Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога в группах ТНР (5-7 лет) с использованием песочных арт-терапевтических техник
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Статья посвящена тематическому планированию коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с использованием песочных арт-терапевтических техник для детей 5–7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Работа рассматривает исторические и теоретические основы песочной терапии, её значимость для развития психофизических процессов, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков дошкольников.
В статье описаны виды песочных техник, включая педагогическую песочницу, рисование на световом столе и использование кинетического песка. Особое внимание уделено их роли в развитии мелкой моторики, воображения, когнитивных функций и эмоционального интеллекта. Приводится подробное описание методов и приемов работы с песком, а также диагностических и коррекционных возможностей данных техник.
Структура занятий охватывает подготовительный, развивающий и рефлексивный этапы, что позволяет формировать навыки саморегуляции, снижать психоэмоциональное напряжение и развивать творческие способности. Представлены рекомендации по организации песочной терапии и планированию занятий, учитывающих особенности детей с ТНР.
Статья может быть полезна педагогам-психологам, логопедам и другим специалистам, работающим в области дошкольного образования и коррекции речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_malova.docx | 153.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога в группах ТНР (5-7 лет) с использованием песочных арт-терапевтических техник
« Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум.»
К.Юнг
Игра с песком
Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек
достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Техника песочной терапии возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.
Автором этого метода, возникшего в 1950-х годах, считается швейцарских юнгианский аналитик Дора Калф.
Бытует мнение, что истоки песочной терапии отражены в книге известного писателя-фантаста Г.Уэлса «Игры на полу»( 1911г.). В ней он описывает, как игра его сыновей с миниатюрными фигурками облегчает трудности отношений членов семьи. Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский институт детской психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый увидевший ребенок перенес фигурки в песочницу, стоявшую рядом, и стал с ними играть. Именно это и положило начало «технике построения мира»-диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной М. Лоуэнфелд (1979г.). Д.Калф, прошедшая обучение у М.Лоуэнфелд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка и помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности воображения, которые она изучала у К.Г. Юнга.
ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Вы, наверное, замечали, что не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают увлеченно строить замки из песка? И это не случайно. Вспомните, как приятно ходить босиком по песку, погружать в него руки и пропускать песчинки сквозь пальцы. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях. Песок- природный материал, обладающий собственной энергетикой. Это загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным пластичным.
Песочная терапия-возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания.
ЭТОТ ПОЛЕЗНЫЙ ПЕСОК
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
- Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
- В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
- В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
- В-пятых, песок, как и вода, способен “заземлять” отрицательную энергию.
- В-шестых, различные песочные техники развивают воображение ребенка, обогащая тем самым игровую, конструктивную, двигательную, речевую деятельность.
Принцип игр на песке очень
прост и незатейлив. Это создание естественной стимулирующей среды, в
которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено. Игры на песке
очень интересны и разнообразны. Они являются обучающими,
познавательными, проективными. Дети с большим желанием совершают
увлекательные путешествия по стране песочных игр, где их, как обычно,
ждут новые приключения и знакомства. А также проявляют творческую
активность в сочинении сказок на песке. Игры на песке - одна из форм
естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем
использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из
песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для
ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и
законы окружающего мира.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблемы детей с ТНР, имеющие нарушения поведения, нарушения речи и
связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно
актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети
требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими
проблемами может терапия песком. Вопрос развития мелкой моторики детей
с ТНР также актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами,
психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Методы песочной терапии различны, можно использовать кинетический
песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование песком на
световых планшетах, использование песочницы в сочетании со
сказкотерапией и пр. Игры с песком помогают решать вопросы
с развитием познавательного интереса, развивать усидчивость , формировать
сенсорные эталоны, работать над мелкой моторикой. Через игру
с песком можно ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила
поведения и общения в группе. Педагог становится для ребенка
проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и о
самом себе в этом мире. Тем не менее, при работе с детьми с ОВЗ следует заранее уточнить наличие или отсутствие противопоказаний к действиям с этим материалом. Песок не рекомендуется использовать в работе с детьми с грубыми нарушениями интеллектуального развития, так как они не всегда следуют правилам, что представляется опасным для их жизни и здоровья. Дети с синдромом Дауна, имеющие тонкую кожу, кроме того могут повредить ее в песочнице при самых обычных манипуляциях.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога
Песок дает неограниченные возможности
для работы педагога-психолога, так как игры с песком насыще-
ны разными эмоциями — восторгом, удивлением, волнением,
радостью. Песок позволяет создавать симво-
лические образы, отражающие неповторимый внутренний мир
ребенка. Удивительно, но песочная сказочная страна — это есть
не что иное, как проекция внутреннего мира ребенка. Поэтому
особенно песочная терапия помогает в работе с «трудными» де-
тьми, в работе с детьми агрессивного поведения, а также при
адаптации детей . Например, сжимая что есть
силы песок в своих кулачках, ребенок понижает свое внутрен-
нее напряжение. Строя и разрушая, а затем опять воссоздавая
сказочные замки или просто красивую постройку, он гармони-
зирует внутреннее состояние.
Наблюдая за деятельностью ребенка с песком, анализируя результаты его работы, можно диагности-
ровать наличие внутренних конфликтов, детско-родительские
отношения, можно узнать, как ребенок преодолевает трудно-
сти — об этом свидетельствует сказка (история) к песочной
картине, придуманная ребенком, что в свою очередь позволяет
педагогам подобрать программу коррекционно-развивающих
занятий.
В песочнице часто случается и такое, что ребенок выбирает
неограниченное количество фигурок, ему «все надо, все при-
годится». Чаще всего это происходит у детей с тяжелым нару-
шением речи. Скорее всего, в данный момент у такого ребенка
очень сильное внутреннее напряжение, и ему очень важно это
состояние проработать. Психолог или учитель-логопед берет
это себе на заметку — нужна песочная терапия с ребенком на
«чувство меры».
Положительный эффект песочной терапии состо-
ит в «похвале авансом» для детей с агрессивным поведением.
Фраза «ты такая славная девочка (мальчик), ты просто умница,
конечно, ты постараешься, у тебя все получится просто отлич-
но!» помогает ребенку успокоиться, повышает интерес к вы-
полнению задания и позволяет достичь желаемого результата.
Применяя методы песочной терапии в своей рабо-
те, педагог-психолог часто использует во взаимодействии с детьми вербаль-
ные и невербальные способы поощрения — эмоциональное
поглаживание, телесное прикосновение и поглаживания .
Три правила педагога-психолога при проведении занятий песочной терапии
1. Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая
ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем
мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы,
почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый
образный строй картины, —все это входит в понятие присо-
единения.
2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность
событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.
Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает
в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный
открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно,
что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой
стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
3. Строгое следование профессиональной и общечелове-
ческой этике. Это правило является одновременно и обязатель-
ным условием для любого рода профессиональной помощи до-
школьнику.
телесное прикосновение и поглаживания рукой.
ЦЕЛЬ :
Стимулирование развития у дошкольников с ТНР 5-7 лет психофизических процессов посредством песочных техник;, гармонизация психоэмоционального состояния, развитие зрительно – моторной координации, мелкой моторики, тактильной чувствительности ; развитие речи, коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта; коррекция поведенческих проблем.
Задачи:
-Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности.
-Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, связной речи.
- Развитие эмоциональной сферы ; снятие эмоционального и мышечного напряжения , снижение тревожности, неуверенности в себе.
-Развитие коммуникативных навыков, умения договариваться, работать в группе
Предполагаемый результат:
1. Развитие координации и мелкой моторики (развитие точности, координации движения рук и глаза, ритмичность движений руки),
2. Развитие психических процессов (внимание, образное мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение задуманной цели.);
3. Владение техническими навыками изобразительной деятельности (приемами рисования; лепки)
#1056;азвитие коммуникативных навыков, умение работать в группе.
5. Развитие эмоциональной сферы, понимание эмоциональных состояний
Структура проведения занятия.
1. Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю
2. Группой или подгруппой .
Дети старшего и подготовительного возраста.
3. Длительностью 30 мин.
5. Оборудование : стол со стеклом и подсветкой; мелкий белый песок; педагогическая песочница, песочница с кинетическим песком; цветной песок; фигурки людей и животных, мелкий «бросовый материал» .
Тематическое планирование занятий включает в себя:
Начальный этап — знакомство с песком, подготовка руки, обучение основным приемам и техникам работы с разными видами песка.
Коррекционно-развивающая работа с детьми ТНР.
Развитие психических процессов( восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); речи, мелкой моторики, межполушарных взаимодействий. Ознакомление и работа с эмоциональными состояниями , психогимнастика Сюжетное рисование ( лепка)по теме и по замыслу;
Каждое занятие включает в себя:
1. Подготовительный этап.
-создание положительного настроя на совместную работу,
-установление эмоционального контакта.
В подготовительной части проводятся упражнения пальчиковой гимнастики и нейрогимнастики для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию; использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседа по теме.
2. Развивающий этап.
Задачи:
-формирование навыка саморегуляции, умения работать по инструкции
-расширение кругозора и общей осведомленности
-развитие познавательной сферы
-
-развитие творческих способностей, воображения и фантазии.
-развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук, тактильной чувствительности
-формирование стрессоустойчивости.
-стабилизация и гармонизация эмоционального состояния.
Основные технологии работы:
- тематическое песочное рисование, обучение способам рисования песком на световом столе, цветным песком на картоне
-лепка и конструктивная деятельность из кинетического песка,
- разыгрывание сюжетно-ролевой игры в педагогической песочнице
-беседы, дискуссии
-психогимнастика и психотехнические игры, включающие упражнения на способность к произвольному расслаблению.
3.Заключительный этап. Рефлексивный
Задачи:
-подведение итогов.
-развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;обмен мнениями; закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
ВИДЫ ПЕСОЧНЫХ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК
1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕСОЧНИЦА
Ящик с песком и поднос с игрушками, активно используемый в психотерапии и психоаналитике последователями К.Г.Юнга, в настоящее время применяется в работе с представителями различных возрастных групп. Это способ общения с миром и самим собой на бессознательно-символическом уровне повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
С детьми дошкольного возраста педагогическая песочница зарекомендовала себя как прекрасная новая площадка для развивающих и коррекционных занятий, в том числе с детьми ТНР.
Для работы используется ящик, дно и борта которого окрашены в приятный небесно-голубой цвет, символизирующий небо и воду. Размер стандартного ящика -50*70*8 см. Данные параметры позволяют видеть всю площадь песочницы, а глубина удерживает достаточное количество песка и воды, не давая свободно покидать ее пределы. Довольно трудно в педагогической работе с детьми избежать взаимодействия с водой. Считается целесообразным обзавестись несколькими песочницами. В одной из них можно держать влажный (промоченный до глубины см) или мокрый песок, а в другой –сухой. Для развития тактильной чувствительности можно также наполнить ящики песком разной фракции. Песок далеко не так однороден, как может показаться. Даже не окрашенный, натуральный песок может отличаться по цвету, например черный вулканический. Песок может иметь разные добавки в виде глины, мела, ракушечника. Удивительно наблюдать, как изменяются тактильные ощущения в зависимости от добавок. Например, глина заметно добавляет тяжести, ракушечник- сухости и т.п. Многое зависит от величины песчинок: в некоторых случаях они очень мелкие, как пылинки, а в других- вполне ощутимые, довольно крупные и видимые невооруженным глазом. Конечно, можно применять местный песок, продезинфицировав его должным образом. Запасы песка нужно будет периодически пополнять.
Для занятий также необходим поднос с игрушками. Игрушки должны представлять все многообразие предметного, растительного и животного мира. Люди должны быть разного возраста и пола, фигурки младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии, фантастические персонажи легенд и сказок, включая фей, колдунов, а также волшебные предметы и атрибуты. Широко должны быть представлены животные и птицы ( хищные, травоядные, дикие, домашние, Крайнего севера и жарких стран), рыбы, насекомые, растения. Понадобятся и символы социализации: постройки, дома, различные виды транспорта. Пригодятся различные детские наборы, а также мелкий бросовый материал ( рассыпавшиеся бусы, ракушки, киндер-сюрпризы и т.д.)
Обязателен на занятиях ритуальный персонаж-хранитель ,руководитель некой Песочной страны, обладающий определенными правами. Именно он позиционирует себя как существо, определяющее рамки и правила поведения ,возлагает на себя право регулировать взаимоотношения детей, работающих в песочнице.
2. РИСОВАНИЕ НА СВЕТОВОМ СТОЛЕ.
Что представляет собой рисование песком?.. Откуда взялась идея этого метода? Изобретателем метода рисования песком (рисования на песке) в том виде, в котором он существует сейчас, по праву считается режиссер и мультипликатор Кэролин Лиф. Именно она впервые создала мультипликационный песочный фильм под названием «Песок, или Питер и Волк» (“Sand or Peter and the Wolf”, 1969). Песочная анимация понравилась публике, художникам и мультипликаторам. С 1969 года искусство рисования песком, песочной анимации («Sand Art») активно развивалось. Появились режиссеры, создающие фильмы на основе песочной анимации, а также художники, которые предпочитают работать на публике вживую, рисуя песком картины прямо на глазах у других людей.
При рисовании песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко изменить, скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучают не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс.
. Для детей дошкольного возраста рисование песком (обучение рисованию песком) выступает как способ развития моторики, а развитие моторики напрямую связано с развитием головного мозга, когнитивных функций. Песок помогает ребенку успокоиться, расслабиться; избавиться от страхов и тревог; выразить внутренние конфликты и переживания. Рисование на песке, как правило, связано с созданием того или иного сюжета, а потому развивает фантазию и воображение ребенка, увеличивает его знания об окружающем мире. Нельзя не отметить, что обучение рисованию песком позитивно влияет и на творческий потенциал, настроение и состояние ребенка, раскрепощает и повышает уверенность в своих силах.
Приемы рисования песком
Рисование на стекле включает в себя определенные приемы, с помощью которых выполняется рисунок:
- Щепотку песка зажимают между пальцами и насыпают на стекло движением, которым мы обычно солим еду; часто так и говорят – «посолить» песком. Песок также можно набрать в ладонь, держа ее лодочкой, и легонько стряхивать его на поверхность.
- Рисование песком возможно с помощью песочной струи, когда горсть песка зажимается в кулаке, а затем тоненькой струей высыпается из слегка разжатого кулака. Высыпать песок можно в виде прямых линий и кривых, зигзагами, кругами, спиралями.
- Рисуют по песку с помощью пальцев, раздвигая его ими по поверхности. Можно рисовать одним пальцем или сразу несколькими – таким способом изображают волосы, волны, траву и т. д.
- При рисовании песком иногда используют тыльную сторону ладони; это может быть одна рука, а могут быть и две руки одновременно. Так можно нарисовать птичьи крылья или крылья бабочек.
- Рисование толстых линий, например, стволов деревьев, вместо пальцев предполагает использование ребра ладони.
- Некоторые крупные объекты рисуют и с помощью кулаков, к примеру, камни. При рисовании объектов помельче (звезд, дождевых капель) пользуются точечными движениями подушечек пальцев.
Особенности техники изображения;
- Кулаком
- Ладонью
Щепотью
- Мизинцами
- Одновременное использование нескольких пальцев
- Симметрично двумя руками.
- Отсечение лишнего
- Насыпание из кулачка
3. РАБОТА С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ
Кинетический песок (его еще называют живым) — новый
и необычный материал для творческих игр, учебного и познава-
тельного процессов, который может использоваться в терапев-
тических целях. Основу этого продукта (98 %) составляет самый
обыкновенный песок и всего 2 % — особый полимер, который
и придает песку удивительные свойства. Полимерные материа-
лы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он,
с одной стороны, пластичен, с другой — текуч. До него дотра-
гиваешься — он движется, оживает. С этим песком можно рабо-
тать на любой поверхности. Кинетический песок замечательно
держит форму, при этом легко распадается, а сама структура
материала одновременно прочная и пористая. Кинетический
песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он
мягкий и пушистый и течет сквозь пальцы, оставляя при этом
руки чистыми и сухими. Он рыхлый, но из него можно строить
разнообразные фигуры. Кинетический песок способен принять
любую форму, и всего единственное прикосновение превраща-
ет его в обычную песчаную массу. Живой кинетический песок
развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креа-
тивность. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках
и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое
средство, прекрасно снимает стресс.
«Кинетический песок» — это инновационная арт-терапев-
тическая техника, основным инструментом которой является
уникальный по своему составу песок.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был заме-
чен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом
Юнгом. Так, Юнг утверждал, что процесс игры в песок вы-
свобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности
самоисцеления, заложенные в человеческой психике
».
Казалось бы, все очень просто: ребенок строит что-то из
песка, без сожаления разрушает созданные им самим творе-
ния и снова строит. Но именно это простое действие хранит
уникальную тайну: нет ничего такого, что было бы непопра-
вимо разрушено, — на смену старому всегда приходит новое.
Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния
равновесия, уходят тревога и страх.
Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство пес-
ка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотноше-
ний. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира,
ребенку предоставляется возможность изменения дискомфорт-
ной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать
трудности. Если говорить о терапевтических качествах кинети-
ческого песка, то песочная терапия в детском саду — это та
самая прекрасная возможность педагога для развития твор-
ческих склонностей в ребенке, а также его самовыражения,
простой и действенный способ научить малыша выражать
свои чувства, эмоции, переживания. Применение кинетической
песочницы в детском саду непременно принесет положитель-
ные результаты. Обучиться ей несложно любому педагогу или
штатному психологу, а удовольствия и пользы от такого заня-
тия у детей будет масса.
Кинетический песок дает ребенку другие тактильные ощу-
щения, нежели обычный песок или пластилин. Песок нередко
действует на детей как магнит: их руки сами, неосознанно, на-
чинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы,
выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки,
тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумыва-
ет и фантазирует и в то же время учится работать и добиваться
цели. Трогая руками песчинки, ребенок развивает мелкую мо-
торику рук, а определяя количество песка, которое нужно насы-
пать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и твор-
ческие способности ребенка.
Постройки, созданные ребенком на песке, являются отра-
жением бессознательного. С их помощью он выводит наружу
свои переживания, внутренние проблемы, мучающие малыша.
Задача психолога или педагога — вовремя увидеть и понять,
какие мысли тревожат ребенка. И если у ребенка действитель-
но существует проблема, в ходе работы в кинетической песоч-
нице она обязательно «всплывет» на песчаную поверхность.
Разобраться с ней компетентному психологу не составит труда.
Хороша песочница для дошкольников и тем, что при созда-
нии тех или иных построек здесь не нужны художественные
навыки, как в рисовании. А значит, не возникнет и разочарова-
ние, а совместная работа со сверстниками придаст уверенности
в собственных силах. Во время работы с этим удивительным
материалом дети становятся раскованы, веселы и воодушевле-
ны: они создают собственный мир, и делать это им радостно
и приятно. Ребенок не просто создает постройки, параллельно
он познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится
решать свои детские проблемы. Если возникают затруднения,
на помощь всегда придет взрослый.
О бщ иеу сл ов ияо рг ан из ац иид ея те ль но ст и
ск ин ет ич ес ки м п ес ко м
В качестве песочницы используется большой водонепрони-
цаемый пластиковый ящик, лучше с крышкой, чтобы песок не
засыхал. Традиционный его размер 50×70×8 см, где 50×70 — размер поля, а 8 —глубина. Считается, что такой размер пе-
сочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.
Традиционный размер песочницы предназначен для индивиду-
альной работы. Для групповой работы мы рекомендуем исполь-
зовать песочницу размером 100×140×8 см или высыпать песок
на постеленную на пол полиэтиленовую пленку.
Теперь песочницу можно заполнить кинетическим песком:
5 кг — для старших дошкольников. Используемый песок время от вре-
мени необходимо обрабатывать. Очищение производится не
реже одного раза в месяц: песок нужно изъять из песочницы
и прокварцевать. Хранить кинетический песок можно в любом
удобном месте при влажности ниже 60 %. В случае намокания
песка необходимо дать ему самостоятельно высохнуть при ком-
натной температуре.
Кинетический песок имеет нейтральный запах и абсолютно
безопасен для детей-аллергиков, так как не содержит глютена
и казеина. Он не оставляет следов на одежде и на поверхностях.
Очистить от него руки легко —достаточно лишь похлопать ла-
дошками.
Срок службы песка не ограничен.
Для организации игр с песком потребуется большой набор
миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символи-
зирующих окружающий мир. Это:
—наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
—летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
—обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопи-
тающие, моллюски, крабы);
—деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зе-
лень и пр.);
—объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды,
радуга, облака);
—транспортные средства (наземный, водный, воздушный
транспорт гражданского и военного назначения, фантастические
транспортные средства);
—объекты среды обитания человека (дома, заборы, изгоро-
ди, мосты, ворота, дорожные знаки);
—объекты ландшафта и естественной активности Земли
(вулканы, горы);
—аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, юве-
лирные изделия и пр.);
—естественные природные предметы (кристаллы, камни,
раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполирован-
ные водой стеклышки и пр.);
—фантастические предметы и персонажи мультфильмов,
мифов, сказок.
Коллекция фигурок располагается в прозрачных коробках
или на полках.
Игры и упражнения
с песком
для развития межполушарного взаимодействия
у детей дошкольного возраста
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушария в единую целостно работающую систему.
Неспособность правого и левого полушарий к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, координации движений, синхронизация работы глаз и рук, развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, активной концентрации внимания.
Задачи:
- совершенствование предметно-игровой деятельности;
- развитие познавательных процессов;
- создание ситуации успеха, а также атмосферу доброжелательности, доверия, эмоционального равновесия.
Упражнения выполняются одновременно двумя руками.
Упражнение «Узоры»
Ребенок рисует указательными пальцами правой и левой руки на песке различные узоры. Это могут быть круги, овалы, восьмерки, квадраты, линии, спирали, дорожки.
Упражнение «Прятки»
Ребенок опускает руки в песок и наощупь находит предметы двумя руками. Затем говорит, какой предмет он нашел, можно его охарактеризовать, и в какой руке он находится, не глядя на предмет.
Упражнение «Камешки»
Располагаем на песке камешки в произвольном порядке. Ребенок обводит указательными пальцами правой и левой руки по два, три камешка так, чтобы линии не пересекали друг друга.
Упражнение «Умные дорожки»
Ребенок, работая одновременно двумя руками, поочередно выстраивает дорожку из следов ладони и ребра ладони так, чтобы каждая рука отображала свой путь: правая рука – ладонь, левая рука – ребро ладони, правая рука – ребро ладони, левая рука – ладонь, и так далее меняя расположение ладони.
Ребенок, работая одновременно двумя руками, поочередно выстраивает дорожку из следов указательных и средних пальцев так, чтобы каждая рука отображала свой путь: правая рука – указательный и средний палец вместе, левая рука – указательный и средний палец отдельно, правая рука – указательный и средний палец отдельно, левая рука – указательный и средний палец вместе, и так далее меняя расположение рук.
Упражнение «Лабиринт»
Ребенок проходит лабиринт одновременно двумя руками.
Упражнение «Зеркальное рисование»
Ребенок воспроизводит рисунок сначала правой рукой, потом левой рукой.
Упражнение «Рисование двумя руками»
Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно.
Упражнение «Графический диктант»
Ребенок по устной инструкции взрослого выполняет следующие действия одновременно двумя руками: «Вверх – в стороны – вверх – к центру – вверх – в стороны– вверх – к центру», инструкции могут быть любые.
Тематическое планирование групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий психолога осуществляется во взаимодействии с воспитателями и логопедами групп ТНР. Воспитатель знакомит детей с определенной темой, логопед ведет речевую работу по теме ; психолог использует материалы по теме в своей коррекционно-развивающей работе.
Тематическое планирование занятий
Месяц | Тема | Кол-во занятий |
Октябрь | «Знакомство с песком» | 4 |
«Игрушки» (рисование на световом столе) | ||
« Наше тело» (работа с кинетическим песком) | ||
«Осенний пейзаж» (рисование на световом столе) | ||
Ноябрь | «Наш огород. Овощи» (работа в педагогической песочице) | 5 |
«Наш сад. Корзина с фруктами» (рисование на световом столе) | ||
« Наш дом. Одежда» ( рисование цветным песком) | ||
« Наш дом» ( рисование на световом столе) | ||
«Без посуды нам всем худо» ( работа с кинетическим песком) | ||
Декабрь | «Продуктовый магазин» (работа в песочных ящиках) | 4 |
«Зимние узоры» (рисование цветным песком) | ||
«Зимние забавы»(рисование на световом столе) | ||
«Новогодний серпантин»(рисование цветным песком) | ||
Январь | «Зимние каникулы» (работа с кинетическим песком) | 3 |
«Зимующие птицы» (работа в песочном ящике) | ||
«Домашние птицы и их детеныши» (работа в песочном ящике) | ||
Февраль | «Домашние животные и их детеныши» (работа в песочнице) | 4 |
«Дикие животные и их детеныши» (работа в песочном ящике) | ||
«День Защитника Отечества» (рисование на световом столе) | ||
«Мамочке любимой» (рисование цветным песком) | ||
Март | «Моя семья» (рисование на световом столе) | 4 |
« Все профессии важны» (работа в песочнице) | ||
«Маленькие дизайнеры. Мебель» ( работа с кинетическим песком) | ||
«Весенняя капель» (рисование на световом столе) | ||
Апрель | «Перелетные птицы» (рисование на световом столе) | 4 |
«В лесу» (рисование на световом столе) | ||
«Транспорт» (работа в песочнице) | ||
«Наш город» (работа в песочнице) | ||
Май | « День Победы» (рисование на световом столе) | 4 |
«Кто на полянке живет?» (работа в песочнице) | ||
«Волшебные цветы» (рисование на световом столе) | ||
«Летние деньки» (рисование на световом столе) | ||
Содержание занятий
Месяц | № | Тема | Задачи |
Октябрь | 1 | «Знакомство с песком» | #1055;ознакомить детей с разными видами песка ( песок для светового стола, кинетический песок, песок из педагогической песочницы, цветной песок) #1056;азвивать тактильную чувствительность #1055;ознакомить с правилами работы с разными видами песка. #1057;пособствовать созданию комфортного микроклимата в группе |
2 | «Игрушки» (рисование на световом столе) | #1056;азвивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. #1056;азвивать психофизические процессы: восприятие ,внимание (объем), зрительную и слуховую память, мышление (обобщение, исключение) #1060;ормировать умение работать по словесной инструкции #1057;пособствовать снятию психоэмоционального напряжения.
| |
3 | «Наше тело» (работа с кинетическим песком) | #1055;ознакомить детей со свойствами кинетического песка. #1060;ормировать представления о «схеме тела», уточнить названия частей тела #1057;пособствовать проявлению воображения и творчества #1056;азвивать умения отражать в речи свои ощущения; понимать различия свойств песка | |
4. | «Осенний пейзаж» (рисование на световом столе) | #1047;акреплять знания детей о разных месяцах осени; явлениях природы #1055;ознакомить с приемами рисования на световом столе #1055;ознакомить детей с эмоциональным состоянием грусти (распознавание по лицу и телесным проявлениям) #1057;пособствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения |
Ноябрь | 1. | «Наш огород. Овощи» (работа в песочных ящиках) |
#1056;азвивать мышление (обобщение, классификация) #1060;ормировать навык совместной работы #1057;пособствовать снижению психоэмоционального напряжения. #1057;пособствовать сплочению группы |
2 | «Наш сад. Корзина с фруктами» (рисование на световом столе) |
#1060;ормировать умение выполнять точные координированные мелкомоторные движения по показу и инструкции #1056;азвивать память ,мышление ( классификация, обобщение) #1057;пособствовать формированию интереса детей к сотрудничеству | |
3 | «Наш дом. Одежда» (рисование цветным песком) | #1056;азвивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику 2. Развивать внимание(объем, устойчивость), мышление (сравнение ,исключение) #1057;пособствовать снижению психоэмоционального напряжения.
| |
4 | «Наш дом» ( рисование на световом столе) | #1059;точнить представления о геометрических фигурах, формах; #1055;ознакомить детей с техникой рисования двумя руками #1056;азвивать внимание, память, пространственные представления, воображение. #1060;ормировать навыки непринужденного общения и активизировать словарь детей | |
5 | « Без посуды нам всем худо» (работа с кинетическим песком) | #1056;азвивать тактильную чувствительность и навык регуляции мышечного напряжения #1056;азвивать пространственные представления, мышление (сравнение, исключение, классификация) #1042;оспитывать умение находить решение проблемных ситуаций. 5. Развивать коммуникативные навыки, эмпатию, взаимовыручку | |
Декабрь | 1. | «Продуктовый магазин» (работа в песочных ящиках) | #1056;азвивать воображение и творческие проявления, психофизические процессы #1057;пособствовать снижению эмоционального напряжения #1056;азвивать умение отражать в речи свои ощущения #1042;оспитывать умение выслушивать друг друга |
2. | «Зимние узоры» ( общегрупповая работа, рисование цветным песком) | #1056;асширять представления детей об окружающем мире, о явлениях природы #1056;азвивать умение отражать в речи свои ощущения, эмоции, чувства #1042;оспитывать желание помогать друг другу в совместной деятельности; #1056;азвивать воображение и творчество | |
3. | «Зимние забавы» ( рисование на световом столе) | #1060;ормировать представления о разных эмоциональных состояниях (радость, грусть, удивление, спокойствие) #1056;азвивать образное мышление | |
4. | «Новогодний серпантин» (рисование цветным песком) | #1057;пособствовать созданию у детей положительного эмоционального настроя #1057;пособствовать развитию воображения и творческих проявлений; #1042;оспитывать умение выражать свои эмоциональные состояния в словесной и продуктивной форме; #1056;азвивать тактильную чувствительность. | |
Январь | 1. | «Веселые каникулы» (работа с кинетическим песком) | #1056;азвивать коммуникативные навыки; умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других; #1060;ормировать представление о разных эмоциональных состояниях (радость , грусть, удивление) #1057;пособствовать снижению уровня тревожности; #1056;азвивать навык регуляции мышечного напряжения |
2. | «Зимующие птицы» (работа в песочном ящике) | #1057;пособствовать возникновению чувства сопереживания, заботы, эмоциональную отзывчивость на проблемные ситуации #1056;азвивать навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива #1056;азвивать внимание, память, мышление (сравнение, исключение, обобщение) #1056;азвивать умение отражать в речи свои ощущения | |
3. | «Домашние птицы и их детеныши» (работа в песочном ящике) | #1047;акрепить знания детей о домашних птицах и их детенышах; расширить представление б окружающем мире #1056;азвивать слуховое восприятие, внимание, память; наглядно-образное мышление | |
| 2 | «Дикие животные и их детеныши» (работа в песочном ящике) |
#1060;ормировать представление о разных эмоциональных состояниях ( спокойствие, страх) #1042;оспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации #1057;пособствовать снижению психоэмоционального напряжения. |
3 | «День защитника Отечества» (рисование на световом столе) |
#1057;пособствовать сплочению группы #1056;азвивать мелкую моторику, тактильную чувствительность | |
4 | «Мамочке любимой» (рисование цветным песком) |
| |
Март | 1 | «Моя семья» (рисование на световом столе) | #1057;истематизировать знания детей о семье, об отношениях, учить соотносить эмоциональное состояние членов семьи с их поступками #1056;азвивать умение анализировать, планировать, составлять рассказы по воображению #1054;существлять диагностический компонент внутрисемейных отношений #1057;пособствовать эмоциональной близости детей и родителей |
2 | « Все профессии важны» (работа в песочнице) |
#1056;азвивать внимание, память, образное мышление 4 Способствовать снижению психоэмоционального напряжения. | |
3 | « Маленькие дизайнеры» (Мой дом. Мебель) (работа с кинетическим песком) | #1056;азвивать умение отражать в речи свои ощущения, называть свойства и признаки песка ( мягкий , рассыпчатый, легкий, плотный, мокрый) 2. Развивать мелкую моторику и повышать тактильную чувствительность #1056;азвивать воображение и творческое мышление #1057;пособствовать снижению психоэмоционального напряжения через взаимодействие с песком
| |
4 | «Весенняя капель» (рисование на световом столе) |
#1056;азвитие слуховое и зрительное восприятие, образное мышление, воображение #1057;пособствовать снижению психоэмоционального напряжения. | |
Апрель
| 1 | «Перелетные птицы» (рисование на световом столе) |
#1056;азвивать память, мышление (классификация, обобщение, исключение) #1057;пособствовать использованию разных техник рисования (насыпание, рисование большим пальцем, кулачком и т.п.) #1054;беспечить положительный эмоциональный настрой |
2 | «В лесу» ( совместная работа на большом световом столе) | 1. Обогащать представление детей о природе родного края, способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира #1056;азвивать навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива 3. Развивать воображение и творческое мышление #1060;ормировать умение выражать свои ощущения и чувства в словесной форме | |
3 | «Транспорт» (работа в песочнице) | 1. Расширять представление детей об окружающем мире; закреплять представления о разных видах транспорта( наземный, водный, воздушный) 2. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук 3. Развивать память, мышление (сравнение, исключение) #1057;пособствовать снижению психоэмоционального напряжения через взаимодействие с песком и материалами различного фактурного покрытия | |
4 | «Наш город» (работа в песочнице) |
#1042;оспитывать эмоциональную отзывчивость на проблемные ситуации игровых персонажей #1057;пособствовать снижению психоэмоционального напряжения через взаимодействие детей с песком и материалами различного фактурного покрытия
| |
Май | 1 | «День Победы» (общая подгрупповая работа на большом световом столе) | #1056;асширить представления детей о героическом прошлом страны 2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость; умение выражать свои чувства в словесной форме 4. Развивать навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива |
2 | «Кто на полянке живет?» «Насекомые » (работа в песочном ящике) | #1060;ормировать представление детей об окружающем мире; закреплять знания о насекомых; способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира | |
3 | «Волшебные цветы» (рисование на световом столе) | #1056;асширять представление детей об окружающем мире; уточнить знания о растениях и цветах родного края #1057;пособствовать развитию образного мышления ,воображения , творческих проявлений;
#1056;азвивать мыслительную и речевую активность, воображение через тактильные ощущения | |
| 4 | «Летние деньки» (рисование на световом столе) | #1057;пособствовать созданию у детей положительного эмоционального настроя; #1057;пособствовать развитию воображения и творческих проявлений; #1042;оспитывать умение выражать свои эмоциональные состояния в словесной и продуктивной форме; #1056;азвивать тактильную чувствительность и мелкую моторику |
Диагностические методики, рекомендуемые при проведении индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста по темам формирования эмоциональной устойчивости, развития навыков саморегуляции .
- Методика «Волшебная страна чувств».
Цель: исследование психоэмоционального состояния.
Возраст: от 4 до 11 лет
Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или просит достать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.
Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.»
У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.
Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету домика».
Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств.
В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.
Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту. Помести на ней Чувства, живущие в домиках, как тебе хочется ».
Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).
Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной, и узнают много интересных историй.
Обработка результатов.
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
- Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
- Адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики.
- На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
- голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
- туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
- руки до плеч (символизируют эмоциональную деятельность);
- тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);
- ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «Заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие» в голове, окрашивают мысли. Если в голове живет «страх», наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В ногах живут чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими.
6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.
3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.
Авторы методики «Волшебная страна чувств»:
Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д.
// Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – М.: Речь, 2005
- Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением.
Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения
включает в себя оценку поведения , внимания, мимики, пантомимики, движений, статистических поз, речи, вегетативных сдвигов.
Поведение | баллы | |
Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность | ||
Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую соревновательную деятельность (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических приемов и т.п.) | ||
Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат (итог) соревнования | ||
Частая смена настроений, раздражительность | ||
Мимика, пантомимика | ||
Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты | ||
Мимика и пантомимика не отличаются от обычных | ||
В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре | ||
Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция | ||
Движения | ||
Движения замедленные, вялые | ||
Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно | ||
Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет | ||
Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела | ||
Статистические позы | ||
Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статистические положения | ||
Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами. Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене | ||
Позы неудобные, частая их смена | ||
Речь | ||
Речь замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий | ||
Обычная речь | ||
Речь более учащенная, более громкая или более выразительная, чем обычно | ||
Речь частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса | ||
Вегетативные сдвиги | ||
Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их… | ||
Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный | ||
Пульс несколько учащен (на 5-10 ударов в минуту). Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен | ||
Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. Повышенное потоотделение. Повышенный диурез (мочеиспускание). Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены |
В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оценка 2 балла соответствует обычному – фоновому – эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке; оценка 1 балл – недостаточному эмоциональному возбуждению (апатии); оценка 3 балла – повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения; оценка 4 балла – чрезмерная интенсивность проявления эмоций.
Результат наблюдения заносится в протокол .
12 баллов – норма в эмоциональном состоянии.
6 – 11 баллов – низкий эмоциональный фон.
13 – 18 баллов – эмоциональное возбуждение.
18 – 24 баллов – чрезмерное проявление эмоций.
Источник: Практические занятия по психологии / Под ред. А. Ц. Пуни. — М.: Физическая культура и спорт, 1977. — С. 120-121
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия педагога-психолога в средней группе.
Цели:-Познакомить детей с овощами.-Развивать активный словарь детей по теме «Овощи».-Учить детей образовывать множественное число имен существительных, использовать уменьшительные суффиксы.-Продолжать...
Конспект занятия педагога-психолога в старшей группе.
Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива....
Учебно-тематический план коррекционно – развивающих занятий педагога - психолога в старшей группе.
Учебно - тематическое планирование коррекционно - развивающих занятий педагога - психолога в старшей груруппе....
Групповое тематическое занятие педагога-психолога в средних группах ДОУ
Конспект тематического группового занятия с детьми средней группы «В гостях у Лесовичка» Цель: Развитие всех компонентов ус...
Конспект занятия педагога-психолога в ясельной группе "Вежливый мишка"
Конспект занятия педагога-психолога в ясельной группе "Вежливый мишка"...
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием песочницы
Занятие с элементами песочной терапии в средней группе детского сада....
Тематическое планирование психологических занятий педагога – психолога с детьми 6-7 лет по психологической программе «Приключения будущих первоклассников», Н.Ю. Куражева, И.А. Козлова
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувст...