Родительское собрание во второй младшей группе "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей"
учебно-методический материал (младшая группа)
Конспект родительского собрания во второй младшей логопедической группе комбирированного типа "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание для родителей младших дошкольников логопедической группы комбинированного типа.
Тема: «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей»
Цель: повышение педагогической культуры родителей и создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу детского сада и семей воспитанников
Задачи:
1. Познакомить с особенностями речевого развития детей 3-4 лет в норме и с нарушениями речи
2. Формировать правильное отношение к индивидуальным особенностям своего ребёнка
3. Стимулировать интерес родителей к совместной деятельности с ребенком
Форма проведения: беседа-диалог учителя-логопеда, воспитателя с элементами мастер-класса с родителями.
Участники: родители группы «Цыплята»
воспитатели: Елена Павловна Попова, Любовь Сергеевна Вильданова
учитель-логопед Мария Сергеевна Лепнина
педагог по физической культуре и доп. образованию по футболу Жанна Николаевна Ибрагимова
педагог доп. образования по хореографии Евгения Иосифовна
Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, мячики для су-джок терапии
План проведения:
- Вступительная часть.
Ознакомление родителей с правилами внутреннего распорядка воспитанников.
Выступление педагогов дополнительного образования.
2. Понятие о нарушении речи (причины, проявления нарушений)
3. Возрастные нормы речевого развития детей
4. Артикуляционная гимнастика с показом некоторых упражнений
5. Дыхательная гимнастика с выполнением некоторых видов упражнений
6. Развитие мелкой моторики
7. Пальчиковая гимнастика с использованием массажных мячиков су-джок
8. Развитие связной речи. Рекомендации для родителей
9. Заключительная часть. Рефлексия
Ход мероприятия
1. Вступительная часть.
Звучит приятная музыка. Родители рассаживаются за столами.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы с Вами поговорим о
- правилах внутреннего распорядка воспитанников
- занятиях дополнительного образования в ДС
- роли семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
Правила внутреннего распорядка (приложение)
Нарушение речи детей дошкольного возраста беспокоит не только воспитателей детского сада, но и тревожит родителей.
В последнее время существенно возросло количество детей, имеющих сложные речевые нарушения. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей. Проблема нарушения речи у детей требуют самого серьезного внимания не только воспитателей и логопедов, но и родителей в первую очередь. Родители должны уделять большое внимание собственному ребенку, начиная с раннего возраста.
Причины речевых нарушений
Невостребованность речи
Заболевания и поражения головного мозга
Нарушения слуха
Различные заболевания в первые годы жизни ребенка
Неблагоприятные социально-бытовые условия
Различная внутриутробная патология
Родовая травма, кесарево сечение и асфиксия во время родов
Проявления речевых нарушений в дошкольном возрасте:
• Нарушения звукопроизношения: неправильная артикуляция звуков, пропуски, замена звуков
• Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове
• Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слов
• Неправильное грамматическое оформление высказывания
• Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания
• Темпо - ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение слов)
А теперь давайте разберем, что относится к норме речевого развития
Возрастные нормы речевого развития
За прожитые три года жизни ребенок уже успел накопить существенный объем знаний и представлений об окружающем мире, обрел некоторую самостоятельность и имеет практический опыт действий с различными предметами.
Трехлетки начинают высказывать простейшие суждения о явлениях и предметах, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребенка начинает формироваться способность к обобщению, начинает объединять ряд предметов, похожих по назначению, в единую группу.
К четырем годам активный словарь ребенка насчитывает примерно 2 000 слов. Чаще начинает использовать местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше употреблялись только качественные прилагательные (холодный, вкусный), теперь использует и притяжательные (мамина кофта).
Само по себе увеличение словарного запаса не имеет большого значения, если параллельно с ним не происходит овладение умением сочетать слова в предложении грамматически правильно. А это тоже наблюдается в речи малыша. Хотя достижения ребенка в овладении родным языком значительны, речь его еще далека от совершенства. Трехлетки еще не могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на прогулке, пересказать содержание им прочитанной сказки. Часты и грамматические ошибки. Не всегда ребенок правильно употребляет слова.
Четвертый год – это возраст «почемучек». Ребенок постоянно задает вопросы, которые ни в коем случае нельзя оставлять без ответа. Надо доступно и терпеливо отвечать на все «зачем?», «почему?», «что это?». Иногда дети неспособны дослушать ответ взрослого до конца из-за неустойчивости внимания. Поэтому объяснение должно быть коротким, четким, понятным и простым.
К четырем годам ребенок хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков, в некоторых словах их могут опускать (нег (снег), вонок (звонок)). Еще не всегда может верно произносить шипящие звуки, заменяя из свистящими (каса (каша)). Сонорные Р, РЬ, Л заменяет звуком ЛЬ, реже Й (лека (река), устай (устал)). Как правило, он сохраняет структуру в двух-, трехсложных словах. Затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяя или пропуская отдельные звуки, переставляя слоги, укорачивая слова.
Какие же условия необходимы, чтобы речь ребенка формировалась своевременно и правильно? Основное, чтобы ребенок был соматически здоров, активен, его речевое окружение было полноценно, он испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Необходимо выбирать игры, совершенствующие внимание, память ребенка, его мышление, воображение. Играйте в игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных песенок.
Хочу напомнить, что речь формируется по подражанию. Родителям и членам семье ребенка необходимо контролировать собственную речь, не требовать от ребенка невозможного.
Необходимо постоянно побуждать малыша к речи, выслушивать его высказывания, не перебивая, играть в совместные игры. Если ребенок хочет с вами поделиться своими переживаниями, стоит не только его пожалеть, но и дать возможность ему рассказать о своей беде.
А сейчас давайте познакомимся с формами работы по развитию речи детей, которые вы можете использовать дома с ребенком:
Артикуляционная гимнастика
В основе коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения лежит артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Цель - научить малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении. Это необходимо для правильного произношения звуков.
При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации:
Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
Гимнастика проводится ежедневно по 5 - 7 минут.
Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
Упражнения выполняются после показа взрослого.
Взрослый контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
-Давайте попробуем выполнить упражнения «Чашечка», «Лошадка», «Комарик»
(Совместное выполнение нескольких артикуляционных упражнений учителя-логопеда с родителями, с объяснением и показом)
Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.
Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную воздушную струю.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
Общая продолжительность упражнения с перерывами не более 5 минут.
Регулярность выполнения: ежедневно.
Упражнения проводятся в проветренном помещении.
Упражнения носят кратковременный характер (от нескольких секунд, до нескольких минут).
Для дыхательной гимнастики используется следующие материалы: вата, соломинки, воздушные шарики, мыльные пузыри, а также дыхательные тренажёры.
Показ дыхательных тренажеров в группе (футбольное поле, помпончики, ураган в бутылке)
Приемы:
Дуть через соломинку;
Дуть на ватные шарики;
«Греем руки» и др.
Развитие мелкой моторики
Всем известно о важности развития мелкой моторики в развитии речи ребенка. Рассмотрим, какие приемы помогают в развитии мелкой моторики:
1.Самомассаж
2. Рисование и лепка
3. Конструкторы Лего
4. Штриховки, раскраски, шнуровка, мозаика
5. Собирание бус
6. Игры с песком, водой
7. Игры с прищепками
8. Игры с крупой
9. Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие и совершенствование «тонких» движений пальцев рук
Приемы:
Пальчиковый самомассаж;
Пальчиковая гимнастика в стихах;
Пальчиковые шаги и др.
Предлагаю вам поиграть в игру «Ежик»
(родителям раздаются массажные мячики, проводится игра)
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шпики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Развитие связной речи, увеличение словаря
Лучше всего навыки связной речи вырабатываются у дошкольника при свободном общении со взрослыми, а также в творческих и логических играх, где ребенок излагает то, о чем он думает, с использованием доступного ему словарного запаса. И чем больше Вы общаетесь со своим ребенком, тем легче ему связно выражать свои мысли вслух.
Старайтесь больше читать стихи, сказки и другие литературные произведения, ведь это способствует увеличению словарного запаса ребенка и помогает ему выработать навыки правильного построения предложения, а также развивает умственные способности малыша. Разучивание стихов придаст ему уверенности при произношении, что является одной из главных составляющих развития речи у ребенка.
ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ
1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Рекомендации для родителей:
Речь по наследству не передается, ребенок перенимает речь от окружающих. Поэтому старайтесь ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения.
Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите сами ясно, четко, интонационно выразительно, называя предметы правильно, не позволяйте говорить ребёнку быстро.
Не перегружайте ребенка информацией, не ускоряйте его развитие. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.
Заключительная часть
Вот и подошла к концу наша встреча. Предлагаю вам ответить на вопросы анкеты
Рефлексия (анкетирование родителей с целью выявления их мнения о проведённом собрании по пунктам:
1) Была ли информация, озвученная на собрании, полезной для Вас?
2) Каковы Ваши предложения и пожелания относительно проведения собраний?
Спасибо, Вам за уделенное время и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу. Буклет
В буклете раскрывается организация коррекционной работы в логопедической группе...
Презентация на тему:« Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу »
Презентацию предлагаю использовать педагогам для демонстрации на родительском собрании,заменив слайды с фото детей...
Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его усп...
Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это...
Консультация для родителей "Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей".
В консультации представлены способы и приемы работы, которые могут использовать родители дома для коррекции речевые нарушений....