Родительское собрание «Эмоционально-волевые нарушения дошкольников: причины и пути преодоления»
материал

Катанаева Елена Владимировна

Для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Эмоционально-волевые нарушения дошкольников:

причины и пути преодоления»

Теоретическая часть

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные для жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Факторов, которые влияют на развитие эмоционально-волевой сферы, много. Это и внутренние, такие как наследственность, особенности физического развития (то, как развивается нервная система), и внешние – среда, в которой развивается ребенок. И если внутренние факторы изначально заданы, то на внешние мы можем непосредственно влиять.

По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется? Давайте подумаем?

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.

Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка?

1. Нарушение режима дня;

2. Несогласованность требований к ребенку;

3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту;

4. Изобилие ненужной информации;

5. Желание родителей долго находится с ребенком в местах массового скопления людей;

6.Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так;

7. Неблагополучное состояние в семье;

8. Перенесённые стрессы;

9. Отставание в интеллектуальном развитии;

10. Недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;

11. Социально-бытовые причины;

12. Фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;

13. Заболевания;

14. Ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

• Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

• Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.

• Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.

• Агрессивность. Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.

• Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.

• Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует с взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.

• Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.

• Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.

• Гиперактивное поведение. Демонстративное поведение

Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.

• Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т. п.

• Протестное поведение. Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого

• Инфантильное поведение. В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

• Конформное поведение. Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

• Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.                

Известный психолог Л.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. Как же сделать так, чтобы хотя бы немного смягчить эмоциональный срыв наших детей?

Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Поцелуй – это то, что являет на любовь и заботу, снимает боль и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее зажила. Но родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.

Советы для родителей «Минуты нежности»

1. Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.

2. Обнимите за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.

3. Порисуйте у ребёнка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы изображаете.

4. Используйте для спокойных, нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите ребёнку спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти её. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте хозяина.

5.  Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись, друг к другу.

6. Дотроньтесь доверительно до руки или плеча ребёнка, отправляющегося в садик, - и  это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы Вашему загрустившему малышу – и он повеселеет.

 Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка -  дошкольника:

4 года

Ведёт себя «хорошо» более продолжительное время:

 - способен к сотрудничеству со сверстниками;

 - способен усвоить правила очерёдности;

 - может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

Нормальное «плохое» поведение:

 - напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).

5 лет

Ведёт себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ, в общественных местах:

 - соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

 - лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Нормальное «плохое» поведение:

 - разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

 - бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

 6 лет

Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

 - способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;

 - удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

 - начинает осознавать свои переживания;

- начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.

Нормальное «плохое» поведение:

 - ложь как форма ухода от соблюдения нормы;

 - повышенная двигательная активность;

 - ябедничество;

 - небрежность в выполнении монотонных операций.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А. И. Захарову

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

1.            Легко расстраивается, много переживает.

2.            Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3.            Капризничает и раздражается по пустякам.

4.            Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5.            Бывают припадки злости.

6.            Заикается.

7.            Грызёт ногти.

8.            Сосёт палец.

9.            Имеет плохой аппетит.

10.         Слишком разборчив в еде.

11.         Засыпает с трудом.

12.         Спит беспокойно.

13.         Неохотно встаёт.

14.         Часто моргает.

15.         Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16.         Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17.          Старается быть тихим.

18.         Боится темноты.

19.         Боится одиночества.

20.         Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21.         Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

7-3 балла – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Воспитывая ребенка, будь то родитель, воспитатель детского сада, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, каждый, кто принимает участие в воспитании личности несет ответственность за его эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие ребенка – залог психического здоровья и ребенка и взрослого человека, сформировавшейся личности. Его основа формируется в детском возрасте, следовательно, зависит от среды окружения ребенка, родных и близких ребенку, их отношение и реакции на его поведение.

От того как близкие:

• научат ребенка доверять близкому окружению;

• сформируют правильное отношение к «плохим» поступкам;

• сформируют тесное взаимодействие ребенка с родными, близкими и друзьями;

• правильно организуют совместный досуг с ребенком;

• способствуют проявлению гуманных чувств;

• научат сопереживать и чувствовать настроение собеседника;

• сформируют адекватную самооценку;

• научат выражать не только положительные эмоции (чувство юмора, чувстве удивления, радость, но и отрицательные (направить плохое настроение в положительное «русло»; направить негативную энергию и раздражение в какое-либо дело, а не на конкретного человека);

• удовлетворят потребности ребенка в телесном контакте (поглаживание ребенка, массаж, объятия);

• научат преодолевать препятствия в ситуации соревнования и соперничества

зависит эмоциональное благополучие ребенка и будущего взрослого человека.

Какой же он, эмоционально благополучный ребенок?

Это ребенок, который:

• улыбается,

• непосредственно ведет себя в разных ситуациях,

• общительный;

• доброжелательный;

• способен выслушать других;

• не грубит, но способен доказать свою точку зрения, объясняя и аргументируя свой выбор;

• ласков с родными и близкими;

• не проявляет агрессии;

• не берет чужие вещи без спроса;

• в конфликтных ситуациях находит взвешенное решение;

• проявляет чувство юмора;

• не повышает голос;

• считается с мнением окружающих;

• прислушивается к советам взрослых.

Итак, как же можно воспитать и вырастить ребенка эмоционально благополучным?

Уважаемые родители, помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:

• Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;

• Гуляйте, играйте дома, на свежем воздухе в семейные игры;

• Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев;

• На своем примере показывайте значимость своей семьи;

• Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания;

• Учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому у кого неприятность, горе;

• Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди»;

• Формируйте адекватную самооценку;

• Постарайтесь стать самым близким другом;

• Учите дорожить друзьями;

• Учите ребенка быть внимательным к окружению;

• Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов;

• Ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни!

Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудного рабочего дня!

Практическая часть:

Решение педагогических ситуаций

Цель – оптимизация детско-родительских отношений.

1. К вам пришли гости. Ваш ребенок начинает встревать во взрослый разговор. Вы делаете ему замечание. Ребенок отходит от вас, но начинает громко петь песни и прыгать на диване. Почему поступил так ребенок? Ваши дальнейшие действия?

2. Вы предлагаете убрать ребенку за собой со стола. Он отказывается. Вы повторяете свою просьбу. Ребенок встает и уходит в свою комнату. Почему поступил так ребенок? Ваши действия?

3. Вы выходите на улицу. Ваш ребенок быстро выбегает из подъезда и чуть не сбивает с ног пожилую соседку. На ее замечание он отвечает: «Дура старая!»- и несется дальше. Вы извиняетесь за своего сына. Вечером, обсуждая поступок своего ребенка, вы слышите от мужа: «А что, Мария Ивановна еще не померла?» - на что сын громко кричит: «Жива!» Почему поступил так ребенок? Ваши дальнейшие действия?

4. В ежедневных беседах со своим ребенком о школе Вы слышите: «Колька – дурак. Машка – плакса. Мария Ивановна постоянно придирается». Вы делаете ему замечание. В ответ Вы слышите: «А ты зануда еще та!» Почему поступил так ребенок? Ваши действия?

Рефлексия

1. Бывали ли у Вас или ваших знакомых подобные ситуации? Как Вы их решали?

2. На ваш взгляд: кто виноват в дурных поступках ребенка?

3. Какие мысли у Вас возникали в ходе решения ситуаций?

4. Какой вывод Вы для себя сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-презентация для родительского собрания "Основные виды нарушений звукопроизношения и причины вызвавшие их"

Доклад и презентация для родительского собрания в средней логопедической группе...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «На пути к школе»

Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребёнка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению...

Родительское собрание с практической частью «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей»

Родительское собрание с практической частью «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей»...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Капризы, упрямство у детей и способы их преодоления"

Родительские собрания призваны сплотить коллектив родителей, сделать их ближе друг другу. Родители, активно участвующие в подобных собраниях и жизни детского сада, способны лучше понимать потребн...

Родительское собрание во второй младшей группе "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей"

Конспект родительского собрания во второй младшей логопедической группе комбирированного типа "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей"...

Родительское собрание на тему: «Конфликты. Причины возникновения и пути решения.»

Конфликты, возникающие между педагогом и родителями, способы их разрешения...

«Развитие эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста через преодоление конфликтности в детском коллективе посредством игровой деятельности»

Развитие эмоционально - волевой сферы имеет чрезвычайную значимость в работе по преодолению конфликтности у дошкольников, так как   именно в этом возрасте в общении детей друг с другом возни...