Мастер-класс «Круги Луллия - одно из средств развития речи дошкольников с ОНР»
материал
Мастер-класс «Круги Луллия - одно из средств развития речи дошкольников с ОНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klas-krugi-lulija-v-razviti-rechi-detei_g1f8r.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема «Круги Луллия – одно из средств развития
речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Подготовил:
Лобанова С.Ю. учитель - логопед
Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с
дошкольниками по развитию речи.
Задачи:
продемонстрировать особенности игрового пособия «Круги Луллия»;⎫
раскрыть возможности применения пособия в практической работе со⎫
старшими дошкольниками;
создать условия для повышения профессиональной компетентности⎫
педагогов посредством активной практической деятельности;
раскрыть значимость использования «Кругов Луллия» в работе по⎫
развитию речи.
Оборудование: игровое пособие «Круги Луллия», карточки с заданиями для
участников.
Технические средства: компьютер, проектор, экран, презентация.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые члены жюри, участницы и гости.
Опираясь
на
требования
Федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, педагоги должны
переориентировать содержание образовательного процесса на «возможность
выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения». Идёт интенсивный поиск новых форм, способов и
приёмов развития личности ребёнка. Ведь именно в дошкольном возрасте
происходит раскрытие и формирование важных составляющих успешного
развития ребёнка. Одной из этих составляющих является развитие речи
детей.
Не секрет, что речевое развитие было и остается актуальной
проблемой. Как учитель-логопед нахожусь в постоянном поиске наиболее
эффективных форм и методов работы с дошкольниками по развитию речи.
Сегодня, хочу поделиться с вами своей находкой – это универсальное
дидактическое пособие «Круги Луллия». Используя его в работе, на
протяжение двух лет отмечаю, что «Круги Луллия» помогают сделать занятие
эффективным, дают возможность обучать играя, помогают поддерживать
интерес к изучаемому материалу, способствуют созданию непринуждённой
обстановки.
Следует отметить, что данное пособие обладает большим потенциалом
не только для решения речевых задач и формирования мыслительных
процессов, но и способствует достижению целевых ориентиров на этапе
завершения дошкольного образования.
Пособие создано в XIII на основе изобретения каталонского монаха и
философа Раймунда Луллия. Оно состоит из четырех вращающихся кругов
разного диаметра. Круги будем считать от центра к краю, первый круг –
верхний, самый маленький, затем второй, третий и четвертый – самый
большой. Сверху закреплена подвижная красная рамка, которая является
основным рабочим элементом: под ней составляется необходимое
изображение.
Предлагаю вам убедиться в универсальности данного пособия на
практике.
В практической части мы с вами рассмотрим варианты игр по развитию
речи по основным направлениям, представленным на слайде:
- формирование словаря,
- звуковая культура речи,
- подготовка к обучению грамоте,
- формирование грамматического строя речи,
- связная речь.
1) Игра на формирование словаря: «Наоборот»
- Для этой игры мы будем использовать два круга.
- Картинки на втором круге обозначим прилагательными: лимон –кислый,
сундук – полный, книга-какая, карандаш –какой, толстая, короткий и т.д.)
- Поворачивайте круги и составьте под рамкой пару слов
противоположных по смыслу.
- Назовите пару прилагательных, которые вы объединили под рамкой.
- Какие речевые задачи можно решать в процессе игры?
В профессиональной деятельности использую «Круги Луллия» как в
организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной
работе. С кругами можно работать группами, парами или индивидуально.
Дети охотно используют круги в свободной игровой деятельности.
2) Игра по формированию звуковой культуры речи: «Парочки»
- Нам понадобится конверт с цифрой 2
- Обратите внимание, с обратной стороны карточек есть цифры.
- Разложите маленькие карточки с цифрой 2 на второй круг. Назовите
предметные картинки.
- Карточки побольше, с цифрой 3, разложите на третий круг. Назовите
предметные картинки.
- Подберите правильную пару так, чтобы названия картинок отличались
только одним звуком и расположите под стрелкой.
- Назовите получившуюся пару.
- Вы уже поняли, что таких пар может быть много. (миска-мишка, коза-
коса, мышка-мошка, лак-мак, дым-дом, лапа-липа)
- Эту игру можно усложнить, обратите внимание на экран.
Можно составить не пару, а цепочку из 3-х слов так, чтобы каждое
следующее слово отличалось от предыдущего только одним звуком. (миска-
мишка-шишка, коза-коса-роса, мышка-мошка-кошка, лак-мак-рак, дым-дом-
ком, лапа-липа-лупа)
- Игра «Парочки» превратилась в «Тройки».
- Какие речевые задачи позволяет решать эта игра?
На начальных этапах работы педагог задействует в играх только два круга.
Постепенно задания усложняются, и количество кругов увеличивается до
четырех.
3) Игра на развитие грамматического строя речи: «Какой? Какая? Какое?»
- Знакомая всем вам игра с помощью «Кругов Луллия» обретёт
интересную форму.
- Итак, возьмите конверт номер 3 Маленькие карточки разложите на 2-ой
круг, большие – на 3-ий. (Груша, лимон, яблоко, морковь, апельсин, тыква;
сок, варенье, пирог, мороженое, пюре, пастила.)
- Раскрутите произвольно круги. Посмотрите, какие две картинки
оказались под рамкой. Составьте словосочетание. Например: яблочное
варенье, клубничный пирог и т.д.
- Теперь поворачивайте рамку и называйте получившееся словосочетание.
- Давайте вместе сформулируем речевые задачи, которые можно решать в
этой игре?
- В этой игре мы можем увидеть несовместимые, на первый взгляд,
комбинации. Например, морковное мороженое, конечно дети понимают, что
это нереальная ситуация, а значит, можно дать волю фантазии и сочинить
сказку о том, как могло появиться морковное мороженое.
4) Игра по обучению грамоте: «Где спрятался звук?»
- Для следующей игры возьмите конверт с цифрой 4
- Схемы слов разложите на 2-ой круг, а картинки на 3-ий.
- Давайте вспомним, какие звуки мы обозначаем синим цветом, зеленым
цветом? (согласный твердые, согласные мягкие)
- Назовите, что изображено на картинках.
- Данные картинки подобраны для определения места звуков с – с в словах
(в начале, середине и в конце слова).
- Определите, какой звук твердый или мягкий слышим в слове, найдите
его место и образуйте под рамкой верную пару.
- Объясните свой выбор.
- Какие речевые задачи можно решать в этой игре?
- Дети с удовольствием играют с «Кругами Луллия» в свободное время,
закрепляя отработанные на занятиях задания, а так же придумывая новые
игры и задания, комбинируя ранее полученные знания с собственным опытом
и воображением.
5) Игра на развитие связной речи «Составь предложение»
- Возьмите пятый конверт.
- Карточки с людьми разложите на 2-ой круг, карточки-символы,
обозначающие действия разложите на 3-ий круг, а предметные картинки –
разложите на 4-ый круг.
- Обратите внимание, что люди на 2-м круге- это члены семьи. Значит мы
будем их называть: дочь, сын, мама, папа, бабушка и дедушка.
- Посмотрите на экран. Карточки-символы обозначают действия: надевает,
обувает, моет, пьёт, ест, несёт.
- Вращая круги, выберете под рамку картинки так, чтобы получилось
верное предложение.
- Какие предложения у вас получились?
- Давайте вместе сформулируем речевые задачи, которые можно решать с
помощью этой игры.
Считаю, что представленный опыт будет полезен не только учителям-
логопедам, но и воспитателям, т.к. это дидактическое пособие можно
эффективно использовать на занятиях по формированию элементарных
математических представлений, ознакомлению с окружающим миром и т.д.
Вашему вниманию были представлены игры по развитию речи с
использованием пособия «Круги Луллия».
- Какие на, ваш взгляд, положительные стороны можно отметить у этого
пособия?
Положительные стороны пособия «Круги Луллия»:
1 Формирование навыков сотрудничества у детей. Дошкольники учатся
слышать друг друга, договариваться, совместно находить общее решение.
2 Вариативность. Используя лишь несколько кругов, можно получить
разные варианты игр, дополнять и усложнять игру, придумывать свои
3 Многофункциональность. «Круги Луллия» позволяют решать большое
количество образовательных задач не только в рамках образовательной
области «Речевое развитие». Дидактические игры с использованием данного
пособия легко интегрируются с любой из пяти образовательных областей.
4 Простота в изготовлении. «Круги Луллия» каждый педагог без труда
сможет изготовить самостоятельно.
А самое главное - пособие позволяет сделать процесс обучения
интересным и незаметным для детей.
В заключении нашего мастер-класса, хотелось бы получить обратную
связь тоже с помощью «Кругов Луллия».
- Возьмите последний конверт. Смайлики с лицами разложите на 2-ой
круг, с руками – на 3-ий, а с предметами – на 4-ый.
- На экране вы можете видеть, что обозначает каждый смайлик.
- Выложите под рамкой с помощью смайликов общее впечатление вашей
группы о представленном пособии.
Группы озвучивают составленные цепочки.
- Спасибо за отзывы и активное участие.
- Желаю вам новых открытий и интересных находок!
Список источников
1 Логинова, Л. «Кольца Луллия» / Л. Логинова. –Текст : электронный //
Обруч. – URL: https://www.obruch.ru/index.php%3Fid%3D8%26n%3D21%26r
%3D7%26s%3D450 (дата обращения: 12.10.2022).
2 Сидорчук, Т. А. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия.
Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет / Т. А. Сидорчук, С. В.
Лелюх. — Москва : АРКТИ, 2019 — Текст : непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»
Мастер-класс для педагогов."Загадка, как средство развития речи дошкольников"...
Мастер класс на тему:"Дыхательная гимнастика как средство развития речи дошкольников"
Программное содержаниеЦель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительнос...
Мастер-класс «Круги Луллия – одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей»
В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для детей дошкольного возпаста. Умение классифицировать – одна из составляю...
Мастер-класс «Круги Луллия – одно из средств развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей»
Мастер-класс васкрывает значимость кругов Луллия в работе с детьми...
Мастер – класс по теме: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников с ОНР»....
Мастер-класс "Круги Луллия - одно из средств развития речи дошкольников с ОНР"
Мастер-класс предназначен для воспитателей и учителей-логопедов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи. В материале раскрыты различные формы работы по развитию речи для детей старшего дошколь...
Мастер-класс Тема «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с дошкольниками по развитию речи.Задачи:продемонстрировать особенности игрового пособия «Кругов Луллия»...