Консультация для воспитателей «Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной музыкальной деятельности»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Самостоятельная музыкальная деятельность детей в ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 26.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной музыкальной деятельности»
В основе использования детских музыкальных инструментов в самостоятельной деятельности детей лежит использование ритмического, звуковысотного, тембрового и динамического слуха. Первое знакомство с тембром и техникой исполнения на инструментах происходит на музыкальных занятиях и развлечениях.
Озвученные музыкальные игрушки
Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределённой высоты: погремушки, бубны, треугольники, барабаны, кастаньеты, румбы, маракасы, ритмические палочки, ложки, коробочки,
трещотки, изготовленные из цветных пластмассовых пробок, варежки с нашитыми пуговицами, майонезные коробочки с пришитыми резиночками и др.
Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты:
дудочки, свистульки, пластмассовые бутылочки из-под шампуня и т.д.
Игрушки с хроматическим звукорядом: металлофон, ксилофон, духовые гармошки (“Триола”, “Вятка”, “Мелодия”), колокольчики, детский аккордеон.
Для чего же вводится использование музыкальных инструментов?
Это вызывает большой интерес у детей и желание заниматься музыкальной деятельностью. Даёт возможность ребёнку для самовыражения, проявления уникальности, развивает креативность (задатки к творчеству). В этом процессе ребёнок закрепляет и развивает свои умения в игре на детских музыкальных инструментах.
Развитие творчества с использованием детских музыкальных инструментов происходит в трёх направлениях:
- звуки окружающего мира: звуки техники, бытовые звуки, звуки природы;
- произведения искусства: музыкальные жанры, стихи;
- озвучивание произведений смешанных искусств: сказок, загадок, картин.
Рассмотрим задачи, поставленные в разных возрастных группах, где последовательность рассматривается - от простого к сложному.
- II младшая и средняя группы:
Передавать на ударных инструментах:
- выразительные особенности окружающего мира (звон капели, шорох листьев, гром, стук колёс и т.д.);
- художественные образы: медведь, зайка, птичка, кошка и т.д.;
- использовать в инструментальных импровизациях контрастные динамические оттенки громко-тихо.
- Старшая и подготовительная группы:
- передавать ритмы различных жанров: марш, колыбельная, полька, вальс, пляска.
- передавать контрастные эмоциональные состояние: грусть, радость, слёзы, упрямство;
- ритмические диалоги – утвердительный ответ, несогласие, сомнение (не знаю);
- ритмизировать стихотворные строки, исходя из акцентирования слогов;
- творчески изображать на металлофоне стихийные явления с помощью долгих и коротких длительностей;
- творчески использовать в инструментальной импровизации динамические оттенки тихо, умеренно-тихо, громко, умеренно-громко.
Для решения этих задач должны быть созданы условия.
Рассмотрим несколько аспектов.
- Первым и основным условием должен быть сам воспитатель, который:
- имеет интерес к этому виду деятельности и у него есть желание развивать творчество детей;
- воспитатель должен владеть соответствующими знаниями для их применения (компетентность).
- Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать.
- Для создания творческой радостной атмосферы в группе предлагается использовать игрушки, игрушки-самоделки, красочные иллюстрации, как помощь для передачи ритма, пособия с моделированным изображением различных ритмов.
- Ситуации, которые создаёт воспитатель - как в повседневной жизни, так и на своих занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, по экологии.
- Косвенное воздействие воспитателя:
- образные, словесные пояснения;
- наводящие вопросы (как журчит речка, как поёт лисичка?)
- выразительное прочтение текста воспитателем в заданном ритме;
- беседы о выразительных особенностях музыкальных инструментов.
Методика проведения музыкально-творческих заданий
1 вариант:
Воспитатель читает детям незнакомое стихотворение, рассказ или сказку, по ходу предлагает кому-либо из детей музыкально проиллюстрировать то, о чём говорится в тексте.
2 вариант:
Воспитатель читает детям знакомое произведение. Затем распределяет между детьми роли, беседует о характере, выразительных особенностях музыкальной речи персонажей, после этого произведение инсценируется с участием детей.
Практическая часть.
Разделить воспитателей на группы.
Задание №1.
Упражнять в импровизации жанровых мелодий: марш, колыбельная, полька.
Марш Колыбельная
- - / 0 / - - / 0 - - 0 / - - 0
- - - - / 0 - - - - / 0 0 /
Задание № 2.
- Озвучить явления и звуки окружающего мира.
Задача: Развивать у детей способность передавать на ударных инструментах доступные им явления и звуки окружающего мира.
Оборудование: барабан, бубен, металлофон, колокольчик, погремушка.
Оговорить выразительные возможности каждого инструмента, после каждой музыкальной реплики спросить:
“На каком инструменте это можно изобразить?”
1.Звенит капель 4. Мелкий дождь
Динь - день! - 2 раза Стучит по крыше
Кап – кап - кап! - 2 раза
2.Шуршит листва
Ш – ш - шур, ш - ш - шур. 5. Поезд мчит
куда-то вдаль
3.Гром гремит чух - чух - чух. - 2 р
Та - ра, бам, бам! .
- Озвучить стихотворение Исаковского “Ветер”
Осторожно ветер Поиграл немного
Из калитки вышел Ветками черёмух
Постучал в окошко Пожурил за что-то
Пробежал по крыше. Воробьёв знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
“Пришёл медведь к броду,
Бултых в воду
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду…
Бултых в воду…»
- Рассказать русскую народную сказку “Репка” с музыкальным оформлением:
Подобрать музыкальные инструменты соответственно характеру персонажей.
Воспитатель действует самостоятельно, предварительно обговаривая выразительные средства музыкального языка персонажей.
Вывод:
Главное условие развития ребёнка в этом направлении это его интерес, желание заниматься такими способами. А этот интерес формирует взрослый, т.е. воспитатель. Со стороны ребёнка требуется опыт творческой деятельности, который накапливается по крупинкам с младшего возраста и навык игры на детских музыкальных инструментах, которые он получает на музыкальных занятиях. А закрепляет их в самостоятельной музыкальной деятельности с помощью воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по теме «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду»
Игра на музыкальных инструментах влияет на познавательное развитие дошкольников и развитие творческих способностей....
Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"
Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...
консультация для воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста"
консультация для воспитателей...
Развитие танцевально-игрового творчества детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
Проект по самообразованию педагога...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается актуальность проблемы развития творчества детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Авторами выделяются этапы развития творчества в музыкальной деятельности детей, м...
«Развитие танцевального творчества детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности...
Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей: «Использование современных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».Нравственно-патриотическое воспитани...
Комментарии
Спасибо за интересные
Спасибо за интересные упражнения и игры для развития музыкально - творческих способностей детей! Воспользуюсь Вашими советами.