Детская музыкальная одаренность: выявление, развитие и особенности ее сопровождения
учебно-методический материал
Сопровождение музыкально одаренного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сопровождение музыкально - одаренного ребенка. | 26.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Детская музыкальная одаренность: выявление, развитие и особенности ее сопровождения»
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Людей способных и даже очень способных – много, а одаренных – единицы. Подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. У творческой одаренности много различных вариантов: есть люди, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают люди, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.
В отечественной педагогической науке сложились предпосылки для изучения одаренности в области музыки. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Согласно одному из них, музыкальная одаренность — высшее и крайне
индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность, являются показателями музыкальной одаренности.
Все это позволяет рассмотреть музыкальную одаренность как комплексное качество психики человека, характеризующееся высокой степенью развития музыкальных способностей, в основе которого лежит степень развития творческого мышления и музыкальности. При этом обнаруживается тесная взаимосвязь творческого мышления музыкальности, позволяющая судить о том, что в структуре музыкальной одаренности два этих качества составляют один творческий компонент.
Остановимся на музыкальных способностях ребенка. Музыкальные способности, в существующей общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Музыкально- одаренный ребенок выделяется из общего коллектива. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Эти способности развиваются у них на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Но не всегда ребёнок может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Задача же педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на музыкальных занятиях помочь ребёнку раскрыть свои способности. Творчески подходя к развитию музыкальных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребёнку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность.
Выдающиеся музыкальные способности у детей обнаруживаются, как правило, до 7 лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6 — 7 лет уже обращают на себя общественное внимание. Так, Г. Караян начал учиться игре на фортепиано с 3 лет, а с 5 начал выступать в публичных концертах. И. Менухин начал выступать с 7 лет, а к 11 годам уже достиг
мировой славы.
Музыкальные способности у одаренных детей наиболее часто проявляются между тремя и пятью годами, у так называемых способных (иначе — обладающих хорошими музыкальными данными) — обычно между пятью и семью годами. С. Рахманинов в 4 года играл с дедом на рояле в 4 руки сонаты Бетховена. Р. Штраус в 4 года начал учиться играть на фортепиано, а в 6 лет был уже автором увертюры для оркестра. Развитие одаренных детей носит быстрый, почти «взрывной» характер.
Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально — одарённые дети характеризуются некоторыми общими чертами.
С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В 2 – 3 года одаренные дети хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам точно интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить, и могут писать ноты раньше, чем буквы). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают; рано и свободно читают ноты с листа, при этом воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью, естественной нюансировкой при исполнении. Так же рано они определяются в своих музыкальных предпочтениях.
Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Как отмечают исследователи, кажется, что они слышат и чувствуют в музыке нечто такое, чего не могут выразить словами и испытать каким-либо иным образом. И с этим, возможно, связана их сильная потребность в музыке и музыкальных занятиях.
Музыкально одарённые дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. В зрелом возрасте их память часто называют феноменальной. У них рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху (обычно без какого-либо специального обучения). К четырём годам такие ребятишки зачастую играют по слуху сразу двумя руками, то есть с гармонизацией. Для всех музыкально одарённых детей в возрасте около пяти лет характерно стремление воспроизводить на инструменте всё слышимое.
Сравнительно легко одарённые дети овладевают музыкально двигательной техникой. С четырёх – пяти лет у них наблюдается склонность (иногда сильная потребность) импровизировать, точнее, фантазировать. Вскоре, после начала систематических занятий музыкой, они пытаются сочинять и рисовать свои сочинения. У таких детей наблюдается стремление делать то, что они считают нужным, не замечая общепринятых правил.
Некоторые из этих характеристик свидетельствуют о том, что музыкально одарённые дети в своём развитии опережают сверстников, по крайней мере, на 2 – 4 года. Другие, наоборот, фактически характерны (во всяком случае «по внешней форме») для сверстников с хорошими
музыкальными данными, но существенно различаются «по качеству» (например, потребность фантазировать на инструменте). Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одарённые дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они начинают читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По внешней картине поведения эти дети живые, любознательные, открытые.
Музыкально одарённые мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью, мечтательностью, наивностью, сильной эмоциональной зависимостью от матери (от отца, от педагога). Музыкально одарённые девочки, напротив, часто обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению.
Диагностика детской музыкальной одаренности
Диагностика музыкальных способностей – актуальная проблема в музыкальной педагогике и психологии, связанная с задачами профессионального отбора и индивидуальности обучения.
Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Для развития музыкально-одаренных детей необходимо найти пути и методы взаимодействия с ними. Одним из методов выявления в группе одаренных детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.
Существует естественный эксперимент, когда, например, на занятиях, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. На что должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одаренными детьми? Прежде всего, надо постараться создать благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения педагогу необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству во всех направлениях. По своей природе детское
творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток можно предложить любому ребенку придумать свое упражнение и предложить его исполнить всей группе. Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные, и театральные, и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения)
Музыкальный слух
1 Мелодический.
Чаще всего диагностика этого компонента музыкальности заключена в интонировании голосом заданного материала. Однако надо помнить, что чистая интонация будет тогда, когда отрывок правильно услышан. Но и фальшивое пение не всегда свидетельствует о плохом музыкальном слухе, а может быть связано с недостатками вокального аппарата.
С детьми 5- 6 лет диагностика мелодического слуха по методике В. Е. Кузьмина может быть следующей:
Ребенка просят определить лад одноголосной мелодии. Предлагается к прослушиванию 5 мелодий в мажоре и миноре, исполненных на меццо- форте и в одном темпе. Ребенка просят определить лад музыкального отрывка. Это более сложное задание, т.к. мелодия играется с аккордами, но отрывки исполняются ярко, как указано в произведении (с темповыми и динамическими обозначениями).
2 Гармонический.
Диагностируется способность определять смену гармонических функций лада. С детьми 5- 6 лет, не знакомыми с обозначениями аккордов:
∙
Предлагается выявить свои, детские представления об аккордах. Исполняется какой-либо аккорд, а ребенок определяет его эмоциональный настрой, как звучит – благозвучно или резко (консонанс или диссонанс), сколько звуков содержит.
∙
Ребенка просят высказаться об аккомпанементе: Прослушивается несколько вариантов аккомпанемента: правильный и заведомо неправильный, к примеру, в другой тональности, чем мелодия.
Ребенок с хорошим гармоническим слухом определит благозвучность или диссонантность аккордов и аккомпанементов, соответствие их мелодии и эмоциональный настрой гармонии.
3 Звуковысотный.
Иерархически восходящие виды звуковысотного слуха:
Просим детей 4 – 6 лет спеть небольшие мелодии, доступные голосовым возможностям диапазона испытуемого и в удобной для него тональности, при этом сначала с аккомпанементом, затем только с аккордами, в итоге – без аккомпанемента.
Метро–ритмическое чувство
Структура данного компонента диагностики состоит из трех
1 Способность к восприятию ритмического рисунка
2 Способность к восприятию метра
3 Способность к восприятию темповых соотношений (по Цагарелли Ю.А.).
1 Диагностика восприятия ритма.
Ребенку 5 – 6 лет необходимо воспроизвести ритмическую структуру мелодии. К прослушиванию даются коротенькие мелодии (всего два проигрывания), где запоминается, а затем прохлопывается ритм.
Более подготовленным детям предлагаются более сложные ритмические рисунки, возможно использование полиритмии.
2 Диагностика восприятия метра.
Прослушиваются три музыкальных примера, в которых требуется определить размер (при необходимости объясняется принцип чередования сильных и слабых долей в различных размерах). Ограничиваемся двух-, трех, четырехдольными размерами и специально не выделяем сильные доли такта.
3 Диагностика восприятия темпа.
Определяется с помощью проигрывания педагогом не сложных по форме музыкальных фрагментов. Ребенок определяет направление и величину темповых изменений между фрагментами.
Музыкальная память
Детей 5 -6 лет, в том числе 7 – 8 лет просят воспроизвести по памяти только что услышанную несложную попевку. Педагог два – три раза проигрывает и пропевает попевку, после - ребенок воспроизводит ее сам.
Музыкальное мышление
1 Диагностика репродуктивного музыкального мышления.
С детьми 5 – 6 лет диагностика будет идти путем прослушивания ребенком музыкальных отрывков и их анализа (задача – представить о чем музыка рассказывает, что напоминает, определить настроение).
Проигрываются педагогом пьесы разного психологического содержания с яркими музыкальными образами. Затем проходит беседа с ребенком о его чувствах, переживаниях, мыслях, отмечаются яркие проявления эмоций. Анализируются высказывания ребенка.
2 Диагностика творческого музыкального мышления.
С детьми 5 – 6 лет процедура диагностики в этом параметре – это выполнение ребенком задания по импровизации на свободную тему, а затем на заданный сюжет.
Предложенный блок методик диагностики музыкальной одаренности можно считать достаточным для получения заключения о наличии или отсутствии признаков одаренности у ребенка. Выявления индивидуально - психологических особенностей развития и проявления компонентов детской одаренности, которая станет важной для последующего подбора наиболее эффективных педагогических методов работы с данным воспитанником, а хорошая система воспитания должна соответствовать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать слабости.
В подавляющем большинстве случаев родители являются опорой и поддержкой в деле воспитания музыкально-одарённых ребят и зачастую сами, заметив у своего ребёнка определённые способности, обращаются к музыкальному руководителю за консультацией по дальнейшей их успешной реализации, а также закрепляют освоенный на музыкальных занятиях материал в домашних условиях. В задачи музыкального руководителя входит также и выявление таких заинтересованных семей с помощью устных консультаций, выступлений на родительских собраниях, размещения раздаточных информационных материалов, папок-передвижек, оформления стендов на данную тематику в группах и в фойе детского сада.
В моей практике основными компонентами развития, обуславливающими более глубокое погружение одарённых детей в мир музыки, являются:
- Значительное расширение репертуара, как для слушания, так и для собственно исполнения детьми.
- Обогащение песенно-игрового опыта, накопление интонационного словаря ребёнка.
- Усиленная работа над слуховыми, интонационными и ритмическими проявлениями способностей, включая методики опережающего развития.
- Усложнение исполнительских задач (культура, артистизм, навык ансамблевого исполнения) в связи с подготовкой к выступлениям на фестивалях и конкурсах разных уровней – от районных до областных.
- Привлечение в данный образовательный процесс родительского контроля и помощи.
- Активное взаимодействие с социальными партнёрами.
Сопровождение и работа с одаренными детьми требует от педагога личностного роста, современных знаний в области психологии музыкальной одаренности, педагогической гибкости, а также тесного сотрудничества со специалистами, воспитателями и родителями.
Музыкально одаренные дети – это наше будущее национальное достояние, духовный, творческий потенциал России. Музыкальная одаренность в дошкольном возрасте, при поддержке и развитии, может стать определяющим фактором в выборе жизненного пути, явиться пусковым механизмом становления будущих грандиозных музыкальных талантов.
Обобщив свой опыт работы по проблеме обучения одаренных детей, могу отметить следующее. Проблема одаренности во многом не освоена музыкально —
педагогическим сообществом. С одной стороны, преподаватели путают понятия одаренности
и способностей, поэтому готовы отнести всех, даже просто прилежных детей, к категории одаренных, с другой стороны, музыкальные руководители считают необходимым применение в обучении одаренных детей особых педагогических условий, воздействуя на обучающегося
собственным ярким примером. Участие таких детей в концертной деятельности, в конкурсах, фестивалях, изучение и преемственность традиций предков, выступления перед группой, индивидуальные задания, – это обычные формы и методы работы в детском саду.
Как показывает моя практика, обучение одаренных детей с разными видами одаренности становится более эффективной при условии досконального изучения личности и истории музыкального развития одаренного ребенка. Здесь возникает необходимость составления
индивидуальной программы обучения, реализации подобранных для данного ребенка подходов, форм и методов обучения в связи с видом одаренности и особенностями личности.
Таким образом, музыкальным руководителям, работающим в системе дошкольного образования необходимо знать об особенностях работы с одарёнными и талантливыми детьми, уважать личность ребенка, поощрять творческие особенности воспитанников, формировать их положительную самооценку, создавая ситуации успеха. Взаимодействие педагога и одарённого ребенка должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, на создание положительной мотивации к обучению и творчеству. Преподавателям необходимо учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности талантливых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"
Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...
Образовательный проект "Развитие детской музыкальной одаренности через использование современных образовательных технологий"
Образовательный проект "Развитие детской музыкальной одаренности через использование современных образовательных технологий"...
Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.
Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звукми, которые они издают, развивают навыки игры на детских музыкальных инструментах....
"Роль детского музыкального творчества в развитии одарённости"
Доклад для педсовета "Роль детского музыкального творчества в развитии одарённости"...
Презентация "Детская музыкальная одаренность"
Презентация "Детская музыкальная одаренность"...
Материал для родителей "Детская музыкальная одаренность"
Материал для родителей...
Консультация для воспитателей «Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной музыкальной деятельности»
Самостоятельная музыкальная деятельность детей в ДО...