Перспективный план самообразования воспитателя
рабочая программа
Перспективный план самообразования воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_samoobr.docx | 421.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22»
Перспективный план по
самообразованию воспитателя
младше - подготовительной группы
Ермаковой Е.А.
Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей посредством
чтения художественной литературы».
г. Заволжье, 2023 г.
"Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной". А.С.Макаренко
«Задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному - вы не достигли цели воспитания».
К. Д. Ушинский
Введение
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Книга является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция литературы, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят ребёнка в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: каковы особенности применения чтения художественной литературы на духовно – нравственное воспитание детей?
Сроки реализации программы: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
Цель: повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы.
Задачи:
- Форма самообразования: индивидуальная, групповая. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
- Составить картотеку игр-драматизаций, художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Этапы работы по самообразования:
- Подбор и изучение методической литературы (личный план педагога): сентябрь – октябрь.
- Работа с детьми: в течение года.
- работа с родителями: октябрь - май.
- Представление опыта работы по теме: май 2024 г.
Ожидаемые результаты:
- Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- Повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой.
- Воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Пояснительная записка
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно–эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Общечеловеческие ценности прививаются детям и закладываются в их понятии при знакомстве с пословицами и поговорками. Это особый жанр, который способствует формированию духовно-нравственных понятий. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки. В них ярко выражен нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании. Пословица более понятна ребёнку вследствие того, что поучительный смысл поделён на части: «Хочешь есть калачи – не лежи на печи», «Доброе дело — правду говорить смело». А поговорка даёт ребёнку выразительную эмоциональную оценку: «Маленький, да удаленький».
Фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. В программу для чтения входит большое количество потешек, песенок, прибауток. Образность и поэтичность помогает детям представить мир природы, образы животных. Природа в фольклорных произведениях благодаря художественному слову, как бы оживает: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко обогрело телят, ягнят да малых ребят».
Необходимо у детей с раннего возраста формировать положительное отношение к фольклору, поэзии, учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, связывать его с реальными картинками природы, чувствовать ритм стихотворной речи и обогащать словарь детей образными словами и выражениями: «снежинки-пушинки», «снег летает, кружится, танцует», побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях. Чтение стихотворений о природе необходимо использовать в тесной связи с непосредственными наблюдениями. Таким образом, детям будут понятны не только сезонные изменения в природе, но и чувства, настроение, переданные автором.
Итак, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует духовно - нравственному воспитанию дошкольников. Развивая у детей умения эмоционально воспринимать прекрасное, чувство сопереживания героям литературных произведений, мы воспитаем духовно развитые, гармоничные личности.
1. Личный план педагога
Направление работы | Месяц |
Изучение методической литературы по данной проблеме: Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г. | Сентябрь |
Изучение статей в журналах «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч». | Октябрь |
Изучение инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания». | Ноябрь |
Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка». О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич «Организация развивающей предметнопространственной среды в соответствии с ФГОС ДО». | Декабрь |
Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы. | Январь - Февраль |
Работа над модернизацией предметно – развивающей среды в группе (пополнение книжного уголка). | Март |
Подготовить анализ темы по самообразованию | Апрель - Май |
2. План работы с детьми
Формы работы с детьми | Сроки выполнения |
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок», чтение рассказа Е. Кошевой «Два огородника» (беседа по прочитанному). 2. Дидактическая игра: «Угадай сказку». 3. Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах. | Сентябрь |
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. 2. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». 3. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). | Октябрь |
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки: «Три медведя». 2. День матери: изобразительная деятельность «Маму очень я люблю». | Ноябрь |
1. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». 2. Чтение «Синие листья» В. Осеевой (беседа по прочитанному). | Декабрь |
Совместная деятельность с детьми: чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. | Январь |
1. Совместная деятельность с детьми: чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят». 2. Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец» (фантазируют придумывают свою концовку сказки» | Февраль |
1. Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах. 2. Выставка «Портрет моей мамочки» 3. Беседа на тему: «Чуткость и скромность. Чем они отличаются». 4. Пополнение книжного уголка художественной литературой. | Март |
1. Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок. 2. Беседа на тему: «Доброжелательность». | Апрель |
Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. | Май |
2. План работы с родителями
Формы работы с детьми | Сроки выполнения |
Оформление уголка для родителей на тему «Как подружить ребёнка с книгой». | Сентябрь |
Индивидуальная беседа с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения. | Октябрь |
Консультации для родителей: «Сказка для ребёнка». | Ноябрь |
Анкетирование родителей: «Книга в жизни вашей семьи». | Декабрь |
Консультации для родителей «Что читать детям». | Январь |
Консультации для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием». | Февраль |
Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». | Март |
Работа в уголке для родителей. Поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр». | Апрель |
Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». | Май |
Используемая литература:
1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Фалькович, Т. А., Барылкина, Л. П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2006.
3. Шаманская, Л. Н., Козина, Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2010
4. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
5. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
6. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
7. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
8. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
9. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/10/17/plan-raboty-po-samoobrazovaniyu-2015-2017-gg-tema
11. https://www.maam.ru/detskijsad/plan-samobrazovanija-1412540.html
Нравственное воспитание детей.
Беседа на тему: "Что такое дружба?"
Цель: Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе; учить понимать и оценивать поступки героев литературных произведений (Е. Кошевая "Мой сын", В. Осеева "До первого дождя") и своих товарищей.
Ход беседы
Ребята вам уже много раз читали и рассказывали о хороших друзьях и товарищах. Взрослые говорили о том, что нужно дружить друг с другом. Каких же детей мы называем хорошими друзьями?
Педагог спрашивает несколько человек. Если дети называют по имени конкретных детей, то спросить, почему именно их можно считать хорошими друзьями.
Обобщить ответы: "Хорошими друзьями можно назвать детей, которые вместе дружно играют, занимаются, трудятся, помогают друг другу, заботятся друг о друге, умеют уступать друг другу и т. д.
Педагог предлагает детям прочитать рассказ Е. Кошевой "Два огородника". Когда я прочту вам рассказ, попытайтесь сказать, как можно назвать детей, о которых рассказывает автор.
Вопросы после чтения
– Как можно назвать Олега и Гришу?
– Почему их можно назвать друзьями?
– Почему Олега можно назвать хорошим другом?
– Расскажите о том, как вы дружите в детском саду и дома?
В ходе беседы педагог помогает детям правильно оценить факты, поступки, высказывает к ним свое отношение.
Педагог предлагает детям прочитать еще один рассказ, который называется "До первого дождя". Подумайте, можно ли девочек, о которых говорится в рассказе, назвать хорошими друзьями или подругами.
Вопросы после чтения
– Почему воспитательница сказала: "Видно ваша дружба до первого дождя!"
– Можно ли Мишу назвать хорошим другом? Почему нельзя?
– Как надо было поступить Маше?
Одобрив правильные ответы детей, педагог рассказывает о необходимости всегда выполнять правило поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда выручай".
Беседа на тему: "Кто такой друг?"
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о дружбе; дать представление о том, что друзья не оставляют товарища в беде; показать привлекательность дружеских отношений.
Ход беседы
Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ А. Митта "Шарик в окошке", а потом поговорим о детях, про которых говорится в рассказе.
Вопросы после чтения
– Что увидел Коля в окошке?
– Откуда появился шарик?
– Зачем ребята принесли Коле шарик?
– Как можно назвать этих ребят?
– Какие эти ребята?
– Почему их можно назвать хорошими друзьями?
– Приятно ли было Коле, что друзья позаботились о нем, не оставили его в беде?
– Расскажите, как вы заботитесь о своих друзьях, как помогаете им.
– Как относятся люди к своим хорошим друзьям?
Оценивая и обобщая ответы детей, отметить, что взрослые и дети любят хороших друзей. Дружить с ними очень приятно. Когда люди дружат и помогают друг другу, им легче жить и работать.
Можно сказать детям, что умение дружить – хорошее качество. Поэтому люди называют словом "Дружба" улицы и площади городов, кинотеатры и другие учреждения.
Можно вспомнить пословицу "Дружба дороже денег" и вместе с детьми объяснить ее понятие.
Беседа на тему: "Чуткость"
Цель: Учить детей сравнивать положительные и отрицательные поступки, давать им оценку; понимать мотивы поступков детей и необходимость выполнения норм поведения; дать представление о чуткости и о необходимости заботливого, чуткого отношения к своим сверстникам; ввести в словарь детей новое слово – "чуткость"; вести правило поведения – "Не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна помощь".
Ход беседы
Ребята, сегодня я вам прочитаю два рассказа – "В огороде" Е. Кошевой и "Синие листья" В. Осеевой. Вы их послушайте внимательно, а потом скажите, кто из детей вам понравился, Олег или Катя?
Вопросы после чтения
– Кто из детей вам понравился?
– Почему понравился Олег?
– Как можно назвать Олега? Какой он?
Обобщить ответы детей, дать представление о чуткости. "Олег добрый, заботливый, внимательный. Гриша его ни о чем не просил, Олег сам заметил, что другу трудно и позаботился о нем. Поэтому Олега можно назвать еще чутким. Чуткий человек не ждет, когда его попросят о помощи, а сам предлагает свою помощь.
– Как вы думаете, приятно было Грише, что Олег позаботился о нем?
– А Олегу было приятно? Как об этом говорится в книге?
Сделать вывод о том, что от хороших поступков всегда бывает всем приятно.
– Почему вам не понравилась Катя?
– Как ее можно назвать? Какая она?
– Как надо было поступить Кате? Почему?
– Приятно ли было Лене просить Катю дать ей карандаш?
– Почему нужно заботиться о друзьях, помогать им?
Обобщив ответы детей, сделать вывод о необходимости быть всегда добрым, заботливым, чутким, помогать сверстникам, не ожидая просьбы о помощи, помогать так, чтобы сверстники не обиделись.
Ввести правило: "Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь".Запомните ребята это правило и выполняйте его всегда. Сейчас мы пойдем на прогулку и поучимся выполнять это правило в играх.
Примечание: на прогулке проводится подвижная игра "Ловишка", "Дай руку".
Беседа на тему: "Доброжелательность"
Цель: Закрепить и обобщить представления детей о необходимости чуткого, доброжелательного отношения к товарищам; напомнить правила поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда выручай; не жди, когда тебя попросят о помощи, нужно самому видеть, кому нужна помощь; закрепить в словаре детей термины "добрый", "чуткий".
Ход беседы
Ребята, сегодня я вам еще раз прочитаю рассказ А. Митта "Шарик в окошке". Послушайте его внимательно.
Вопросы после чтения
– Как можно назвать детей, которые принесли шарик? Какие они?
Обобщить ответы детей: "Да, этих детей можно назвать хорошими друзьями, добрыми, заботливыми, чуткими и т. д.
– Почему их так можно назвать?
Обобщить ответы детей: "Дети позаботились о друге, принесли ему шарик и показали в окне, чтобы развеселить, порадовать его. Коля не просил об этом, а дети сами догадались порадовать своего друга. Поэтому их можно назвать чуткими, заботливыми, добрыми товарищами".
– Приятно ли было Коле, что товарищи не забыли о нем?
– Как в книге об этом говорится?
Если дети не вспомнят, то можно прочесть отрывок. Дать детям высказаться, сделать обобщение: "Детям или взрослым всегда бывает очень приятно, радостно, если к ним проявляют чуткость, доброту.
Чуткость – это такое поведение, когда дети или взрослые делают добро людям, заботятся о других, помогают другим людям, не ждут, когда их об этом попросят, а помогают сами. Мы с вами об этом уже говорили, когда читали рассказы "Мой сын" и "Синие листья".
Сейчас я вам прочту еще один рассказ. Называется он "Навестила", написала рассказ В. Осеева. Вы послушайте рассказ, а потом скажите, чутко ли Муся отнеслась к Вале.
Вопросы после чтения
– Как отнеслась Муся к Вале?
– Как ее можно назвать? Какая она? Почему?
– Как надо было поступить Мусе?
– Как бы вы поступили, если бы пришли к больному другу? Как бы вы помогли ему? Расскажите.
Ребята, вспомните, привила поведения, которые надо выполнять, чтобы быть хорошим, чутким другом.
Примечание: на прогулке или вечером можно провести игру
инсценировку сказки "Кот, петух и лиса".
Беседа на тему: "Чуткость и скромность. Чем они отличаются"
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о чуткости и скромности; развивать способность детей к дифференцировке нравственных понятий, к оценке поступков героев литературных произведений – С. Баруздин "Морской котик".
Ход беседы
Ребята, сегодня я вам прочитаю знакомый рассказ "Морской котик", а вы его внимательно послушайте.
Вопросы после чтения
– Кто вам понравился в этом рассказе? Почему?
– Как поступила Светлана?
– Как ее можно назвать? Какая она?
– Почему ее можно назвать доброй, находчивой, чуткой девочкой?
– Что такое чуткость?
Обобщить ответы детей: "Чуткость – это такое поведение, когда дети и взрослые делают людям добро, заботятся о других, помогают людям даже тогда, когда их об этом и не просят, но когда они видят, что людям надо помочь".
Если дети назовут Светлану скромной, нужно подтвердить это, а после ответов детей о том, что такое чуткость, сказать: "Вы правильно назвали Светлану скромной, потому что она спасла жизнь моряку, но никому не говорила об этом, не хвасталась". Если дети не укажут в числе нравственных черт Светланы скромность, то спросить у детей: "Можно ли назвать Светлану скромной и почему?"
– Что такое скромность?
Обобщить ответы детей: "Скромность – это такое поведение, когда дети и взрослые поступают хорошо, но не хвастают этим, потому что хвастаться не красиво, не хорошо. Поэтому не надо говорить о себе: "Я хороший", "Я хорошо сделал", а надо уметь ждать, когда тебя похвалят другие".
– Чуткость и скромность – одно и то же или разное?
Обобщая ответы детей, отметить, что быть чутким хорошо и быть скромным тоже хорошо.
Но эти черты характера разные: чуткость – это делать людям добро, заботиться, помогать другим, а скромность – это умение уметь сдержать себя, хотя и хочется сказать, что ты хороший, это значит не хвастаться.
А сейчас я вам прочитаю новый рассказ "Колин папа". Написала его Горская. Педагог читает рассказ. После прочтения вопросов не задавать. Если дети захотят сказать что–либо, дать им возможность высказаться.
Беседа на тему: "Правдивость"
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о правдивости. Показать привлекательность правдивости как нормы поведения. Воспитывать отрицательное отношение к обману.
Ход беседы
Ребята, мы с вами уже много раз говорили о том, что такое дружба, чуткость. Доброта, скромность. А сегодня мы поговорим еще об одном важном качестве человека – о правдивости. Но вначале послушайте рассказ В. Осеевой "Что легче?"
Вопросы после чтения
– Кто из мальчиков вам больше понравился? Почему?
– Как можно назвать мальчика, который сказал маме правду? Какой он?
– Что такое правдивость?
Обобщить ответы детей: "Правдивость – это такое поведение человека, когда взрослые и дети всегда говорят правду, никогда не обманывают, говорят правду даже тогда, когда сказать ее неприятно, трудно".
– Почему нужно быть правдивым? Почему нельзя обманывать людей?
– Как относится к людям, которые всегда говорят правду?
Обобщить ответы детей. Объяснить детям, что нужно всегда говорить правду, всегда быть правдивым. Это красиво и даже очень хорошо. Правдивых людей любят. Детям и взрослым бывает приятно, радостно, когда им говорят правду. Можно привести пословицу: "Правда, светлее солнца. Правда, чище ясного неба". Обманывать не красиво, нехорошо и это неприятно людям. Им бывает обидно, когда их обманывают. Обман и ложь могут привести к беде.
Я вам сейчас прочитаю рассказ Л. Толстого "Корова". Вы его послушайте внимательно, а потом скажите, почему случилось несчастье в крестьянской семье.
Вопросы после чтения
– Почему случилась беда в этой семье?
– Как нужно было поступить Мише?
Сделать вывод: беда случилась потому, что у Миши не хватило смелости сказать правду. Если бы он не испугался и не бросил стекла в лохань, корова, осталась бы жива.
Нужно всегда смело говорить правду, даже тогда, когда сказать ее трудно, неприятно.
Беседа на тему: "Чуткость и правдивость"
Цель: Обобщить и закрепить представление детей о необходимости доброжелательного, чуткого отношения к людям (к старшим, сверстникам, малышам); показать взаимосвязь и особенности таких нравственных понятий, как чуткость и правдивость; помочь детям осознать опыт своего поведения, обобщить его.
Ход беседы
– Ребята, какие праздники отмечала недавно вся наша страна и мы с вами? (23 февраля, 8 марта).
– Вспомните, как вы поздравляли своих родителей с этими праздниками. Какие подарки вы для них сделали? Как их преподнесли? Что сказали? Приятно ли было вашим родителям, что дети их поздравили с праздником?
– Как вы думаете, что было самым хорошим, самым приятным подарком папам и мамам?
– Как надо себя вести, чтобы доставить радость родителям, не огорчать их?
Сделать обобщение о том, как нужно вести себя и почему. В процессе обобщения отметить, что к родителям и другим членам семьи нужно относиться заботливо, чутко, нельзя обманывать их.
– Что такое, по–вашему чуткость?
– Что такое правдивость?
– Чуткость и правдивость – это одинаковые или разные качества? Сказать детям, что это разные качества. Чуткость – это такое поведение, когда люди заботятся о других, помогают друг другу, а правдивость – это такое поведение, когда люди всегда говорят правду, не обманывают других. Значит, чуткость и правдивость – это разные качества. Эти качества – самые главные у человека и их нужно воспитывать в себе с самого детства.
Беседа на тему: "Скромность"
Цель: Обобщить и закрепить признаки понятия "скромность" – скромный человек делает хорошее, но не хвастает, умеет сдержать себя; уточнить знания детей о необходимости и смысле скромного поведения; помочь детям осознать свое поведение в свете данной нравственной нормы; воспитывать положительное отношение к скромности как к норме поведения.
Ход беседы
Ребята, мы с вами уже много раз говорили о скромности, читали рассказы о скромных людях, как взрослых, так и о детях.
– Вспомните, какие рассказы и про кого мы читали. Как называется рассказ о Светлане, которая спасла жизнь моряку? Кто написал этот рассказ?
– Почему Светлану можно назвать скромной? Как еще ее можно назвать (чуткой, находчивой, смелой). Почему?
– Скромность и чуткость – это одно и то же или разное?
– Как называется рассказ про Колю и его папу? Кто написал этот рассказ?
– Почему Колю и его папу можно назвать скромными?
– Про какого скромного человека мы еще читали? (С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое"). Почему никто не узнал имени героя? Почему он остался неизвестным?
– Что такое скромность? Скромность – это такое поведение человека, когда он делает хорошее, но не хвастается этим, умеет сдерживать себя. Он не говорит: "Это я", "Я лучше сделал", хотя иногда и хочется сказать об этом. Хвастаться некрасиво, нехорошо. Это неприятно другим людям. Нескромных людей, хвастунов не любят. Это вы поймете, когда мы с вами прочитаем рассказ В. Осеевой "Заячья шапка".
Вопросы после чтения
– На ком же из вас бывает "заячья шапка"?
– Как же нужно вести себя, чтобы тебя любили, с тобой играли сверстники?
Обобщить высказывания детей.
Консультация для родителей
«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
Трудолюбие, послушание и ответственность в сказках
Всем известна такая яркая русская народная сказка как «Гуси-лебеди». В ней заложены сразу три нравственные параллели, это – трудолюбие, послушание и ответственность. Они помогают детям понять, что нужно всегда относиться с вниманием к окружающим, даже если сам находишься в тяжелой ситуации. Вообще сочувствие в бедах и невзгодах другого человека признано в народе самым высоконравственным чувством, которое подчеркивает богатство души человека. Протяни руку помощи, поделись последним, одобри, утешь, постарайся избавить от страданий. По мнению народа, сострадание, содействие и сочувствие являются основами человечности отельного индивидуума. Именно в этом заключена самая основная цель воспитания с помощью сказки.
Проблемы детского послушания находят свое отражение в таких сказках как «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д. Удивляет то, что народ уже сотни лет назад понял о тщетности наказания и сухого назидания детей, и придумал столь необычный способ, чтобы донести до них глубину проступка. А как они смогут избежать неприятностей? Сказка учит тому, что если нарушишь слово родителей – наказ, то непременно попадешь в большую беду.
« Сказка и нравственное воспитание ребенка
Сказка и нравственное воспитание ребенка
Значение сказки уже давно признано важнейшим звеном во всестороннем воспитании любого ребенка.
Современные условия таковы, что наблюдается моральный кризис молодежи. Так что существование сказок, несущих в себе потенциал нравственных поучений, становится еще более актуальным и востребованным.
Сильная сторона всех сказок в том, что в них добро всегда одерживает победу над злом, нечестностью и несправедливостью. Русская методика направлена на то, что обсуждать с детьми аллегорический смысл той или иной сказки попросту не нужно, ведь дети даже без постороннего вмешательства и подсказок определяют идейную направленность произведения – добро побеждает зло.
Образы героев в сказках раскрываются столь ярко, что даже после первого прочтения сказки младшие школьники уже ярко представляют себе их, и формируют свое отношение к тем или иным действующим лицам. Они принимают сторону угнетенных и обиженных, осуждая действия злодеев. Дети сами готовы вступиться за несчастных людей. А когда храбрым героям удается одолеть зло, то они искренне радуются этому, ведь добро восторжествовало, а зло наказано. Дети хотят, чтобы в настоящей жизни все происходило в точности так же.
Наступает пора, когда нужно ребенка познакомить с литературой. Но с чего начинать это знакомство? Ответ очевиден – конечно же, с детских сказок. Раньше наши бабушки и мамы рассказывали нам чудесные сказки, а теперь пришла наша очередь.
Каждая сказка несет в себе информацию о моральных и культурных ценностях, которые играют немаловажную роль в речевом развитии ребенка. Даже если ребенок не сказал своего первого слова, все равно рассказывайте ему сказки на ночь, они, несомненно, вызовут у него целое море положительных эмоций и восторг. А если ребенку уже исполнилось два года, то ничего лучше доброй волшебной сказки для его развития и не придумаешь.
Попробуйте вспомнить себя в детстве! Как, затаив свое дыхание, слушали о приключениях героев сказок братьев Гримм, Андерсена и Пушкина. Как искренне жалели несчастную Золушку и мечтали отловить ту самую золотую рыбку, уж вы бы тогда загадали хорошее желание…
Если вы считаете, что сказки не нужны вашему ребенку, ведь на самом деле не существует сапогов-скороходов, то не спешите делать поспешных выводов. Учтите то, что ребенком окружающий мир воспринимается совершенно иначе, не так как у взрослых. Ведь сказка – это в первую очередь один из методов самопознания и изучения окружающего мира. Именно поэтому сказки разных народов мира так не похожи друг на друга.
Сказкой называют некоторую вымышленную историю, имеющую счастливый конец, в котором добро одерживает победу над злом. Обычно в сказках присутствует волшебство, разбавленное разнообразными путешествиями и испытаниями, которые выпали на долю главного героя. Взрослые и дети любят сказки потому, что в них нереальное становится реальным, а недоступное – доступным.
Различные народы имеют свои сказки, существенно отличающиеся от остальных.
Сказка является одним из основных жанров народного фольклора. И существовала она всегда, не смотря на трудные времена.
С научной точки зрения каждая сказка является эпическим, авантюрным, волшебным или прозаическим с бытовым уклоном произведением, которое строится на основе полностью выдуманного сюжета. В данный момент даже существует отдельная наука, которая занимается изучением народных сказок, а так же связанного с ними большого круга проблем. Называется она фольклористикой.
Ученые считают, что сказка появилась достаточно давно из мифов. Но в то время, когда героями мифов становились всевозможные боги и полубоги, то герои сказки – обычные люди и животные… хотя порой не всегда обычные. И еще в любой сказке нельзя обойтись без счастливого финала, выражающего надежды на бесконечно хорошее будущее людей.
Мы изобрели космический корабль, а в это время сказка изобрела ковер-самолет. Мы создали машины, самолеты и пароходы, а сказка – сапоги-скороходы. Нам ничего не стоит перенестись в любую часть света, достаточно просто нажать на кнопочку телевизионного пульта. Мы можем многое! Больше чем в сказках! Так почему же до сих пор мы заворожено смотрим их вместе с нашими детьми? Почему до сих пор они имеют столь большую популярность? И почему до сих пор их продолжают сочинять? А все дело в следующем, все люди были детьми когда-то, а дети очень любят слушать сказки.
Так Александру Сергеевичу Пушкину сказки рассказывала его няня Арина Родионовна. В результате поэт сочинил прекрасные сказочные оды, поэмы и роман. Все они создавались под воздействием тех самых сказок няни.
Помнил о чудесах и автор великих романов Лев Николаевич Толстой. Именно он написал сказку про Машу и трех медведей, которую народ в числе многих других принял, и признал народной.
Но это ведь сказки прошлого. А если у нее будущее? Будут ли наши дети рассказывать сказки своим внукам? Обязательно! Сказка родилась вместе с человеком, и пока живо человечество будет жива и сказка. Она как маленький светлячок в колыбели, которого с нетерпением ждут перед сном все дети.
Сказка – это чудо! Это чудесный и волшебный мир, не похожий на другой, и в который мы так любим время от времени окунаться, испытывая непередаваемое чувство радости и легкой грусти.
Сказка – это особый мир, в котором автор знакомит нас с законами жизни, показывая, что нужно быть честным и добрым, и тогда удача не будет обходить стороной. Некоторые авторы в своих сказках предпочитают осмеивать действительность, предлагая свой собственный вариант решения проблем.
Сказка – один из элементов народного творчества, появление которого довольно часто связывают с нашествием монголо-татар на Русь. Самыми любимыми героями из сказок для жителей Руси стали Иванушка Дурачок, Иван Царевич, Василиса Прекрасная и т.д. А злые герои – это басурмане, наряженные в смешные обличия Бабы Яги (по-татарски «Бабай-ага» переводится как старец), Кощея Бессмертного (возможно в виду имелся сам татаро-монгольский хан), Змея Горыныча (символизирует полчище воинов татарского войска).
Каждая сказка имела хороший конец, в котором добрый молодец или красна девица преодолевали все преграды, и впоследствии жили долго и счастливо.
Таким образом, сказка – это один из жанров фольклора, в котором вымышлен сюжет и герои.
Консультация для родителей
«Ребенку нужна сказка»
Как и все другие произведения искусства, сказки обладают безграничным богатством и глубиной, из которых можно получать знания, и что будут открываться лишь постепенно, во время глубокого исследования. Они завораживают. Их направление, в том числе и не высказывание, не навязывает ребенку готовых решений. Сказка предоставляет возможность найти это решение с помощью мира фантазии ребенка. И ребенок, в соответствии с тем, что он знает о жизни и сущности человека, способен и хочет находить это в самом себе. Таким образом, сказки предоставляя ребенку свободу, становятся для него ориентиром и помогают в жизни. Сказки делают все ситуации более простыми, их образы понятны. Сказки типичны. Их сюжеты сочетают полярности. Ребенок еще не способен познать и увидеть добро и зло, сказочные герои однозначно или злые, или добрые, что в повседневной жизни встретишь не часто.
Сказки необходимы детям
В первые годы жизни, вплоть до школьного возраста, прежде чем ребенок подрастет и приобретет способность распознавать других людей, сложные ситуации и взаимоотношения, ему нужны сказки, а не истории с двойным смыслом, ясные, четкие, а не карикатурные взаимосвязи.
Ребенок ищет в отношениях эту простоту и ясность. Со всей симпатией он пытается соединиться с героем сказки, по-настоящему пережить с ним все опасности, приложить усилия и преодолеть запутанные ситуации, чтобы в финале победило добро. Естественно, в настоящей жизни все происходит несколько по-другому, это ребенок познает и переживает шаг за шагом постепенно взрослея. И если драматические события ребенок переживет в раннем детстве, глубоко их почувствует, то потом легче и с большей уверенностью преодолеет их.
Сказки — это моральные истории. Они дают ребенку шанс идентифицировать себя. Благодаря сказочным образам он создает в себе силы симпатии по отношению к добру и развивает силы антипатии к злу.
В наше время встречается много сказок в искаженном виде, смысл которых в большинстве случаев несет карикатурный характер, но, прежде чем понять сущность карикатурного образа, увидеть насколько он остроумен, необходимо познакомиться с тем настоящим, что лежит в его основе. В противном случае для ребенка становится настоящим карикатурный образ и тем самым заслоняет правильное видение действительности. Детям необходимы настоящие образы, образы самих себя. Детям необходимо познакомиться с человеком и миром, чтобы понимать их. Лишь тот, кто знает и понимает мир и себя, стал взрослым, может мыслить и действовать с полной ответственностью.
Вопрос родителям: расскажешь сказку?
Кто из детей, оторвавшись от игры и повседневных дел и обращаясь к взрослому, не спросил об этом? И у кого хватило времени, сил и, прежде всего, способности рассказать сказку ребенку? При этом для ребенка слушание сказки не милая беседа, а элементарное желание получить что-то для души.
В таком случае нужны мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитатели и учителя, старшие братики и сестрички. Они могут рассказывать экспромтом, читать книжку с картинками или сказку, но лучше сказку рассказывать, а старшим детям читать книжку с продолжением. Все это для ребенка – существенный опыт в развитии его душевной жизни. И если ребенок спрашивает: «Расскажешь сказку?», то с самого начала он не имеет в виду определенную историю. Дети стремятся к близкому общению, желают, чтобы на них обратили внимание. Часто при этом ребенок влезает на колени или хочет, чтобы его обняли и превращается в «сплошное ухо». И только когда он уже начинает слышать и переживать, то просит свою любимую сказку или историю.
Чему учатся дети, слушая сказки?
Никогда в жизни человек не учится больше чем в первые годы жизни. Ребенок способен учиться, — это свидетельствует о том, что он воспринимает мир всей своей сущностью и приобретает при этом способности, которые сможет в будущем использовать самостоятельно для формирования своей жизни. Когда ребенок двигается, бегает, играет, он находит себя в середине мировых законов, упражняется в равновесии, в управлении всеми органами чувств, одновременно делает сильными свои внутренние органы и дифференцирует их. Ловкость пальчиков обусловливает не только внешние способности, но и имеет влияние, например, на язык и жизнь представлений ребенка. При этом имеет значение все, что разыгрывается в его окружении и через подражание глубоко влияет на него, формируя тело и душу.
Как только ребенок погружается в рассказ, в слово, произнесенное с любовью, в песенку, то весь его внутренний мир начинает находиться в таком же сильном движении, как и во время игры, и развивать чувства, необходимые для его душевной жизни: вера в силу добра, мужество, печаль, страх, удивление прекрасному и умение ему радоваться, фантазию и мораль, то есть все то, что является мерой человека и вещей, суждением и способностью наблюдать.
Почему именно сказки?
Наши дети испытывают тоску по сказкам, поэтому мы должны к ним относиться достаточно серьезно. Именно у детей мы можем научиться тому, что мир сказки все еще существует на самом деле и достаточно видимо пронизывает жизнь всех людей. Детей не удивляет рассказ или сказка, суть которых нам, взрослым, уже не понятна. Если ребенок слышит: «Давным-давно…», он никогда не спросит, когда именно. Все, о чем рассказывается, происходит здесь, сейчас и всегда. Круг маленьких слушателей без особых усилий погружается с первыми словами сказки в мир и время, которые как будто далеки от момента их рождения, но с которыми они, слушая, всякий раз соединяются по-новому. Видя, как широко раскрываются их глаза, мы видим, как оживают персонажи.
В мире сказок мы разворачиваем перед детьми жизненный мир как огромную панораму, ведь сказки всегда соответствуют духу времени. Например, лес, через который так часто необходимо продираться в начале сказки — это опыт, приобретенный нами, когда мы хотим или должны удалиться от дома. Когда Красная Шапочка, Гензель и Гретель, Белоснежка остаются наедине, то в первую очередь они попадают в лес. Все, что ожидает их, загадочное и неопределенное. И только хороший финал рассеивает тьму. Тогда они находят себя и свое предназначение.
В других сказках герои соревнуются, на пути поиска встречаясь с разными животными: пчелами, рыбами, утками, орлом или лисицей, которые умоляют о помощи или о пощаде. И если герой сочувствует и оказывает помощь, то благодаря этим животным ему открывается доступ к силам природы. Муравьи тут как тут и ищут жемчужины и зернышки в траве, рыбы и утки достают затонувшие сокровища из водных глубин, лисы ведут сквозь пути и лазы, чтобы избежать беду. Счастье ожидают с нетерпением и достичь его можно только при такой помощи.
Другие таинственные помощники — мудрая старушка или маленький человечек — дарят отчаянной девушке или юноше горшок, который сам готовит, волшебную скатерть или корабль, который может плыть и по воде, и по суше. Через это герои понимают, что они не одни, что в них самих и в мире дремлют мощные скрытые силы.
Как нужно читать или рассказывать сказки детям?
Для многих людей стоит усилий читать такие тексты. Как часто мы думаем, что не сможем прочитать или рассказать, потому что это лишь напугает детей. Возможно, когда мы читаем или рассказываем сказку, нам необходимо попытаться немного стать детьми. Именно об этом консультация для родителей. Тогда мы с большим удовольствием разделим радость и печаль, напряжение и смех детей, которые нас слушают. Читать нужно не драматизируя, не интерпретируя, но и не без участия. Наша речь должна звучать, как ручеек по камешкам, и предоставлять возможность возникать образам. Это не так сложно, как нам кажется. Если взрослый превратится в «сплошное ухо», тогда события сами понесут его с собой. Тогда темные образы выстраиваются в правильном порядке и жестокость займет свое соответствующее место. Тени делают свет ярче, а черные камешки в ручье заставляют воду сверкать. Дети не лишены грусти, она им присуща, чувства глубоко волнуют душу. Но у детей свои собственные спрятанные страхи и конфликты, о которых мы часто можем только догадываться.
Освободиться от них и почувствовать радость детям может помочь сказка с хорошим окончанием.
Сказки живые — как и сама жизнь, древние — как старцы, молодые — как дети, жестокие — как наши бессмысленности и мудрые — как мудрость, к которой мы стремимся. Кто действительно хочет их понять, должен решиться оставить свою точку зрения и отправиться в путешествие по сказке.
Консультация для родителей
«Что и как читать ребенку дома».
Вопросы приобщения детей к художественной литературе занимают важное место в современной отечественной педагогике. В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. Суммируя анализ процессов, происходящих в последние годы, исследователи отмечают проявление следующих негативных тенденций в этой области: снижение интереса к книге, замедленное вхождение детей в книжную культуру, сокращение доли чтения в структуре свободного времени подрастающего поколения. На процесс чтения оказывает существенное влияние мощное развитие аудиовизуальных средств информации. Все чаще первое знакомство детей с классической литературой происходит через Интернет и телевизор. Тем не менее, значимость чтения, функциональной грамотности человека вполне осознается как педагогическим сообществом, так и обществом в целом. XXI век начался с привлечения внимания к чтению во всемирном масштабе: ООН объявила 2003-2012 годы десятилетием грамотности (UN Literacy Decade).
Становится очевидным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания со стороны как педагогов дошкольных образовательных учреждений, так и родителей. Радикальные перемены, происходящие во всех сферах жизни общества, выдвигают на первый план проблему поиска путей совершенствования процессов воспитания и обучения подрастающего поколения. Педагогическую работу, в том числе и по приобщению детей к книге, необходимо осуществлять с учетом современных подходов к организации детской деятельности, позволяющих на практике применять принципы сотрудничества и соразвития.
Уважаемые взрослые при выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребенка обратите внимание на следующее:
-Книга для ребенка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Картинки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребенок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения людей, животных, предметов реалистичны.
-Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.
-Читайте старшим дошкольникам объемные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги (чтение с продолжением) должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребенка: «На чем мы вчера остановились?» Обязательно пользуйтесь закладкой.
-Старайтесь читать по определенной системе, например, познакомьте ребенка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги независимо от возраста ребенка обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например: «Я прочитаю тебе русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.
-Перечитывайте знакомые книги по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносят больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностно относиться к книге.
-Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо мыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция литературных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнет ее тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чем в ней говориться.
-Объясняйте до начала чтения значения тех слов, без понимания которых ребенку будут неясны основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понято ребенком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.
-Читайте выразительно, стремясь донести до ребенка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определит своё отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребенок.
Консультация для родителей
«Сказки помогут справиться с детским непослушанием»
Детские капризы… Кто из родителей не сталкивался с ними! Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать за собой игрушки, не хочет ходить в детский сад, часто плачет и устраивает истерики, берет чужое или постоянно дерется и ссорится с другими детьми — такие проблемы встречаются на каждом шагу. И от нас, родителей, зависит, сможем ли мы преодолеть их, не нанеся вреда ребенку и нашим с ним отношением.
Часто уговоры, крики, долгие нотации и нравоучения не приносят никакой пользы. О вреде же рукоприкладства написано и сказано немало, да и сами Вы, вероятнее всего, не раз убеждались в неэффективности подобных методов. Что же делать? Есть простой, но очень действенный метод борьбы с детскими капризами. Попробуйте не ругать ребенка, не наказывать его своим невниманием и т. п., а вместо этого расскажите ему сказку.
Это особые психологические сказки, которые помогут справиться с большинством капризов ребенка. Для малыша подобные сказки очень интересны. В них он видит героев, которые встречаются с теми же проблемами, что и он, и малыш начинает понимать, как выйти из сложной ситуации.
Каждую сказку можно изменять в зависимости от особенностей Вашего ребенка и особенностей проблемной ситуации. Вы можете попробовать вместе с малышом придумать свою историю или продолжение заинтересовавшего Вас сюжета. Эффект от совместного творчества не заставит себя долго ждать. Вы не только станете лучше понимать друг друга, но и наполните общение радостью и вдохновением.
С различными сказками, решающие различные вопросы, вы можете также познакомиться на сайте https://ncuxolog.ru/biblioteka/skazki
Сказка для детей, которые не любят умываться.
«Сказка про зайца-грязнулю»
Жил-был в лесу заяц. Все зайцы были как зайцы: летом серые, зимой белые. А этот и зимой и летом был одним цветом. И цвет этот был не белый, не серый, а просто грязный, потому что заяц никогда не умывался. Шел как-то он по тропинке, а навстречу ему лиса.
— Ты кто? — спрашивает лиса.
— Заяц, — ответил заяц.
— Не может быть, — замотала головой лиса.
— Я никогда таких зайцев не видела, таких страшных не бывает! Может быть, ты еж?
— Почему? — удивился заяц.
— Потому что на тебе солома старая, шелуха от шишек и шерсть вся свалялась, на иголки стала похожа.
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по земле стряхнул старую солому и шелуху от шишек и пошел дальше. А навстречу ему волк.
— Ты кто? — спрашивает волк.
— Заяц, — ответил заяц.
— Не может быть, — сел на задние лапы волк.
— Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть, ты крот?
— Почему крот? — удивился заяц.
— Потому что ты весь в земле, вон какой черный!
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Покатался он по траве, стряхнул землю и пошел дальше. А навстречу ему медведь.
— Ты кто? — спрашивает медведь.
— Заяц, — ответил заяц.
— Не может быть, — замотал головой медведь.
— Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть, ты лягушка?
— Почему? — удивился заяц. — Потому что весь зеленый!
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. «Ну и что, зато не съели», — подумал он и пошел дальше. Видит, на поляне играют зайцы.
— Привет! — закричал заяц, выскочив на опушку.
— Возьмите меня к себе поиграть.
— А ты кто? — хором спросили зайцы.
— Как кто? Заяц!
— Не может быть, — сказал один из игравших на поляне зайчиков.
— Ты на нас совсем не похож.
— Как не похож? — расстроился грязный заяц.
— Разве я не такой же, как вы?
— Нет! — хором прокричали зайцы.
— Вот пойдем к речке, посмотрим в воду, отражения сравним.
И поскакали они все к речке. Сели чистые зайцы рядком, а грязный заяц в самом конце пристроился. Наклонились они над водой, а там… Все зайцы как зайцы — серые, а рядом с ними кто-то такой страшный! Закричал грязный заяц от страха и свалился в воду. Поплавал-поплавал, понырял да и выпрыгнул на берег.
— Ой! — закричали зайцы. — И правда, ты заяц!
Он осторожно вернулся к реке и посмотрел на свое отражение.
— Какой я красивый, оказывается, — удивился заяц и пошел играть к своим новым друзьям. С того дня он каждое утро бегал вместе со всеми к речке умываться.
Сказка для детей, которые плохо едят. «Как Андрюша животик кормил»
Съел Андрюша перед обедом конфетку, а тут его мама за стол позвала. Налила ему суп,а Андрюша закапризничал:
— Я не голодный, я уже конфетой пообедал!
— Но ты же нагулялся, набегался, тебе пообедать надо, — уговаривает его мама.
— Не хочу!
И вдруг слышит Андрюша — кто-то плачет. Оглянулся — никого нет. Кто же это? А это, оказывается, его животик плачет!
— Что с тобой? — испугался Андрюша.
— Кто тебя обидел?
— Вот сижу, жду обеда, а горлышко мне ничего не дает! А я кушать хочу!
Стал Андрюша горлышко строго спрашивать:
— Ты почему животику ничего не даешь? Он там с голоду умирает!
А горлышко отвечает:
— У меня самого с утра маковой росинки не было! Я тоже голодное! Меня ротик не накормил!
Стал Андрюша ротик ругать:
— Ты почему горлышко не кормишь? Из-за него и животик плачет!
А ротик отвечает:
— Андрюша суп не кушал, и я, ротик, суп не кушал, и горлышку не досталось, и животик голодный.
— Я же тебе конфетку дал,— возмущается Андрюша. — Надо было поделиться!
— Этой конфетки мне одному мало. Она во рту растаяла, и нет ее. До животика ничего не дошло.
Что же делать? Жалко Андрюше свой животик. Схватил он ложку и стал суп в рот складывать. Ротик сразу обрадовался, стал жевать и горлышко угощать. А горлышко в животик суп отправило. Андрюша всю тарелку съел и спрашивает:
— Ну что, животик, наелся?
— Нет еще! — кричит животик. — Второе хочу!
Андрюша и картошку съел.
— Ну, теперь наелся?
— А компот? — спрашивает животик. Андрюша у мамы компот попросил. — Ну, наелся?
А у животика даже сил ответить нет — так наелся. Только булькать может.
— Спасибо тебе, Андрюша,—пробулькал животик. — И маме спасибо, вкусный суп!
Андрюша «спасибо»маме передал:
— Мама, тебе мой животик спасибо сказал!
— Пожалуйста, мои дорогие!
«Сказка про Зайку, от которого сбежали игрушки» Сказка для детей, которые не хотят убирать за собой игрушки и свои вещи.
В одном большом красивом лесу жил-был зайчик. Он был еще маленьким, но очень умным и смышлёным. Мама и папа очень любили Зайку.У Зайки было очень много книг: азбука, сказки – он очень любил их читать с мамой и рассматривать картинки. А еще у Зайки было много-много игрушек. И каких только игрушек не было…Разные-преразные машинки: гоночные, грузовики, пожарная, скорая. Еще мягкие игрушки, конструктор. Только чем больше у Зайки становилось игрушек, тем меньше он желал их собирать после игры.
— Зайка, собирай игрушки, пора спать,-говорила мама.
Но зайка продолжал играть.
-Зайка, когда ты наконец-то соберешь игрушки,-сердился папа.
Но зайка каждый раз оставлял все на полу. Книги, игрушки были разбросаны повсюду. И вот, однажды, когда Зайка уснул, игрушки стали решать между собой, как быть.
— Зайка нас не собирает, -говорит большой грузовик.
-Он разбрасывает нас по всему дому,-добавила гитара.
-А еще он пинает нас ногами, — жалуется собачка.
-Наверное, не любит он больше нас как прежде, не дорожит нами, — сказал солдатик.
-Придется нам уйти обратно в магазин, -продолжил грузовик,- там-то нас обязательно купят для аккуратного мальчика или девочки, которые бережно обращаются с игрушками, не разбрасывают их и аккуратно складывают на место.
На следующее утро, проснувшись и позавтракав, Зайка как обычно побежал играться. И, о ужас! Куда же подевались все игрушки?
-Мама, мама, где мои игрушки? – со слезами прибежал Зайка к маме.
-Как где? Там же, где ты вчера их оставил,- ответила мама.
-Нет, нет, их там нет? – Зайка тянул маму за руку, чтобы она посмотрела.
-Ну давай поищем,- и мама пошла вместе с Зайкой посмотреть, что же случилось.
Игрушек на самом деле не было. Ни одной… Мама с Зайкой посмотрели под столом, под кроватью, в шкафу поискали. Но игрушек нигде не было.
-Думаю, игрушки обиделись на тебя, что ты разбрасывал их, не убирал на место, вот и ушли, — говорит мама.
-А куда они ушли? — спрашивает Зайка.
-Не знаю даже, дорогой. А ты как думаешь, куда могли уйти игрушки?
-Я знаю, я знаю! Они наверное ушли в магазин. -закричал от волнения Зайка. — Мама, мама, пошли в магазин, надо скорее вернуть игрушки мои, пока их кто-нибудь не купил.
В магазине Зайка увидел свои игрушки. Они стояли красиво на полочках. Он подошел к ним и шепотом, так, чтобы его слышали только игрушки, начал говорить:
-Игрушечки, милые, пожалуйста, возвращайтесь домой. Обещаю, я больше никогда-никогда не буду вас обижать. Я буду всегда вас складывать на место после игры. Я буду беречь вас. Пожалуйста, возвращайтесь. Вы мне очень-очень нужны!
Вечером Зайка долго не мог уснуть. Он очень переживал, а вдруг игрушки не вернутся.
-Милый мой Зайчонок, ты очень переживаешь,-сказала мама, поглаживая Зайку по головке. — Но я уверена, игрушки тебя тоже очень любят и они обязательно вернутся.
Всю ночь Зайке снилось, как он весело играет со своими машинками, строит дорогу. А утром, как только первый лучик солнца показался в комнате, Зайка вскочил с кровати и побежал посмотреть игрушки. Как же был счастлив Зайка, увидев все свои игрушки дома. Он обнял их и сказал: — Спасибо!
Консультация для родителей
«Книга лучший друг ребенка»
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».
В.А. Сухомлинский
Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.
Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.
Книга раскрывает человеческие и духовные ценности.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, почитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.
Рекомендации по приобретению литературы:
Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.
Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.
Советы для родителей.
- Чаще говорите о ценности книги;
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
- Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
- Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
- Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
- Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
- Чаще устраивайте семейные чтения.
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Андрей Анпилов
Консультация для родителей
«Сказка для ребенка»
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно всё, что не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец. Слушатель сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перепетии сюжета, отзываясь на них душой.
Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы с детьми возникают из–за непонимания – странного, часто нереального. Исправить ситуацию вам помогут народные сказки. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных мира – детский и взрослый.
Как правильно читать ребёнку сказку:
- Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
- Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!
- Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребёнка.
- Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.
- Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.
- Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.
Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир!
Индивидуальная беседа с родителями
«Как подружить ребенка с книгой»
Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы, приходя домой, хоть иногда видеть ребёнка не за монитором компьютера, а за книжкой. Но далеко не каждый может похвастаться любовью или хотя бы интересом своих детей к литературе. Детские впечатления самые сильные, и все основные качества и пристрастия закладываются в нас в детстве. Поэтому надо быть очень осторожным, чтобы слишком настойчивыми попытками приучить ребёнка читать и не отбить у него желание открывать книги в принципе.
Чтение – это не необходимость. Оно не должно ассоциироваться у ребёнка с чем-то важным, серьёзным и обязательным. Это удовольствие.
А в первые годы жизни малыша, когда он ещё не может читать самостоятельно, это ваше совместное удовольствие. Если вы не знаете, с каких книг лучше начать (детское книгоиздание развивается очень стремительно), воспользуйтесь нашими советами.
1.Иллюстрации
Ребёнок познаёт мир, и ему интересно всё вокруг. Поэтому удержать его внимание размеренным чтением может быть сложно. И ваш главный помощник в этом – иллюстрации. Если в книге есть картинки, ребёнок точно обратит на неё внимание. Свобода выбора здесь безграничная - переиздания работ старых мастеров, рисунки современных молодых художников, реалистичность изображений или, наоборот, нарочитая «детскость»… Вы точно найдёте книжку, которую с удовольствием будете рассматривать вместе с ребёнком.
Но особое внимание стоит обратить на популярного шведского писателя и художника Свена Нурдквиста. Он прославился своими простыми забавными историями про старика Петсона и его котёнка Финдуса. Самое главное в его книгах – это иллюстрации. Они насыщены таким количеством деталей, что за разглядыванием одной картинки можно провести часы! Это не просто иллюстрации, это целые миры! И, закончив книжку, можно придумывать свои собственные истории по картинкам Нурдквиста.
2. Волшебно и странно
Волшебные миры, волшебные существа – практически беспроигрышный вариант, чтобы заинтересовать ребёнка. Правда, сейчас едва ли не любой, кто умеет писать, стремится выдумать собственный мир, собственных странных героев с труднопроизносимыми именами, как будто в этом залог успеха. Но удачных примеров немало! Один из них – книга Ирины и Леонида Тюхтяевых «Зоки и Бада». Зоки – это маленькие и очень непослушные создания, которые больше всего на свете любят есть мёд и устраивать бедному Баде весёленькую жизнь. Поверьте, вы получите от этой книги не меньше удовольствия, чем ребёнок. Подзаголовок книги – «Пособие для детей по воспитанию родителей». Поэтому наверняка во многих ситуациях вы узнаете себя и сможете со стороны над собой посмеяться. А дети будут смеяться над уморительными зоками и незадачливым Бадой.
3. На самом интересном месте!
Практически все детские книжки небольшие по объёму. Долго держать внимание ребёнка очень трудно, мы об этом уже говорили. Но это не повод избегать длинных историй и толстых книг.
«Продолжение следует…» - одна из самых интригующих фраз в мире. По-настоящему интересная история с продолжением может увлечь самого отчаянного нелюбителя книг и превратить семейное чтение в самый приятный домашний ритуал. Тут главное – правильно выбрать историю. Она должна быть насыщена событиями, но не слишком, чтобы ребёнку было не сложно следить за повествованием и запомнить героев.
Для этого идеально подходят книги норвежской писательницы Анне-Кат Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» и «Маленький подарок Антона». Это простые истории о жизни семьи. Но и обычная жизнь может быть полна приключений – у папы украли грузовик, а дети отправились его искать, из деревни приехала бабушка, в лесу дети встретились с настоящим медведем…
Самый простой способ заинтересовать ребёнка – оставить развязку очередной мини-истории на следующий день. Кто же украл папин грузовик? Смогут ли ребята сами его найти? И вам не придётся уговаривать ребёнка немножко почитать, он сам будет просить вас об этом!
Из более современных писателей обратите внимание на Кейт ДиКамилло. Героями её чудесных книг являются дети и животные. Они дружат, вместе попадают в разные переделки и помогают друг другу. Кстати, такие «долгоиграющие» книги лучше коротких рассказов ещё и потому, что ребёнок успеет привыкнуть к героям, а значит, научится сопереживать им.
4. Вечные ценности
Ну и напоследок – тяжёлая артиллерия! Вспомните всё, что вы сами любили читать в детстве. Достаньте с дальних полок зачитанные сборники сказок Андерсена, книги Астрид Линдгрен, Виктора Драгунского, Николая Носова, Эдуарда Успенского…Теперь вы с чистой совестью можете прочитать их снова (а заодно и сравнить, как отличается ваше сегодняшнее восприятие книги от того, как вы воспринимали её в детстве, - это очень увлекательно). На этих книгах выросло не одно поколение детей, так что они точно не подведут!
Вообще, единственный способ приучить ребёнка к чтению – это читать. Читать самим, чтобы он видел, что это действительно интересное занятие, раз взрослые посвящают ему столько времени. И читать вместе с ребёнком. Сначала вы ему, а потом – по очереди. Несмотря на все советы, выбор книг не так уж важен. Важен подход. Чтобы семейное чтение приносило удовольствием всем его участникам, читайте то, что по-настоящему нравится вам самим.
Анкетирование для родителей
«Книга в жизни вашей семьи»
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
1. Нравится ли Вашему ребенку чтение? Внимательно ли он слушает, когда Вы ему читаете?
- Да.
- Нет.
- Иногда.
2. Считаете ли Вы книгу хорошим подарком для ребенка?
- Да.
- Нет.
3. Учитываете ли Вы возраст ребенка, просматриваете ли содержание книги при покупке?
- Да.
- Нет.
4. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
- Несколько книжных полок.
- Книжный шкаф.
- Стеллажи с книгами.
- Другое (Ответ написать)
_______________________________________________________________
5. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
- Да.
- Нет.
6. Часто ли вы читаете ребенку книги?
- Каждый день.
- Каждый вечер перед сном.
- Когда попросит.
- Иногда.
7. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном, оцениваете ли поступки героев?
- Да.
- Нет.
- Иногда.
10. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
- Да.
- Нет.
- Не знаю.
11. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
- Да.
- Нет.
- Не знаю.
13. Покупаете ли вы детские журналы? Какие?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЯ
Подвижные игры
Крокодил
Играть могут и два человека и десяток. Если детей много, то они развиваются на команды. Одна из команд загадывает какое-то слово, например «птица» Потом один человек из команды выходит вперед и начинает показывать это слово другой команде жестами. Нельзя издавать никакие звуки. Если это «птица», он игрок, например, машет руками , как крыльями или наклоняется носом к земле, как будто- он что-то клюет. Но это слово легко отгадать, в чем и состоит задача второй команды. Они должны назвать слово. Однако, следует загадывать слова посложнее, чтобы из было не так уж легко угадать, а то будет неинтересно. Если вторая команда отгадала слово, то она победила в этом раунде и теперь она загадывает своим противникам свое слово. А они так же по жестам должны отгадать его. Эта игра развивает смекалку, фантазию.
Обезьянка Анфиса
После просмотра фрагмента мультфильма по сказке Э. Успенского малыши превращаются в обезьянок. По сигналу воспитателя они залезают на гимнастическую стенку и слезают с нее так, как это сделала бы обезьянка Анфиса.
Где спрятался Крокодил Гена
Воспитатель прячет в группе игрушку Крокодила Гены. Дети закрывают глаза, педагог подходит к игрушке и звенит колокольчиком, затем переходит в другое место. Дошкольники открывают глаза и ищут Крокодила Гену. Играть можно несколько раз пряча игрушку в разные места. Усложнение: в игру вводится Чебурашка, который обозначается другим звуком, например игрой на металлофоне.
Допрыгни до Крокодила Гены
Воспитатель держит в руках игрушку Крокодила Гены и просить малышей вспомнить, кто был выше: Гена или Чебурашка? Гена. Дошкольники превращаются в Чебурашек. Их задача сообщить что-то важное Крокодилу Гене. Для этого каждый ребенок должен подпрыгнуть вверх и дотронуться до игрушки.
Догони Чебурашку
На полу в ряд раскладываются обручи. На одном конце этого ряда стоят дети, на другом - игрушка Чебурашка. Задача каждого ребенка — добраться до Чебурашки, прыгая из обруча в обруч, и пригласить его к себе в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план самообразования воспитателя
План составлен по теме: "Формирование у дошкольников навыков ЗОЖ посредством физкультурно-оздоровительной работы"...
Перспективный план работы воспитателя по самообразованию. Тема "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"работы
Материал раскрывает систему работы по формированию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста....
Перспективный план самообразования воспитателя
Перспективный план самообразования воспитателяпо теме:«Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционной техники рисования» (Индивидуальный маршрут професс...
перспективный план самообразования воспитателя на 5 лет
перспективный план самообразования воспитателя на 5 лет...
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Перспективный план работы воспитателя по самообразованию.
Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста....
Перспективный план самообразования воспитателя
Перспективный план самообразования воспитателя...