Программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Эколяндия"
рабочая программа (подготовительная группа)

Андреева Алёна Петровна

На основе своего педагогического опыта в области экологического воспитания разработала программу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Эколяндия». Цель данной программы - формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Предполагаемый результат реализации программы:

 1.        Усваивают элементарные представления о свойствах живой и неживой природы;

2.         Умеют ухаживать за комнатными растениями;

3.         Знают основных представителей флоры и фауны своего региона, и нашей страны, в целом;

4.         Знают и соблюдают правила поведения в окружающей среде;

5.         Знают, что необходимо для жизни и здоровья человека, охотно включаются в оценку взрослыми окружающих условий;

6.         Проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе с взрослыми в доступных природоохранных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolyandiya.docx40.89 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

 к дополнительной общеразвивающей

 образовательной программе

дошкольного образования  № 1

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию «Эколяндия»

Возраст детей 6-7 лет

Срок реализации 1 учебный год

Автор (разработчик): Андреева Алёна Петровна,

воспитатель

Нягань, 2022

Содержание:

I.        Пояснительная записка

  1. Актуальность  программы
  2. Цель программы
  3. Задачи программы
  4. Особенности программы
  5. Уровень сложности
  6. Возрастная категория обучающихся
  7. Срок реализации
  8. Формы и режим занятий
  9. Планируемые результаты реализации программы
  10.  Средства, необходимые для реализации программы.

II. Содержание программы

  1. Учебный план программы
  2. Содержание учебного плана

III. Список литературы

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность программы

Анализ программ развития детских садов и школ Нягани показал, что в начале двухтысячных годов во многих образовательных учреждениях нашего города существовала система дополнительного экологического образования и воспитания детей, разрабатывались комплексные  программы по эковоспитанию учеников и дошколят с выходом на практическую деятельность в области познания природы и охраны окружающей среды. На данный момент таких программ в Нягани немного, также у нас нет специального объединения по экологическому образованию населения. В этом аспекте, наша программа уникальна, тем, что проводимые нами мероприятия – это пилотная площадка для создания в ближайшем будущем общественной организации по экологическому воспитанию детей в родном городе.

Новизна программы заключается в особой структуре занятий: дети выступают активными участниками всех мероприятий, а не пассивными наблюдателями. Ведь, лучший способ рассказать ребёнку о природе – это научить ей помогать!

  1. Цель программы

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Задачи программы
  1. Формирование интереса к познанию природы, изучению состояния окружающей среды и её безопасности для здоровья человека;
  2. Воспитание  любви к природе;
  3. Изучение норм и правил поведения в окружающей природной среде;
  4. Вовлечение детей в элементарную трудовую деятельность по уходу за объектами живой природы;
  5. Исследование природы при помощи всех органов чувств;
  6. Формирование устойчивых знаний о природной среде и роли человека в защите природы.

  1. Особенности программы.

Программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию «Эколяндия» рассчитана на всех детей старшего дошкольного возраста без исключения. Знакомство с явлениями живой и неживой природы  благотворно влияют на развитие дошколят с ОВЗ. Благодаря экспериментам и реальным опытам, эмпирические знания особенных детей расширяются, и это положительно сказывается на развитии познавательной сферы ребят с особенностями в развитии здоровья.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателя.

Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко. Это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70% , а оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней. Поэтому работа с детьми от 6 до 7 лет так важна для формирования экологической культуры личности. Это понятие подразумевает понимание и принятие общих глобальных проблем, а также осознание личной ответственности за состояние планеты.

  1. Уровень сложности

Уровень сложности Программы соответствует «Базовому уровню»  освоения дополнительной общеразвивающей программы в соответствии с письмом Минобрнауки от  18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации».

  1. Возрастная категория обучающихся

Возрастная категория обучающихся по Программе - дети 6-7 лет.

  1. Срок реализации

Срок реализации Программы составляет 1 год (64 часа).

  1. Формы и режим занятий

Формы организации деятельности обучающихся – групповая. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Наполняемость группы до 8 человек. Обучение проводится 2 раза в неделю по 25 мин. 8 занятий в месяц. Всего 64 занятия в год.

В организации образовательного процесса применяются следующие структурные компоненты занятия:

  • Вводная часть (создание проблемной ситуации) – 2 минуты;
  • Основная часть (решение проблемной ситуации) – 20 минут;
  • Заключительная часть (рефлексия)  - 3 минуты;

  1. Планируемые результаты реализации

К концу учебного года дети:

  1. Усваивают элементарные представления о свойствах живой и неживой природы;
  2. Умеют ухаживать за комнатными растениями;
  3. Знают основных представителей флоры и фауны своего региона, и нашей страны, в целом;
  4. Знают и соблюдают правила поведения в окружающей среде;
  5. Знают, что необходимо для жизни и здоровья человека, охотно включаются в оценку взрослыми окружающих условий;
  6. Проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе с взрослыми в доступных природоохранных мероприятиях.

  1. Средства, необходимые для реализации программы.

Кадровые: педагогу необходимо иметь средне-специальное или высшее педагогическое образование, а также - профессиональную подготовку в области экологического воспитания дошкольников.

Учебно-методические: комната природы, книги о живой и неживой природе, календари природы, плакаты с изображением объектов живой и неживой природы, презентации, видеоролики.

Технические средства: аудио аппаратура для трансляции видео и аудио-файлов, интерактивный комплекс «Колибри», ноутбук, жёсткий диск, микроскоп.

Перечень оборудования: шкаф для пособий, магнитная доска, оборудование для экспериментирования, дневники наблюдения.

Диагностический материал основан на методике С. Н. Николаевой.

II. Содержание программы

  1. Учебный план программы

Тема раздела

Количество часов

1. Диагностика

1

2. Вселенная

1

3. Неживая природа

14

4. Многообразие объектов живой природы и их взаимосвязь со средой обитания

26

5. Взаимодействие человека с природой

12

6. Цель – жизнь без отходов

9

7. Итоговое занятие, диагностика

1

Итого

64

  1. Содержание учебного плана

Тема

Цель и содержание занятий

Форма организации образовательного процесса

Количество часов

Дата проведения

1

Диагностика

Выявить уровень сформированности положительного отношения детей к объектам природы. Наблюдения за реакциями детей на взаимодействие с объектами природы.

Наблюдение

1

04.10.2022

  2

Вселенная

Цель: Познакомить детей с видимыми явлениями Вселенной

Название и  занятий: 

1. Солнечная система.

Знакомство с планетой Земля, Солнечной системой, место Земли в Солнечной системе.

Планета Земля

Теория

1

06.10.2022

3

Неживая природа

Цель: Формировать представления об объектах неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости.

Название занятий:  

1. Вода и её свойства.

2. Кому нужна вода?

3.Воздух и его свойства.

4. Образование и состав почв.

5. Богатства природы (полезные ископаемые)

6. Богатства природы: ресурсосбережение

7. Загрязнение окружающей среды

8. Сохранение устойчивости биосферы

9. Источники энергии

10. Зачем беречь энергию

11. Сезонные явления в природе: осень

12. Сезонные явления в природе: зима

13. Сезонные явления в природе: весна

14. Сезонные явления в природе: лето

 

Теория и эксперименты

Теория и практика (уход за растениями)

Теория и эксперименты

Теория и эксперименты

Теория и эксперименты

Теория и наглядная практика

Теория

Теория

Теория и эксперименты

Теория и эксперименты

Теория и наблюдение

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

14

11.10.2022

13.10.2022

18.10.2022

20.10.2022

25.10.2022

27.10.2022

01.11.2022

03.11.2022

08.11.2022

10.11.2022

15.11.2022

17.11.2022

22.11.2022

24.11.2022

4

Многообразие объектов живой природы и их взаимосвязь со средой обитания

Цель: Формировать верные представления о взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов природы

Название занятий:  

1.Жизненные формы растений

2. Экологические группы растений

3. Наблюдение «Растение в нашем уголке природы»

4. Совместный уход за растениями в уголке природы

5. Лес – лёгкие нашей планеты

6. Лес – как экосистема. Сообщество растений, грибов и животных

7. Лес – многоэтажный дом

8. Правила поведения в лесу

9. Последствия вырубки лесов и пожаров

10. Правила посадки деревьев

11. Как лесник заботится о лесе

12. Лесные обитатели

13. Пищевые цепочки

14. Типично наземные звери

15. Прыгающие наземные млекопитающие

16. Наземно-древесные звери

17. Подземные млекопитающие

18. Летающие и полуводные млекопитающие

19. Птицы леса

20.Изготовление экокормушек для птиц

21. Сезонные явления в жизни лесных животных

22. Опасные для человека заболевания лесных животных

 23. Пруд, озеро, река как экосистема

24. Море как экосистема

25. Луг как экосистема

26. Степь как экосистема

Теория и наблюдение

Эксперименты и наблюдение

Наблюдение

Практика

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория, просмотр видеофильма

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры, наблюдение

Теория и дидактические игры, наблюдение

Мастер-класс

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

26

29.11.2022

01.12.2022

06.12.2022

08.12.2022

13.12.2022

15.12.2022

20.12.2022

22.12.2022

27.12.2022

29.12.2022

10.01.2023

12.01.2023

17.01.2023

19.01.2023

24.01.2023

26.01.2023

31.01.2023

02.02.2023

07.02.2023

09.02.2023

14.02.2023

16.02.2023

21.02.2023

28.02.2023

02.03.2023

07.03.2023

5

Взаимодействие человека с природой

Цель: Сформировать у детей представление о том, что человек – часть природы, который играет важную роль в сохранении жизни на планете

Название занятий:  

1. Человек – живое существо.

2. Как человек использует природу: энергетические ресурсы

3. Как человек использует природу: биологические  ресурсы

4. Как человек охраняет природу

5. Красная книга

6. Красная книга Югры

7. Заповедники

8. Заказники

9. Национальные и природные парки

10. Памятники природы

11. Лесопарковые и защитные пояса

12. Зелёные зоны

Теория

Теория и практические игры

Теория

Теория и дидактические игры

Теория

Теория

Теория

Теория

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

Теория и дидактические игры

12

09.03.2023

14.03.2023

16.03.2023

21.03.2023

23.03.2023

28.03.2023

30.03.2023

04.04.2023

06.04.2023

11.04.2023

13.04.2023

18.04.2023

6

Цель – жизнь без отходов

Цель: Сформировать у детей представление о понятиях «мусор» и «отходы», выработать ответственное отношение к потреблению и зародить интерес к жизни «без отходов»

Название занятий:  

1. «Отходы» и «мусор» - в чём разница

2. Сколько мусора может создать человек

3. Для чего сортируют отходы

4. Понятие переработки отходов

5. Знакомство с кодами переработок

6. Какие виды отходов можно сдать на переработку в Нягани

7. Практикум по сортировке отходов

8. Как сократить количество домашних отходов

9. Жизнь без отходов: примеры из жизни семей-экоактивистов

Теория и дидактическая игра

Презентация

Просмотр обучающего фильма, беседа

Знакомство с документальными фильмами

Игровая ситуация

Просмотр презентации, беседа

Игры на реальных объектах

Деловая игра

Чтение книг, обсуждение

9

20.04.2023

25.04.2023

27.04.2023

02.05.2023

04.05.2023

11.05.2023

16.05.2023

18.05.2023

23.05.2023

25.05.2023

7

Итоговое занятие, диагностика

Цель: на примере решения практических заданий выявить у дошкольников уровень сформированности экологической культуры

Итоговое занятие: «Мы ребята смелые – защитники природы первые!»

Решение проблемной ситуации с применением полученных в течение учебного года знаний

1

30.05.2023

III. Список литературы

  1. Адлер В. Н., Черисова О. Н. Экологические сказки Фиолетового леса. Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017. 80 с.
  2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание в старшей группе детского сада. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2022. 192 с.
  3. Николаева С. Н. «Юный эколог»: Парциальная программа экологического воспитания. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2022. 96 с.
  4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
  5. Новикова С. Н. Методические рекомендации для организации занятий по экологии. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития  познавательных способностей, нравственно-...

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»

Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Основная цель программы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....

Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....

Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...