Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"
методическая разработка на тему
Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проявления уникальности, развивает креативность и задатки к творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 20.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности»
В основе использования детских музыкальных инструментов самостоятельной деятельности детей лежит использование ритмического, звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Первое знакомство с тембром и техникой исполнения на инструментах происходит на муз. занятиях и развлечениях.
Озвученные муз. игрушки:
Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределённой высоты: погремушки, бубны, треугольники, барабаны, кастаньеты, румба, маракасы, ритмические палочки, ложки, коробочки;
трещотки, изготовленные из цветных пластмассовых пробочек, варежки с нашитыми пуговицами, майонезные коробочки с пришитыми резиночками;
Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты:
дудочки, свистульки, пластмассовые бутылочки из-под шампуня и т.д.
Игрушки с хроматическим звукорядом: металлофоны, ксилофон, духовые гармошки (“Триола”, “Вятка”), колокольчики, детские аккордеон, духовая гармошка “Мелодия”.
Для чего же вводится использование музыкальных инструментов?
Это вызывает большой интерес у детей и желание заниматься музыкальной деятельностью. Даёт возможность ребёнку для самовыражения, проявления уникальности, развивает креативность (задатки к творчеству). В этом процессе ребёнок закрепляет и развивает свои умения в игре на муз. инструментах.
Развитие творчества с использованием детских музыкальных инструментов происходит в трёх направлениях:
Звуки окружающего мира: звуки техники, бытовые звуки, звуки природы;
Произведения муз. искусства: муз. жанры, стихи;
Озвучивание произведений смешанных искусств: сказок, загадок, картин.
Рассмотрим задачи, поставленные в разных возрастных группах, где последовательность рассматривается от простого к сложному.
II младшая и средняя группы:
Передавать на ударных инструментах:
выразительные особенности окружающего мира (звон капели, шорох листьев, гром, стук колёс и т.д.);
художественные образы: медведь, зайка, птичка, кошка и т.д.;
использовать в инструментальных импровизациях контрастные динамические оттенки громко-тихо.
Старшая и подготовительные группы:
передавать ритмы различных жанров: марш, колыбельная, полька, вальс, пляска.
передавать контрастные эмоциональные состояние: грусть, радость, слёзы, упрямство;
ритмические диалоги – утвердительный ответ, несогласие, сомнение (не знаю);
ритмизировать стихотворные строки, исходя из акцентирования слогов;
творчески изображать на металлофоне стихийные явления с помощью долгих и коротких длительностей;
творчески использовать в инструментальной импровизации динамические оттенки тихо, умеренно-тихо, громко, умеренно-громко.
Для решения этих задач должны быть созданы условия.
Рассмотрим несколько аспектов.
Первым и основным условием должен быть сам воспитатель, который
имеет интерес к этому виду деятельности и у него есть желание развивать творчество детей;
воспитатель должен владеть соответствующими знаниями для их применения (компетентность).
Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать.
Для создания творческой радостной атмосферы в группе предлагается использовать игрушки, игрушки-самоделки, красочные иллюстрации, как помощь для передачи ритма, пособия с моделированным изображением различных ритмов.
Ситуации, которые создаёт воспитатель как в повседневной жизни, так и на своих занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, по экологии.
Косвенное воздействие воспитателя:
образные, словесные пояснения;
наводящие вопросы (как журчит речка, как поёт лисичка?)
выразительное прочтение текста воспитателем в заданном ритме;
беседы о выразительных особенностях муз. инструментов.
Методика проведения музыкально-творческих заданий
1 вариант:
воспитатель читает детям незнакомое стихотворение, рассказ или сказку, по ходу предлагает кому-либо из детей музыкально проиллюстрировать то, о чём говорится в тексте.
2 вариант:
воспитатель читает детях знакомое произведение. Затем распределяет между детьми роли, беседую о характере, выразительных особенностях муз. речи персонажей, после этого произведение инсценируется с муз. участием детей.
Разделить воспитателей на группы. Перейти к практикуму.
Задание №1.
Упражнять в импровизации жанровых мелодий: марш, колыбельная, полька
Марш Колыбельная
- - / 0 / - - / 0 - - 0 / - - 0
- - - - / 0 - - - - / 0 0 /
Задание № 2.
Задача: Развивать у детей способность передавать на ударных муз. инструментах доступные им явления и звуки окружающего мира.
Оборудование: барабан, бубен, металлофон, колокольчик, погремушка.
Оговорить выразительные возможности каждого инструмента, после каждой муз. реплики спросить: “На каком инструменте это можно изобразить?”
1.Звенит капель 4. Мелкий дождик
динь-динь 2 раза Стучит по крыше
2.Шуршит листва Кап-кап-кап 2 раза
ш-ш-шур, ш-ш-шур . 5. Поезд мчится
3.Гром гремит вдаль куда-то
Тра-ра, бам, бам чух-чух-чух 2 р.
Озвучить стихотворение Исаковского “Ветер”
Осторожно ветер Поиграл немного
Из калитки вышел Ветками черёмух
Постучал в окошко Пожурил за что-то
Пробежал по крыше. Воробьёв знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
“Пришёл медведь к броду,
Бултых в воду
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду…
Бултых в воду…»
Рассказать русскую народную сказку “Репка” с муз. оформлением:
подобрать муз. инструменты соответственно характерам персонажей.
Воспитатель действует самостоятельно, предварительно оговаривая выразительные средства музыкального языка персонажей.
Итак.
Главное условие развития ребёнка в этом направлении это его интерес, желание заниматься такими способами. А этот интерес формирует взрослый, т.е. воспитатель. Со стороны ребёнка требуется опыт творческой деятельности, который накапливается по крупинкам с младшего возраста и навык игры на муз. инструментах, которые он получает на муз. занятиях. А закрепляет их воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в театрально-художественной деятельности
Художественно-театральные постановки с использование музыкального материала радуют детей и их родителей, позволяют музыкальному руководителю организовать единое образовательное пространство семь...
Самообразование «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
План по самообразованию на год...
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается актуальность проблемы развития творчества детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Авторами выделяются этапы развития творчества в музыкальной деятельности детей, м...
План по самообразованию по теме: «Развитие самостоятельного творчества детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусст...
Консультация для воспитателей «Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной музыкальной деятельности»
Самостоятельная музыкальная деятельность детей в ДО...