Программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Эколяндия"
рабочая программа (подготовительная группа)
На основе своего педагогического опыта в области экологического воспитания разработала программу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Эколяндия». Цель данной программы - формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Предполагаемый результат реализации программы:
1. Усваивают элементарные представления о свойствах живой и неживой природы;
2. Умеют ухаживать за комнатными растениями;
3. Знают основных представителей флоры и фауны своего региона, и нашей страны, в целом;
4. Знают и соблюдают правила поведения в окружающей среде;
5. Знают, что необходимо для жизни и здоровья человека, охотно включаются в оценку взрослыми окружающих условий;
6. Проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе с взрослыми в доступных природоохранных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekolyandiya.docx | 40.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к дополнительной общеразвивающей
образовательной программе
дошкольного образования № 1
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию «Эколяндия»
Возраст детей 6-7 лет
Срок реализации 1 учебный год
Автор (разработчик): Андреева Алёна Петровна,
воспитатель
Нягань, 2022
Содержание:
I. Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Цель программы
- Задачи программы
- Особенности программы
- Уровень сложности
- Возрастная категория обучающихся
- Срок реализации
- Формы и режим занятий
- Планируемые результаты реализации программы
- Средства, необходимые для реализации программы.
II. Содержание программы
- Учебный план программы
- Содержание учебного плана
III. Список литературы
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
Анализ программ развития детских садов и школ Нягани показал, что в начале двухтысячных годов во многих образовательных учреждениях нашего города существовала система дополнительного экологического образования и воспитания детей, разрабатывались комплексные программы по эковоспитанию учеников и дошколят с выходом на практическую деятельность в области познания природы и охраны окружающей среды. На данный момент таких программ в Нягани немного, также у нас нет специального объединения по экологическому образованию населения. В этом аспекте, наша программа уникальна, тем, что проводимые нами мероприятия – это пилотная площадка для создания в ближайшем будущем общественной организации по экологическому воспитанию детей в родном городе.
Новизна программы заключается в особой структуре занятий: дети выступают активными участниками всех мероприятий, а не пассивными наблюдателями. Ведь, лучший способ рассказать ребёнку о природе – это научить ей помогать!
- Цель программы
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
- Задачи программы
- Формирование интереса к познанию природы, изучению состояния окружающей среды и её безопасности для здоровья человека;
- Воспитание любви к природе;
- Изучение норм и правил поведения в окружающей природной среде;
- Вовлечение детей в элементарную трудовую деятельность по уходу за объектами живой природы;
- Исследование природы при помощи всех органов чувств;
- Формирование устойчивых знаний о природной среде и роли человека в защите природы.
- Особенности программы.
Программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию «Эколяндия» рассчитана на всех детей старшего дошкольного возраста без исключения. Знакомство с явлениями живой и неживой природы благотворно влияют на развитие дошколят с ОВЗ. Благодаря экспериментам и реальным опытам, эмпирические знания особенных детей расширяются, и это положительно сказывается на развитии познавательной сферы ребят с особенностями в развитии здоровья.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателя.
Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко. Это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70% , а оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней. Поэтому работа с детьми от 6 до 7 лет так важна для формирования экологической культуры личности. Это понятие подразумевает понимание и принятие общих глобальных проблем, а также осознание личной ответственности за состояние планеты.
- Уровень сложности
Уровень сложности Программы соответствует «Базовому уровню» освоения дополнительной общеразвивающей программы в соответствии с письмом Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации».
- Возрастная категория обучающихся
Возрастная категория обучающихся по Программе - дети 6-7 лет.
- Срок реализации
Срок реализации Программы составляет 1 год (64 часа).
- Формы и режим занятий
Формы организации деятельности обучающихся – групповая. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Наполняемость группы до 8 человек. Обучение проводится 2 раза в неделю по 25 мин. 8 занятий в месяц. Всего 64 занятия в год.
В организации образовательного процесса применяются следующие структурные компоненты занятия:
- Вводная часть (создание проблемной ситуации) – 2 минуты;
- Основная часть (решение проблемной ситуации) – 20 минут;
- Заключительная часть (рефлексия) - 3 минуты;
- Планируемые результаты реализации
К концу учебного года дети:
- Усваивают элементарные представления о свойствах живой и неживой природы;
- Умеют ухаживать за комнатными растениями;
- Знают основных представителей флоры и фауны своего региона, и нашей страны, в целом;
- Знают и соблюдают правила поведения в окружающей среде;
- Знают, что необходимо для жизни и здоровья человека, охотно включаются в оценку взрослыми окружающих условий;
- Проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе с взрослыми в доступных природоохранных мероприятиях.
- Средства, необходимые для реализации программы.
Кадровые: педагогу необходимо иметь средне-специальное или высшее педагогическое образование, а также - профессиональную подготовку в области экологического воспитания дошкольников.
Учебно-методические: комната природы, книги о живой и неживой природе, календари природы, плакаты с изображением объектов живой и неживой природы, презентации, видеоролики.
Технические средства: аудио аппаратура для трансляции видео и аудио-файлов, интерактивный комплекс «Колибри», ноутбук, жёсткий диск, микроскоп.
Перечень оборудования: шкаф для пособий, магнитная доска, оборудование для экспериментирования, дневники наблюдения.
Диагностический материал основан на методике С. Н. Николаевой.
II. Содержание программы
- Учебный план программы
Тема раздела | Количество часов |
1. Диагностика | 1 |
2. Вселенная | 1 |
3. Неживая природа | 14 |
4. Многообразие объектов живой природы и их взаимосвязь со средой обитания | 26 |
5. Взаимодействие человека с природой | 12 |
6. Цель – жизнь без отходов | 9 |
7. Итоговое занятие, диагностика | 1 |
Итого | 64 |
- Содержание учебного плана
№ | Тема | Цель и содержание занятий | Форма организации образовательного процесса | Количество часов | Дата проведения |
1 | Диагностика | Выявить уровень сформированности положительного отношения детей к объектам природы. Наблюдения за реакциями детей на взаимодействие с объектами природы. | Наблюдение | 1 | 04.10.2022 |
2 | Вселенная | Цель: Познакомить детей с видимыми явлениями Вселенной Название и занятий: 1. Солнечная система. Знакомство с планетой Земля, Солнечной системой, место Земли в Солнечной системе. Планета Земля | Теория | 1 | 06.10.2022 |
3 | Неживая природа | Цель: Формировать представления об объектах неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости. Название занятий: 1. Вода и её свойства. 2. Кому нужна вода? 3.Воздух и его свойства. 4. Образование и состав почв. 5. Богатства природы (полезные ископаемые) 6. Богатства природы: ресурсосбережение 7. Загрязнение окружающей среды 8. Сохранение устойчивости биосферы 9. Источники энергии 10. Зачем беречь энергию 11. Сезонные явления в природе: осень 12. Сезонные явления в природе: зима 13. Сезонные явления в природе: весна 14. Сезонные явления в природе: лето |
Теория и эксперименты Теория и практика (уход за растениями) Теория и эксперименты Теория и эксперименты Теория и эксперименты Теория и наглядная практика Теория Теория Теория и эксперименты Теория и эксперименты Теория и наблюдение Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры | 14 | 11.10.2022 13.10.2022 18.10.2022 20.10.2022 25.10.2022 27.10.2022 01.11.2022 03.11.2022 08.11.2022 10.11.2022 15.11.2022 17.11.2022 22.11.2022 24.11.2022 |
4 | Многообразие объектов живой природы и их взаимосвязь со средой обитания | Цель: Формировать верные представления о взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов природы Название занятий: 1.Жизненные формы растений 2. Экологические группы растений 3. Наблюдение «Растение в нашем уголке природы» 4. Совместный уход за растениями в уголке природы 5. Лес – лёгкие нашей планеты 6. Лес – как экосистема. Сообщество растений, грибов и животных 7. Лес – многоэтажный дом 8. Правила поведения в лесу 9. Последствия вырубки лесов и пожаров 10. Правила посадки деревьев 11. Как лесник заботится о лесе 12. Лесные обитатели 13. Пищевые цепочки 14. Типично наземные звери 15. Прыгающие наземные млекопитающие 16. Наземно-древесные звери 17. Подземные млекопитающие 18. Летающие и полуводные млекопитающие 19. Птицы леса 20.Изготовление экокормушек для птиц 21. Сезонные явления в жизни лесных животных 22. Опасные для человека заболевания лесных животных 23. Пруд, озеро, река как экосистема 24. Море как экосистема 25. Луг как экосистема 26. Степь как экосистема | Теория и наблюдение Эксперименты и наблюдение Наблюдение Практика Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория, просмотр видеофильма Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры, наблюдение Теория и дидактические игры, наблюдение Мастер-класс Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры | 26 | 29.11.2022 01.12.2022 06.12.2022 08.12.2022 13.12.2022 15.12.2022 20.12.2022 22.12.2022 27.12.2022 29.12.2022 10.01.2023 12.01.2023 17.01.2023 19.01.2023 24.01.2023 26.01.2023 31.01.2023 02.02.2023 07.02.2023 09.02.2023 14.02.2023 16.02.2023 21.02.2023 28.02.2023 02.03.2023 07.03.2023 |
5 | Взаимодействие человека с природой | Цель: Сформировать у детей представление о том, что человек – часть природы, который играет важную роль в сохранении жизни на планете Название занятий: 1. Человек – живое существо. 2. Как человек использует природу: энергетические ресурсы 3. Как человек использует природу: биологические ресурсы 4. Как человек охраняет природу 5. Красная книга 6. Красная книга Югры 7. Заповедники 8. Заказники 9. Национальные и природные парки 10. Памятники природы 11. Лесопарковые и защитные пояса 12. Зелёные зоны | Теория Теория и практические игры Теория Теория и дидактические игры Теория Теория Теория Теория Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры Теория и дидактические игры | 12 | 09.03.2023 14.03.2023 16.03.2023 21.03.2023 23.03.2023 28.03.2023 30.03.2023 04.04.2023 06.04.2023 11.04.2023 13.04.2023 18.04.2023 |
6 | Цель – жизнь без отходов | Цель: Сформировать у детей представление о понятиях «мусор» и «отходы», выработать ответственное отношение к потреблению и зародить интерес к жизни «без отходов» Название занятий: 1. «Отходы» и «мусор» - в чём разница 2. Сколько мусора может создать человек 3. Для чего сортируют отходы 4. Понятие переработки отходов 5. Знакомство с кодами переработок 6. Какие виды отходов можно сдать на переработку в Нягани 7. Практикум по сортировке отходов 8. Как сократить количество домашних отходов 9. Жизнь без отходов: примеры из жизни семей-экоактивистов | Теория и дидактическая игра Презентация Просмотр обучающего фильма, беседа Знакомство с документальными фильмами Игровая ситуация Просмотр презентации, беседа Игры на реальных объектах Деловая игра Чтение книг, обсуждение | 9 | 20.04.2023 25.04.2023 27.04.2023 02.05.2023 04.05.2023 11.05.2023 16.05.2023 18.05.2023 23.05.2023 25.05.2023 |
7 | Итоговое занятие, диагностика | Цель: на примере решения практических заданий выявить у дошкольников уровень сформированности экологической культуры Итоговое занятие: «Мы ребята смелые – защитники природы первые!» | Решение проблемной ситуации с применением полученных в течение учебного года знаний | 1 | 30.05.2023 |
III. Список литературы
- Адлер В. Н., Черисова О. Н. Экологические сказки Фиолетового леса. Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017. 80 с.
- Николаева С. Н. Экологическое воспитание в старшей группе детского сада. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2022. 192 с.
- Николаева С. Н. «Юный эколог»: Парциальная программа экологического воспитания. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2022. 96 с.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
- Новикова С. Н. Методические рекомендации для организации занятий по экологии. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. 184 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития познавательных способностей, нравственно-...
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»
Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основная цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....
программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Азбука добра"
содержит 5 экологических акций...
Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МИНИ-МУЗЕЙ «ПРИРОДЫ»
Мини-музей "Природы"...
Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...