Перспективный план самообразования воспитателя
методическая разработка на тему
Перспективный план самообразования воспитателя
по теме:
«Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционной техники рисования»
(Индивидуальный маршрут профессионального роста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspek_planirovanie_po_samoobr_18_god.docx | 248.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято: Утверждено:
на педагогическом совете Заведующий МАДОУ ДС№62
№___от_______________ __________Е.Г. Титкова
Приказ №____от_________
Перспективный план самообразования воспитателя
по теме:
«Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционной техники рисования»
(Индивидуальный маршрут профессионального роста)
Шапиевой Алены Викторовны
за 2017 -2019 учебный год
Нижневартовск 2018
Я, Шапиева Алена Викторовна, работаю в средней группе 2/3.
Образование – высшее
Педагогический стаж –7 лет.
Стаж работы в МБДОУ –5 лет.
Квалификационная категория – первая.
Введение
Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных – изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.
Как правило, на занятиях в детском саду дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех воспитанников группы. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что вместе могут получить более значительное изображение, чем каждые в отдельности.
Цели моей работы по самообразованию в 2017 – 2019 году:
- Продолжать повышать свою профессиональную квалификацию; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
- Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности.
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
* познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией;
* сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами
* закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться
• развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия)
• развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики
• формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами
• знакомство с новыми техниками и технологиями
• умение применять их на практике.
Актуальность
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей, способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для появления и формирования общественно ценных мотивов.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Задачи:
-Развитие способностей к анализу и перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
-Проявление своего творческого потенциала;
-Пропаганда своих достижений;
-Развитие исследовательской деятельности;
-Формирование у детей умений и навыков работать вместе, развивать привычку к взаимопомощи
Предполагаемые результаты: улучшение взаимоотношений в детском коллективе и развитие творческих способностей.
Раздел плана. Сроки. Форма работы. Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме.
1) Изучение литературы по данной теме.
2) Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду», «Обруч».
3) Изучение методик о технологии педагогов в Интернете
В течении года Конспектирование, составление плана работы
2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Консультация для родителей “Развитие творческих способностей дошкольников в условиях коллективной деятельности”
Подготовка презентации “Детский коллектив-вместе весело шагать!”
Консультация “Творческие способности детей в коллективе ДОУ”
Фотовыставка “Наш дружный коллектив”
Создание буклета” Творческие способности детей в условиях коллективной деятельности”
Буклет” Детский коллектив”
Выставка коллективных работ “Если мы едины-мы не победимы”
3. Обобщение собственного опыта
4. Участие в РМО, мастер-классах. Посещение и участие в районных семинарах В течении года.
5. Обучение на курсах и семинарах. Посещение и участие в районных семинарах. В течение года. Конспектирование.
Распределение техники по возрастным группам.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Этапы работы над темой самообразования:
- Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) 2017 – 2018 год;
- Курсы повышения квалификации;
- Изучение ФГОС;
- Изучение психолого – педагогической литературы;
- Прогностический Определение целей и задач темы;
- Разработка системы мер, направленных на решение проблемы;
- Прогнозирование результатов.
Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)
2018– 2019год
Разработка перспективного плана на сентябрь – декабрь по нетрадиционной техники рисования в средней группе.
*Практический. Внедрение опыта работы.
*Формирование методического комплекса.
*Корректировка работы.
Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе) 2017 – 2018 гг.
1. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
2. Выставки детских рисунков для родителей
3. Составить конспект занятий по нетрадиционному рисованию
Обобщающий. Подведение итогов.
Оформление результатов работы.
Распространение опыта своей работы 2017-2019 гг.
1. Мастер-класс (открытое занятие)по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования
2. Консультация для воспитателей по теме самообразования.
3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
4. Реализация краткосрчного проекта «Вместо кисточки рука».
5. Перспективное планирование кружка на 2018-2019 уч.г. «Город Мастеров» (творческое воспитание).
Примечания (заполняется в процессе реализации плана). Возникающие трудности и вопросы по ходу реализации этапа (заполняется в процессе реализации плана)
Теоретический этап
- Изучение методической литературы по данной проблеме в течении года.
- Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» в течении года.
Практический этап
1.Изучение опыта педагогов ДОУ. Сентябрь.
2. Изучение методик о технологии педагогов в интернете в течении года.
3. Консультации для родителей в течении года.
4. Консультация. Ноябрь.
5. Видеофильм «Коллективная изодеятельность в НОД». Декабрь.
6. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. В течении года.
7. Презентация «Детский коллектив – вместе весело рисовать». Февраль.
8. Презентация «Когда мы едины – мы непобедимы». Март.
9. Самоанализ проделанной работы. Проведение открытого мероприятий для анализа со стороны коллег. Апрель.
10. Отчет о проделанной работе. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ. Май.
11. Планирование деятельности и перспектив развития на 2019-2020 учебный год. Июнь – август
12. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе. В течении года.
Срок реализации: 2 года (2017-2019 учебный год).
Литература:
1. Т.Н. Давыдова "Рисуем ладошками": Стрекоза, 2012 г.
2. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М., 2007г.
3. И.А. Лыкова "Цветные ладошки" – М.,1996г.
4. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план самообразования воспитателя
План составлен по теме: "Формирование у дошкольников навыков ЗОЖ посредством физкультурно-оздоровительной работы"...
Перспективный план работы воспитателя по самообразованию. Тема "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"работы
Материал раскрывает систему работы по формированию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста....
перспективный план самообразования воспитателя на 5 лет
перспективный план самообразования воспитателя на 5 лет...
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Перспективный план работы воспитателя по самообразованию.
Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Перспективный план самообразования воспитателя
Перспективный план самообразования воспитателя...