перспективный план самообразования воспитателя на 5 лет
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)
перспективный план самообразования воспитателя на 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovanie.docx | 51.07 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию Подготовила воспитатель: Бусыгина Людмила Геннадьевна МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» с. Шереметьевка, НМР РТ. Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную и исследовательскую детскую деятельность» Цель самообразования: развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами опытно-экспериментальной исследовательской деятельности. Задачи:
Основные принципы, заложенные в основу работы: - научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.); - динамичности (от простого к сложному); - интегративности (синтез искусств); - сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей) - системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий) - преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»). - возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста); - наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий); - здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности). Оборудование для центра детского экспериментирования в старшей разновозрастной группе: - природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ; - пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители; -оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы, воронки; -литература и карточки- схемы; «Чем больше ребѐнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своѐм опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Писал классик отечественной психологической науки Лев Семѐнович Выгодский. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития. Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи –и я запомню, Дай попробовать –и я пойму». Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Перспективное планирование по теме самообразования на 5 лет. 1 ГОД | |||
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация | 1. Изучение литературы по данной теме. Создать картотеку опытов и экспериментов. | Сентябрь |
2 . Повышение собственной профессиональной компетентности | Октябрь | |
3. Составить перспективный план | Октябрь | |
4. Разработать конспекты ООД с элементамиэкспериментирования | В течение года | |
5 Разработать диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности. | Сентябрь Май | |
6 Самоанализ и самооценка проделанной работы; | Май | |
Работа с детьми | 1 Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования. 2 Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. 3 Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с водой. 4 Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом. 5 Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом | Сентябрь Сентябрь Октябрь
Январь Апрель |
Работа с родителями
| 1. Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом» | Сентябрь |
2. Открытое занятия «Свойства света» | Октябрь | |
3.Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» | Декабрь | |
4. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи». | Май | |
Работа с педагогами | 1. Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка». | Декабрь |
2. Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит» | Апрель | |
3. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по «Опытно- экспериментальной деятельности. | Май |
Перспективный план опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в старшей и подготовительной к школе группы.
сроки | Тема занятия | Эксперимент | Программное содержание |
сентябрь | Тонет – не тонет | Дерево не тонет в воде | Дать детям понятие, что вода удерживает тяжелые предметы. Выявить плавучесть предметов. Воспитывать интерес к экспериментированию. |
Улица полна неожиданностей. | Своды и тоннели | Объяснить детям, что вода имеет силу, способна пробивать тоннели под землей. Воспитывать интерес и желание понаблюдать за тенью. | |
На участке | Глина, песок, почва | Дать детям понятие, чем отличается песок от глины, от почвы. Выявить свойства глины (вязкая, влажная). Выявить свойства почва (черная, влажная), Воспитывать интерес к опыту | |
Едем в гости | Пар это тоже вода | Дать детям понятие о том, что пар это тоже вода. Закрепить знания детей о свойствах воды, вызвать интерес к экспериментированию. | |
октябрь | Откуда берутся одеколон и духи? | У воды нет запаха | Продолжать знакомить со свойствами воды. Что нужно сделать с водой, чтобы она имела запах. Воспитывать любознательность |
Свойства света | Тень. видно – не видно | Познакомить детей со свойствами света и тени. теневой театр. Воспитывать любознательность | |
Ох! какая банька! | Воздух при нагревании расширяется | Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. Воспитывать интерес к опытам. | |
Осень золото роняет… | Семена. | Дать детям понятие что растение, не может без света, тепла и воды. Воспитывать заботливое отношение к растениям. | |
ноябрь | Влияние воздуха на растение | Труд в уголке природы. | Продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Дать понятие детям о том, как влияют на почву вода и воздух (рыхление, полив). Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям |
В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича | Плавающие, тонущие предметы. | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил. Воспитывать любознательность. | |
Мы идем в магазин | Прыгающая монета. | Познакомить детей со свойствами метала, провести опыт с монетой. Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности. | |
На участке. | Посадить в землю деревце | Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям | |
декабрь | Влиянии тепла и холода на рост растений. | «Теплица» (посадка семени под банку) | Дать понятие детям о том, как влияют тепло и холод на рост растений. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям |
Откуда взялся хлеб? | Изготовление теста | Дать детям понятие, что семена хранят, перерабатывают в муку. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Вызвать интерес к опытнической деятельности | |
Стекло ,его качества и свойства | Что спряталось в стеклянном стакане? | Дать детям понятия о свойствах стекла (прозрачность, хрупкость, гладкость). Воспитывать бережное отношение к стеклу. | |
«Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин». | Мокрая бумага – сухая бумага | Закрепить с детьми свойства огня, его опасность, его значение в жизни людей. Воспитывать любознательность и интерес к опытам. | |
январь | Зима в селе. | «Холодный – горячий» | Познакомить детей со свойствами воды. Учить определять температуру воды. Объяснить, как может вода превратиться в лед. Воспитывать любознательность. |
Игрушка для ёлочки | Замораживание цветной воды | Познакомить со свойствами воды. Замерзает при низкой температуре, превращается в лед. Вызвать интерес к экспериментированию | |
февраль | Почему растаяла Снегурочка? | Снег – тоже вода | Уточнить знания детей о свойствах снега. В тепле тает, а на морозе остается в первоначальном виде. Воспитывать интерес к экспериментированию. |
Летают – не летают | Парашют | Расширять представления о свойствах воздуха. Воспитывать любознательность . | |
Мудрая природа! | Как выйти сухим из воды? | Продолжать знакомить со свойствами воды. Воспитывать желание участвовать в опытах. | |
март | Обитатели воды. | В воде есть воздух | Закрепить с детьми свойства воды, как можно увидеть воздух в воде. Воспитывать любознательность |
Что такое вес? | Лёгкий - тяжелый | Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Воспитывать любознательность | |
Растворяется – не растворяется | Опыты с водой | Продолжать знакомить со свойствами воды. Воспитывать желание участвовать в опытах. | |
Проект «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода | Посадка семян | Продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Дать детям понятие что растение, не может без света, тепла и воды. Воспитывать заботливое отношение к растениям. | |
апрель | Магнит | Притяжение и отталкивание. | Познакомить со свойствами метала, провести опыт с магнитом. Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности |
Откуда сосулька? | Вода защищает растения от низкой температуры. | Продолжать знакомить детей с образованием льда – жидкая может течь, при низкой температуре замерзает. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности | |
Весеннее пробуждение. Откуда звук? | Звенящая вода | Показать детям, что количество воды влияет на издаваемый звук (весенняя капель, течение воды). Воспитывать любознательность. | |
Проект «Огород на подоконнике». | Посадка лука | Дать детям понятие, что растение добывает воду через корневую систему. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Вызвать интерес к опытнической деятельности. | |
Май | Поиски воздуха | Воздух | Уточнять знания детей о свойствах воздуха. Обнаружить воздух в окружающей обстановке. Вызвать интерес к проведению опыта. |
Явления природы | Гром и молния | Познакомить детей с понятием «электричество». Объяснить причину образования молнии. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности. | |
Игры с песком | Сухой - мокрый | Закрепить знания детей о свойствах песка. Воспитывать интерес к опытам.. Свойства мокрого песка. Закрепить знания детей о свойствах песка. Воспитывать интерес к опытам. | |
Воздух вокруг нас | Воздух при нагревании расширяется | Уточнять знания детей о свойствах воздуха. Обнаружить воздух в окружающей обстановке. Вызвать интерес к проведению опыта. |
Список литературы.
1.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.-Ярославль: Академия развития, 2009. –112с.: ил. –(Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2.Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2005. –64 с,-(Программа развития).
3.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперидля дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. –М.: ТЦ Сфера, 2004. –64 с.
4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. No 3, 4,
5. 2002. No15.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2005. –80 с.
6.Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. –СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2006. –64 с.
7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. –М.:АРКТИ, 2003. –64с.
8.ПоддьяковН.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. No2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план самообразования воспитателя
План составлен по теме: "Формирование у дошкольников навыков ЗОЖ посредством физкультурно-оздоровительной работы"...
Перспективный план работы воспитателя по самообразованию. Тема "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"работы
Материал раскрывает систему работы по формированию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста....
Перспективный план самообразования воспитателя
Перспективный план самообразования воспитателяпо теме:«Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционной техники рисования» (Индивидуальный маршрут професс...
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Перспективный план работы воспитателя по самообразованию.
Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Перспективный план самообразования воспитателя
Перспективный план самообразования воспитателя...