Презентация на тему: "развитие эмпатии у старших дошкольников"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Бусыгина Светлана Николаевна

Каждый человек, безусловно, хочет жить в богатой и красивой стране, но ещё больше в стране, которую населяют добросердечные и отзывчивые люди, воспитанные на идеадах красоты, порядочности, душевной чуткости, сочуствия и содействия. 

Найболее распространённым и доступным для понимания широкой аудитории  становится классическое определение эмпатии  как процесса постижения эмоционального состояния, проникновения и вчувствования к переживаниям другого человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга ТЕМА: РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Выполнила: воспитатель высшей категории Бусыгина С.Н. Отчётная работа по инновационной деятельности 2024 г.

Слайд 2

Предисловие: СОЧУВСТВУЮЩИЕ ДЕТИ – ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО «Может случиться так, что выживание рода человеческого будет зависеть от нашей способности проявить безграничное сострадание» американский философ Эрик Хоффер

Слайд 3

Актуальность представлена следующими аспектами - кардинальные экономические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс; - наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Слайд 4

Одной из задач в сфере социальных отношений является: •обогащение представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье и ДОО; • содействие пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых; • поддержка интереса детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности; • обеспечение умения детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых правил; • расширение представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе. Одна из ц елей ФОП достигается через решение следующих задач: •приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение (стр. 4, п. 14.2)

Слайд 5

ЧТО И КАК МЫ РАЗВИВАЕМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. 2. Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. 3. Содействие – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии.

Слайд 6

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ТЕАТР ДОБРА» Театрализованная игра-путешествие. «Знакомство со страной Эмпатия » Цель: Обогащение представлений детей об эмпатии как Сочувствии, Сопереживании, Содействии.

Слайд 7

Встреча 1. Театрализованная игра: «Путешествие в город Сорадости » Цель: Обогащение эмпатийного опыта представлениями о Сорадости как форме проявления Сочувствия. Разыгрывание этюда на создание определённого настроения «Умоемся водичкой из озера «Внимания»

Слайд 8

Встреча 2. «Навстречу Сорадости » Цель: Активизация и обогащение опыта эмпатийного поведения. Разыгрывание этюдов: «У маленького бельчонка –удался чудесный пирог…» «Маленький жёлтый цыплёнок Впервые поймал червяка…» «У рыженького лисёнка Нашёлся любимый носок…» «А серый пушистый котёнок Наелся с утра творога…»

Слайд 9

Встреча 3 «Хорошее настроение» Цель: активизация и обогащение опыта эмпатийного поведения. Разыгрывание этюдов на поднятие настроения Настольная игра «Собери цветок МИЛОСЕРДИЯ»

Слайд 10

Театрализованная игра-путешествие № 3 Встреча 1. Путешествие в город Согрусти . Цель: Обогащение эмпатийного опыта представлениями о Согрусти как форме проявления Сочувствия. Разыгрывание этюдов: «Оказать помощь гадкому Утёнку, утешить его, сказать приятные слова» «Помочь бабушке донести сумку» «Помочь дедушке перейти дорогу»

Слайд 11

Встреча 2. Прогулки по городу Согрусти . Цель: Обогащение эмпатийного опыта представлениями о Согрусти как форме проявления Сочувствия. Мини-этюд: Найти персонажей с эмоциями грусти, показать, как этот герой выражает свои эмоции

Слайд 12

Театрализованная игра-путешествие №4. Встреча 1. Путешествие в город Взаимопонимания Цель: Обогащение эмпатийного опыта представлениями о Взаимопонимании как форме Сопереживания. Участие в играх-этюдах: -выразить без слов какое-либо настроение, передать конкретное эмоциональное состояние (остальные участники игры отгадывают); -дети делятся на пары. Глядя друг другу в глаза, нужно сказать…(например «Я тебя люблю», «Я сержусь на тебя», «Я устал», «Мне больно», «Мне грустно» и т.д.)

Слайд 13

Встреча 2. Секреты Взаимопонимания. Цель: Активизация и обогащение опыта эмпатийного поведения. •Чтение и анализ стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» и «Что сказал вежливый» •В ходе обсуждения дети определяют, кто из героев мог бы жить в городе Взаимопонимания, а кто нет, и почему.

Слайд 14

Театрализованная игра-путешествие №5. Встреча 1. Путешествие в город Взаимопомощи. Цель: Обогащение эмпатийного опыта представлениями о Взаимопомощи как форме проявления Содействия. Разыгрывание ситуации: -белочка рассыпала орешкии – помогите ей!

Слайд 15

Встреча 2. Прогулка по городу Взаимопомощи. Цель: Активизация и обогащение опыта эмпатийного поведения. Драматизация произведения: «В дождь» А.Барто После драматизации произведения предлагается детям, взяв на себя роли, продолжить сюжет. После чего происходит обсуждение чувств, моделей поведения героев данного произведенийя и эмоций детей, принимавших участие в постановках.

Слайд 16

Драматизация произведения «Котёнок» А.Барто Путешествие в город Соучастия. Цель: Обобщение и закрепление полученных представлений об Эмпатии как Сочувствии, Сопереживании, Содействии -предлагается детям самостоятельно предположить, что будет дальше; -после обсуждения дети драматизируют произведение.

Слайд 17

Заключительная встреча. Прощание со страной Эмпатия . Цель: обобщение и закрепление полученных представлений об Эмпатии как Сочувствии, Сопереживании, Содействии. Театрализованная игра «Коля заболел» - в процессе драматизации сюжета предлагается ребятам пофантазировать о том, как они будут готовить сюрприз для Коли, какие чувства они будут испытывать при этом.

Слайд 18

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ Коль горе чужое тебя не заставит страдать, Возможно ль тебя человеком назвать? персидский поэт Саади Сострадание – основа всей морали. немецкий философ А. Шопенгауэр Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого; мы как бы выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека. шотландский писатель Сэмлоэл Смайлс Все сочувствуют несчастьям своих друзей, и лишь немногие радуются их успехам. ирландский писатель и поэт О.Уайльд Добро существует там, где его постоянно творят. Владислав Ежещик

Слайд 19

Используемая методическая литература: 1. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. «Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности»: «Центр педагогического образования», М., 2007 2. Алексеева Н. И. «Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе»: Автореф . канд. дис . М., 1987. 3. Артемова Л.В. «Театрализованные игры для дошкольников»: М., «Просвещение», 1991. 4. Банщиков В.М., Короленко Ц.П. «Эмоции и воображение» М., 1975. 5 . Поиск материалов в Интернете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....

Презентация на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями".

Презентация на тему " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством использования традиционных и инновационных форм работы"Автор: Петрова С.В., воспитате...

Презентация на тему :Развитие мелкой моторики у младших дошкольников

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...

Презентация на тему"Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Презентация на тему"Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"...

Презентация на тему : "Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

Важно знать и  и применить в работе с детьми множество интересных идей для усвоения ими старого доброго принципа "Чистота - залог здоровья". Воспитать в детях потребность и полезную при...