Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Этикета»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Сукач Марина Юрьевна

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом.
 

Программные задачи:

- формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках;

-умение правильно оценивать себя и других;

-закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_po_etiketu.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в страну Этикета»

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом.

Программные задачи: 

- формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках;

-умение правильно оценивать себя и других;

-закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.

Дети под музыку входят в зал, приветствуют друг друга.

Под спокойную мелодию заходит в зал Фея и здоровается с детьми.

Фея: (дети стоят по кругу)

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»

Дети: Доброе утро!
Фея: Здравствуйте, ребята!

Как я рада вас видеть! (Дети здороваются).

Фея:

Сегодня мы с вами будем говорить об этикете. А что такое этикет?

Ответы детей.

Ребёнок:

Что такое этикет – знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать?
Как сесть? Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Фея: Да, мы будем о правилах вежливости и о культуре поведения.

Знаете ли вы, что о человеке говорит уже внешний вид?   Культурный, воспитанный человек причёсан и одет всегда опрятно.

Стук в дверь. Входит Незнайка. Волосы у него взлохмачены, щёки в саже, рубашка расстёгнута, туфли надеты неправильно.

Фея:

Здравствуйте. Как вас зовут? (отвечает)

 Что же с тобой случилось, Незнайка?

Незнайка:

Я сегодня должен был прийти в гости в детский сад, но я проспал.

Фея: Да как же так?

Если в гости вы приглашены –
Значит, вовремя должны прийти.
А почему, ты так неопрятно одет?

Незнайка:

Да я так торопился, подумал, и так сойдет.

Фея. 

Дети, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А ведь я хотела с вами сегодня отправиться в театр. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение. Помогите Незнайке.

(Выходят 2-3 ребёнка причёсывают, застёгивают рубашку, вытирают салфеткой щёки, Незнайка переобувает туфли.)

Фея:

 Вот теперь порядок!

(Все дети садятся на места. Незнайка забывает их поблагодарить).

Фея: 

Ребята, вы помогли Незнайке привести себя в порядок, а он забыл что-то сказать вам. Что?

Дети. Спасибо.

Фея: 

Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.

(Незнайка исправляет положение и говорит детям «спасибо»).

Ребята, посмотрите внимательно на себя со стороны, все ли вы опрятны. Неопрятными быть некрасиво, не забывайте об этом и никогда такими не будьте.

(Дети проверяют свой внешний вид).

Фея:

Ребята, а ведь вы, также, как и Незнайка, часто забываете говорить друг другу волшебные слова, а они так необходимы в жизни.

Все эти необходимые для общения слова вы прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них.

(Дети читают стихи о добрых словах).

1-й ребёнокДобрый день!

-«Добрый день!» - тебе сказали.

-«Добрый день!» – ответил ты.

Как две ниточки связали- теплоты и доброты.

2-й ребёнокДоброго пути!

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

3-й ребёнок. Здравствуйте!

- «Здравствуйте!»- ты скажешь человеку.

- «Здравствуй», - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

4-й ребёнокСпасибо.

За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

5-й ребёнок. Простите.

«Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я всё же забуду,

Простите, я больше не буду».

6-й ребёнокБудьте добры.

«Будьте добры»- это я говорю по секрету.

«Будьте добры»- и не ждите за это конфету.

«Будьте добры» - без игры и во время игры,

Если сумеете, будьте скорее добры.

Фея: 

Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.  (Дети аплодируют).

Фея:

А ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности, и они нам ещё сегодня пригодятся. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие. А вы были, когда- нибудь в театре?

А побывать там хотите? (Ответы детей). В этот театр могут попасть добрые, вежливые, аккуратные, опрятные, дружные, воспитанные дети. И среди вас есть такие? (Ответы детей). Незнайка, а ты с нами хочешь отправиться в театр?

Н: Да!

На чём же мы отправимся в эту загадочную страну, отгадайте загадку:

Дом по улице идёт, на работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.

Дети. Автобус.

 Фея:

Правильно, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановку.

   (Дети подходят к воспитателю и шагают).

Воспитатель. Раз, два!

Дети. Три, четыре!

 Воспитатель. Три, четыре!

Дети. Раз, два!

Воспитатель. Кто шагает дружно в ряд?

Дети.  Наш весёлый детский сад!

Воспитатель: Как ребята здесь живут?

Дети: дружно очень, любят труд!

Раз в ногу

В ногу раз!

Нас много

 Много нас!

            Все ребята смелые, дружные, умелые!

(Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка и построен из детских стульчиков автобус).

Фея:

А вот и наш автобус, осталось только подойти водителю.

 В это время Незнайка достаёт из кармана обёртки от конфет и бросает их на пол.

 Фея:

Незнайка, что же ты делаешь?

Незнайка:

Да какой-то мусор у меня в кармане.

 Фея:

Ребята, правильно ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор?

 (Ответы детей).

Фея:

Конечно же, он поступает неправильно. А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни на улице, ни в лесу, ни в других общественных местах.

(Ответы детей).

Незнайка подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки.

Фея:

Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и красивыми.

Один из детей занимает место водителя.

Фея:

Вот и водитель нашего автобуса, и сейчас мы с вами поедем. Но сначала нужно приобрести билеты. А билеты вы можете получить у меня за волшебное слово.

Дети садятся на стульчики.

Незнайка начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться.

Фея: 

Дети, обратите внимание на то, как ведёт себя Незнайка. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез с ногами на сидение и всё перепачкал. Можно ли так себя вести в общественном транспорте?

Дети. Нет, нельзя.

Фея:

Незнайка, так вести себя нельзя. Посмотри, как сидят ребята.(дети проговаривают правила )

Я надеюсь, что ты усвоил правила поведения в общественном транспорте. Итак, наш автобус отправляется.

Ребёнок- водитель:

Следующая остановка «Поликлиника».

Звучит в грамзаписи песня В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Улыбка». На остановке «Поликлиника» в автобус входит ребёнок, одетый в костюм бабушки.

Фея:

Ребята, обратите внимание, в автобус зашёл пожилой человек,

Как должен поступить воспитанный пассажир?

Дети уступают место «бабушке».

Фея: 

Осторожно! Двери закрываются.

Ребёнок- водитель:

Следующая остановка Детский сад

На остановке «Детский сад» заходит девочка с куклой на руках.

Фея:

 Ребята, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой».

Как вы должны поступить?

Дети уступают место «Маме с дочкой».

  (Дети аплодируют).

Ребёнок- водитель:

Внимание! Следующая остановка «Театр».

Звучит музыка, дети «едут дальше». 

Фея:

Ну, вот и наша остановка. А чтобы оказаться в театре, мы превратим наш автобус в зрительный зал. (дети переставляют стулья)

Фея:

Пока артисты готовятся к выступлению, давайте вспомним некоторые правила театрального этикета. (мнемотаблица)Можно ли опаздывать к началу спектакля? Разворачивать конфеты, громко разговаривать во время представления?  (Нет). Для того чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билет в театральной кассе.

Незнайка извиняется, покупает билет за вежливое слово и заходит со всеми вместе в зрительный зал, толкая сидящих ребят. (повторение правил поведения в театре)

Декорации и реквизит:
-Обстановка комнаты для приема гостей.
-Столы для чаепития, чайная посуда, угощение.
-Журнальные столики, газеты, книги, журналы, детский уголок мягкой мебели, зеркало.
-Воздушные шары, цветы, подарки для именинницы, фартуки для всей семьи, скатерть с салфетками.

Картина первая.

Семья: бабушка (Катя), мама (Полина М.), папа (Сомон), сын (Миша) и дочка (Эля) стоят произвольно в центре комнаты. У папы в руках газета, у сына - машина, у мамы – полотенце, у бабушки и мамы надеты фартуки.

Дочка Даша
Начнем представление
Всем гостям на удивление!
Познакомьтесь, вот моя семья: (показывает)
Мама, папа, брат и я.
А это - самая любимая бабушка моя. (обнимает бабушку)
Бабушка:
У Даши, внученьки моей,
Сегодня день рождения.
Конечно же, мы ждем гостей,
Подарков и веселья.
Мама:
Что ж, веселье хорошо
И подарки тоже.
Кто же скатерть постелить
Мне из вас поможет?
Папа, обращаясь к сыну:
Мы поможем,
Скатерть, сын, скорей неси
И на стол ее стели.
Все подходят к столу. Папа стелет скатерть, сын ему помогает.
Мама:
-Что ж теперь на стол поставим?
Бабушка:
-Хлеб:
Сын:
В хлебнице.
Бабушка:
Конфеты:
Дочка:
-В конфетнице.
Бабушка:
-Сахар:
Мама:
-В сахарнице.
Бабушка:
-Молоко:
Сын:
-В молочнике.
Бабушка:
-Пирожки:
Мама:
-На пирожковой тарелке.

Угощение ставится на стол.

Папа:
-А на салфетки мы что должны аккуратно так поставить? (показывает)
Мама:
-Блюдца, чашки, чайник,
ложки с правой стороны.
Бабушка:
-Про салфетки
не забудь, их на скатерти стели.

Расставляют чайную посуду, раскладывают салфетки.

Бабушка:
-А еще к чаю можем мы подать
торт и пирожное (ставят на стол).
Папа:
И любой украсит стол этот праздничный букет (ставит цветы).
Сын:
-Для тех, кто замарается,
Салфетки расставляются. (ставит салфетки)

Осматривают стол.

Мама:
-Стол накрыт,
Мы ждем гостей,
Приходите поскорей! (снимают фартуки)
Бабушка:
В гости, милые друзья,
Ходят, без сомнения,
Лишь по приглашению!

 Фея:

Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актёры выходят на сцену и кланяются. Эта - театральная традиция -  проявление взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать её. А сейчас антракт!  Что делают зрители в антракте?

Дети отвечают. 

Фея:

Я предлагаю пройти в театральный буфет.

 Незнайка:

Эй, ребята, налетайте, сушки, пряники хватайте!

Чтоб досталось повкусней, друга оттолкни скорей!

Не давай ему конфет, и печенья не давай.

Лучше это угощенье по карманам распихай!

Фея:

Незнайка, остановись. Наши дети никогда так себя вести не будут. Правда, ребята?

Вежливые и воспитанные дети много знают и умеют.

Например, они для начала возьмут то что им нужно в буфете, заняв очередь. И конечно ничего не будут толкать в карманы, а накроют стол, по всем правилам столового этикета.

И, если ты желаешь научиться, научат и тебя.

Присядь и посмотри, как ребята быстро и правильно накроют на столы.

(Выходят две пары детей и проводится игра. Фея проверяет, правильно ли выполнено задание, все ли столовые приборы стоят на местах и почему они должны быть расположены именно так).

Молодцы, всё сумели, всё успели аккуратно сделать.

Прежде чем на стол поставить чашки и тарелки,

Не забыли постелить чистые салфетки.

Чашки, ложки лежат в ряд, столы накрыты для всех ребят.

Вы сегодня славно потрудились, я вам хочу сказать большое спасибо. Мне очень хочется, чтобы вы, ребята, всегда доброжелательно относились друг к другу, никогда никого не обижали, не оскорбляли. Ну, и конечно же дома мамам помогали накрывать на стол. Вели себя всегда прилично, вы ведь теперь воспитанные дети! И за это Вам моё угощенье.

(Фея передаёт воспитателю поднос с угощением. Дети благодарят).

Но это ещё не всё. Для каждого из вас у меня ещё есть небольшие награды.

Фея:

Ну вот, друзья, мои, пришло время нам с вами прощаться!

Наше небольшое путешествие подошло к концу.

Сотни правил в ЭТИКЕТЕ,
Вы все не выучите враз.
Но, пожалуйста уж, дети,
Вы не огорчайте нас.
Подрастая, изучайте,
Изучайте ЭТИКЕТ.
Изучая, подрастайте
И живите много лет!
В ЖИЗНИ ВАШЕ ВОСПИТАНИЕ
ЖДУТ БОЛЬШИЕ ИСПЫТАНИЯ!
Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придётся за вас краснеть. До свидания, жду вас в гости ещё раз в «Волшебную страну Этикета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну "Сказок"

В методической разработке показано практическое применение  гендерного  подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста: представлен сценарий развлечения "Путешествие в страну...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Почемучек».

Закрепление  знаний  детей о правилах дорожного движения....

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Игралочка"

Данное спортивное развлечение направлено на создание  условий для развития  психофизических  качеств дошкольников: выносливости, силы, ловкости, быстроты....

Сценарий итогового мероприятия - досуг- развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну мальчиков и девочек"

Данная методическая разработка позволит:расширить представления о сходстве и различии людей по половомупризнаку;развить основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками;закрепить основы ...