Мастер классы и открытые занятия
план-конспект занятия (младшая, старшая группа)

В данном разделе представлены используемые мною мастер-классы для педагогов и родителей и открытые занятия с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов ДОУ

«Дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Черепанова О.В.

Дошкольное детство-это период игры. В этом возрасте ребенок стремится все познать через игру. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми, ребенок учится играя.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

  • развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умения высказывать свои суждения.
  • развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
  • социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости.      

Проведение дидактических игр включает:    

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).   

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.      

3.Показ игровых действий.   

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. 

Виды дидактических игр: 

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.  

 

     Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.  При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др. основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними

     Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки» С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.                                                                       

     Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.                                                                                                                          

      Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в мастер-классе по изготовлению дидактических игр и пособий.

1 игра :«Кто чем питается?».

 Цель:

• Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;

• Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук;

• Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

 Для этого вам понадобится круг поделенный на 12 частей, его нужно вырезать. Картинки с изображением пищи животных наклеиваем на круг. Цветные картинки разных диких или домашних животных, насекомых, птиц - вырезаем, и приклеиваем на прищепки с помощью клея пистолета. 

2 игра «Угадай чей домик».

Цель: Расширять знания о различных видах животных и их жилищах. Умение соотносить изображение живого существа с его местом обитания, правильно называя его. Развивать воображение, познавательный интерес, память, логическое мышление, мелкую моторику кистей рук. Учиться согласовывать слова-предметы и слова-признаки в нужном числе и падеже.

Для этого нам понадобятся спичечные коробки, ножницы, клей, цветные картинки разных диких или домашних животных, насекомых, птиц. Нужно картинки животных вырезать и наклеить во внутреннюю часть спичечного коробка, а где они живут на верхнюю часть спичечного коробка.

3 игра "Заплатки для ковриков"

Цель: Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия.

Формировать знания о понятиях "один - много"; закреплять знания геометрических фигур; развивать мелкую и общую моторику рук.

Нам понадобятся листы цветного картона –коврики. Нарисовать и вырезать  в них различные геометрические фигуры .В ходе игры предложить детям  сделать заплатки на коврике. Дети выбирают "заплатки", которые подходят для ремонта коврика.


Воспитатель:  Благодарю Вас за активное участие в  мастер-классе. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

 «Вода – источник жизни»

Организация непосредственной образовательной деятельности по познанию с элементами экспериментирования

                                                                Подготовила и провела:

                                        воспитатель Черепанва О.В.

Тема: «Вода – источник жизни»

Цель: Закрепление знаний детей о свойстве и значении воды в жизни человека.

Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды

2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;

3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов;

4. Воспитывать бережное и экономное отношение к воде;

5. Активизировать словарный запас детей.

Оборудование: карта, «превращение, карточки для игры «кому нужна вода», карточки для игры «вода-хорошо, вода-плохо» (стирка, мытье посуды, наводнение, тонущий человек, человек поскальзывается на воде или льду и т.д), для опытов пластиковые стаканчики, ложечки, соль, сахар, земля, песок вода, фильтр (из ватных дисков), салфетки, картинки смайлики.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: — Здравствуйте, ребята!

- Я рада видеть всех здоровыми, весёлыми!

- Собрались все дети в круг. Я — твой друг и ты — мой друг. Крепко за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день

А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя. 

Воспитатель: — сегодня я принесла вам карту мира ,давайте подойдем к ней  и рассмотрим.

- Воспитатель: Что мы можем здесь увидеть ?

Дети: На карте можем увидеть разные страны, нашу страну. Наша страна самая большая.

Воспитатель: Посмотрите, а какого цвета на карте больше всего?

Дети: На карте  больше всего синего и голубого цвета.

Воспитатель: А как вы думаете, что он обозначает?

Дети: Синим и голубым цветом обозначена вода – моря и океаны.

Воспитатель: Правильно, а скажите какая вода в морях и океанах?

Дети: В морях и океанах соленая вода.

Воспитатель: А какую воду мы пьем и используем в быту?

Дети: Мы пьем пресную воду.

Воспитатель: Скажите, где ее можно встретить?

Дети: Пресную воду можно встретить в реках, озерах, прудах, ключах, родниках.

Воспитатель: Ребята самое главное богатство на Земле— это вода. Жизнь есть только там, где есть вода! А вода – это ручейки, реки, озера, моря и океаны

- Какие цвета есть еще на карте? Что они обозначают? (Зеленый – леса, луга. Желто-коричневый – это горы, пески. Белый – снег, лед. 

Воспитатель: Всему живому в том числе и растениям нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех, до семи). Взгляните на эти две картинки (пустыня, берег у реки). В пустыни нет воды, а вот как красиво выглядит берег у реки. «Вода-хорошо, вода-плохо». Мы с вами должны узнать почему так. Ребята, а вы знаете почему вода – это хорошо? Вспомним с вами , что мы знаем о воде, кому она нужна.

Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением различных объектов природы (животные, растения, человек и т.д.) и рассказывает, зачем вода нужна тому, кто изображен на картинке.

Воспитатель: А теперь представьте, что на земле вся вода исчезла, что будет?

Дети: Без воды все живое погибнет.

Дети: Воду мы пьем, моемся, стираем, моем посуду, поливаем цветы, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым.

Воспитатель: Значит без воды прожить невозможно. Молодцы!

Ребята а вы знаете что  вода может быть не только хорошей, но и плохой? Смотрите на картинки, они вам помогут.

Дети: Если не умеешь плавать, можно утонуть. Напьешься холодной воды – можешь заболеть. Если пролить воду на пол и не заметить, то можно подскользнуться и упасть, получить серьезную травму. Если очень много поливать растения, они могут погибнуть. Во время наводнения, вода разрушает все на своем пути.

Воспитатель: Значит если не соблюдать правила безопасности с водой, она может навредить. Молодцы, ребята!

Проводится физкультминутка "Как приятно в речке плавать!"

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Воспитатель. Вот какие, молодцы. Возвращайтесь на свои места. Ребята, сегодня я предлагаю вам пройти в лабораторию  , стать настоящими исследователями и познакомимся поближе со свойствами воды. Хотите?
Дети.Да.
Воспитатель. Но для начала необходимо вспомнить правила поведения в лаборатории.

Опыт 1.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте воду, скажите какая она?

Дети: Вода без запаха, без вкуса, без цвета.

Воспитатель: Вы что то видите на дне стакана?

Дети: На дне есть картинка.

Воспитатель: Мы ее видим на дне стакана. Значит вода какая?

Дети: Вода  прозрачная.

Опыт 2.

Воспитатель: Посмотрите в подносе, у каждого есть белое вещество, добавьте его в воду и размешайте. Что произошло с веществом?

Дети: Оно растворилось.

Воспитатель: А теперь попробуйте воду и попробуйте догадаться, что вы добавили в свой стакан?

Дети: В воду добавили соль (сахар), потому что вода стала соленой (сладкой).

Воспитатель: Ребята, а все ли вещества растворяются в воде, как сахар и соль?

Дети: Нет, не все. Песок, земля, крупа и т.д. не растворяются в воде.

Опыт 3.

Воспитатель: ребята ,скажите а какой формы вода ? Для этого нужно налить воду в разные емкости. Определить, что происходит с водой. Вода принимает форму предмета в который ее налили.

Вывод. Вода не имеет формы.

Опыт 4.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам добавить в стакан с водой земли и песка. Какая вода стала?

Дети: Вода стала грязной, не прозрачной.

Воспитатель: А какая вода в водоемах?

Дети: Вода в водоемах грязная.

Воспитатель: Что человек делает, прежде чем использовать воду?

Дети: Человек очищает воду, специальными фильтрами.

Воспитатель: Да. Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны.

Давайте и мы с вами попробуем очистить воду. Ребята, когда очищают воду, то это значит – её фильтруют.

Значит, мы с вами сейчас что будем делать? (Фильтровать воду). Воду фильтруют с помощью фильтров. В качестве фильтров вы сегодня можете использовать: ватные диски. У вас они лежат на столах. У вас есть стаканчики с грязной водой, воронки и стаканчики, куда будете сливать воду через фильтр. Положим ватный диск в воронку. Налейте в банку смесь воды с песком и землей  через приготовленный вами фильтр. Посмотрите что происходит с водой. Фильтр задерживает песчинки и землю.

Вывод. Очистить воду помогает фильтр.

Воспитатель:

- Куда денем воду, с которой мы сегодня экспериментировали?

Водой, которую мы использовали в экспериментах, мы польем растения в группе, потому что она у нас чистая и профильтрованная.

Ребята какой вывод мы можем сделать из нашего занятия.

Дети: К воде нужно относиться бережно. Нужно закрывать кран, когда вымыл руки. Охранять — не бросать мусор, когда на природе, то помнить правила поведения

Воспитатель: Какие свойства воды, коллеги, вы сегодня вспомнили и чему научились

Дети: Вода — это жидкость. Вода не имеет вкуса,цвета.запаха и формы. Воду можно очистить с помощью фильтра.

Главный вывод (воспитатель вместе с детьми): каждый человек в ответе перед будущим за состояние воды в природе, потому что «Вода — источник жизни». Если не думать о последствиях своей деятельности, то можно нанести ей невосполнимый ущерб, или вовсе погубить, а значит – и жизнь на Земле.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая у меня есть интересная коробочка. Вытяните из нее улыбку если вам понравилось занятие?! Если не понравилось, то грустную картинку.

Спасибо ребята!

 



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в 1 младшей группе

«Волшебное путешествие»

                                                              Подготовила: воспитатель Черепанова О.В.

Цель:  развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные:

1. выявить умение выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку – величине;

2. закрепить понятия «большой», «маленький»; длинный-короткий;

3. закрепить умения рассказывать стихотворение, чётко проговаривая слова;

4. активизировать речь детей, закрепить умения отвечать на вопросы воспитателя.

5. закрепить метод нетрадиционного рисования (техники печати указательным пальцем);

6. закрепить умение различать грустное и веселое настроение;

Развивающие:        

1. развивать внимание, самостоятельность;

2. развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

воспитывать любознательность, познавательный интерес, доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам.

Материалы и оборудование: ленты: красная и зелёная; домик; игрушки – заяц, медведь, божья коровка; полотенце; макеты деревьев; два грибочка – большой и маленький; большие и маленькие зайцы из бумаги; модели грустного и весёлого настроения; заготовки божьих коровок для рисования; угощение – «грибочки».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Организационный момент

Давайте с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки. Хлоп – хлоп – хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ – топ – топ.

Здравствуйте, щечки. Плюх – плюх – плюх.

Пухленькие щечки. Плюх – плюх – плюх.

Здравствуйте, губки. Чмок – чмок – чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк – щелк – щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип – бип – бип.

Здравствуйте, гости. Привет!

Ребята, я предлагаю вам отправиться в волшебное путешествие. Но для того, чтобы попасть в волшебное место нам надо закрыть глаза.

Воспитатель говорит волшебные слова, дети закрывают глаза.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

В лес сейчас же попадёт!

Открывайте глаза!

(Перед детьми стоят деревья.)

Вот мы и оказались в лесу. Дети, видите, кто-то сидит под деревом. (Достает зайчика)

Дети: Зайчик.

Воспитатель: А где зайчик живёт?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Поздоровайтесь с зайчиком. Ой, да он весь мокрый. Помогите зайчику, оботрите его полотенцем. (Дети вытирают). Кто хочет утешить зайку, рассказать про него стихотворение? (Воспитатель спрашивает двух детей, следит за речью).

Зайке так понравилось у вас в гостях, что он даже позвал в гости своих друзей - зайчиков. (Воспитатель раскладывает перед детьми зайчиков разного размера). А зайчики одинакового размера?

Дети: Нет, разного.

Воспитатель: Ребята, где-то близко ходит хитрая лиса. Она хочет поймать зайчиков. Давайте мы их спрячем под грибками. (Показывает на 2 грибочка). Под большим грибком мы спрячем – больших зайчиков, а под маленьким – маленьких.

(Дети прячут зайчиков.)

Вот, как хорошо вы спрятали зайчиков. Теперь их не найдёт лиса. Каких зайчиков мы прятали под большим грибочком? А под маленьким? Ну что ж, нам пора прощаться с зайчиком. Ребята, наше путешествие продолжается, давайте закроем глаза, а я скажу волшебные слова.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

В гости к зверю попадёт!

Ребята, перед нами две дорожки. Чтобы  дойти до домика нам нужно будет пойти по длинной дорожке. Какого цвета дорожки перед нами?

На полу лежат две дорожки: длинная – красного цвета и короткая – зелёного цвета.

Какая из двух дорожек длинная - красная или зеленая?

Дети: Красная.

Дети идут за воспитателем вдоль ленты и подходят к домику.

Воспитатель: Шли мы шли и к домику пришли. А кто в нём живёт вы узнаете, если отгадаете загадку.

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснется, ну реветь,

Как зовут его – (медведь).

Здравствуй, Мишка! А где живёт медведь?

Потрогайте Мишку и скажите, какой он? Обследовательские действия детей: Мишка большой, мягкий, пушистый.

Ребята, а кто хочет мишку порадовать, рассказать ему стихотворение?

Молодцы! Мишке стало жарко. Давайте на него подуем!(речевое дыхание: «ду-у-у-у-у»).

Ребята, посмотрите, а это какой Мишка?(Показывается модель грустного настроения.)

Дети: Грустный.

Воспитатель: Ребята, чтобы мишка не грустил, давайте с ним поиграем.

Ай да, мишенька – медведь!            Дети, взявшись за руки с воспитателем

                                                               идут по

Очень любит песни петь:                  кругу. Внутри круга ходит        

«У – у – у! У – у – у!                            ребенок с игрушечным мишкой.

Всех ребяток догоню!»                        Дети убегают от мишки на места.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо играли. Посмотрите,  какое настроение стало у Мишки – весёлое или грустное?(Показывается модель весёлого настроения.)

Дети: Весёлое.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, попрощайтесь с Мишкой. Наше путешествие продолжается, давайте закроем глаза, а я скажу волшебные слова.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

На полянку попадёт!

Ой, кто это здесь сидит?

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Здравствуй, маленький жучок

                        Ты, как яркий огонёк.

                         А на спинке точки

                           Чёрные кружочки.

Правильно, ее называют божья коровка.

Божья коровка обращается к детям: «Посмотрите на меня, какая я красивая: круглые глазки, красивые крылышки, на крылышках черные точки. В подарок я вам несла свои рисунки со своим изображением, но когда я летела, подул сильный ветер и все точки сдул.»

Воспитатель: Не расстраивайся, божья коровка. Ребята помогут тебе дорисовать точки.

Наши пальчики сейчас будут трудиться, давайте сделаем для них зарядку.

Пальчики у нас попляшут: вот они, вот они.

В кулачки мы пальцы спрячем: в кулачки, в кулачки.

Пальчики опять попляшут: вот они, вот они.

Пальчиками мы помашем: уходи, уходи.

Показ воспитателем способа рисования.

Окунаем указательный пальчик в краску и рисуем точки на крылышках у божьей коровки.

Дети становятся вокруг стола и методом нетрадиционного рисования (указательным пальцем) дорисовывают точки на уже заготовленных божьих коровках.

Итог.

Воспитатель:  Ребятки, вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель:  Кому мы помогли?

Дети. Зайчику, мишке, божьей коровке.

Воспитатель: Понравилось вам помогать зверюшкам?

Дети: Понравилось.

Воспитатель: Давайте скажем «Я сегодня молодец!», погладим себя по голове. А за то, что вы помогли зверюшкам, они прислали вам угощение – печенье «Грибочки».

Дети: Спасибо.

Самоанализ интегрированного занятия в 1 младшей группе

«Волшебное путешествие»

Цель:  развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные:

1. выявить умение выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку – величине;

2. закрепить понятия «большой», «маленький»; длинный-короткий;

3. закрепить умения рассказывать стихотворение, чётко проговаривая слова;

4. активизировать речь детей, закрепить умения отвечать на вопросы воспитателя.

5. закрепить метод нетрадиционного рисования (техники печати указательным пальцем);

6. закрепить умение различать грустное и веселое настроение;

Развивающие:        

1. развивать внимание, самостоятельность;

2. развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

воспитывать любознательность, познавательный интерес, доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам.

Материалы и оборудование: ленты: красная и зелёная; домик; игрушки – заяц, медведь, божья коровка; полотенце; макеты деревьев; два грибочка – большой и маленький; большие и маленькие зайцы из бумаги; модели грустного и весёлого настроения; заготовки божьих коровок для рисования; угощение – «грибочки».

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект занятия адаптирован к данной группе, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Выполнение Сан Пина при проведении занятия

Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 12- 15минут (с учетом  возраста детей). Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, оно включает несколько приемов, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на ковре. рисование, перемещение по комнат. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Коммуникация» (развитие монологической и диалогической речи, умение общаться с взрослыми и со сверстниками), «Социализация» (умение по примеру взрослого  или самостоятельно вытирать зайчика, дожидаться своей очереди), «Здоровье»(формирование у детей потребности  мыть руки перед едой и при загрязнении), «Чтение художественной литературы»(использование  потешек).

В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых побуждала  детей к самостоятельной, деятельности, применению накопленного опыта.

Использование игрового приёма с зайкой, помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу  - учить детей процессу обтирания, соблюдению последовательности действий.

Специфика работы с детьми младшей группы и разного уровня подготовленности детей (в силу неодинакового времени пребывания в детском саду) отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».

Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (внимательно слушать задания, проявлять выдержку, соблюдать очередь). Поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде игровой  ситуации  так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.

Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей старшей группы

«Значение развития мелкой моторики рук

у детей дошкольного возраста».

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев 

(В. Сухомлинский).

Цель.

Познакомить родителей с влиянием мелкой моторики рук на развитие речи детей.

Задачи.

1.Пополнить знания родителей играми и заданиями для развития мелкой       моторики рук в домашних условиях.

2.Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.

 Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы рады видеть вас на нашем мероприятии.

Наблюдения показывают, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился.

Как вы считаете: «Почему?» (Высказывания родителей).

Из ваших высказываний следует несколько причин:

1.Это взрослые стали меньше разговаривать со своими детьми (заняты на работе, домашними делами, в семье несколько детей).

2. Но и дети стали сами меньше говорить, дети больше слушают и смотрят (телевидение, компьютерные игры)

3. Есть и третья причина: дети очень мало делают своими руками.

     Быт ребенка стал максимально удобен: Липучки на обуви вместо шнурков, молнии вместо пуговиц на одежде, резинки вместо бантиков, наклейки вместо картинок, которые нужно было сначала раскрасить, потом вырезать. А потом наклеить.

     А ведь развитие мелкой моторики (по другому ловкости пальцев) гарантирует нам:

-Развитие речи,

-Внимания,

-Координации,

-Мышления,

-Зрительной, двигательной, памяти,

- Наблюдательности,

-Воображения,

--Эмоциональной выразительности,

-Развивает быстроту реакции,

-Пространственное мышление,

- Готовит руку к письму.

    Есть всего два условия. Для того, чтобы ваша деятельность с детьми была развивающей –это:

1. Если то что вы делаете интересно ребенку.

2. Если эта деятельность систематическая.

    Пальчиковым гимнастика решает множество задач в развитии ребенка ,пальчиковые игры очень эмоциональны  и увлекательны. Для того чтобы они были эффективны нужно уделять 10 -15 минут в день.

А ведь развитие мелкой моторики (по другому ловкости пальцев) гарантирует нам:

-Памяти,

-Развитие речи,

-Умение логически рассуждать,

-Внимания,

-Координации,

-Мышления,

-Зрительной, двигательной памяти,

- Наблюдательности,

-Влияет на общее интеллектуальное развитие,

-Воображения,

-Эмоциональной выразительности,

-Развивает быстроту реакции,

-Пространственное мышление,

- Готовит руку к письму.

     В нашей группе для развития мелкой моторики мы используем: мозаики, пазлы, шнуровки, пирамидки, матрешки, конструкторы, игры с пуговицами, раскраски, ножницы, пластилин (организация выставки для родителей).

      Понимая, как важна данная деятельность, хочу с вас познакомить с несколькими играми, которые вы сможете легко организовать с детьми дом

«Прищепочки».

    Из картона вырезать любые фигуры, например: круг – солнышко, а прищепки его лучики. Или тучка и дождинки, ежик и его иголочки.

Предлагаем детям подарить ежику иголочки, солнышку лучики, а тучке дождинки.

«Игры с пробками от бутылок».

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах»делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно, развиваем координацию движений пальцев.

Игра «Золушка».

   На большой поднос высыпаем горох, фасоль, гречу, чечевицу и т.д. (Начинаем с двух культур, и предлагаем ребенку разобрать чечевицу отдельно, гречу отдельно, для детей младшего возрасте фасоль красную и белую).

Добавим сенсорики: рис в белый стаканчик, чечевицу в красный, а гречу в коричневый. Также можно предложить детям порисовать крупами пальчиком нарисовать геометрические фигуры, домики, дорожку или портрет.

     А сейчас давайте вместе с вами сделаем браслеты (бусы) из макарон.

Будем нанизывать макароны на ленточки или шнурки. А сейчас мы наши браслеты раскрасим красками.

«Шнуровка»

    Это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

Если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

   

     Как вы думаете, почему в детском саду уделяется большое внимание лепке, аппликации, рисованию, конструированию? (Ответы родителей) Потому что, это один из видов ведущей деятельности в дошкольном возрасте по развитию мелкой моторики рук.

Рисование карандашами-именно карандаши, а не краски или фломастеры«заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

Мозаика, пазлы, конструктор-развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

Работа с ножницами-вырезать можно из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой, получая интересные силуэты и делать из них красивые и оригинальные аппликации.

Аппликация – один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Существует несколько видов аппликации:

- Предметная.  Состоящая из отдельных изображений (лист, птица, цветок)

- Обрывная аппликация.  Разрывая бумагу на кусочки можно составлять из них изображение.

- Симметричная.  Для данной аппликации необходимо разделить заготовку пополам, а затем составить картинку.

- Аппликация из салфеток или гофрированной бумаги.  Салфетки и гофрированная бумага – очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки.

-Аппликация из засушенных листьев.   В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев – так называемая флористика.  

Работа с пластилином-в процессе лепки развиваются тактильные ощущения, координация движений и мышцы пальцев. Наряду с традиционными приёмами лепки можно использовать  и разновидность нетрадиционной лепки пластилинографию,на заключается в рисовании пластилином на картоне или другой твердой основе (диски, дощечки). Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, пайеток, природного и бросового материала.

      Работа с пластилином помогает ребенку выразить эмоции, своё видение окружающего мира, сформировать эстетических вкус, развивать координациюмелкую моторику пальцев. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

Пластилин – мягкий, податливый материал. Но имеет ряд особенностей:

1. Очень твердый пластилин трудно размягчить детской руке. Поэтому его необходимо разогреть в емкости с горячей водой (но не кипятком).

2. Пластилин – материал объемный и имеет вес. Поэтому для работы следует выбирать плотную основу – картон.

3. Чтобы готовое изделие со временем не теряла своей привлекательности, её можно покрыть бесцветным лаком или обтянуть скотчем. Можно картинку положить под стекло или в файл. Готовое изделие может служить подарком на праздник.

    Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по пластилинографии «Волшебный цветок».

Практическая деятельность

И так для работы нам понадобятся следующие материалы:

Шаблон картинки с изображением цветка, набор пластилина, доска для лепки, салфетка для рук.

Прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю перед началом работы всем вместе сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне.  Руки в вертикальном положении ладони прижаты друг к другу, округлить пальцы

Утром весенним раскрыл лепестки.  Развести пальчики в стороны.

Всем лепесткам красоту и питанье. Ритмичное движение пальцами

                                                             вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки.  Положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести.

1. Выбираем нужный по цвету пластилин.  

2. Из куска пластилина отщипываем небольшие кусочки, скатываем их в шарик.

3. Выкладываем шарики по контуру цветка и слегка придавливаем.  

4. Готовую работу можно украсить дополнительным материалом: бисером, пайетками, семенами.  

Заключительная часть.

Сегодня вы познакомились с разновидностью нетрадиционной лепки пластилинография, которая способствует развитию мелкой моторики рукразвивает внимание и воображение.

И помните, развивая мелкую моторику – мы развиваем речь 

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Подготовила воспитатель: Черепанова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс и открытое занятие с использованием тренажеров "Прогулка в лес за здоровьем"

Предлагаю вашему вниманию работу кружка в средней группе с использованием тренажеров. Обмен опытом работы....

Мастер-класс. Конспект открытого НОД. Ознакомлениие с окружающим с элементами рисования .Тема: " Солнышко, солнышко выгляни в окошечко..."(нетрадиционная форма рисования)

Дать детям представление о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке, используя нетрадиционную технику рисования способом &qu...

Методические занятия (мастер-классы, семинары, открытые мероприятия)

Занятие для музыкальных руководителей детских садов г. Калиниграда по музыкально-ритмическому развитию детей старшего дошкольнго возраста...

Методические занятия (мастер-классы, семинары, открытые мероприятия)

Патриотизм – ёмкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему отечеству, народу, родному крову. Поэтому с детьми нужно говорить не только о патри...

Мастер - класс "Бутылка открытий"

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Мастер-класс «Мастерская открытий»

Мастер-класс «Мастерская открытий»(Использование технологии проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста)...

Консультации, мастер-классы и открытые занятия для педагогов ДОУ

Консультации, мастер-классы и открытые занятия для педагогов ДОУ...