Реализация проекта «Сказочная страна» с детьми младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
проект (средняя группа)

Побережняк Ирина Аркадьевна

«Театр – это волшебный мир.

Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие

духовного мира детей…»

Б.М.Теплов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnaya_strana.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация проекта «Сказочная страна» с детьми младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

«Театр – это волшебный мир.

Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие

духовного мира детей…»

Б.М.Теплов

Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность; формируется соответствующее нравственным правилам поведение, являющееся необходимым условием социализации детей. Главной задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина.

По мнению В.П. Аникина, М.М. Кониной, О.И. Соловьёвой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Г.В Паршуковой, О.С. Ушаковой, Л.Б. Фесюковой, Б.Д. Эльконина и др., одним из важнейших средств нравственного воспитания младших дошкольников является народная сказка. В процессе знакомства с народной сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. Кроме этого, неоценима роль сказки в формировании у детей вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле.

Сказки возникли в незапамятные времена. Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присущая всем народам. Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом в течение столетий. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга, поэтому знакомство со сказками должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Из сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Через сказку у детей складываются более глубокие представления о мире. Какие бывают сказки? Сказки имеют три основных вида: о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. Те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказочных историях, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. Поэтому мы решили организовать совместно с родителями воспитанников проект «Сказочная страна».

Интеграционный подход в проекте «Сказочная страна» позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка и осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность.

Проект осуществляется через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

У детей младшего дошкольного возраста игра-ведущий вид деятельности, аигра в театр - решает многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. Поэтому мы поставили для себя цель – формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности, в том числе театрализованную, расширить представление детей о русских народных сказках, учитывая их возрастные особенности.

По утверждению В.А. Сухомлинского «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству».

На современном этапе развитие дошкольного образования определяется ФГОС ДО, т.е. педагогика из «дидактической становится развивающей».

К сожалению, театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе, в основном, для развития творческого потенциала (инсценировка к празднику).  Обыгрывание или  инсценировка сказок заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого переживания создаются определенные моральные оценки происходящего и увиденного.

В результате проведенных бесед мы решили проводить организованную целенаправленную работу в рамках проектной деятельности по ознакомлению детей с русским фольклором – народными сказками. На наше предложение о том, хотят ли ребята «отправиться в путешествие в сказочную страну», чтобы «встретиться» там со сказочными героями, знакомыми и неизвестными, дети ответили восторженным одобрением. Для того, чтобы эта работа была наиболее успешной, мы поняли, что нам необходима поддержка родителей, так как только в результате тесного сотрудничества с семьёй можно добиться действительно результативных успехов в том, чтобы расширился кругозор детей в области фольклорных знаний.

В нашем проекте родители - активные и заинтересованные участники, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к театрализованной деятельности, а педагоги помогаютосуществить театрализованную деятельностьи повышаютсвой профессиональный уровень.  Мы стараемся постепенно подводитьродителей к осознанию того, что работа по воспитанию у детей творческих артистических способностей зависит также и от наших совместных усилий.

Во время бесед с детьми мы показали им иллюстрации некоторых сказочных героев и попросили дать им название, назвать сказки, в которых присутствуют эти герои. Во время ответов детей мы обратили внимание на то, что отвечали только некоторые из них, наиболее общительные дети, остальные или молчали, или были мало разговорчивы. Причем, дети более активно называли сказочных героев и затруднялись в ответах о названии сказок. Из чего мы сделали вывод о том, что ребята больше знакомы с иллюстрациями к сказкам, чем с их содержанием. Это говорит о том, что мы, взрослые, чаще предлагаем детям книги для рассматривания и недостаточно времени посвящаем чтению сказок, рассказыванию их, прослушиванию аудиозаписей, а также недостаточно делаем для того, чтобы дети не только услышали название сказки, но и постарались её запомнить. Смысл понятия «народная сказка» детям также непонятен. Мы считаем, что уже в возрасте трех лет необходимо объяснять детям, почему сказки называются народными, кто их автор. Сделать это несложно. Например, «Ребята, эту сказку придумал не один человек, а целый народ, она – народная. Давным-давно она передавалась от бабушки к внучке, а та рассказывала её своим детям. В сказке появлялись новые герои, новые истории, и так она дошла до наших дней, до нас с вами».

 Широки воспитательные возможности театрализованнойдеятельности - участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Свою работу мы началис создания оборудованиясоответствующей предметно-пространственной среды в нашей группе.Оформлена картотека «Пальчиковые игры». С помощью родителей для детей был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма. Также изготовили настольный театр «Репка» и теневой театр «Колобок», приобрели театр би-ба-бо «Курочка Ряба», мягкий настольный театр «Теремок», иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят», сундучок для кукольного театра; аудиозапись сказки «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка», «Курочка ряба» и др..С большим энтузиазмом родители наших малышей оформили книжный уголок, куда поместили книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Родители наших воспитанников помогли приобрести сказки на электронных носителях

Мы разработали перспективный план реализации проекта «Сказочная страна» на 2019 – 2020 уч. год.

Подготовительный этап:

Выявление первоначальных знаний детей о русских народных сказках.

Информация для родителей о предстоящем проекте.

Подбор литературы, оборудования.

Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.

Основной этап:

Работа с воспитанниками

1. Рассматривание иллюстраций русских народных сказок

2.Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.

3.Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр.

4. Продуктивная, изобразительная деятельность.

5.Создание атрибутов для игр-драматизаций.

Работа с родителями: подбор художественной литературы; выполнение творческих заданий; консультации для родителей.

Заключительный этап:

Театрализованная деятельность: постановка сказки о лесных животных «За грибами в лес», далее была инсценировка музыкальной пьесы «Заячий поход» в рамках проведения Новогоднего утренника и планируем завершить наш проект инсценировкой сказки «Пых». При постановке спектаклей рекомендуется использовать музыкальное сопровождение что служит одним из способов развития слуховой памяти детей.

Подведение итогов проектной деятельности

  • Итоговая беседа с детьми по теме «В гостях у сказки».
  • Тестирование детей на знание содержания русских народных сказок.
  • Организация выставки продуктивной деятельности детей.
  • Организация семейного творческого конкурса «Рисуем сказку».
  • Создание нового вида театра – теневого.
  • Пополнение предметно-развивающей среды.
  • Подведение итогов конкурса семейного творчества.
  • Проведение родительского собрания«Роль сказки в жизни и развитии детей дошкольного возраста» 
  • Проведение итогового мероприятия: инсценировка сказки «Пых».

Продукт проекта:

Наглядные пособия: игры, картотеки.

Материал по работе с воспитанниками.

Консультации для родителей.

Фотовыставка.

Презентация проекта.

Достигнутый результат

Каждый педагог в процессе своей деятельности задаётся вопросом, как сделать пребывание ребёнка в детском саду не только полезным и увлекательным, но и удивительным, как научить ребенка всему, что ему пригодится в современной жизни, как воспитать и развивать его способности: фантазировать, придумывать, слышать, размышлять.

Благодаря нашему проекту дети познакомились со многими русскими народными сказками, узнали их содержание; у детей появился интерес к драматизациям, участию в театрализованных постановках, они научились передавать образ сказочного героя, продолжается формироваться интерес к книгам, литературным чтениям, прослушиваниям сказок в разном виде (рассказывание взрослым, слушание аудиозаписей). В процессе ознакомления со сказочными историями активизировался словарь, усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь, развилась интонационная выразительность во время заучивания стихотворных текстов. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности, творческих способностей детей. У малышей продолжается формированиечувства дружбы и коллективизма, а усвоение моральных нравственных норм привело к укреплениюотношений между взрослыми и детьми. В результате работы над проектом повысилась педагогическая грамотность родителей, они узнали о многогранной роли сказки в жизни ребенка. Благодаря совместной работе с родителями, сплотился наш маленький коллектив под названием «Аленький цветочек», родители и дети лучше узнали друг друга, многие раскрылись как артисты.

Сейчас мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни.

Вывод

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. Современные гаджеты (телевизор, планшет, компьютер), поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Увлекательная игровая, творческая деятельность, способствует развитию у детей навыков социально-коммуникативного общения, активизацию речевого развития. Мы уверены, что наш проект «Сказочная страна» послужит интересным началом в увлекательном путешествии в мире сказок, что несомненно скажется на развитии и раскрытии творческих способностей наших воспитанников и благодатное зерно, брошенное однажды в детские умы детям нашего детского сада, когда-нибудь прорастет и даст свои положительные всходы.

Список литературы

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. — М.: Эксмо, 2014.
  3. Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение - 2014.
  4. Доронова Т.Н. Развитие детей театрализованной деятельности. - 2015.
  5. Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «Сфера», 2014.
  6. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  7. Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2013.
  8. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013.
  9. Сухомлинский В.А. Сердце отдано детям. – 2016.
  10. Улашенко Н.Б. Организация театрализованной деятельности. Младшая группа. Издательство: Корифей, 2014.
  11. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Изобразительная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

     "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник мысли. Другими слова...

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Пространство безопасности» с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Здоровья"

Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.Коррекционно – образовательные задачи:- Формирование представлений о здоровом образе жизни.- Расширение и актуализация ...

Опыт работы по реализации проекта: «Использование нетрадиционного рисования детей младшего дошкольного возраста».

Инновационная работа выполнена на одну из актуальных тем, так как проблема нетрадиционного рисования детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальна. В изменяющихся услови...

Организация словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями....

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....