ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья

Киретова Юлия Владимировна

В статье описаны особенности взаимодействия стилей воспитания родителей на коррекцию и развитие речи ребёнка дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Педагог-психолог Киретова Юлия Владимировна

Аннотация

В статье описаны особенности взаимодействия стилей воспитания родителей на коррекцию и развитие речи ребёнка с особыми возможностями здоровья.

Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.

Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно-бытовая, социально-контролирующая, функция организации досуга.

Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания. А для детей с особенностями здоровья это особенно актуально.

Дети с нарушением речи имеют ряд особенностей в поведении и формировании высших психических функций. Они показывают излишнюю гиперактивность или гипоактивность, быстро истощаются на занятиях, эмоциональный фон настроения неустойчивый; трудно удерживают инструкцию при выполнении поручений или заданий; проявляют конфликтность. Развитие высших психических функций часто сопровождаются дефицитом внимания и его неустойчивостью, нарушением эмоционально-волевой сферы, снижением интеллектуальной активностью, нарушение зрительного и слухового восприятия и др.

Родители таких детей испытывают трудности в процессе воспитания и коррекции речевого развития таких детей.

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям.

Существует несколько разнообразных классификаций стилей семейного воспитания. И у каждого стиля семейного воспитания свои характеристики.

Базовой считается модель американского психолога Дианы Баумринд.

Она проста и понятна.

Автор взяла за основу два критерия.

  1. Уровень эмоционального принятия ребенка родителями
  2. Уровень контроля со стороны родителей

И вот благодаря сочетаниям этих критериев и было выделено четыре стиля семейного воспитания.

  1. Авторитетный (демократический)
  2. Авторитарный
  3. Индифферентный
  4. Либеральный (попустительский)

АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка с ОВЗ. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок с особыми возможностями здоровья воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

  • активно-положительное отношение к ребенку;
  • адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
  • им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
  • умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Последствия

При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, наиболее характерны:

  • Высокая самооценка, самопринятие, самоконтроль.
  • Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
  • Инициативность и целеустремленность.
  • Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
  • Способность договариваться, находить компромиссные решения.
  • Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Рекомендации для родителей

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем односторонне, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Последствия

Постепенно по мере взросления ребёнка с особыми возможностями здоровья родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому, в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети с ОВЗ становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Характерным чертами личности ребенка с ОВЗ, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

  • потеря чувства собственного достоинства;
  • потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
  • потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности:

  • ненависть к родителям;
  • решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
  • грубое, циничное, деспотичное отношение к окружающим;
  • повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации для родителей

  • Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
  • Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
  • Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
  • Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обеими сторонами (родителями и ребенком).
  • Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
  • Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
  • Не подслушивать телефонные разговоры.
  • Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
  • Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
  • Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

И самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка является индифферентный стиль семейного воспитания. Здесь, к отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к ребенку. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.

Последствия

При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей с ОВЗ эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки, а риски для детей с ОВЗ увеличиваются в разы Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.

Рекомендации для родителей

  • Включитесь в жизнь своего ребенка. Будьте активным участником всех его интересов, проявите инициативу.
  • Составьте четкую систему запретов, чтоб ребенок почувствовал грань дозволенности.
  • Обговорите его обязанности и права в семье, дайте поручение по дому, которое закрепится за ним.
  • Проявите «душевную теплоту», говорите «по душам», постарайтесь перевести отношения в дружественные и доброжелательные. Беседуйте с ним на интересующие его темы, таким образом, вы покажите, насколько ребенок для вас важен.
  • Любите его и не бойтесь ему про это сказать.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

При этом стиле воспитания у ребенка с ОВЗ формируется «свобода», самостоятельность и раскованность, которая позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет. Родитель не помогает ребёнку, не мешает и не принимает никакого участия в коррекции и развитие речи и становлении личности.

Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка с особыми возможностями здоровья. Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Последствия

При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности у ребёнка с ОВЗ:

1 вариант – свободный, но безучастный:

  • неспособность к близости и привязанности;
  • безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
  • отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
  • мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

  • хамство и вседозволенность;
  • воровство, враньё, распущенность;
  • безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации для родителей

  • Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
  • Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.
  • Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
  • Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
  • Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
  • Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка с ОВЗ. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.

Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка, тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.

Литература

  1. Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация  / Т.Л Кузьмишина, Е.С Амелина, А.А Пермякова,  Е.А Хохлова // Современная зарубежная психология. - 2014.  - №1. – С. 16–25
  2. Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких . - М. : Высшее образование, 2006. – С. 4
  3. Спирева, Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н. Спирева,  А.Г. Лидере // Семейная психология и семейная терапия. – 2001. -  № 4. – С. 32 - 34
  4. Эйдемиллер, Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях / Э.Г. Эйдемиллер,   В.В. Юстицкий. - Обнинск, 1992. – С.75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для родителей. Влияние  стиля воспитания одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие. А  у другого ро...

Влияние стиля семейного воспитания на личность ребенка (комплексная методическая разработка родительского собрания)

   Цель представленного в разработке родительского собрания: информирование родителей об основных стилях семейного воспитания и их влиянии на формирование личности ребенка. Архив мате...

Детско-родительский тренинг "Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка"

Необходимо вовремя дать знания родителям о стилях семейного воспитания и способствовать приобретению родителями практических навыков и знаний эффективного взаимодействия с детьми....

«ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА»

Психопрофилактические рекомендаций для родителей, с целью предупреждения детской агрессивности....

Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка

Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенкаЦель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; занкомство родителей со стилями воспита...

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В статье рассматривается роль семейного воспитания на формирование личности ребенка, также рассматривается стиль семейного воспитания отечественных и зарубежных авторов....

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников с особыми возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) через авторские компьютерные игры"

laquo;…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показат...