Мастер-класс «Круги Луллия - одно из средств развития речи дошкольников с ОНР»
материал

Лобанова Светлана Юрьевна

Мастер-класс «Круги Луллия - одно из средств развития речи дошкольников с ОНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klas-krugi-lulija-v-razviti-rechi-detei_g1f8r.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема «Круги Луллия – одно из средств развития

речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Подготовил:

Лобанова С.Ю. учитель - логопед

Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с

дошкольниками по развитию речи.

Задачи:

 продемонстрировать особенности игрового пособия «Круги Луллия»;

 раскрыть возможности применения пособия в практической работе со

старшими дошкольниками;

 создать условия для повышения профессиональной компетентности

педагогов посредством активной практической деятельности;

 раскрыть значимость использования «Кругов Луллия» в работе по

развитию речи.

Оборудование: игровое пособие «Круги Луллия», карточки с заданиями для

участников.

Технические средства: компьютер, проектор, экран, презентация.

Методы: игровой, практический, словесный, наглядный.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые члены жюри, участницы и гости.

Опираясь

на

требования

Федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования, педагоги должны

переориентировать содержание образовательного процесса на «возможность

выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной

деятельности и общения». Идёт интенсивный поиск новых форм, способов и

приёмов развития личности ребёнка. Ведь именно в дошкольном возрасте

происходит раскрытие и формирование важных составляющих успешного

развития ребёнка. Одной из этих составляющих является развитие речи

детей.

Не секрет, что речевое развитие было и остается актуальной

проблемой. Как учитель-логопед нахожусь в постоянном поиске наиболее

эффективных форм и методов работы с дошкольниками по развитию речи.

Сегодня, хочу поделиться с вами своей находкой – это универсальное

дидактическое пособие «Круги Луллия». Используя его в работе, на

протяжение двух лет отмечаю, что «Круги Луллия» помогают сделать занятие

эффективным, дают возможность обучать играя, помогают поддерживать

интерес к изучаемому материалу, способствуют созданию непринуждённой

обстановки.

Следует отметить, что данное пособие обладает большим потенциалом

не только для решения речевых задач и формирования мыслительных

процессов, но и способствует достижению целевых ориентиров на этапе

завершения дошкольного образования.

Пособие создано в XIII на основе изобретения каталонского монаха и

философа Раймунда Луллия. Оно состоит из четырех вращающихся кругов

разного диаметра. Круги будем считать от центра к краю, первый круг –

верхний, самый маленький, затем второй, третий и четвертый – самый

большой. Сверху закреплена подвижная красная рамка, которая является

основным рабочим элементом: под ней составляется необходимое

изображение.

Предлагаю вам убедиться в универсальности данного пособия на

практике.

В практической части мы с вами рассмотрим варианты игр по развитию

речи по основным направлениям, представленным на слайде:

- формирование словаря,

- звуковая культура речи,

- подготовка к обучению грамоте,

- формирование грамматического строя речи,

- связная речь.

1) Игра на формирование словаря: «Наоборот»

- Для этой игры мы будем использовать два круга.

- Картинки на втором круге обозначим прилагательными: лимон –кислый,

сундук – полный, книга-какая, карандаш –какой, толстая, короткий и т.д.)

- Поворачивайте круги и составьте под рамкой пару слов

противоположных по смыслу.

- Назовите пару прилагательных, которые вы объединили под рамкой.

- Какие речевые задачи можно решать в процессе игры?

В профессиональной деятельности использую «Круги Луллия» как в

организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной

работе. С кругами можно работать группами, парами или индивидуально.

Дети охотно используют круги в свободной игровой деятельности.

2) Игра по формированию звуковой культуры речи: «Парочки»

- Нам понадобится конверт с цифрой 2

- Обратите внимание, с обратной стороны карточек есть цифры.

- Разложите маленькие карточки с цифрой 2 на второй круг. Назовите

предметные картинки.

- Карточки побольше, с цифрой 3, разложите на третий круг. Назовите

предметные картинки.

- Подберите правильную пару так, чтобы названия картинок отличались

только одним звуком и расположите под стрелкой.

- Назовите получившуюся пару.

- Вы уже поняли, что таких пар может быть много. (миска-мишка, коза-

коса, мышка-мошка, лак-мак, дым-дом, лапа-липа)

- Эту игру можно усложнить, обратите внимание на экран.

Можно составить не пару, а цепочку из 3-х слов так, чтобы каждое

следующее слово отличалось от предыдущего только одним звуком. (миска-

мишка-шишка, коза-коса-роса, мышка-мошка-кошка, лак-мак-рак, дым-дом-

ком, лапа-липа-лупа)

- Игра «Парочки» превратилась в «Тройки».

- Какие речевые задачи позволяет решать эта игра?

На начальных этапах работы педагог задействует в играх только два круга.

Постепенно задания усложняются, и количество кругов увеличивается до

четырех.

3) Игра на развитие грамматического строя речи: «Какой? Какая? Какое?»

- Знакомая всем вам игра с помощью «Кругов Луллия» обретёт

интересную форму.

- Итак, возьмите конверт номер 3 Маленькие карточки разложите на 2-ой

круг, большие – на 3-ий. (Груша, лимон, яблоко, морковь, апельсин, тыква;

сок, варенье, пирог, мороженое, пюре, пастила.)

- Раскрутите произвольно круги. Посмотрите, какие две картинки

оказались под рамкой. Составьте словосочетание. Например: яблочное

варенье, клубничный пирог и т.д.

- Теперь поворачивайте рамку и называйте получившееся словосочетание.

- Давайте вместе сформулируем речевые задачи, которые можно решать в

этой игре?

- В этой игре мы можем увидеть несовместимые, на первый взгляд,

комбинации. Например, морковное мороженое, конечно дети понимают, что

это нереальная ситуация, а значит, можно дать волю фантазии и сочинить

сказку о том, как могло появиться морковное мороженое.

4) Игра по обучению грамоте: «Где спрятался звук?»

- Для следующей игры возьмите конверт с цифрой 4

- Схемы слов разложите на 2-ой круг, а картинки на 3-ий.

- Давайте вспомним, какие звуки мы обозначаем синим цветом, зеленым

цветом? (согласный твердые, согласные мягкие)

- Назовите, что изображено на картинках.

- Данные картинки подобраны для определения места звуков с – с в словах

(в начале, середине и в конце слова).

- Определите, какой звук твердый или мягкий слышим в слове, найдите

его место и образуйте под рамкой верную пару.

- Объясните свой выбор.

- Какие речевые задачи можно решать в этой игре?

- Дети с удовольствием играют с «Кругами Луллия» в свободное время,

закрепляя отработанные на занятиях задания, а так же придумывая новые

игры и задания, комбинируя ранее полученные знания с собственным опытом

и воображением.

5) Игра на развитие связной речи «Составь предложение»

- Возьмите пятый конверт.

- Карточки с людьми разложите на 2-ой круг, карточки-символы,

обозначающие действия разложите на 3-ий круг, а предметные картинки –

разложите на 4-ый круг.

- Обратите внимание, что люди на 2-м круге- это члены семьи. Значит мы

будем их называть: дочь, сын, мама, папа, бабушка и дедушка.

- Посмотрите на экран. Карточки-символы обозначают действия: надевает,

обувает, моет, пьёт, ест, несёт.

- Вращая круги, выберете под рамку картинки так, чтобы получилось

верное предложение.

- Какие предложения у вас получились?

- Давайте вместе сформулируем речевые задачи, которые можно решать с

помощью этой игры.

Считаю, что представленный опыт будет полезен не только учителям-

логопедам, но и воспитателям, т.к. это дидактическое пособие можно

эффективно использовать на занятиях по формированию элементарных

математических представлений, ознакомлению с окружающим миром и т.д.

Вашему вниманию были представлены игры по развитию речи с

использованием пособия «Круги Луллия».

- Какие на, ваш взгляд, положительные стороны можно отметить у этого

пособия?

Положительные стороны пособия «Круги Луллия»:

1 Формирование навыков сотрудничества у детей. Дошкольники учатся

слышать друг друга, договариваться, совместно находить общее решение.

2 Вариативность. Используя лишь несколько кругов, можно получить

разные варианты игр, дополнять и усложнять игру, придумывать свои

3 Многофункциональность. «Круги Луллия» позволяют решать большое

количество образовательных задач не только в рамках образовательной

области «Речевое развитие». Дидактические игры с использованием данного

пособия легко интегрируются с любой из пяти образовательных областей.

4 Простота в изготовлении. «Круги Луллия» каждый педагог без труда

сможет изготовить самостоятельно.

А самое главное - пособие позволяет сделать процесс обучения

интересным и незаметным для детей.

В заключении нашего мастер-класса, хотелось бы получить обратную

связь тоже с помощью «Кругов Луллия».

- Возьмите последний конверт. Смайлики с лицами разложите на 2-ой

круг, с руками – на 3-ий, а с предметами – на 4-ый.

- На экране вы можете видеть, что обозначает каждый смайлик.

- Выложите под рамкой с помощью смайликов общее впечатление вашей

группы о представленном пособии.

Группы озвучивают составленные цепочки.

- Спасибо за отзывы и активное участие.

- Желаю вам новых открытий и интересных находок!

Список источников

1 Логинова, Л. «Кольца Луллия» / Л. Логинова. –Текст : электронный //

Обруч. – URL: https://www.obruch.ru/index.php%3Fid%3D8%26n%3D21%26r

%3D7%26s%3D450 (дата обращения: 12.10.2022).

2 Сидорчук, Т. А. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия.

Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет / Т. А. Сидорчук, С. В.

Лелюх. — Москва : АРКТИ, 2019 — Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов."Загадка, как средство развития речи дошкольников"...

Мастер класс на тему:"Дыхательная гимнастика как средство развития речи дошкольников"

Программное содержаниеЦель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение  пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительнос...

Мастер-класс «Круги Луллия – одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей»

    В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для детей дошкольного возпаста. Умение классифицировать – одна из составляю...

Мастер – класс по теме: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников с ОНР»....

Мастер-класс "Круги Луллия - одно из средств развития речи дошкольников с ОНР"

Мастер-класс предназначен для воспитателей и учителей-логопедов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи. В материале раскрыты различные формы работы по развитию речи для детей старшего дошколь...

Мастер-класс Тема «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с дошкольниками по развитию речи.Задачи:продемонстрировать особенности игрового пособия «Кругов Луллия»...