Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"
методическая разработка на тему

Кулемалина Елена Александровна

Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проявления уникальности, развивает креативность и задатки к творчеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx20.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности»

В основе использования детских музыкальных инструментов самостоятельной деятельности детей лежит использование ритмического, звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Первое знакомство с тембром и техникой исполнения на инструментах происходит на муз. занятиях и развлечениях.

Озвученные муз. игрушки:

Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределённой высоты: погремушки, бубны, треугольники, барабаны, кастаньеты, румба, маракасы, ритмические палочки, ложки, коробочки;

трещотки, изготовленные из цветных пластмассовых пробочек, варежки с нашитыми пуговицами, майонезные коробочки с пришитыми резиночками;

Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты:

дудочки, свистульки, пластмассовые бутылочки из-под шампуня и т.д.

Игрушки с хроматическим звукорядом: металлофоны, ксилофон, духовые гармошки (“Триола”, “Вятка”), колокольчики, детские аккордеон, духовая гармошка “Мелодия”.

Для чего же вводится использование музыкальных инструментов?

Это вызывает большой интерес у детей и желание заниматься музыкальной деятельностью. Даёт возможность ребёнку для самовыражения, проявления уникальности, развивает креативность (задатки к творчеству). В этом процессе ребёнок закрепляет и развивает свои умения в игре на муз. инструментах.

Развитие творчества с использованием детских музыкальных инструментов происходит в трёх направлениях:

Звуки окружающего мира: звуки техники, бытовые звуки, звуки природы;

Произведения муз. искусства: муз. жанры, стихи;

Озвучивание произведений смешанных искусств: сказок, загадок, картин.

Рассмотрим задачи, поставленные в разных возрастных группах, где последовательность рассматривается от простого к сложному.

II младшая и средняя группы:

Передавать на ударных инструментах:

выразительные особенности окружающего мира (звон капели, шорох листьев, гром, стук колёс и т.д.);

художественные образы: медведь, зайка, птичка, кошка и т.д.;

использовать в инструментальных импровизациях контрастные динамические оттенки громко-тихо.

Старшая и подготовительные группы:

передавать ритмы различных жанров: марш, колыбельная, полька, вальс, пляска.

передавать контрастные эмоциональные состояние: грусть, радость, слёзы, упрямство;

ритмические диалоги – утвердительный ответ, несогласие, сомнение (не знаю);

ритмизировать стихотворные строки, исходя из акцентирования слогов;

творчески изображать на металлофоне стихийные явления с помощью долгих и коротких длительностей;

творчески использовать в инструментальной импровизации динамические оттенки тихо, умеренно-тихо, громко, умеренно-громко.

Для решения этих задач должны быть созданы условия.

Рассмотрим несколько аспектов.

Первым и основным условием должен быть сам воспитатель, который

имеет интерес к этому виду деятельности и у него есть желание развивать творчество детей;

воспитатель должен владеть соответствующими знаниями для их применения (компетентность).

Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать.

Для создания творческой радостной атмосферы в группе предлагается использовать игрушки, игрушки-самоделки, красочные иллюстрации, как помощь для передачи ритма, пособия с моделированным изображением различных ритмов.

Ситуации, которые создаёт воспитатель как в повседневной жизни, так и на своих занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, по экологии.

Косвенное воздействие воспитателя:

образные, словесные пояснения;

наводящие вопросы (как журчит речка, как поёт лисичка?)

выразительное прочтение текста воспитателем в заданном ритме;

беседы о выразительных особенностях муз. инструментов.

Методика проведения музыкально-творческих заданий

1 вариант:

воспитатель читает детям незнакомое стихотворение, рассказ или сказку, по ходу предлагает кому-либо из детей музыкально проиллюстрировать то, о чём говорится в тексте.

2 вариант:

воспитатель читает детях знакомое произведение. Затем распределяет между детьми роли, беседую о характере, выразительных особенностях муз. речи персонажей, после этого произведение инсценируется с муз. участием детей.

Разделить воспитателей на группы. Перейти к практикуму.

Задание №1.

Упражнять в импровизации жанровых мелодий: марш, колыбельная, полька

Марш                                                       Колыбельная

- - / 0 / - - / 0                                           - - 0 / - - 0

- - - - / 0                                                    - - - - / 0 0 /

Задание № 2.

Задача: Развивать у детей способность передавать на ударных муз. инструментах доступные им явления и звуки окружающего мира.

Оборудование: барабан, бубен, металлофон, колокольчик, погремушка.

Оговорить выразительные возможности каждого инструмента, после каждой муз. реплики спросить: “На каком инструменте это можно изобразить?”

1.Звенит капель                                              4. Мелкий дождик

  динь-динь 2 раза                                              Стучит по крыше

2.Шуршит листва                                               Кап-кап-кап 2 раза

ш-ш-шур, ш-ш-шур .                                      5. Поезд мчится

3.Гром гремит                                                     вдаль куда-то

  Тра-ра, бам, бам                                               чух-чух-чух 2 р.

Озвучить стихотворение Исаковского “Ветер”

Осторожно ветер                                            Поиграл немного

 Из калитки вышел                                           Ветками черёмух

Постучал в окошко                                          Пожурил за что-то

 Пробежал по крыше.                                     Воробьёв знакомых.

                                   И, расправив бодро

                                   Молодые крылья

                                   Полетел куда-то

                                    Вперегонку с пылью.

“Пришёл медведь к броду,

Бултых в воду

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду…

Бултых в воду…»

Рассказать русскую народную сказку “Репка” с муз. оформлением:

подобрать муз. инструменты соответственно характерам персонажей.

Воспитатель действует самостоятельно, предварительно оговаривая выразительные средства музыкального языка персонажей.

Итак.

Главное условие развития ребёнка в этом направлении это его интерес, желание заниматься такими способами. А этот интерес формирует взрослый, т.е. воспитатель. Со стороны ребёнка требуется опыт творческой деятельности, который накапливается по крупинкам с младшего возраста и навык игры на муз. инструментах, которые он получает на муз. занятиях. А закрепляет их воспитатель.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в театрально-художественной деятельности

Художественно-театральные постановки с использование музыкального материала радуют детей  и их родителей, позволяют музыкальному руководителю организовать единое образовательное пространство семь...

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрывается актуальность проблемы развития творчества детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Авторами выделяются этапы развития творчества в музыкальной деятельности детей, м...

План по самообразованию по теме: «Развитие самостоятельного творчества детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусст...