Мастер – класс по теме: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников»
материал по развитию речи (старшая группа)
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников с ОНР».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме:
«Дидактические игры как средство развития речи дошкольников»
Подготовила:
учитель-логопед
МАДОУ №21 «Ивушка»
Тараненко Е.В.
г. Губкин 2020г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников с ОНР».
Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
В своей практической деятельности, для более эффективного развития речевой активности дошкольников с ОНР, я использую различные игровые приёмы. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.
Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Эти игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: это цель.
Цель дидактических игр – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.
Содержание дидактической игры – это всегда осуществление какой-либо умственной задачи.
Основное назначение дидактических игр – обеспечить упражняемость ребёнка в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.
Дидактическая игра создается специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В этой игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
Такие игры используются для решения всех задач речевого развития. Они уточняют и закрепляют словарь, упражняют в изменении и образовании слов, в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Выполняя требования взрослого, ребёнок активно действует. Создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к его развитию.
Дидактическая игра в работе учителя - логопеда является действенным средством совершенствования таких значимых для будущей учебной деятельности функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, память, речь, зрительно-моторные координации, мыслительные операции.
Дидактические игры обеспечивают дошкольникам с ОНР реализацию зоны ближайшего развития, скорейшую актуализацию речевых навыков. А также способствуют единству коррекционных, развивающих, обучающих и воспитательных целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых будут формироваться знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию речи детей дошкольного возраста.
Структурные элементы дидактической игры
Дидактическая задача
Определяя дидактическую задачу, нужно иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность). В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.
Игровые правила
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Игровые действия
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения.
Дидактические игры, используемые для развития речи
дошкольников с ОНР
1. «Развиваем речь».
Цели игры: упражнять в образовании признаков предметов, действий, образовании единственного и множественного числа существительных, в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовании существительных с числительными, ориентировка в пространстве.
Правила игры: данная игра включает в себя 8 карточек, которые содержат следующие задания:
- задание к карточке №1. Называем предмет по признакам или «Он какой?»
- задание к карточке №2.Подбираем действия к предмету или «А что он делает?»
- задание к карточке №3.Единственное и множественное число или «Один-много».
- задание к карточке №4.Учимся словообразованию или «Большой маленький»
- задание к карточкам №5,6.Учимся словообразованию или «Из чего сделано?»
- задание к карточке №7. Учимся словообразованию или «Сколько?»
- задание к карточке №8. Ориентируемся в пространстве или «Где находится?»
2. «Слова - перевёртыши».
Цель игры: научить детей менять местами заданные слоги (ка-та, та-ка, сан-гы).
Правила игры: по предложенным картинкам детям нужно придумать новые слова, которые образуются при перестановке слогов (камыш-мышка, кабан-банка, насос-сосна, палата - лопата, фара-арфа). Затем с эти словами составляются предложения, небольшие рассказы (развитие связной речи).
3.«Удивительные слова».
Цель игры: закрепление правильного произношения и употребления слов, имеющих только множественное число и включение их в состав полного распространённого предложения.
Правила игры: на доску помещаются картинки, имеющие только множественное число, детям необходимо правильно назвать эти слова, затем ответить на вопросы:
- Без какого инструмента не может работать портниха? (без ножниц)
- Что помогает людям лучше видеть? (очки)
- Какой вид транспорта люди вызывают к себе домой? (такси)
- Что нужно людям, чтобы всё делать вовремя? (часы)
- На чём малыши съезжают зимой со снежной горки? (на санках)
- На каком приборе взвешивают продукты в магазине? (на весах)
4. «Доскажи словечко».
Цели игры: обучать детей чтению; учить детей добавлять к слогам слог и произносить слово целиком; развивать зрительное и слуховое внимание, память, фонематический слух, развивать связную речь.
Правила игры: можно выделить несколько вариантов данной игры:
1-ый вариант – добавляя к слогам название картинок, получаются новые слова.
2-ой вариант – к определенному слогу добавляются другие слоги.
3-ий вариант – путём перестановки слогов в правильном порядке, получаем слова.
5. Дидактическая игра по лексической теме «Зима».
Цели игры: развивать и обогащать словарный запас, используя прилагательные, обозначающие действия и признаки предметов; развивать навыки составления предложений с данными словами; уметь составлять рассказ по теме «Зима».
Правила игры: исходя из предложенного материала, можно выполнить следующие виды заданий: «Назови признаки зимы», «Слепи снеговика», «Накорми птиц», «Посчитай снежинки», «Составь рассказ о зиме» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»
Мастер-класс для педагогов."Загадка, как средство развития речи дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра, как средство развития речи»
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего развития детей дошкольного возраста. Она комплексно воздействует на организм и на все стороны личности ребенка. Речевая подвижная игра...
Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер класс на тему:"Дыхательная гимнастика как средство развития речи дошкольников"
Программное содержаниеЦель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительнос...

«Мастер – класса для педагогов «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Мастер класс предусматривает обмен опытом с коллегами по вопросу активизации речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования дидактической игры. Цель: Расширить представления к...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»
Если бы меня попросили назватьСамое поэтическое явление,Созданное человеком с помощью слова,Я, не задумываясь, сказал бы: это загадкиЮ. Г. Круглов...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»...