О влиянии гаджетов на нормотипичных детей и с особыми возможностями здоровья
консультация (старшая группа)
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chasovskih_tatarenko_3_dokument_microsoft_office_word.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
О влиянии гаджетов на нормотипичных детей и с особыми возможностями здоровья
ТатаренкоД.С., Часовских Н.Н.
МБДОУ «Детский сад №51 «Красная шапочка» города Тамбова
Современный мир невозможно представить без всевозможных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов. Наблюдая за теми, кто увлечён «продвинутыми штучками», дети, со своей наивностью и любознательностью, на уровне подсознания начинают воспринимать эту технику, как обязательный аспект бытия. Но чем может обернуться влияние гаджетов на ребенка?
Попробуем более детально рассмотреть проблемувлияния электронных устройств на психику ребенка: можно ли допускать детей к мобильным электронным устройствам, с какого возраста, с какой периодичностью, а также, действительно ли, общение с гаджетами наносит вред малышу, и как избежатьдетской зависимостиот гаджетов?
Анализируя популярную психолого-педагогическую литературу, мы находим исследования зарубежных и российских учёных о том, что продолжительное пребывание в гаджетах с раннего возраста оказывает негативное влияние на психическое развитие. У детей, которые часто и долго используют гаджеты,навсегда меняется структура мозга, а его кора становится тоньше. К неутешительным выводам пришли ученые из Канады: они наблюдали за 2500 малышами двух-пяти лет (дети проводили за гаджетами свыше 17 часов в неделю), в итоге у них умственные способности развивались медленнее, чем у ровесников, которые не были так увлечены мобильными устройствами.
Корейские ученые выяснили, что дети, зависимые от гаджетов, чаще испытывают тревогу, депрессию и другие психические расстройства: хуже спят, сильнее подвержены стрессу и даже набирают лишний вес.
О негативном влиянии гаджетов на центральную нервную системуговорят и российские учёные: эксперты по психодиагностике детей отмечают, если дети регулярно используют планшеты и смартфоны, то отличаютсярассеянным вниманием и снижением коэффициента уровня интеллекта. Кроме того, у детей появляются страхи и фобии, смешение реальности и ухудшается успеваемость.
Помимо негативного влияния на психическое здоровье, гаджеты являются дополнительными факторами вреда физическому здоровью.
От чрезмерного увлечения планшетом или ноутбукомстрадает зрение (если ребёнок проводит за монитором больше получаса в день, есть риск, что через шесть месяцев острота его зрения значительно снизится, ведь детские глаза испытывают огромную нагрузку). Сидя за компьютером, дети принимают неправильную позу, что чревато искривлением позвоночника, нарушениями осанки.
Кроме того, от длительного нахождения в одной позе страдает головной мозг, поскольку нарушается кровообращение, что крайне негативно сказываетсяна интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.
У детей, которые много времени проводят за сенсорным экраном,отмечаются проблемы с координацией движений.
Из-за использования гаджетов у детей нарушается процесс приема пищи. В семье стало «модной традицией» завтракатьи обедать с включенным планшетом (компьютером, телефоном, по которому идет что-то интересное). Современным мамам так проще накормить ребенка, но именно в такой момент дети не чувствуютвкуса пищи. Они даже не до конца понимают чувство голода или сытости.
Особую опасность гаджеты представляют для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Набдюдая за детьми с нарушением зрения, речи мы замечаем характерные нервные расстройства: тики, заикание, «проглатывание» слов, агрессивные проявления. У детей нарушается эмоционально-волевая сфера, проявляется эмоциональная неуравновешенность. Они не могут контролировать свои действия, у них часто «наступает» ощущение плохого самочувствия, подверженность стрессам.
Для развития органов речи необходимо время и определенные условия. Раннее знакомство с гаджетами у детей с ОВЗ тормозит развитие речи и усугубляет коммуникативные проблемы. Кроме того. наблюдаются сложности при воспроизведении прослушанного текста, согласовании слов в предложении. Увлечение гаджетами негативно влияет на развитие мышления и восприятия. Яркие картинки вызывают у ребенка сильные эмоции, зрение и слух их перенасыщается, а в тактильных и осязательных ощущениях испытывается дефицит. Воображение и фантазия так же не развивается.
Гаджет-зависимый дети с ОВЗ «уходят» в виртуальное пространство, сосредотачивая все свои интересы на виртуальном мире, от этого страдает не только общение со сверстниками, но и взаимоотношения с педагогами и родителями.
Наши наблюдения за детьми, которые, по словам родителей, часто играют в «стрелялки» подтверждаются фактами искажения мировосприятия: дети ассоциируют себя с бессмертным компьютерным героем и привыкают к тому, что если их «убили», можно начать игру заново. У детей «притупляется» чувство самосохранения. Они считают, что решение любых конфликтов с использованием силы-это норма, и не пытаются уладить ссоры мирным путем. За жестокие поступки герои компьютерных игр не несут ответственности. Такая поведенческая модель переносится детьми и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет! И если герой игры прыгает с высоты, не погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя (уже известны случаи, когда компьютерная игра приводила в итоге к детскому «неосознанному» суициду).
Виртуальные игры «убивают» способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты уже «писаная красавица», твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.
Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось. Такие игры вызывают зависимость у ребёнка.
Следует отметить, что в процессе занятий продуктивными видами деятельности, мы фиксируем у детей с ОВЗ снижение творческой активности, поскольку ни смартфон, ни ноутбук не могут заменить детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими руками. В реальной жизни дети фантазируют и воплощают задуманное в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций, а зависимость от электронных «благ» лишает этой возможности, поскольку их восприятие «подстраивается» под технические приспособления, что обедняет мышление.
Вместе с тем, мы живем в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся нашим детям в будущем.
Но следует учить детей «разумному пользованию» современными достижениями техники:
- грамотно и серьезно относиться к этому «благу цивилизации» ( не стоит использовать гаджеты для компенсации нехватки родительского внимания, поскольку реальное общение с ребенком нельзя подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными устройствами);
- следить за временем, которое ребёнок проводит за планшетом или смартфоном, а главное самим реже пользоваться телефоном в его присутствии;
- чаще фиксировать внимание на изменениях в поведении детей (раздражительность, нервозность, истерики, приступы агрессии по пустяковым поводам, энурез, которых раньше не было) ,что может быть признаками негативного влияния гаджетов.
- чётко отслеживать информационное поле ребенка при взаимодействии с гаджетами (мультфильмы, игры, контенты и т.п.);
- не следует разрешать детям пользоваться гаджетами перед засыпанием: от ярких картинок на экране нервная система детей возбуждается, из-за чего они плохо спят, видят во сне кошмары или не могут заснуть вовсе.
Таким образом, учитывая плюсы электроники, необходимо помнить, что планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников. Полноценное развитие возможно и без «чудес техники», но если все-таки мы хотим порадовать детей, то необходимо следовать принципу – техника для ребенка должна соответствовать его возрасту: детям до шести лет лучше приобретать детские планшеты, которые предназначены именно для данного возрастного периода. В этом случае мы будем уверены, что гаджет полезен для ребенка, да и контролировать его увлечение нам будет намного проще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....
Консультация для родителей детей с ОВЗ "Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья"
Консультация для родителей детей с ОВЗ...
Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (для детей с особыми возможностями здоровья - нарушение слуха)
Сюжетно-ролевая игра "Дружок" (Ветеринарная клиника)...
Консультация для родителей детей с ОВЗ: «Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»
Уважаемые, родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей. Что не может сделать один, мы дел...
Консультация для родителей детей с ОВЗ "Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья
консультация по теме...
ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье описаны особенности взаимодействия стилей воспитания родителей на коррекцию и развитие речи ребёнка дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья....