Образовательный проект "Развитие детской музыкальной одаренности через использование современных образовательных технологий"
проект на тему
Образовательный проект "Развитие детской музыкальной одаренности через использование современных образовательных технологий"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
детский сад комбинированного вида № 16 «Дюймовочка»
ПРОЕКТ
«Развитие детской музыкальной одаренности через использование современных образовательных технологий»
Автор:
Панкова Татьяна Витальевна
Музыкальный руководитель
1 квалификационной категории.
Саяногорск, 2013 г.
- Обоснование проекта
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.
В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.
- Проблемным полем остаётся:
- отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми;
- стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с одаренными детьми.
Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные педагоги недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов у педагогов достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ДОО одаренные дети, родители, педагоги.
В связи с этим возникла необходимость создания проекта, способствующего максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности.
По мнению А. И. Савенкова, одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Практика работы детского сада показывает, что именно предпосылки к достижению высоких результатов в различных видах деятельности имеют многие дети. Чаще всего педагоги таких детей называют способными. Опираясь на труды С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, в которых классифицированы понятия «способности», «одаренность», «талант» по единому основанию – успешности деятельности, реализуя принцип гуманизма, заключающийся в уважении к уникальности каждой личности, мы принимаем за основу тот факт, что у некоторых детей уровень способностей (общих или специальных) значительно отличается от среднего. При правильно созданных условиях, грамотном педагогическом руководстве такие воспитанники обязательно добиваются высоких результатов в той или иной деятельности.
- Целевая группа
Воспитанники группы «Ромашки»
- Цель проекта
Создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий и интеграцию в образовательный процесс группы «Ромашки».
5. Задачи проекта·
- Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
- Проведение мониторинга детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса.
- Создание и подкрепление мотивации родителей детей с ярко выраженными способностями на объединение усилий по развитию интеллектуально - творческого потенциала детей.
6. Целевая группа
Дети дошкольного возраста
7. Сроки реализации проекта
Сентябрь 2013г. по май 2016 г.
Этапы реализации Проекта
Организационный этап (2013 – 20014 гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, разработка и проведение вводной диагностики, разработка системы использования современных технологий.
Этап реализации(2014-2016 гг.): непосредственная работа с одаренными воспитанниками. На этом этапе планируется организация и внедрение новых технологий. Сделать подборку методических пособий, подборку дидактических игр для развития детской одаренности. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Завершающий этап (2016г. Май-сентябрь): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
В 2013-2014г. С сентября по декабрь: разработать критерии оценивания музыкальных способностей детей.
Календарный план
Современные технологии и использываемые авторские методики. Периоды реализации.
Современные технологии и авторские методики | Сроки реализации | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
Методика Карла Орфа | |||||||||
Игровая технология О.В. Карцера | |||||||||
Методика Т.А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование» | |||||||||
Технология моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская) |
Ожидаемые результаты от внедрения Проекта:
- совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
- стимулирование мотивации развития способностей;
- проведение конкурсов, конференций, создание сборника лучших работ учащихся;
- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
- создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных детей (психологический профиль одаренного ребенка);
- разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
Оценка результатов.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Для определения результативности и эффективности реализации проекта, используется мониторинг, который проводится в начале и в конце каждого учебного года.
0 баллов
- Побуждений не проявляет
- Знания/представления не оформлены
- Умения/навыки не сформированы
1 балл Большинство компонентов недостаточно развиты
- Побуждения ситуативные
- Знания/представления отрывочные, фрагментарные
- Умения/навыки: выполняет в общей со взрослым деятельности
2 балла Отдельные компоненты не развиты
- Побуждения неустойчивые
- Знания/представления чёткие, краткие
- Умения/навыки: выполняет с помощью взрослого
3 балла Развитие соответствует возрасту
- Побуждения устойчивые
- Знания/представления чёткие, содержательные, системные
- Умения/навыки: выполняет самостоятельно
4 балла Выше возрастных требований (развитие с опережением)
Оценка уровня развития:
Низкий уровень (большинство компонентов недостаточно развиты) – от 0 до 14 баллов
Средний уровень(отдельные компоненты не развиты) – от 15до 28 баллов
Соответствующий уровень (соответствует возрасту) – от 29 до 42 баллов
Высокий уровень (развитие с опережением) – от 43 до 56 баллов
Фамилия Имя ребенка | Восприятие музыки | Музыкально-ритмические способности | Песенное творчество | Креативность мышления | Итого | ||||||||||
Проявляет интерес к музыке, желание ее слушать | Умеет чувствовать характер музыки, узнает знакомые произведения | Высказывает свои впечатления о прослушанном музыкальном произведении | Ритмично двигается в соответствии с характером музыки | Может повторить ритмический рисунок , сочинить свой ритм на д.м.и. | Умеет играть в оркестре свой ритм | Поет мелодию интонационно чисто | Поет передавая характер песни | Умеет петь протяжно, согласованно | Индивидуальность, самовыражение | Самостоятельность, инициативность | Фантазия | Начало года | Конец года |
Динамика развития музыкальных способностей на 2013-2014 учебный год:
Уровень | Количество детей | % |
высокий | 1 | 5% |
средний | 10 | 50% |
низкий | 9 | 45% |
Высокий уровень 1 ребенок
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Данный проект может быть использован не только в дальнейшей практике нашего детского сада, но и другими дошкольными детскими учреждениями.
Анкета для родителей и воспитателей
«Можно ли назвать Вашего ребенка одаренным?» Авторы: Ф.Татл, Л.Бекер
Предлагается ответить «да» или «нет».
1. Любит задавать и решать трудные вопросы.
2. Имеет свою точку зрения и настойчиво её отстаивает.
3. Начатое дело доводит до конца.
4. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
5. Настойчив в достижении поставленной цели.
6. Задаёт много вопросов по интересующим его предметам и темам.
7. Интересы достаточно стабильны.
8. Любознательность достаточно устойчива.
9. Имеет много друзей среди своих сверстников.
10. Часто не соглашается с мнением взрослых.
11. Часто бывает эгоистичен.
Оценка результатов:
Если на все вопросы дан ответ «да», то ответ ребенка можно считать возможно одаренным.
Если вы хотите оценить одаренность ребенка реально, ярко проявляющуюся, рассмотрите следующие утверждения:
1. Ребенок проявляет способности в различных сферах знаний: искусстве, музыке, литературном творчестве.
2. Имеет много - двух друзей старшего возраста.
3. Речь хорошо развита: большой запас и понимание нюансов языка.
4. Ребенок всегда ищет самостоятельные решения.
5. В спорных вопросах опирается на собственное мнение, не любит общепринятых утверждений.
6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
7. Часто производит впечатление взрослого «не по возрасту».
8. Хорошо знает свои возможности и то, что хочет сказать.
Оценка результатов:
Если на все возможные утверждения дан ответ «да», то у
ребенка действительно ярко и рано проявляется одаренность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.
Предлагаю просмотреть выступление с приложением презентации (участие в районном смотре - конкурсе учебно-методических объединений)...
Развитие воображения и творческой активности у детей через использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Цель: Показать как можно использовать современные технологии для развития воображения и творческой активности у детей в процессе воспитательно-образовательной работы....
Презентация " Развитие речевых навыков дошкольников в экологическом воспитании через использование современных образовательных технологий"
Синквейн- один из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат....
Конспект музыкального занятия с использованием современных образовательных технологий Наши друзья насекомые
Конспект музыкального занятия с использованием современных образовательных технологий и ЭОР...
Презентация " Развитие речевых навыков дошкольников через использование современных образовательных технологий"
Использование в работе нового метода развития речи" Синквейн"...
Переход на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми через использование современных образовательных технологий: технология "Лэпбук"
Методический материал в форме презентации....