Перспективный план самообразования воспитателя
материал
Перспективный план самообразования воспитателя
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №79 «Голосистое горлышко»
План по самообразованию «Графические навыки и умения как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет)
Воспитатель: Кобыльняк А.В.
Нижневартовск, 2022
План по самообразованию «Графические навыки и умения как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте»
План по самообразованию в старшей логопедической группе для детей 5 – 6 лет на период октябрь 2022 года – май 2023 года
Воспитатель: Кобыльняк А.В.
Пояснительная записка
Тема: «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
Актуальность: Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В. М. Бехтеров, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.
Русский педагог В. А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя :
-мелкую моторику пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движения);
-зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела, ориентировка в пространстве по отношению к предметам, выполнение заданий с условиями по выборы необходимых направлений)
-рисование (штриховка, обвести по контуру, срисовывание геометрических фигур, зарисовка деталей, предметов, дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
Цель: Развитие начальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста, способствующих подготовки руки к письму.
Задачи, связанные с развитием детей:
1. Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь
2. Совершенствовать навыки выполнения пальчиковой гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи
3. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости
4. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными, вертикальными и косыми линиями
5. Формировать умение слушать, запоминать, выполнять действия на основе словесной и зрительной инструкции
Задачи, по самообразованию:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста». Реализовать программу по «Формирование графических навыков и умений как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
2. Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.
Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
1. Просвещать родителей (законных представителей) в теме «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
2. Стимулировать родителей (законных представителей) к совместным с детьми играм на «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
3. Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в деле развития «Графические навыки и умения, как средство подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте».
Используемые принципы при реализации программы:
1. Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развития художественно-творческих навыков детей раннего возраста практически апробированными методиками.
2. Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, приобщение дошкольников к эстетике и художественному творчеству, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к миру и природе.
3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
4. Динамичность: интеграция модуля в разные виды деятельности.
5. Комплексность и интегративность: решение задач художественно-эстетического развития в системе всего образовательного процесса.
Педагогическая диагностика
Периодичность мониторинга 2 раза в год: в октябре и апреле.
(см. Приложение№1)
Работа с детьми
Количество занятий: 1 раз в неделю - 25 минут. Занятие организуется педагогом в вечернее время за рамками образовательной деятельности.
Количество занятий в год –29 занятий (включая диагностику в октябре и апреле, творческие недели)
Графомоторный навык –это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать и копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Месяц. Неделя. Содержание работы
Октябрь 1 Диагностика
2 Диагностика
3 «Раскраска». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Продолжать формировать умение закрашивать изображение аккуратно, без пробелов, не выходя за границы изображения.
4 "Обведи квадрат". Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. "Соскальзывание" карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации.
Ноябрь 1 «Дорога». Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге "машину" до дома так, чтобы она "ехала" точно по середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.
2 "Дождь". Дети рисуют разный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от дождя капли рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек. При этом графические движения сопровождаются словами "кап-кап", произносимыми в быстром или медленном темпе.
3 «Нарисуй по точкам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Формировать умение обводить рисунок по точкам.
4 Игра "Парашютисты". В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты, внизу - небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз "посадить" своих парашютистов.
Декабрь 1 «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Продолжать формировать умение заштриховывать изображение вертикальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.
2 «Штриховка вертикальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Штриховка двумя руками одновременно.
3 «Штриховка горизонтальная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Продолжать формировать умение заштриховывать изображение горизонтальными линиями, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.
4 «Раскраска для внимательных». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Развивать зрительное внимание, память.
5 «Раскрась по цифрам». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Январь 2 «Дорисуй узор».
Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
3 «Штриховка диагональная». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
4 Упражнение «Учимся проводить линии сверху вниз и снизу вверх» -развивать графические умения.
Февраль 1 Рисование замкнутых петлеобразных линий, развитие гибкости руки.
2 Соединение предметов плавной линией, упражнение в рисовании по клеточкам.
3 Рисование по клеточкам выдерживая ритм орнамента.
4 Соединение точек плавной линией,
отработка уверенных движений руки.
Март 1 Отработка вращательных движений руки.
2 Штриховка длинными штрихами, регулируя силу нажима.
3 Прорисовывание недостающих элементов.
4 Познакомить детей, что такое клетка. Лучше начать с самого простого :
- одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1, одну клеточку влево (1). Получился квадратик.
Апрель 1 повторение рисунка по клеточкам
2 повторение рисунка по клеточкам
3 Диагностика
4 Диагностика
План работы с родителями
Месяц. Мероприятие
октябрь Анкетирование родителей на тему «Формирование графомоторных навыков»
ноябрь Буклет-рекомендация для родителей "Развиваем правильно графические навыки ребёнка"
декабрь Консультация для родителей на тему: "Пальчиковая гимнастика её роль в формировании техники письма"»
январь Рекомендации для родителей
«Формирование графических навыков у дошкольников»
февраль Изготовление папки передвижки. Формирование графических навыков у дошкольников
март Консультация на тему: "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников"
апрель Фотовыставка работ детей и занятий с детьми.
Возможные изменения в плане.
Этапы реализации
I. Подготовительный этап (октябрь 1-2 неделя 2021г.)
- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.
- Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.
- Проведение входной диагностики.
II. Этап реализации (октябрь – апрель)
- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями
III. Заключительный этап (апрель 3-4 недели 2023г.)
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение опыта проделанной работы. Составление плана на следующий учебный год
Приложение 1
Механизм педагогической оценки
Для мониторинга используется разработанная авторская таблица и критерии оценки.
Ф, И ребёнка Критерии оценивания
Умение правильно держать карандаш;
Умение проводить прямые, ломаные и замкнутые линии; Упражнения на дорисовывание Итого
нг кг нг кг нг кг нг кг
По окончании реализации программы воспитанник должен:
- Уметь держать в руках карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
-Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
- Завязывать узелки на веревке.
-Ребенок должен уметь обводить контуры по точкам, клеточкам и пунктиру;.
- Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
- Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
- Обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
Литература
1. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
2. Т. С. Голубина «Чему научит клеточка».
3. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. — СПб. : КОРОНА-Век, 2007. — 32 с, ил.
4. Олеся Жукова «Рисуем по клеточкам и точкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план самообразования воспитателя
План составлен по теме: "Формирование у дошкольников навыков ЗОЖ посредством физкультурно-оздоровительной работы"...
Перспективный план работы воспитателя по самообразованию. Тема "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"работы
Материал раскрывает систему работы по формированию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста....
Перспективный план самообразования воспитателя
Перспективный план самообразования воспитателяпо теме:«Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционной техники рисования» (Индивидуальный маршрут професс...
перспективный план самообразования воспитателя на 5 лет
перспективный план самообразования воспитателя на 5 лет...
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Перспективный план работы воспитателя по самообразованию.
Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...