Занятие по социально-коммуникативному развитию для детей 6-7 лет по теме: «Встречаем гостей»
методическая разработка (старшая группа)

Стрельцова Светлана Юрьевна

 

цель: закрепить знания о традициях и обычаях русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zan._vstrechaem_gostey.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию

для детей 6-7 лет

Тема: «Встречаем гостей»

Воспитатель:

Стрельцова Светлана Юрьевна

Используемые технологии:

*Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

*Игровые технологии;

*ИКТ-технологии;

*Системно - деятельностный подход;

*Здоровье сберегающие технологии.

Санкт-Петербург

2024 год

Название «Встречаем гостей»

Цель: Закрепить знания детей о традициях и обычаях русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари.
  • Познакомить с традициями русского народа, с русскими народными пословицами, поговорками, играми.

2. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
  • Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
  • Воспитывать социальные чувства и навыки:

- способность к сопереживанию, эмпатию;

- общительность; дружелюбие; сотрудничество,

- умение договариваться, помогать друг другу, работая в команде;

- умение соблюдать правила, проявлять интерес к результату, выигрышу;

- активную личностную позицию.

3. Развивающие:

  • Развивать любознательность, наблюдательность, сообразительность, мыслительную деятельность
  • Развивать логическое мышление, речь, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности.
  • Расширять словарный запас по теме.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:

Интерактивная доска; проектор; ноутбук; настольная игра «Бирюльки» с набором предметов домашней утвари; презентация; самовар, рушник с караваем, кукольный стол, скатерть, деревянная посуда- хохлома (солонка с солью, сахарница с сахаром, чашка с блюдцем, миска с сушками), письмо.

Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация

Стук в дверь.

- Ребята, вы слышите, кто-то стучит.

Открываем дверь.

- Нам принесли, что это? это письмо. А кто прислал и кому, как узнать?

-Тут написано: «Капелькам» от Домовенка Кузи.

-Откроем конверт, интересно?

Прочитать?

Беда!

Мой дом разрушен.

Завтра приедут гости.

Что делать?

«Капельки», помогите!

                            (Домовенок Кузя.)

Здесь еще фотографии и флешка.

- Вы что-то поняли? Зачем нам это прислали?

 

-Прочитать.

-Да.

Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо, смотрят видео

Надо посмотреть.

Ответы, рассуждения детей

Дети садятся на стулья.

Проблемати-зация

- Ой, ребята, а что случилось у Домовенка Кузи?

-Почему снесли дом?

- Что же делать?

Предположения детей

- Снесли дом

- Стал ветхим, опасно для жизни.

- Домовенку негде жить.

Надо помочь.

Целеполагание

Планирование будущей деятельности

- И что для этого нам нужно сделать?

- Правильно. Построить новый.

- Из чего будем строить?

Из камня, какой дом? Из дерева?

Предположения детей

-каменный, деревянный

Реализация плана

Слайд №1 «Физическая карта России»

-Ребята, если вы посмотрите на карту, Каких цветов много? Что они обозначают?

-Какого природного строительного материала много на Руси? Из чего раньше строили дома?

-Лес, как и река, всегда кормил человека, лесные чащи укрывали его, давали ему приют и кров.

Слайд №2 «Крестьянин рубит избу»

-Свои дома русский крестьянин «рубил». Это что значит? Как он их строил, с помощью какого инструмента?

Дома так и назывались- срубы или изба.

-Почему изба? А потому, что изобрели русские умельцы печь-каменку для «истбы», «истопки» дома, для обогрева.

Слайд №3 Пальчиковая гимнастика «Строим дом».

Слайд №4 план «Эскиз русской избы»

-Вот такие были русские избы. Что скажите?

Когда уезжали или ложились спать, на ночь ставни закрывали. А соседи хозяев тогда уже не беспокоили.

Слайд №5 план «Убранство русской избы»

-В избе было два главных места. Какие?

«красный угол» (с иконами) и печь…

-В левом от печки углу в избе всегда стоял, что?

-Около стола – простые длинные? Почему?

-Этот угол назывался как, кто вспомнит?

-Что размещалось в правом от печки углу?

Слайд №6 игра «Каждой вещи свое место»

- Молодцы. Порядок. Можно и гостей созывать. Русские люди- гостеприимные. На Руси говорили: «Чем больше гостей, тем больше новостей». Почему?

Слайд №7 хороводная игра «Золотые ворота»

Воспитатель берет каравай.

-Проходите, гости дорогие. Хлеб с солью. Здраве будете.

Соль ценили на Руси как золото. Соль ставили только на стол. И пищу солили во время трапезы, только в тарелке. Отсюда появилась пословица про нежеланного гостя: «Ушел не солено хлебавши». Это как?

А еще, если гости желанные, то их встречали, где, в какой части дома?

А если нежеланные гости, то дальше сеней их не пускали.

- Как назывался круглый хлеб?

- а полотенце, красивое вышитое?

- На Руси любили чаевничать. В старину, если семья была зажиточная, то на стол подавали кусочки сахара и баранки.

Упр. «Сервировка стола»

Слайд №8 «Прощающийся Домовенок «Кузя»

Домовенок благодарит за помощь ребят и предлагает поиграть в русскую народную игру «Бирюльки»

-зеленый, синий. Леса, реки

-дерево

 

-Строил с помощью топора из толстых бревен.

-Предположения детей.

 

 

Дети строят дом под музыку

-Красивые. Избы старались поставить по наряднее. Крыльцо высокое, с узорчатыми столбиками, окна с затейливыми наличниками, ставнями, а на самом верху крыши – конек.

- Ответы детей

-большой стол.

-скамейки. Так как стульев и табуреток тогда еще не было.

-«красным», значит красивым.

Здесь принимали гостей, отмечали праздники.

-В правом от печки углу размещались все необходимые в хозяйстве вещи: домашняя утварь, тут же весела люлька, стояла прялка.

Дети наводят порядок в доме.

-Ответы детей.

Дети играют 3 раза

 -ответы детей

-в горнице, «красном» углу

- каравай

-рушник

Дети накрывают на стол к чаепитию.

Дети играют в игру

Рефлексия

- Что мы сегодня делали?

- О чем расскажете своим друзьям?

- Что больше всего понравилось?

- Ну вот! Какие вы все молодцы! Потрудились на славу! Можно и нам почаевничать!

Дети перечисляют

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста на тему: «Встреча с Бармалеем!».

НОД  по познавательному  развитию для детей старшего  возраста на тему:  «Встреча с Бармалеем!».Задачи: 1. Предостеречь детей от неприятностей,  связанных с контактами с незна...

Конспект игры-занятия по познавательно-речевому развитию во второй группе раннего возраста Тема: "В гостях у сказки"

Вовлекать детей в процесс слушания сказки.Учить детей действовать согласно стихотворному тексту.Учить слышать и понимать заданные вопросы.Развивать наглядно-действенное мышление.Создавать ощущение эмо...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: « Встречаем гостей»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: « Встречаем гостей»...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию лепка в младшей группе на тему: "В гости к солнышку"

К. Чуковского «Краденое солнце»Солнце по небу гулялоИ за тучку забежало.Глянул заинька в окно,Стало заиньке темно.Плачет серый воробей:Выйди, солнышко, скорей!(Зайка выходит, плачет, жалуе...

Конспект НОД Социально-коммуникативная деятельность. ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Один дома»

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми домаЦель: воспитывать у детей чувство самосохранения и формирование навыков осознанного безопасного поведения. Задачи:1. Формировать у детей о...