Картотека игр на формирование представлений о себе для детей младшего дошкольного возраста.
картотека (младшая группа)

Коврижко Наталья Викторовна

Картотека для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр на формирование представлений о себе для детей младшего дошкольного возраста. 

               

 

 Логоритмическая игра «Это я».

 

Цель: закрепление знания органов чувств  и частей тела человека, умения соотносить речь с движениями.

Ход игры. 

Дети произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Это глазки. Вот, вот. (Показывают сначала один глаз, затем — второй) 

Это ушки. Вот, вот. (Берутся за мочку левого уха, затем — правого) 

Это нос. Это рот. (Левой показывают нос, правой —рот) 

Там спинка, тут живот. (Левую ладошку кладут на спинку, правую — на живот) 

Это ручки! Хлоп-хлоп. (Протягивают обе руки, потом хлопают) 

Это ножки! Топ-топ. (Руки на поясе, два раза топают) Ох, устали, вытрем лоб. (Ладонью проводят по лбу) 

 

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

 

Цель: закрепление знания детей о частях тела человека, формирование умения образовывать слова антонимы.

Ход игры. 

Большой мальчик – маленький мальчик,

Чистый нос – грязный нос,

Детский голос – взрослый голос, Короткий волос – длинный волос, Сухой пот – мокрый пот.

Тяжёлый – лёгкий

Холодный – тёплый

Сильный – слабый

Умный – глупый Хороший – плохой

Весёлый - грустный Чистый – грязный

 

Речевая игра «Назови ласково».

 

Цель: закрепление знаний о человеке, частях тела, умений образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель кидает ребёнку мяч и называет предмет, дети кидают мяч обратно и называют этот же предмет ласково. Воспитатель – папа, ребёнок - папочка и т.д.

Ход игры. 

Мама — мамочка; сын— сыночек; дочь — доченька;

голова — головка, головушка; рука — ручка, рученька; нога — ножка, ноженька, палец — пальчик, глаз — глазик, глазок; волос — волосок; ноготь — ноготок; сердце — сердечко; тело — тельце;уши — ушки; шея — шейка; нос — носик; рот — ротик, роток; зуб — зубик, зубок; губа — губка; язык — язычок; пятка — пяточка; локоть — локоток; плечо — плечико; спина — спинка; живот — животик; щека — щечка; лицо — личико; ладонь — ладошка; голос — голосок.

 

Настольно – печатная игра «Тени». 

 

Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, умения находить их по контурным изображениям, развивать навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику.

Ход игры. 

Воспитатель рассказывает детям, что произошла путаница, солнышко отпечатала тени, а к какому человеку она подходит, совсем не знает, помогите найти людей по их контурным изображениям.

 

Дидактическая игра «Мальчики и девочки». 

 

Цель: закрепление  знаний детей о различиях между мальчиками и девочками, что мальчики будут папами, а девочки мамами, уметь находить сходство и различие между детьми и взрослыми разного пола во внешнем виде, поведении и деятельности.

Материал: картинки с изображением детей и взрослых разного пола с выделением особенностей внешнего вида, одежды, деятельности; картинки с изображением разных видов женской и мужской одежды, предметов деятельности.

Ход игры. 

Педагог предлагает двум группам детей посоревноваться в наблюдательности. Дети должны из серии предложенных картинок выбрать те, на которых изображены лица определенного пола, деятельность, которой они занимаются преимущественно, предметы быта, одежды и игрушки; рассказать, почему выбраны именно эти картинки. Выигрывает та группа, которая выполнила задание быстрее и правильнее.

 

Малоподвижная игра «Зеркало»

 

Цель: формирование представлений о собственном теле, развитие двигательной активности детей.

Ход игры. 

Ты за мною повторяй, свою ручку поднимай/опускай. Ты за мною повторяй, и за нос себя хватай/и на носик нажимай.

Ты за мною повторяй, глазки шире открывай/быстро глазками моргай. Ты за мною повторяй, свои ушки ты щипай/ты за мною повтори, ушко ты потереби.

Ты за мною повторяй, ротик свой ты разевай/ ты за мною повтори, ротик, нука говори (нараспев произносим гласные звуки).

Дидактическая игра «Найди пару» 

Цель. Упражнение детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Ход игры. 

 Перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же.

Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

 

Речевая игра «Доскажи словечко».

 

Цель. Формирование представлений о значении органов чувств, развитие звуковой культуры речи.

Ход игры. 

Воспитатель читает детям загадки, интонацией побуждая их угадать слово,подходящее по смыслу и рифме: Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле… (ушки). Оля смотрит на кота, На картинки-сказки. А для этого нужны Нашей Оле… (глазки). Оля ягодки берет По две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле… (ручки). Оля нюхает в саду Чудный запах роз

И для этого нужен Нашей Оле… (нос).

 

Подвижная игра «Как живете?»

 

Цель. Расширение представлений о возможностях собственного тела, развитие крупной моторики.

Ход игры. 

Воспитатель произносит слова текста, а дети отвечают жестами.

Как живем? Вот так. (Поднимают большой палец вверх) 

Как идем? Вот так. (Маршируют) 

Как сидим? Вот так. (Приседают на корточки) 

Как едим? Вот так. (Имитируют действия с ложкой) 

Как спим? Вот так. (Прикладывают сложенные ладошки к щеке) 

Как молчим? Вот так. (Прикладывают указательный палец к губам) Как шалим? Вот так. (Надувают щеки и, хлопая по ним, сдувают) 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Традиционная кукла как средство формирования представлений о добродетелях у детей младшего дошкольного возраста".

В статье дается описание нетрадиционной формы  работы с родителями в рамках детско-родительской гостиной "Сказочные посиделки"...

«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей....

Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста

Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возрастаОдной из задач дошкольного воспитания является создан...

Статья на тему:"Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как средства обогащения представлений о себе у детей младшего дошкольного возраста."

В данной статье рассказывается о построении и принципах построения РППС для детей младшего дошкольного возраста....