвоения программы знания,

-поделится впечатлениями от занятий.

-способствовать созданию эмоционально комфортной атмосферы.

Диплом для каждого ребенка, большой лист бумаги для коллективной работы, цветные карандаша,  картинки с героями сказки, музыкальное сопровождение.

Выходная диагностика

Определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения.

-Изучение объема слуховой памяти, элементов ее произвольности.

-Определение уровня развития образной памяти.

-Изучение уровня концентрации, переключения внимания, зрительно – моторной координации и скорости образования нового навыка.

-Определение уровня сформированности мелкомоторных навыков, зрительно-моторной координации и глазомера.

-Исследование самооценки. 

-Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Бланки и карточки с заданиями каждому, цветные и простые карандаши

 Методика «Свободная классификация»

Методика «10 слов»

Методика «Запомни картинки»

Методика «Шифровка»

Методика «Узоры»

Методика «Лесенка»

Методика «Тест тревожности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование педагога-психолога

Предлагаю к просмотру ежедневное календарное планирование педагога-психолога в ДОУ...

Перспективное планирование педагога - психолога

перспективное планирование педагога - психолога...

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...