«Реализация проекта «Маленькие волонтеры» с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» (из опыта работы)
материал (старшая, подготовительная группа)
Волонтерство-одна из новых, но уже показавших свою жизнеспособность и эффективность, активная форма общения в детской среде. В материале представлен опыт работы по созданию волонтерского движения в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_volontery.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация проекта «Маленькие волонтеры»
с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» (из опыта работы)
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Особенно остро встаёт проблема социализации у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Так как именно посредством речевого общения происходит освоение социального опыта и последующее осознание модели поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Ребёнку с тяжёлыми нарушениями речи тяжело, а иногда и совершенно невозможно быть полноценным участником коммуникации.
О важности детской социализации говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 4.6.) который определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Одним из условий успешной социализации детей является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Для этого, прежде всего, необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей. Поэтому, детей с ТНР необходимо интегрировать в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Их социализация напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Одной из таких форм работы можно назвать использование педагогической технология «Дети – волонтеры», автором которой является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н.П.
Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность, активная форма общения в детской среде.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Согласно российским законам, волонтером может быть каждый – независимо от возраста, образования, материального статуса и прочих условностей. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно - нравственных качеств личности дошкольников.
С целью реализации данной технологии нами был разработан проект «Маленькие волонтеры». Девиз проекта: «Дари добро».
Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они могут выступать инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении. Проблемой является отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель проекта: Создание условий для успешной социализации детей с ТНР посредством реализации проекта «Маленькие волонтёры».
Задачи:
- способствовать воспитанию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- способствовать развитию самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;
- создать условия для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
- способствовать пропаганде здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги ДОУ, Библиотека для семьи.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
В рамках реализации проекта проводилось много мероприятий. Это беседы о доброте, добрых поступках, знакомство с художественными произведениями, с песнями, играми на тему добра. Дети систематически просматривали цикл «Добрых мультиков», обсуждая и оценивая поступки героев.
Юными волонтерами было принято решение взять шефство над детьми средней группы. Они учили ребят играть в различные игры, лепить, рисовать, помогали детям одеваться, сопровождали их на прогулку и обратно. Они с удовольствием делали для малышей подарки к праздникам. Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», у ребят возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Они осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, а это способствует повышению самооценки, уверенности в себе.
Зимой дошкольники подсыпали снег под молодые деревца и кустарники, помогали дворнику расчищать дорожки от снега, посыпали их песком. В рамках реализации проекта дети и педагоги участвовали в акции «Не гоните, водители! Вы ведь тоже родители!». Утром, у ворот детского сада, они раздавали листовки водителям с призывом быть внимательными на дороге. Совместно с Библиотекой для семьи п.Черемушки прошла акция «Как пройти в библиотеку?». Дети спрашивали у прохожих, знают ли они как пройти в библиотеку. Тем, кто знает, они раздавали воздушные шары, а тем, кто не знает - памятки с информацией о библиотеке. К сожалению, несмотря на то, что поселок наш маленький, многие жители затруднялись ответить на этот вопрос. Но именно от этого ребята и получили удовольствие, понимая, какое важное дело сделали.
В рамках реализации проекта «Маленькие волонтеры», совместно с Библиотекой для семьи, мы приняли участие в Международной акции «Книжка на ладошке». Наше мероприятие называлось «По страницам детских книг». Вместе с воспитателями и библиотекарями ребята вышли на центральную площадь поселка, чтобы подарить жителям книги и пригласить их посетить Библиотеку. Дети задавали прохожим вопросы про известных всем с детства сказочных героев, таких как Колобок, Мойдодыр, Красная Шапочка и др. За правильные ответы ребята дарили жителям книги и приглашали в библиотеку. Юные волонтёры с радостью приняли участие в этой акции. А самое главное, что дети смогли почувствовать, как приятно совершать добрые поступки, что получать удовольствие можно не только когда что-то делают для тебя, но и когда ты сам делаешь приятное кому-то.
К Дню Матери ребята подготовили музыкальное видеопоздравление для женщин поселка, которое было размещено в социальной сети «Одноклассники», на странице Библиотеки.
К Дню Победы ежегодно проходит общесадовское мероприятия с возложением цветов и запуском белых шаров у обелиска. на центральной площади поселка юные волонтеры раздавали георгиевские ленточки прохожим и поздравляли жителей с наступающим праздником..
Одной из значимых для детей мероприятий стала акция к дню пожилого человека. Ребята украсили шарами и поздравительными рисунками автобус и автобусную остановку. Удовольствие получили и пассажиры и юные волонтеры.
Немаловажная задача - научить детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру, проявлять заботу и уважение к нему. Волонтерская деятельность только способствует этому.
Маленькие волонтеры приняли участие в межрегиональных акциях «Зеленая весна», «Мы не хотим жить на свалке», «Синичкин День». Ребята и педагоги получили благодарственные письма от ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия». Вместе с педагогами, родителями и социальным педагогом дошкольники провели субботник на территории «Набережной», посадили саженцы деревьев на территории детского сада (осины, липы).
В зимний период дети развешивали кормушки, подкармливали птиц, рисовали и расклеивали листовки с призывами помочь пернатым пережить зиму. Перед Новым Годом прошла акция «Сохраним зеленую красавицу». Юные волонтеры обратились к жителям поселка с призывом не рубить живые елочки. Размещать листовки помогали родители, бабушки и дедушки воспитанников.
Для нас был важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим»- животным. Чтобы они были готовы всегда помочь тем, кому нужна помощь. Не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
Считаем, что внедрение волонтерской практики в деятельность детского сада способствовало духовно-нравственному развитию дошкольников, эффективной социализации детей с ОВЗ. Дети стали более коммуникативны, у них появилось желание совершать добрые поступки безвозмездно, помогать всем, кому эта помощь нужна.
Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
А впереди…впереди у нас еще много добрых дел, ведь наш девиз: «Дари добро!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Проект «Всегда здоров!» (с детьми старшего дошкольного возраста,срок реализации 1 год)
I. Тип проектаПо доминирующей в проекте деятельности: оздоровительный, познавательный.По содержанию: психолого-педагогический.По составу участников: родители, дети, воспитатели.По времени проведения:...
Беседы с детьми старшего дошкольного возраста по ОБЖ (из опыта работы)
Беседы с детьми о правилах поведения на улице и дома...
Проект "Капелька" " волонтеров " для детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта: Внедрить волонтерскую практику в деятельность группы, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотическо...
КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Пространство безопасности» с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Здоровья"
Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.Коррекционно – образовательные задачи:- Формирование представлений о здоровом образе жизни.- Расширение и актуализация ...
Презентация «Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию» (из опыта работы)
В презентации предложен опыт работы с детьми с нарушениями речи .«Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию»...
Реализация проекта «Сказочная страна» с детьми младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
laquo;Театр – это волшебный мир.Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»Б.М.Теплов...