Проектная деятельность по теме: «Солдаты наши меньшие»
методическая разработка
Проектно-исследовательская деятельность представлена проектом гражданско-патриотической направленности, который включает в себя практические материалы в работе с детьми по теме проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soldaty_nashi_menshie.pptx.docx | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №155г. Иркутск
Проект по теме: «Солдаты наши меньшие»
Выполнила воспитатель
Смоленцева Юлия Викторовна
Иркутск,2023г.
Содержание проекта.
1.Введение.
1.1. Актуальность……………………………………………………………..……………….………(1 стр.)
1.2. Цель………………………………………………………………………….………………..………(1 стр.)
1.3. Задачи……….……………………………………………………………………………………… (1 стр.)
1.4 Проблема…………………………………………………………………….………….………… (1 стр.)
1.5 Методы исследования ………………………………………………………..…………….(1 стр.)
1.6 Объект исследования……………………………………………………………….………..(2 стр.)
1.7 Предмет исследования………………………………………….………………….………(2 стр.)
2. Глава 1. «Животные, участвовавшие в Великой Отечественной Войне»
2.1.Обобщение о животных ВОВ……………………………………………………………..(3 стр.)
2.2.Собаки на войне………………………………………………………………………….…..(4-5 стр.)
2.3.Голуби. Как они спасли солдатам жизнь?……………………………………….(6 стр.)
2.4.Кошки на войне………………………………………………………………………………(7-8 стр.)
2.5.Грызуны и как они помогли победить?................................................(9 стр.)
2.6.Верблюды на ВОВ…………………………………………………………………………….(10 стр.)
2.7.Олени на ВОВ……………………………………………………………………………………(11 стр.)
2.8.Черноморские дельфины…………………………………………………………….(12 стр.)
3. Глава 2. «Памятники, посвященные животным Великой Отечественной Войны»
3.1.Памятники, посвященные животным ВОВ……………………………………….(13 стр.)
4. Глава 3. «Описание моего проекта»
Заключение.
4.1 Продукт проектной деятельности……………………………………….…..……….(14 стр.)
4.2 Деятельность над проектом……………………………………………………………..(15 стр.)
4.3. Формы отчёта готового проекта…………………………………………..………….(16 стр.)
4.4.Гипотеза…………………………………………………………………………………………….(16 стр.)
4.5. Вывод …………………………………………………………………………………..…………..(17 стр.)
Список литературы
Приложение
1.1.Актуальность
В настоящее время у людей проявляется жестокое отношение к животным. Поэтому я считаю, что эта тема актуальна. С помощью данного проекта я хочу показать какими верными помощниками были животные, им не давали орденов, они не получали званий, они просто помогали людям и гибли, но погибая они спасали тысячи человеческих жизней. Об этом надо помнить всегда!
1.2.Цель
Формирование представлений о вкладе животных в достижение победы советского народа над фашистскими захватчиками; узнать какие животные были на войне и как они помогали людям.
1.3.Задачи
1) Собрать информацию по данной теме.
2) Обработать информацию, представив её в виде 3D альбома.
3) Воспитание чувства гордости за победу животных и людей в Великой Отечественной Войне.
4) Проведение классных часов, мероприятий и прочего для развития моего проекта.
1.4 Проблема
Каких животных использовали на войне? Что делали животные во время войны? Помогали ли они людям? Почему люди воздвигли памятники животным?
Я отвечу на эти вопросы в течении работы над проектом.
1.5. Методы исследования.
Сбор информации, изучение литературы, анализ, презентация, общение в школе, вне школы, в детском саду с детьми, с друзьями, знакомыми и родственниками.
-1-
1.6. Объект исследования.
Животные, сражавшиеся за Родину
1.7.Предмет исследования.
Вклад животных в приближении Победы в ВОВ.
-2-
2.1.Животные ВОВ.
А что делали животные во время войны? Работая над данной темой, я познакомилась с историческими фактами, в которых отражены подвиги животных во время войны. Я познакомилась с информацией о том, как собаки помогали нам людям победить во время войны. Собаки - связисты, собаки – подрывники, собаки – санитары, собаки – сапёры, одна из таких собак из инженерно-саперной бригады была награждена медалью «За боевые заслуги» . Птицы мира – голуби тоже на войне оказывали помощь, в самых экстремальных условиях , когда бойцы попадали в окружении рация была разбита, только голубь мог донести воздушное послание. И наконец лошади, верблюды на их долю тоже выпали суровые испытания войны, и ещё я узнала о том, как пушистые зверьки – кошки спасли раненого советского летчика – истребителя. Летчик двое суток провел на мельнице периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса немцев. Немцы стали пробираться во внутрь и тут раздался дикий кошачий вопль, а вожак кошек - черный кот прыгнул на голову немца и разодрал когтями лицо. За годы Великой Отечественной войны на полях сражений использовалось огромное количество животных, многие из них погибли, но при этом животные спасли людей. Нельзя при разговоре о войне говорить, о том что победа была только за счет технического оборудования, надо обязательно учитывать тот вклад который внесли в исход войны наши меньшие братья.
Факты о животных на ВОВ:
1 факт.
Для сохранения жизни домашним животным в 1860 году открыли приют, который пережил обе войны и сохранил жизнь животным.
2 факт.
Людям было рекомендовано усыпить кошек и собак.
-3-
2.2.Собаки ВОВ.
А начать бы я хотела с Овчарки Дины - Собака-диверсант.
Овчарка Дина - первая собака- диверсант. Она смогла успешно осуществить подрыв эшелона противника. В результате было уничтожено 10 вагонов, и большая часть железной дороги была выведена из строя.
Она оставляла взрывчатку на железных дорогах и успевала скрыться с места. В конце войны она отличалась при разминировании города Полоцка, нашла в кроватном матрасе в немецком госпитале мину – сюрприз.
Также другие собаки подрывали танки. Мина, укрепленная на спине собаки, цеплялась за днище танка, а сама собака молниеносно убегала от него. За время войны собаки подорвали очень много фашистских танков.
(См. приложение 1)
Собаки также были санитарами. Например собака – санитар Мухтар.
Собака Мухтар за годы войны вытащила с полей сражений более 400 раненых воинов. Пес спас и своего проводника Зорина. Его контузило от разорвавшейся рядом мины, но чуткий и храбрый Мухтар спас его.
Четвероногие бойцы с прикрепленными на спинах медицинскими сумками находили истекающих кровью воинов. Они по-пластунски подползали к раненному , ждали, когда тот достанет все что надо, а потом бежали к другому.
(См. приложение 2)
Собака связист Рекс .
О замечательном четвероногом бойце по кличке Рекс стало известно из рассказа его проводника связиста Николая Больгинова. «Это было в феврале 1944 года. Дошли мы до Днепра и переправились, в это же время через реку была протянута кабельная связь, но минут через 10 связь прервалась, а фашисты пошли в контратаку. Пришлось Рексу доставлять донесение» Несмотря на то, что Сильное течение и порывистый ветер относили назад Рекса, он добрался до нашего берега и передал донесение в нужные руки.
«В тот день Рекс трижды переплывал реку под пулями врага. За время войны пёс был много раз ранен, но каждый раз возвращался в строй.» Он доставил по назначению 1649 донесений.
(См. приложение 3)
-4-
И хотелось бы еще рассказать о собаке – миноискателе.
Собака – миноискатель Джульбарс. Он принимал участие в разминировании местности на территории России, Украины, Венгрии и Австрии. Чутьё Джульбарса помогло разминировать могилу Тараса Шевченко и Владимирский собор в Киеве.
За все время своей службы пёс смог обнаружить 7468 мин и 150 снарядов. Это как минимум семь с половиной тысяч спасенных жизней!
Уникальный пёс был награждён медалью «За боевые заслуги» Также, на Параде Победы, Джульбарса несли на кителе самого Иосифа Сталина! Всё дело в том, что он долго не мог излечиться от полученной в бою раны, из-за чего не мог ходить.
Миноискателем был не только Джульбарс, но и собака Дик. Участвовал он в разминировании Ленинграда, Сталинграда, Лисичанска и Праги. Всего собака за годы войны отыскала 12 000 мин.
(См. приложение 4)
1 факт.
Всего в ВОВ со стороны СССР на фронт было «призвано» более 70 000 четвероногих бойцов, из которых сформулировали 168 отрядов.
2 факт.
В годы войны было сформировано около 15 000 собачьих упряжек. Собаки успешно заменили транспорт и людей. Не боясь огня и разрывов бомб, вывезли с поля боя около 700 000 тяжелораненых бойцов, подвезли к передовым позициям 3500 тонн боеприпасов.
3 факт.
Собаки – саперы за время боевых действий помогли солдатам обнаружить 4 миллиона мин, фугасов и прочих взрывных устройств. Также обследовали территорию общей площадью свыше 15000 кв. км.
(см. приложение)
-5-
2.3. Голуби.
Меня так же заинтересовала тема про голубей. Они по воздуху передавали голубеграммы от солдат к другим солдатам, которым нужна помощь. Голубей отстреливали немцы, а если в доме у человека находили эту птицу, то его казнили.
Один из белорусских партизанских отрядов попал в окружение, в штаб послали сообщение с голубкой, чтобы вызвать подмогу. Верный крылатый почтальон с трудом долетел до штаба и упал замертво перед входом в землянку, но он все же донёс послание и солдаты были спасены!
На одной из подводных лодок на борту жил почтовый голубь по кличке «Голубчик». Во время одного из боевых походов лодка торпедировала фашистский транспорт и, уходя от преследования, попала на минное поле, получила сильные повреждения – вышла из строя рация и она не могла самостоятельно возвратиться на базу. Тогда-то и пришел на помощь голубь, доставивший письмо за два дня, пролетев более тысячи километров. Скорость полета голубя от 60 до 100 км. в час. Причем почтовый голубь хорошо ориентируется и ночью. Лодка получила помощь и была отбуксирована на родную базу другой советской подводной лодки.
Факты о голубях на ВОВ:
1 факт.
За годы войны голуби доставили около 30 000 голубеграмм.
2 факт.
Фашисты скупали ястребов в качестве истребителей голубей.
(См. приложение 5)
-6-
2.4.Кошки.
Кошек в Блокадном Ленинграде тоже отстреливали. Кошки уничтожали мышей, которые в свою очередь уничтожали хлеб, муку и переносили болезни. Полчища грызунов переходили дорогу, тем самым не давали пройти трамваю, уничтожали зерно и последний хлеб. Они нападали на людей и отгрызали спящим носы. Губили в Эрмитаже картины великих художников. Крыс пытались давить танками, стреляли, но это бесполезно. Чтобы спасли Ленинград, в город поступило несколько вагонов с дымчатыми кошками. Кошек расхватили моментально. Кошка на тот момент стоила 500 рублей! Кошки массово уничтожили грызунов и спасли картины, пищу, людей.
Кот-зенитчик Рыжик.
Солдаты подобрали Рыжика в Белоруссии еще совсем котенком, когда после авиа ударов в живых людей не осталось. Вероятно, после пережитых бомбежек у Рыжика появилось особое чутье на опасность. За полминуты до налета Рыжик рычал в ту сторону, с которой появятся вражеские самолеты. Кот стал талисманом батареи малой зенитной артиллерии, не один раз спасал солдат, предупреждая об опасности, «прослужив» до конца войны.
(См. приложение 6)
Кот Саймон.
Необходимо вспомнить и о легендарном коте Саймоне, который служил на военном судне королевского британского флота «Аметист». Он не только уберегал провизию моряков и сам корабль от крыс, но и поддерживал моральный дух всех – от матросов до капитана. Во время захвата китайцами корабля на реке Янцзы, кот был очень серьезно ранен, но не только выжил и продолжил выполнять свои обязанности, но и стал наведываться в корабельный лазарет, чтобы поддерживать дух раненых. По воспоминаниям моряков этот образчик стойкости и преданности был для них самой лучшей моральной поддержкой. Кот пережил и военные дни, и ранения. А вот возвращения на родину ему пережить не удалось. По возвращении в Великобританию, Саймона, как любого из ввозимых в то время в страну зверей, отправили в карантин – в приют для животных. Никакого исключения для героя сделано не было. Саймон провел там несколько дней, подхватил вирусную инфекцию и умер... Кот был удостоен медали и посмертных почестей…
(См. приложение 7)
-7-
О кошках я решила выдвинуть такой факт:
Кошки не только истребляли крыс, но еще и предупреждали людей об опасности, убегая из дома или прячась в подвалах. Сохраняли пищу, картины в Эрмитаже и здоровье людей.
-8-
2.5.Мыши.
Но и грызуны помогали на войне. Они выводили технику врага из строя. Это животное способно пролезть в отверстие вдвое меньше своего размера.
В одной из боевых операций мыши вывели из строя большую часть техники немцев. Ночью, в место где спали немцы, сбросили контейнер с полевками. От удара о землю он раскрылся, и от туда вылезли полёвки. Они пробрались в танки и принялись за дело. Животные перегрызли электропроводку, от чего танк больше не завелся.
(См. приложение 8)
Факты о грызунах на ВОВ:
В Смоленском университете была разработана программа по обучению проживанию этих грызунов в танке.
-9-
2.6. Верблюды.
Если же у русских солдат техника выводилась из строя, то ее заменяли лошади и верблюды. Лошади обычно переносили груз, а вот верблюды и олени уже людей, потому что след их не так виден на земле, как у лошадей. Во время тяжелейших боев под Сталинградом в Астрахани формировалась 28-я резервная армия, укомплектованная пушками. Однако двигаться в путь было невозможно: во всей округе — ни грузовиков, ни лошадей. Осмотревшись, командование решило привлечь в качестве тягловой силы верблюдов. Местные власти выловили почти всех диких животных, передав их воинским частям. Солдатам пришлось непросто, многие видели двугорбых в первый раз, а здесь предстояло управлять такой махиной на передовой. Да и скверный характер животные проявляли при каждой попытке общения. На помощь пришли мальчишки-пастухи. За короткое время с их помощью красноармейцы обучили животных носить упряжку, возить повозки и полевую кухню, тащить орудие, вес которого превышал тонну. Верблюды славились выносливостью, поэтому вместо трех пар коней, полагающихся для перевозки пушек, запрягали две пары верблюдов.
(См. приложение 9)
-10-
2.7.Олени
В конце 1941 года для защиты северных рубежей Советского Союза на Карельском фронте были сформированы оленно – транспортные батальоны. Было подготовлено 10 000 ездовых оленей, 2 000 нарт и 1 400 ездовых собак для 12 лыжно – оленьих батальонов в Заполярье.
Факты про оленей на ВОВ:
1 факт.
Олени по снегу могли перенести более 300 килограмм.
2 факт.
За годы войны олени смогли вывезти 162 самолета.
3 факт.
Оленно – транспортные подразделения перевезли более 8 000 бойцов и 70 000 тонн боеприпасов.
(См. приложение 10)
-11-
2.8.Черноморские дельфины.
Если немецкие корабли наступали на Советский Союз со стороны Черного моря, то в бой отправляли черноморских дельфинов.
«Дельфины - герои Великой Отечественной войны». Во время Великой Отечественной войны советские военные использовали уникальное оружие против немецких кораблей, которые наступали на Советский Союз со стороны Черного моря. Этим оружием были… черноморские дельфины! Специально обученные животные несли на своих спинах мины, которые взрывались, когда они подплывали к кораблям противника. Таким образом, было потоплено очень много вражеских судов. Однако после победы над фашисткой Германией руководство страны решило, что использование дельфинов-камикадзе не перспективно, и поэтому все работы с морскими животными были прекращены. В Севастополе спешно создали секретный отряд тюленей. А так как на дворе была война, то немцы, естественно, перепугались, что на службе у русских будет такое передовое боевое подразделение, и темной ночью хитрым образом отравили экспериментальных тюленей. Военные решили, что морских млекопитающих можно и нужно использовать. Зачем посылать людей на опасные подводные задания, когда есть умные и поддающиеся дрессировке млекопитающие. Главные задачи, которые ставились перед дельфинами - находить и иногда вытаскивать потерянные боеприпасы, в первую очередь, торпеды и мины.
Многие животные участвовали в ВОВ. Убивали врагов и спасали своих. Я уже не первый год изучаю эту тему и на основе этого я изготовила 3D альбом, посвященный солдатам нашим меньшим. Этот альбом можно использовать для уроков истории, которые посвящены Дню Победы. Я уже делилась им с мамой, которая работает воспитателем в детском саду.
О дельфинах так же хочу выдвинуть интересный факт, что дельфины, прямо как настоящие люди проходили множество испытаний, для служения на фронте.
(См. приложение 11)
-12-
Глава 2 «Памятники, посвященные животным ВОВ»
3.1.На данный момент в мире очень много памятников, посвященных животным ВОВ. Сейчас я покажу некоторые из них.
1)Памятник «Подвигу участников оленно- транспортных батальонов»
(См. приложение 12)
2)Памятник «Скорбящий конь»
(См. приложение 13)
3)Северная Осетия, Куртатинское ущелье.
(См. приложение 14)
4)Памятник Мишке и Машке «Мы победили!» Г. Ахтубинск.
( См. приложение 15)
5)Памятник «Голуби Мира» Г. Ангарск.
( См. приложение 16)
6)Памятник кошкам. Город Тюмень.
(См. приложение 17)
7)Памятник собакам – подрывникам. Город Волгоград.
(См. приложение 18)
-13-
4.Глава 3 «Описание моего продукта»
4.1. Продукт проектной деятельности
Тему о животных ВОВ я изучаю давно, но я даже не задумывалась о том, Что я могу сделать что-либо своими руками так, что бы это было одновременно полезно и интересно.
Я стала искать себе подходящий вариант того, что я могу сделать и мне будет это интересно. Мой выбор остановился на 3D альбоме посвященный животным ВОВ.
На каждой странице моего альбома находится фото животного о котором все написано на той же странице.
Делать этот альбом оказалось очень интересно, а главное, что он получился полезным и поможет мне на уроках истории.
(См. приложение 19)
-14-
4.2.Деятельность над проектом.
1 этап.
Подготовительный этап.
Определение темы проекта, формулировка проблем, целей, задач. Подбор литературы, иллюстраций. Разработка классного часа
2 этап.
Организационно-практический этап.
Проведение классных часов, работа с детьми из детского сада (рисунки, подделки, общение). Создание 3D альбома.
3 этап.
Заключительный этап.
Презентация к готовому проекту, приложение к проекту, оформление выставки рисунков к моему проекту.
(См. приложение 20)
-15-
4.3. Формы отчёта готового проекта
Презентации, фотовыставки, выставки рисунков, подделок. И конечно же мой фотоальбом.
4.4. Гипотеза.
«Они тоже сражались за Родину!»- это второе название моего проекта. В ходе исследования я выдвинула гипотезу: В ВОВ воевали не только люди! Воевали кошки, грызуны, птицы, дельфины, собаки, лошади и верблюды, олени и лоси.
-16-
Список литературы:
https://ok.ru/video/2007534209585
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие (познавательное + лепка) в средней группе по теме "Братья наши меньшие"
hpqscan0001.jpg...
Викторина по теме "Братья наши меньшие"
В данной викторине подобраны интересные вопросы о животных. Викторина была использованя мной для родительского клуба, в которм принимали участие также и дети....
Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельно...
Организованная образовательная деятельность по восприятию искусства на тему «Братья наши меньшие». старшая группа
воспитатель Вдовенко Виктория Викторовна. Цель: знакомство старших дошкольников с анималистическим жанром и скульптурой.Задачи:1) «Художественно - эстетическое развитие»- Развитие эст...
Сценарий непосредственное образовательной деятельности с воспитанниками средней группы на тему «Братья наши меньшие».
Занятия с детьми на тему «Братья наши меньшие» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»....
проектная деятельность на тему: «Мой папа был солдатом».
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач для современного общества. В настоящее время в свете реализации федеральных государственных...
Планирование воспитательно- образовательной деятельности во второй младшей группе , по теме : "Братья наши меньшие"
Комплексно- тематическое планирование во второй младшей группе по теме: "Братья наши меньшие"...