Мастер-класс Тема «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
презентация по коррекционной педагогике

Новоселова Татьяна Александровна

Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с дошкольниками по развитию речи.

Задачи:

  • продемонстрировать особенности игрового пособия «Кругов Луллия»;
  • раскрыть возможности применения пособия в практической работе со старшими дошкольниками;
  • создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов посредством активной практической деятельности;
  • раскрыть значимость использования «Кругов Луллия» в работе по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_na_ped_masterstvo.docx24.56 КБ
Файл krugi_lulliya_na_pm.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Мастер-класс

Тема «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Подготовила:

Новоселова Т.А.,

учитель-логопед

Рубцовск, 2023

Педагог-мастер: Новоселова Т.А.

Место проведения: МАДОУ «Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с дошкольниками по развитию речи.

Задачи:

  • продемонстрировать особенности игрового пособия «Кругов Луллия»;
  • раскрыть возможности применения пособия в практической работе со старшими дошкольниками;
  • создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов посредством активной практической деятельности;
  • раскрыть значимость использования «Кругов Луллия» в работе по развитию речи.

Оборудование: игровое пособие «Круги Луллия», карточки с заданиями для участников.

Технические средства: компьютер, проектор, экран, презентация.

Методы: игровой, практический, словесный, наглядный.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые члены жюри, участницы и гости.

Опираясь на требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения». Идёт интенсивный поиск новых форм, способов и приёмов развития личности ребёнка. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит раскрытие и формирование важных составляющих успешного развития ребёнка. Одной из этих составляющих является развитие речи детей.

Не секрет, что речевое развитие было и остается актуальной проблемой. Как учитель-логопед нахожусь в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов работы с дошкольниками по развитию речи. Сегодня, хочу поделиться с вами своей находкой – это универсальное дидактическое пособие «Круги Луллия». Используя его в работе на протяжение двух лет отмечаю: «Круги Луллия» помогают сделать занятие эффективным, дают возможность обучать играя, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, способствуют созданию непринуждённой обстановки.

Следует отметить, что данное пособие обладает большим потенциалом не только для решения речевых задач и формирования мыслительных процессов, но и способствует достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

Пособие создано в XIII на основе изобретения каталонского монаха и философа Раймунда Луллия. Оно состоит из четырех вращающихся кругов разного диаметра. Круги будем считать от центра к краю, первый круг – верхний, самый маленький, затем второй, третий и четвертый – самый большой. Сверху закреплена подвижная красная рамка, которая является основным рабочим элементом: под ней составляется необходимое изображение.

Предлагаю вам убедиться в универсальности данного пособия на практике.

В практической части мы с вами рассмотрим варианты игр по развитию речи по основным направлениям, представленным на слайде:

- формирование словаря,

- звуковая культура речи,

- подготовка к обучению грамоте,

- формирование грамматического строя речи,

- связная речь.

  1. Игра на формирование словаря: «Наоборот»

- Для этой игры мы будем использовать два круга.

- Картинки на втором круге обозначим прилагательными: лимон –кислый, сундук – полный, книга-какая, карандаш –какой, толстая, короткий и т.д.)

- Поворачивайте круги и составьте под рамкой пару слов противоположных по смыслу.

- Назовите пару прилагательных, которые вы объединили под рамкой.

- Какие речевые задачи можно решать в процессе игры?

- Замечательно. Можно убрать карточки в конверт.

В профессиональной деятельности использую «Круги Луллия» как в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе. С кругами можно работать группами, парами или индивидуально. Дети охотно используют круги в свободной игровой деятельности.

  1. Игра по формированию звуковой культуры речи: «Парочки»

- Нам понадобится конверт с цифрой 2.

- Обратите внимание, с обратной стороны карточек есть цифры.

- Разложите маленькие карточки с цифрой 2 на второй круг. Назовите предметные картинки.

- Карточки побольше, с цифрой 3, разложите на третий круг. Назовите предметные картинки.

- Подберите правильную пару так, чтобы названия картинок отличались только одним звуком и расположите под стрелкой.

- Назовите получившуюся пару.

- Вы уже поняли, что таких пар может быть много. (миска-мишка, коза-коса, мышка-мошка, лак-мак, дым-дом, лапа-липа)

- Эту игру можно усложнить, обратите внимание на экран. 

 Можно составить не пару, а цепочку из 3-х слов так, чтобы каждое следующее слово отличалось от предыдущего только одним звуком. (миска-мишка-шишка, коза-коса-роса, мышка-мошка-кошка, лак-мак-рак, дым-дом-ком, лапа-липа-лупа)

- Игра «Парочки» превратилась в «Тройки».

- Какие речевые задачи позволяет решать эта игра?

- Уберите, пожалуйста, все карточки в конверт.

На начальных этапах работы педагог задействует в играх только два круга. Постепенно задания усложняются, и количество кругов увеличивается до четырех.

  1. Игра на развитие грамматического строя речи: «Какой? Какая? Какое?»

- Знакомая всем вам игра с помощью «Кругов Луллия» обретёт интересную форму.

- Итак, возьмите конверт номер 3. Маленькие карточки разложите на 2-ой круг, большие   – на 3-ий. (Груша, лимон, яблоко, морковь, апельсин, тыква; сок, варенье, пирог, мороженое, пюре, пастила.)

- Раскрутите произвольно круги. Посмотрите, какие две картинки оказались под рамкой. Составьте словосочетание. Например: яблочное варенье, клубничный пирог и т.д.

- Теперь поворачивайте рамку и называйте получившееся словосочетание.

- Давайте вместе сформулируем речевые задачи, которые можно решать в этой игре?

- Всё верно. Можно убирать карточки.

- В этой игре мы можем увидеть несовместимые, на первый взгляд, комбинации. Например, морковное мороженое, конечно дети понимают, что это нереальная ситуация, а значит, можно дать волю фантазии и сочинить сказку о том, как могло появиться морковное мороженое.

  1. Игра по обучению грамоте: «Где спрятался звук?»

- Для следующей игры возьмите конверт с цифрой 4.

- Схемы слов разложите на 2-ой круг, а картинки на 3-ий.

- Давайте вспомним, какие звуки мы обозначаем синим цветом, зеленым цветом? (согласный твердые, согласные мягкие)

- Назовите, что изображено на картинках.

- Данные картинки подобраны для определения места звуков с – с в словах (в начале, середине и в конце слова).

- Определите, какой звук твердый или мягкий слышим в слове, найдите его место и образуйте под рамкой верную пару.

- Объясните свой выбор.

- Какие речевые задачи можно решать в этой игре?

- Правильно. Пожалуйста, сложите карточки в конверт.

- Дети с удовольствием играют с «Кругами Луллия» в свободное время, закрепляя отработанные на занятиях задания, а так же придумывая новые игры и задания, комбинируя ранее полученные знания с собственным опытом и воображением.

5) Игра на развитие связной речи «Составь предложение»

- Возьмите пятый конверт.

- Карточки с людьми разложите на 2-ой круг, карточки-символы, обозначающие действия разложите на 3-ий круг, а предметные картинки – разложите на 4-ый круг.

- Обратите внимание, что люди на 2-м круге- это члены семьи. Значит мы будем их называть: дочь, сын, мама, папа, бабушка и дедушка.

- Посмотрите на экран. Карточки-символы обозначают действия: надевает, обувает, моет, пьёт, ест, несёт.

- Вращая круги, выберете под рамку картинки так, чтобы получилось верное предложение.

- Какие предложения у вас получились?

- Давайте вместе сформулируем речевые задачи, которые можно решать с помощью этой игры.

- Пожалуйста, уберите карточки в конверт.

Считаю, что представленный опыт будет полезен не только учителям-логопедам, но и воспитателям, т.к. это дидактическое пособие можно эффективно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром и т.д.

Вашему вниманию были представлены игры по развитию речи с использованием пособия «Круги Луллия».

- Какие на, ваш взгляд, положительные стороны можно отметить у этого пособия?

Положительные стороны пособия «Круги Луллия»:

  1. Формирование навыков сотрудничества у детей. Дошкольники учатся слышать друг друга, договариваться, совместно находить общее решение.

2. Вариативность. Используя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игр, дополнять и усложнять игру, придумывать свои задания.

3. Многофункциональность. «Круги Луллия» позволяют решать большое количество образовательных задач не только в рамках образовательной области «Речевое развитие». Игры легко интегрируются с любой из пяти образовательных областей.

4. Простота в изготовлении. «Круги Луллия» каждый педагог без труда сможет изготовить самостоятельно.

А самое главное - игры позволяют сделать процесс обучения интересным и незаметным для детей.

В заключение нашего мастер-класса, хотелось бы получить обратную связь тоже с помощью «Кругов Луллия».

- Возьмите последний конверт. Смайлики с лицами разложите на 2-ой круг, с руками – на 3-ий, а с предметами – на 4-ый.

- На экране вы можете видеть, что обозначает каждый смайлик.

(Лица: интересный материал, не поняла материал, неинтересный материал; руки: понравилось, хочу всё обдумать, не понравилось; предметы: чемодан – буду применять в работе, подзорная труба – надо изучить подробнее, корзина – бесполезная информация.)

- Выложите под рамкой с помощью смайликов общее впечатление вашей группы о представленном пособии.

Группы озвучивают составленные цепочки.

- Спасибо за отзывы и активное участие.

- Желаю вам новых открытий и интересных находок!

Литература

1. Логинова Л. «Кольца Луллия» // «Обруч» №4, 2004 г.

2. Сидорчук Т.А., С.В. Лелюх Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – Издательство АРКТИ, 2019


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица » Мастер-класс Тема «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Подготовила: Новоселова Т.А., учитель-логопед

Слайд 2

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуальных способностей и речи детей Раймонд Луллий ( XIII - XIV вв.) - поэт, философ

Слайд 3

Направления работы по развитию речи

Слайд 4

Игра «Парочки»

Слайд 5

- надевает - моет - ест - несёт - рисует - пьёт

Слайд 6

Особенности «Кругов Луллия »:

Слайд 7

- Интересный материал - Не поняла материал - Не интересный материал Понравилось - Хочу всё обдумать - Н е понравилось - - Б уду применять в работе - Надо изучить подробнее - Бесполезная информация

Слайд 8

Список источников: 1. Логинова, Л. «Кольца Луллия » / Л. Логинова. –Текст : электронный // Обруч. – URL: https://www.obruch.ru/index.php%3Fid%3D8%26n%3D21%26r%3D7%26s%3D450 (дата обращения: 12.10.2022). 2. Сидорчук , Т. А. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия . Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет / Т. А. Сидорчук , С. В. Лелюх . — Москва : АРКТИ, 2019. — Текст : непосредственный. Дополнительную информацию можно получить , перейдя по ссылке на персональный сайт педагога: https ://nsportal.ru/novoselova-tatyana-aleksandrovna или по QR-коду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Мастер-класс по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...

Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко...

«Лесные жители»Конспект НОД. Круги Луллия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста..

Конспект НОД. Круги Луллия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.«Лесные жители»...