открытое занятие по экспериментированию "Лаборатория чудес"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Цель: Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
Развивающие:
Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать развитию умственных способностей, логического мышления, воображения;
Воспитательные:
Воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов; воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 70»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сценарий НОД
По опытно- экспериментальной деятельности
в старшей группе№4
Тема: «Лаборатория чудес»
Подготовила воспитатель:
Костыря Вера Павловна
г. Энгельс
2024 г.
Сценарий НОД
По опытно- экспериментальной деятельности
в старшей группе№4
Тема: «Лаборатория чудес»
Выполнила воспитатель: Костыря Вера Павловна МДОУ «Детский сад №70»
Вид занятия: познавательное развитие
Возраст детей: 5-6 лет
Цель: Развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
Развивающие:
Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать развитию умственных способностей, логического мышления, воображения;
Воспитательные:
Воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов; воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Предварительная работа:
Беседы: Чистый воздух; для чего нужен воздух и кому, рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы, рассматривание иллюстраций в энциклопедии. Проведение опытов с воздухом. Чтение рассказов, сказок, стихотворений, пословиц познавательного характера. Наблюдение за ветром, снегопадом.
Свойство бумаги, пальчиковая гимнастика
Технологии исследовательской деятельности: наблюдение, экспериментирование.
Здоровье-сберегающая технология: физминутка , использование работоспособности детей в разной пространственной среде (на ковре, за столом), пальчиковая гимнастика.
Инновационные технологии: схемы карточек опытов.
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Практические: физкультминутка, исследование предметов.
Оборудование: два апельсина ( один в кожуре а другой без кожуры), один контейнер с водой, салфетки по количеству детей, молоко, ватные палочки, водорастворимые краски, моющие средство, лимонный сок, листы белой бумаги А5 на каждого ребенка, йод, видеообращение, 3 конверта с заданиями.
Сценарий в старше группе «Лаборатория чудес»
№ | Этапы занятия | Ход ОД | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент. | Посмотрите ребята, сколько к нам сегодня пришло гостей. Что нужно сделать при встречи? А теперь предлагаю поздороваться друг с другом! В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдём направо, А теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, И на место все вернёмся Улыбнёмся, подмигнём. | Здороваются с гостями Слушают педагога. Выполняют движение. | 1.5мин. |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация)и постановка и принятие детьми цели занятия. | Ой ? ребята, вы слышали этот звук? На что похож этот звук? Ребята этот звук похож на сигнал электронной почты, на которую пришло видеосообщение. Подойдем поближе к нашему экрану и посмотрим его. «Здравствуйте уважаемые ребята, я Профессор Почемучкин. Сегодня произошел сбой в главном компьютере нашей лаборатории, и результаты многих экспериментов пропали, теперь их необходимо восстановить, посовещавшись с учеными, мы решили поручить это задание вам. А главным в лаборатории назначить вашего воспитателя. Также я вас прошу сфотографировать все результаты исследований и отправить мне на электронную почту. Если все результаты экспериментов будут восстановлены, то я пришлю вам подарки за вашу работу. На каждом столе вы найдете конверт с заданием. Удачи вам юные ученые!» Ну что вы готовы отправиться в лабораторию и стать учеными? Но для начала мне скажите, что такое лаборатория? Кто там работает? Правильно ребята, молодцы! Ребята предлагаю превратиться всем в лаборантов. Встанем в круг, возьмемся за руки. «Закружилась карусель, ели, ели, а потом бегом, бегом, тише, тише не спешите, карусель остановите! Покружились, в лаборантов превратились!» | Отвечают на вопросы. Смотрят Видеосообщение. Дети отвечают на вопросы педагога. Выполняют движения | 3 мин. |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД. | А теперь нужно нам с вами надеть фартуки! Ребята предлагаю вспомнить правила поведения в лаборатории? Правило 1. Нельзя шуметь, и разговаривать. Правило 2. Нужно быть внимательным и осторожным. Правило 3. Начинать работу можно только, после того как разрешит старший лаборант. Правильно. Но чтобы приступить к экспериментам я хочу попросить НН нам помочь, фотографировать все результаты наших исследований!? Ну что ребята приступим к нашим экспериментам?! Открываем конверт № 1 Вопрос 1: « Плавающий апельсин» Для выяснения истины проведем эксперимент. Опыт: Ребята посмотрите у меня на тарелке лежат два апельсина один с кожурой, а второй очищенный. Возьмем контейнер с водой и погрузим в него апельсин с кожурой. Что происходит с апельсином? Затем очищенный от кожуры апельсин тоже поместим в контейнер с водой. Воспитатель: Что произошло с апельсином? Почему апельсин с кожурой плавает, а апельсин без кожуры утонул? А почему из-за кожуры? Подойти ко мне, посмотрите, у меня на тарелочке лежит кожура и увеличительные стекла (лупа). Возьмите по кусочку кожуры и лупой рассмотрите внимательно кожуру, и что же вы там видите? Правильно много дырочек в кожуре. А сейчас, скажите: для чего надевают людям плавательный жилет, когда они идут плавать? Какой мы можем сделать вывод: Кожура у апельсина – это то же самое, что и жилет для человека. И в дырочках его кожуры находится воздух как в спасательном жилете. Что мы доказали? Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. Молодцы ребята мы справились с первым экспериментом! ……вы все результаты эксперимента сфотографировали? Пройдем ко второму эксперименту. Открываем конверт № 2 «Радуга в молоке» Вы все знаете, что молоко – важнейший продукт питания для детей и взрослых. В молоке содержится очень много полезных веществ, которые нужны нашему организму. Все эти вещества невидимы, но как только они попадают внутрь нашего организма, то каждый орган находит нужное вещество. А какие же полезные вещества есть в молоке? - В молоке есть белок – он укрепляет мышцы. - В молоке есть жир - он обеспечивает организм энергией. - В молоке есть сахар – еще один источник энергии. - В молоке есть минеральные соли – они укрепляют кости, волосы. - В молоке есть витамины - В молоке есть вода. А еще из молока готовят много полезных и вкусных продуктов. Вы знаете, каких? Сейчас мы с вами проведем эксперимент с молоком, для этого нам понадобится …(беру карточку схему) У вас в тарелках на лито молоко. Я сейчас вам добавлю водорастворимые краски в молоко. Теперь возьмите ватную палочку опустите в жидкое моющее средство и окуните её в цветное молоко. Вынуть палочку и наблюдать за яркой, радужной, бурной пляской красок, сменяющих друг друга в причудливом узоре, на молоке. Объяснение опыта: молоко состоит из воды и жира. Именно слой жира на поверхности не даёт краскам раствориться в молоке. Когда мы опустили палочку с моющим средством в молоко, то, жир «лопнул», как воздушные шарики, и привёл в движение краски. Молодцы ребята мы справились и со вторым экспериментом! ……вы все результаты эксперимента сфотографировали? Но прежде чем начать следующий эксперимент я вам предлагаю отдохнуть! Физкультминутка: «Очень дружно мы живем» Очень дружно мы живем (показывают большой палец) Мы по улице идем (маршируют на месте) Если очень мы спешим, вместе быстро побежим,(бег на месте) Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты) Если рядом нет кого-то мы поищем там и тут (наклоны) Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и выдох) Значит можно продолжать на вопросы отвечать (подходим к столу) Открываем конверт № 3 Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать. И наш с вами третий эксперимент будет связан с рисованием. Но рисовать вы будите исчезающими чернилами. Ребята, чем же мы будем рисовать? Я предлагаю вам рисовать лимонным соком и ватными палочками. Можем мы этим рисовать? Для это вам нужно взять ватную палочку обмакнуть в лимонном соке и нарисовать например солнце, цветочек, дом, дерево! Пока ваши рисунки сохнут, мы проведем пальчиковую гимнастику. Немножко отдохнули, продолжим дальше. Посмотрите, наши рисунки высохли! Но на них ничего не видно! Что же мы покажем нашему профессору? Не расстраивайтесь. Я ведь тоже немножко волшебница. Я приготовила для вас волшебный раствор, которая невидимое делает видимым. Хотите узнать, как я его приготовила? Я взяла стакан с водой , добавила йод и всё хорошенько размешала! А теперь возьмите ваши кисточки и опустите в волшебный раствор и закрасьте весь лист. Ребята, ну не чудо ли это? А вы знаете, почему это происходит? Это происходит потому, что в бумаге содержится крахмал, и он становится, виден при реакции с йодом, а лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому нарисованные нами рисунки становятся видны. Молодцы ребята мы справились с третьим экспериментом! ……вы все результаты эксперимента сфотографировали? Ребята подойдите ко мне! Мы все опыты и результаты надо отправить профессору «Почемучкину». Присаживайтесь на ковер! А я сейчас отправлю все результаты экспериментов с телефона нашему профессору | Ответы детей Проводят эксперимент. Ответы детей Слушают педагога. Ответы детей Проводят эксперимент Выполняют движение Дети обмакивают ватные палочки в сок лимона и рисуют на листке Дети выполняют задание Пальчиковая гимнастика предположения детей Дети выполняют задание, рисунок появляется. | 15мин. |
4 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Рефлексия. | Ребята что мы сегодня с вами делали в лаборатории? Какие эксперименты мы проводили? Какой из них вам показался самым интересным? Если вам понравилось проводить эксперименты, то выберете на магнитной доске зеленый круг с большим пальцем вверх, а если не понравилось, то красный круг с большим пальцем вниз. А теперь предлагаю с вами вернуться в наш детский сад, но нужно снять наши фартуки. Встанем в круг, возьмемся за руки. «Закружилась карусель, ели, ели, а потом бегом, бегом, тише, тише не спешите, карусель остановите! Покружились, в детский сад возвратились!» Посылка. «Ребята вы большие молодцы, я получил ваше электронное письмо со всеми результатами ваших экспериментов. Из-за вашу помощь я дарю вам книгу с весёлыми опытами!» | Ответы детей Дети выбирают на доске палец Выполняют движения Слушают педагога | 2мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-184095-1358694147.jpg)
Открытое занятие по развитию речи с детьми второй младшей группы "Лесные чудеса"
Программные задачи. Формировать у детей представления о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, особенностях образа жизни.Познакомить малышей со свойствами и качествами льда.Закре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-588453-1423307134.jpg)
Конспект открытого занятия на тему: «ЧУДЕСА ЗИМНЕГО ЛЕСА»
Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы, активизировать словарь по теме «Зима».Упражнять детей в образовании существительных родительного падежа и составлении просто...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-563551-1421759667.jpg)
Открытое занятие во второй младшей группе. Тема: «Лесные чудеса»
Дети познакомились с дикими животными и их внешнем виде, питании. Познакомила со своиствами и качествами льда. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-827972-1618471336.jpg)
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие на остров чудес»
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе«Путешествие на остров чудес»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/27/picture-941091-1614412086.jpg)
Конспект открытого занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.
Занятие построено с применением технологии исследовательской деятельности.Воспитателем реализовывались следующие задачи: Познакомить детей со свойствам...