РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития познавательных способностей, нравственно-эстетического воспитания, средством снятия эмоционального напряжения, укрепления здоровья за счет длительного пребывания на свежем воздухе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г Новоалтайска Алтайского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Разработчик:
Ф.И.О: Толмачева Ю.А.
Должность: воспитатель
МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида
№ 9 «Полянка»
города Новоалтайска
Алтайского края
г. Барнаул
2014 год
Пояснительная записка.
Проблема экологического воспитания дошкольников далеко не новая, и достаточно освещена в теории и практике дошкольного образования, однако множество теоретических и практических наработок не уменьшают значимость данной проблемы.
Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития познавательных способностей, нравственно-эстетического воспитания, средством снятия эмоционального напряжения, укрепления здоровья за счет длительного пребывания на свежем воздухе.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе непосредственного общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Одним из эффективных видов деятельности, направленный на экологическое воспитание старших дошкольников, является детский туризм.
Современные тенденции в области дошкольного образования указывают на то, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной проблемы педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Близость к ДОУ разнообразных объектов природы - водоемов, полей, леса, является дополнительными здоровьесберегающими факторами и мощными средствами экологического воспитания.
Актуальность темы рабочей программы определена тем, что детский туризм является одним из эффективных видов деятельности, позволяющий в полном объеме использовать все возможности природного окружения для комплексного решения задачи экологического и физического воспитания детей.
Цель данной рабочей программы – формирование посредством детского туризма представлений о здоровом образе жизни и экологически правильного отношения к миру природы.
Задачи программы:
- знакомство с туризмом как с комплексным средством формирования физической культуры и познавательно - исследовательской деятельности дошкольников;
- создание педагогических условий для формирования экологически оправданного опыта взаимодействия ребенка с природой, сотрудничества с родителями в формировании культуры туризма;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при подготовке и проведении туристической деятельности экологического характера;
- развивать личностные качества, способствующие формированию осознанной позиции отношения ребенка к окружающему миру и ЗОЖ.
Для реализации этих задач необходимо создание следующих условий:
- рациональное и разнообразное использование окружающей природной среды на участке ДОУ и за его пределами;
- систематическая организация физкультурной работы с детьми;
- разработка, включение в образовательный процесс ДОУ плана изучения, подготовки и проведения детской туристической деятельности;
- сотрудничество всех участников педагогического процесса - педагогов, детей и родителей;
- создание ситуаций для подтверждения актуальности использования детского туризма для формирования ЗОЖ и экологического воспитания старших дошкольников.
Данная рабочая программа обеспечивает интегративный подход к решению задач физического и экологического воспитания:
- расширение границ экологической образовательной среды;
- формирование представлений о здоровом образе жизни, развитие и укрепление физических качеств;
- установление образовательного сотрудничества и взаимодействия с социумом.
При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
При выборе содержания, средств и материала, используемых для реализации программы учитывается содержание образовательной программы ДОУ, отражающей возрастные особенности развития детей, региональный компонент образовательной программы. А так же методика организации туристических прогулов ДОУ Э. Я. Степаненковой, направления парциальной программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой, познавательно-исследовательские интересы детей.
Предполагаемые результаты
- освоение детьми представлений об особенностях и проблемах ближайшего природного окружения;
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- интеграция задач физического и экологического воспитания через пополнение предметно-развивающей среды: составление экологических маршрутов, каталога дидактических и подвижных игры, творческих атласов, объединяющих экологическое воспитание и туризм.
- Создание ситуации успешности и актуальности участия туристической деятельности детей для экологии микрорайона.
Календарно-тематическое планирование
Календарно - тематическое планирование по теме : «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» целесообразно осуществлять в течение календарного года (включая летнюю оздоровительную кампанию), выделяя в соответствии с сезоном осенний, зимний и весенне-летний циклы. Обеспечивая неразрывное единство трех взаимосвязанных частей каждого цикла: подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок.
Месяц | Тема | Цель | Пространственное планирование |
Март | Знакомство с понятие «Туризм», | Познакомить детей со значением слов туризм, туристы. Выявить уровень представлений детей о туризме. Обозначить цели туристического похода для людей. Сравнить обычную прогулку с туристической. | Маршруты на экологической тропе. Игры – ориентировки на местности Тематическое занятие «Что такое туризм?» Составление маршрутов за пределы ДОУ Подвижные игры –соревнования на преодоление препятствий, выносливость, ориентировку, движение по плану |
апрель | Значение туризма для формирования здорового образа жизни | Привлечь внимание родителей и детей к культуре отдыха на природе Пропаганда экологического подхода к природе микрорайона, знакомство с особенностями и проблемами природы микрорайона | Анкетирование «Экологическое воспитание детей в семье.» Семейные стенгазеты «Как мы отдыхаем летом», «Здоровые привычки нашей семьи» Передвижка руками детей «Экология вокруг нас» С детьми проведение туристических игр- соревнований (одевание на скорость, установка детских палаток, сбор рюкзака и т.д.) Картотека дидактических и подвижных игр по подготовке к туристическому походу. Проведение и фоторепортаж о совместной природоохранной акции «Чистая речка» |
май | Будущее формируем сами Открытие весеннее - летнего сезона | Познакомить родителей с задачами формирования здорового образа жизни средствами окружающей природы, побуждать желание во время семейных прогулок в лес, к реке, на поляну соблюдать культуру поведения и здорового образа жизни, Формирование бережного отношения к природным объектам леса, приучение к труду.
| Круглый стол «Не причиняя вреда природе.» Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное» Оформление уголка юного туриста Соревнования юного туриста на экологической тропе ДОУ Туристический поход «Лечение берез от браконьеров?» В период сокодвижения заклеивание отверстий, оставленных на березах после сбора сока. Фотоотчет, изготовление природоохранных знаков |
июнь | Пропаганда осознанной экологической позиции в социуме | Выявить степень усвоения экологический представлений у детей и их родителей. Показать способы интеграции образовательных областей Увидеть в рисунках детей их представление о туризме и занятиях туристов. | «Всемирный день природы» Семейный туристический праздник Выставка рисунков "Если с другом вышел в путь..." |
Сентябрь | Открытие осеннего туристического сезона | Усложнение маршрутов тематических прогулок за пределы территории детского сада | Прогулки-походы за территорию детского сада «Мы друзья природы» - пеший поход в лесную зону» «Дышим свежим воздухом» Пеший поход на луг. |
Октябрь | Ориентирование на местности | Вызвать интерес к прибору, обучать работе с компасом. Закрепить умение находить север, юг, запад, восток с помощью компаса и по местным признакам. | Игра – исследование «Что такое компас? Правила поведения в лесу Обследование участков всех групп. Тематическое занятие «Определение сторон горизонта по местным признакам» Туристическая прогулка в лес с элементами ориентирования. Прогулка «к горизонту» |
Ноябрь | Подведение итогов осеннего туристического сезона | Изменения в природе, оценка ресурсов питания для птиц в зимний период. Развитие физических навыков в холодный период времени. | Прогулка по экотропе ДОУ с размещением кормушек. Пешие прогулки по территории ДОУ на лыжах. Спортивно-туристический праздник «Прощай осень» Атлас туриста (карты маршрутов прилегающей местности. |
Декабрь | Особенности зимнего туризма | Формирование представлений о содержании и правилах зимних туристических прогулок | Консультация для родителей "Как научить детей любить и беречь природу" природоохранная акция «Елочка расти» Выставка искусственных елочек Туристическая прогулка к еловой аллее ДОУ (наблюдение, труд – утепление снегом корней ели, игры с еловыми шишками) |
Январь | Практические тренировки, соревнования | Напомнить родителям о бережном отношении к природе Познакомить детей с видами костров, узлов. Вспомнить правила пожарной безопасности на природе. | Памятка для родителей «Берегите природу» Встреча с инструктором по туризму. Беседа «Азбука пожарной безопасности». |
Февраль | Безопасность зимой. Оформление результатов туристической деятельности и достижений юных туристов . | Знакомство с правилами безопасности на льду водоёма. Обобщить и представить результат работы по программе | Прогулка к водоему. Тематическое занятие «Не ходи по льду водоема …» Открытие клуба любителей туризма. Придумывание название клуба, его девиза, речевок. Разучивание стихов, песен про туристов. Сбор необходимого оборудования. |
Целевые ориентиры
В результате освоения рабочей программы у детей сформированы:
- представления о правилах соблюдения безопасности в туристическом походе;
- умения читать карту местности, топографические знаки, составлять карту туристического маршрута;
- практические навыки подготовки к туристическому походу (дети умеют собирать рюкзак, правильно подбирать обувь, одеваться в соответствии с погодными условиями);
- моральные установки о необходимости беречь и охранять природу, способны анализировать экологическую обстановку, ставить цель туристического похода и определять его результативность;
- представления о взаимосвязи и взаимовлиянии состояния природы и здорового образа жизни людей;
- развиты физические качества и качества личности: выдержка, настойчивость, выносливость, добрые взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручка.
Список используемой литературы
- Николаева С.Н.Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 1999. -218 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. Пособие для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-184 с.
- От рождения до школы: основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар по теме «Инновационные технологии как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (Выступление на РМО из опыта работы)
Данный материал может быть полезен для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/26/picture-1074641-1540572977.jpg)
«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1181884-1572429849.jpg)
Мастер-класс по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-212225-1362994701.jpg)
Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/19/picture-944384-1663617718.jpg)
Статья на тему: "Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"
quot;Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/07/picture-1362442-1675788871.jpg)
Мастер – класс для родителей «Лэпбук как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Создание лепбука на тему: «Земля - наш общий дом!»
laquo;Лэпбук»– в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/03/picture-250661-1683136798.jpg)
План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность: ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир. Именно в направлении экологического воспитания дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознател...