доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»
материал по музыке по теме
В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование информационно – коммуникационных технологий в коррекционно – логопедической работе».
Учитель – логопед: Колосова Марина Александровна
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в нашей стране. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. В своём Послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев сказал: « Особая задача государства – создание безбарьерной школьной среды для детей – инвалидов». В 2010 году принята пятилетняя государственная программа « Доступная среда», направленная на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Она предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей равные условия и возможности для получения образования, успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности на ровне с обычными детьми.
В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями. У большинства детей возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложно организованных психических функций – речи.
Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, т. к. уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.
Характерными признаками клинической картины большинства детей с ограниченными возможностями здоровья является сложность речевой патологии. Наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психическими особенностями этих детей.
Это обусловлено нарушениями устной речи детей, несформированностью у них языковых обобщений: фонематических, морфологических и синтаксических. Что приводит к трудностям освоения общеобразовательных программ.
В последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:
Информатизация и модернизация образовательного процесса
Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, телевизоров и другой вспомогательной техники, стал доступным Интернет. Соответственно снизилась потребность в общении. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.
Успешность речевого развития в большей степени зависит от условий, в которых оно протекает. Интересная, впечатляющая речевая среда, окружающая ребёнка, является первым социальным условием становления речи.
Поэтому современное образование требует от нас, учителей, и всех участников педагогического процесса проявить свои таланты, творческий потенциал, реализовать планы, направленные на личностно – ориентированный подход к ребенку.
Я работаю учителем логопедом в государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении VI вида. В нашей школе обучается 239 детей, 180 детей посещают логопедические занятия , из них 88 дети инвалиды. В школе три логопедических кабинета, в которых работают 5 учителей логопедов. Работая в школе 13 лет я заметила, что с каждым годом характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во – первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, четыре – пять. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков , но и грамматика, и связная речь.
Данные исследования поставили перед нашим коллективом новые задачи. Логопеды нашей школы, создав рабочую группу стали погружаться в проблему. Первым шагом в этом направлении было использование нетрадиционных методов и приёмов по повышению речевой мотивации учащихся. Опираясь на традиционный опыт работы школы и использование новейших технологий педагогическим коллективом отрабатываются следующие аспекты:
- разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи логопедического материала и организации урока;
- разработка индивидуальных логопедических маршрутов и планов;
- внедрение компьютерных технологий в проведении индивидуальных и подгрупповых занятий, на которых используются различные логопедические программы.
Всё это позволяет поддерживать познавательную активность у детей с различной речевой патологией, предотвращает утомление детей, а также повышает эффективность логопедической работы в целом.
Из собственного опыта я могу привести примеры наиболее приемлемых программ в работе с детьми-логопатами:
- программный модуль «Семейный наставник», предназначенный для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендации по устранению пробелов в знаниях.
- программа «Игры для Тигры
Данная программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.
“Игры для Тигры” позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: фонетика, просодика, лексика и звукопроизношение.
Для работы над звукопроизносительным компонентом речи можно использовать программу «Домашний логопед»
Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.
- Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи. На диске имеется также раздел «Развитие связной речи», где ребёнку предлагается алгоритм создания описательного рассказа и рассказа по серии картинок. В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.
- «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»
место, где обучение можно совмещать с развлечением. Здесь интерактивные учебники и репетиторы по предметам начальной школы соседствуют с увлекательными играми на развитие памяти, смекалки, ассоциативного мышления, мультфильмами, сказками.
- Специализированный логопедический тренажер «Дэльфа-142». включает в себя принципиально новые упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи школьника.
В тренажере представлен материал по формированию навыка адекватного восприятия текста - упражнение «Пересказ» и формированию навыка построения связного высказывания - упражнение «Рассказ по картине». Для облегчения восприятия эмоциональной ауры картины в тренажере используется музыкальное сопровождение.
Чтобы логопедические занятия давали больший результат, стараюсь чтобы каждое занятие было комплексным, сочетало в себе традиционный подход и наличие компьютерных средств коррекционного обучения.
Работа с использованием компьютерных программ проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности ребенка. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью логопедических программ встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.
Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, более эффективно устранять различные речевые недостатки, формировать правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
И в заключении своего выступления я хочу сказать:
«Умение говорить и выражать свои мысли является одним из важнейших умений в нашем социально направленном обществе. Мы люди, существа социальные и нам требуется общение, ну а речь – это, пожалуй, единственное наше средство общения, потому как читать и передавать мысли мы ещё не научились».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие "Интегрированные тематические занятия образовательной области «Музыка»
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция” означает “объединение нескольких учебных предметов в один, ...
Доклад на тему"Развитие музыкальных творческих способностей у дошкольников"
Данная тема помогает раскрыть развитие музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста, начиная с младшей группы детского сада....
Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»
В своей статье я постаралась раскрыть проблему развития художественных способностей детей в научно-методической работе....
План самообразования на период 2019-2024г.г. по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей воспитанников через интеграцию образовательных областей с использованием современных образовательных технологий»
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музы...
Доклад на тему: «Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые...
Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте.Дошкольный возраст - это тот пе...