Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста
Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для сохранения и укрепления физического здоровья детей. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать подбор и использование наиболее приемлемых для этого форм, методов обучения и воспитания. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста только начинает закладываться у детей младшего дошкольного возраста, поэтому очень важно воспитателю уделять этому должное внимание. В младшей группе необходимо «дать представления о здоровой и вредной пище; сформировать представления важности утренней гимнастики и физических упражнений; сформировать представления о важности соблюдения навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни».
Живя в ХХI веке и игнорировать такие явления, как телевидение, журналы, кино, интернет невозможно. В настоящее время мультфильм является частью субкультуры ребенка, одним из элементов, влияющих на формирование личности ребенка. А так, как мультфильм обладает качеством особой достоверности, оперирующий фактами из жизни, то телевидение и мультипликационные фильмы дают нам информацию, которая становится источником дальнейшего, самостоятельного размышления. Еще в 60-годы исследователь детских мультфильмов Е. Е. Соловьева акцентировала внимание на взаимозависимости интеллектуального содержания фильма и его эмоциональной окраски. Она отмечала нужным создавать такие фильмы, которые заставляли бы детей не только понимать суть научного вопроса, но испытывать чувства удивления, изумления, которые являются стимулом познавательной активности.
Как отмечает психолог Е. О. Смирнова, «…первое, что должен нести в себе мультфильм - некая функция мультфильма. Что за тема. Каждый фильм расширяет границы мира ребенка, погружает в новую реальность, знакомит с новыми областями. И главное здесь – насколько подходит эта реальность к возрастным интересам ребенка. Насколько он может понять вообще, о чем этот сюжет, о чем ему пытались сказать».
Таким образом, все исследователи и психологи сходятся на мысли, что телевидение и мультипликацию нужно рассматривать как средство, применяемое в целях формирования представлений о ЗОЖ. Опираясь на данные исследования, мы используем мультипликационные фильмы для формирования представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников. Мы провели систематизацию мультфильмов и ввели их в режимные моменты и процесс обучения. У детей, как показывает опыт, существенно изменяет процесс восприятия информации. Под влиянием переданной информации с экрана у детей увеличивается количество ассоциативных связей с прошлым опытом, ранее приобретенными знаниями, явлениями реальной деятельности.