Антикоррупционное воспитание дошкольников
материал (старшая группа)

Бутко Марина Анатольевна

Антикоррупционное воспитание дошкольников

 

Актуальность

Коррупция — это социальная проблема, которая затрагивает все сферы жизни общества. Важно понимать, что формирование антикоррупционного сознания должно начинаться с раннего возраста. Дошкольный период — это время, когда закладываются основы нравственности, ответственности и социальной активности. Поэтому антикоррупционное воспитание дошкольников является важным направлением в системе образования.

Антикоррупционное воспитание дошкольников — это важный шаг к формированию ответственного гражданского общества. Воспитание честности и справедливости с раннего возраста поможет создать устойчивую нравственную позицию, которая будет противостоять коррупционным проявлениям в будущем. Интеграция антикоррупционных ценностей в образовательный процесс обеспечит воспитание не только грамотных, но и честных граждан, способных активно противостоять коррупции.

Цели и задачи антикоррупционного воспитания

Цель антикоррупционного воспитания — сформировать у детей понимание справедливости, честности и ответственности.

Задачи включают:

1. Формирование базовых понятий: объяснение детям, что такое честность, доброта, правила, ответственность – ложь, преступление

2. Развитие критического мышления: помощь детям в анализе ситуаций и принятии правильных решений.

3. Стимулирование социальной активности: вовлечение детей в коллективные игры и проекты, которые развивают чувство командной ответственности.

Одной из задач дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, коррупционного мировоззрения. С учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы. 1.Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей цели. 2. Культура общения. 3. Взаимоотношения человека с другими людьми.  4. Человек – член общества. 5. Человек – создатель и носитель культуры. 6. Уважение к чужому мнению. 7. Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю. 8. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. 9. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласиявзаимной помощи. 10. Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых.11. Правила взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.

Методы антикоррупционного воспитания. Для успешного антикоррупционного воспитания используются различные методы:

1. Игровые технологии: ролевые игры, где дети могут примерять на себя разные роли, учат их различать честные и нечестные действия.

2. Беседы и обсуждения: на примерах сказок и историй можно объяснить важность честности и справедливости. Л. Н. Толстой «Лев и мышь», И. А. Крылов «Чиж и голубь», В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», К. Паустовский «Растрепанный воробей» С. Аксаков «Аленький цветочек», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», В. Осеева «Синие листья», И. Токмакова «Это ни чья кошка» Русские народные сказки: «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Пословицы: «Лучше не дари, да после не кори, «Рука руку моет, и обе белы живут», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Не в службу, а в дружбу», «Плохо не клади, вора в грех не вводи»,

3. Творческие задания: создание рисунков, поделок или театрализованных представлений на темы справедливости и честности.

4. Примеры из жизни: рассказы о поступках, которые показывают последствия коррупционных действий, помогают детям лучше понять важность честности.

Примеры антикоррупционного воспитания в практике.

В детских садах можно организовать специальные мероприятия, направленные на антикоррупционное воспитание. Например, проект "Правдивый мир", где дети создают свои "правила хорошего поведения" и обсуждают, почему важно их соблюдать.

Также можно проводить занятия по созданию "Истории наших поступков", где дети будут записывать свои позитивные поступки и действия, способствующие справедливости.

В соответствии с ФОП ДО выстраивать систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие.

Каждая из этих областей решает ряд задач. Так, Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В образовательной области Речевое развитие можно использовать:

 • составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;

 • беседы;

• разучивание стихотворений, пословиц, чтение сказок, рассказов.

В образовательных областях Познавательное развитие, рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, способствующие:

• формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка;

• формированию представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе;

• формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»;

• формированию знаний о современном этикете, культуре поведения в отношениях с разными людьми.

Основной формой обучения детей является игровая деятельность. Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется познакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.

Методические материалы для Организации антикоррупционного воспитания детей Старшего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие»:

литературные произведения для чтения и заучивания. Рекомендуемые литературные произведения способствуют формированию нравственных ориентиров детей старшего дошкольного возраста: этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, позиции неприятия неправомерного поведения.

Пословицы, поговорки.

• Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.

• Не красив собой, зато честен душой.

• Честное дело не таится.

• Честный спит крепче.

• Не в силе честность, а в правде.

• Честность всего дороже.

• Честные глаза вбок не глядят.

• Где правда, там и счастье.

• Раз солгал – навек лгуном стал.

• Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.

• Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

• Жизнь дана на добрые дела. Стихотворения (из книги А. Лопатиной, М. Скребцовой «Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий»)

Что такое совесть? Мама, что такое совесть? Совесть, дочка, это повесть

Про хорошие дела – Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живет, никого не подведет.

Совесть – клад души твоей. Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет. Он спасет тебя от бед.

Он в тебе всегда горит. Он твой самый прочный щит.

 

Литературные произведения для чтения и организации бесед с детьми.

Чтение и обсуждение сказки «Вершки и корешки»

Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:

— Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки. Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки. Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:

— Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь. На другой год говорит мужик медведю:

— Давай, Миша, опять вместе сеять.

— Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки — уговаривается Миша.

— Ладно! – говорит мужик.

– Пусть будет по-твоему.

И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.

Чтение корейской сказки «Честный мальчик»

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами. Шел он, шел и пришел к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, — подумал мальчик. — Из него много дров получится».

Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет? Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок старенький.

 — О чем ты, мальчик, плачешь? — спрашивает. Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:

 — Не горюй, мальчик, найду я топор твой. Сказал он так и под водой скрылся. Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.

 — Этот ли топор твой? — спрашивает. — Что ты, дедушка, не мой это топор! — Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.

 — На, бери свой топор, — говорит. А мальчик ему и отвечает:

 — Нет, дедушка, мой топор из железа сделан. И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.

 — Вот мой топор, дедушка, — говорит. А старик усмехнулся ласково и сказал:

— Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я все три топора. Продай их на  рынке — они дорого стоят, — пусть твоя мама не работает больше на чужих людей. Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры.

Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.

 Вопросы и задания к сказке:

— Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему?

 — Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность?

 — Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

 — Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то обмануть, надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на себя в зеркало и говорить самому себе правду и т.д.

 

Образовательные области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»: сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки

Игра «Птица Счастья»

 Описание игры:

 Стенд в виде птицы. Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок – помочь на занятии, голубой кружок – помочь одеться товарищу, оранжевый кружок – помочь дежурным, зелёный кружок – помочь воспитателю полить цветы, синий кружок – принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течение дня, в конце дня подводятся итоги. 

 Игра «Чудо-дерево»

 Воспитанникам предлагается следующая ситуация:

– Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его! Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека. Берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы: – Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать  кого-то и улучшить ему настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?

 Игра «Сердечко честности»

 Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе.

Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.

 Рисунок «Солнышко правдивости»

 Попросите детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспоминать о своем солнышке и стараться поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.

Творческое задание «Честные люди»

Прочитайте детям пословицы: «Где правда, там и счастье», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом». Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т.д.

Заключение

• Антикоррупционное воспитание дошкольников важно для формирования ответственного гражданского общества

• Воспитание честности и справедливости с раннего возраста создает устойчивую нравственную позицию

• Интеграция антикоррупционных ценностей в образовательный процесс воспитывает честных граждан, способных противостоять коррупции

 

Антикоррупционное воспитание дошкольников

Бутко Марина Анатольевна (ГБДОУ детский сад № 159 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга воспитатель)

Актуальность

Коррупция — это социальная проблема, которая затрагивает все сферы жизни общества. Важно понимать, что формирование антикоррупционного сознания должно начинаться с раннего возраста. Дошкольный период — это время, когда закладываются основы нравственности, ответственности и социальной активности. Поэтому антикоррупционное воспитание дошкольников является важным направлением в системе образования.

Антикоррупционное воспитание дошкольников — это важный шаг к формированию ответственного гражданского общества. Воспитание честности и справедливости с раннего возраста поможет создать устойчивую нравственную позицию, которая будет противостоять коррупционным проявлениям в будущем. Интеграция антикоррупционных ценностей в образовательный процесс обеспечит воспитание не только грамотных, но и честных граждан, способных активно противостоять коррупции.

Цели и задачи антикоррупционного воспитания

Цель антикоррупционного воспитания — сформировать у детей понимание справедливости, честности и ответственности.

Задачи включают:

1. Формирование базовых понятий: объяснение детям, что такое честность, доброта, правила, ответственность – ложь, преступление

2. Развитие критического мышления: помощь детям в анализе ситуаций и принятии правильных решений.

3. Стимулирование социальной активности: вовлечение детей в коллективные игры и проекты, которые развивают чувство командной ответственности.

Одной из задач дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, коррупционного мировоззрения. С учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы. 1.Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей цели. 2. Культура общения. 3. Взаимоотношения человека с другими людьми.  4. Человек – член общества. 5. Человек – создатель и носитель культуры. 6. Уважение к чужому мнению. 7. Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю. 8. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. 9. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласиявзаимной помощи. 10. Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых.11. Правила взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.

Методы антикоррупционного воспитания. Для успешного антикоррупционного воспитания используются различные методы:

1. Игровые технологии: ролевые игры, где дети могут примерять на себя разные роли, учат их различать честные и нечестные действия.

2. Беседы и обсуждения: на примерах сказок и историй можно объяснить важность честности и справедливости. Л. Н. Толстой «Лев и мышь», И. А. Крылов «Чиж и голубь», В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», К. Паустовский «Растрепанный воробей» С. Аксаков «Аленький цветочек», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», В. Осеева «Синие листья», И. Токмакова «Это ни чья кошка» Русские народные сказки: «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Пословицы: «Лучше не дари, да после не кори, «Рука руку моет, и обе белы живут», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Не в службу, а в дружбу», «Плохо не клади, вора в грех не вводи»,

3. Творческие задания: создание рисунков, поделок или театрализованных представлений на темы справедливости и честности.

4. Примеры из жизни: рассказы о поступках, которые показывают последствия коррупционных действий, помогают детям лучше понять важность честности.

Примеры антикоррупционного воспитания в практике.

В детских садах можно организовать специальные мероприятия, направленные на антикоррупционное воспитание. Например, проект "Правдивый мир", где дети создают свои "правила хорошего поведения" и обсуждают, почему важно их соблюдать.

Также можно проводить занятия по созданию "Истории наших поступков", где дети будут записывать свои позитивные поступки и действия, способствующие справедливости.

В соответствии с ФОП ДО выстраивать систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие.

Каждая из этих областей решает ряд задач. Так, Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В образовательной области Речевое развитие можно использовать:

 • составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;

 • беседы;

• разучивание стихотворений, пословиц, чтение сказок, рассказов.

В образовательных областях Познавательное развитие, рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, способствующие:

• формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка;

• формированию представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе;

• формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»;

• формированию знаний о современном этикете, культуре поведения в отношениях с разными людьми.

Основной формой обучения детей является игровая деятельность. Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется познакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.

Методические материалы для Организации антикоррупционного воспитания детей Старшего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие»:

литературные произведения для чтения и заучивания. Рекомендуемые литературные произведения способствуют формированию нравственных ориентиров детей старшего дошкольного возраста: этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, позиции неприятия неправомерного поведения.

Пословицы, поговорки.

• Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.

• Не красив собой, зато честен душой.

• Честное дело не таится.

• Честный спит крепче.

• Не в силе честность, а в правде.

• Честность всего дороже.

• Честные глаза вбок не глядят.

• Где правда, там и счастье.

• Раз солгал – навек лгуном стал.

• Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.

• Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

• Жизнь дана на добрые дела. Стихотворения (из книги А. Лопатиной, М. Скребцовой «Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий»)

Что такое совесть? Мама, что такое совесть? Совесть, дочка, это повесть

Про хорошие дела – Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живет, никого не подведет.

Совесть – клад души твоей. Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет. Он спасет тебя от бед.

Он в тебе всегда горит. Он твой самый прочный щит.

 

Литературные произведения для чтения и организации бесед с детьми.

Чтение и обсуждение сказки «Вершки и корешки»

Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:

— Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки. Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки. Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:

— Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь. На другой год говорит мужик медведю:

— Давай, Миша, опять вместе сеять.

— Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки — уговаривается Миша.

— Ладно! – говорит мужик.

– Пусть будет по-твоему.

И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.

Чтение корейской сказки «Честный мальчик»

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами. Шел он, шел и пришел к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, — подумал мальчик. — Из него много дров получится».

Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет? Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок старенький.

 — О чем ты, мальчик, плачешь? — спрашивает. Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:

 — Не горюй, мальчик, найду я топор твой. Сказал он так и под водой скрылся. Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.

 — Этот ли топор твой? — спрашивает. — Что ты, дедушка, не мой это топор! — Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.

 — На, бери свой топор, — говорит. А мальчик ему и отвечает:

 — Нет, дедушка, мой топор из железа сделан. И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.

 — Вот мой топор, дедушка, — говорит. А старик усмехнулся ласково и сказал:

— Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я все три топора. Продай их на  рынке — они дорого стоят, — пусть твоя мама не работает больше на чужих людей. Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры.

Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.

 Вопросы и задания к сказке:

— Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему?

 — Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность?

 — Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

 — Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то обмануть, надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на себя в зеркало и говорить самому себе правду и т.д.

 

Образовательные области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»: сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки

Игра «Птица Счастья»

 Описание игры:

 Стенд в виде птицы. Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок – помочь на занятии, голубой кружок – помочь одеться товарищу, оранжевый кружок – помочь дежурным, зелёный кружок – помочь воспитателю полить цветы, синий кружок – принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течение дня, в конце дня подводятся итоги. 

 Игра «Чудо-дерево»

 Воспитанникам предлагается следующая ситуация:

– Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его! Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека. Берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы: – Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать  кого-то и улучшить ему настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?

 Игра «Сердечко честности»

 Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе.

Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.

 Рисунок «Солнышко правдивости»

 Попросите детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспоминать о своем солнышке и стараться поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.

Творческое задание «Честные люди»

Прочитайте детям пословицы: «Где правда, там и счастье», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом». Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т.д.

Заключение

• Антикоррупционное воспитание дошкольников важно для формирования ответственного гражданского общества

• Воспитание честности и справедливости с раннего возраста создает устойчивую нравственную позицию

• Интеграция антикоррупционных ценностей в образовательный процесс воспитывает честных граждан, способных противостоять коррупции

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antikorruptsionnoe_vospitanie_doshkolnikov_all.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Антикоррупционное воспитание дошкольников

Бутко Марина Анатольевна (ГБДОУ детский сад № 159 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга воспитатель)

Актуальность

Коррупция — это социальная проблема, которая затрагивает все сферы жизни общества. Важно понимать, что формирование антикоррупционного сознания должно начинаться с раннего возраста. Дошкольный период — это время, когда закладываются основы нравственности, ответственности и социальной активности. Поэтому антикоррупционное воспитание дошкольников является важным направлением в системе образования.

Антикоррупционное воспитание дошкольников — это важный шаг к формированию ответственного гражданского общества. Воспитание честности и справедливости с раннего возраста поможет создать устойчивую нравственную позицию, которая будет противостоять коррупционным проявлениям в будущем. Интеграция антикоррупционных ценностей в образовательный процесс обеспечит воспитание не только грамотных, но и честных граждан, способных активно противостоять коррупции.

Цели и задачи антикоррупционного воспитания

Цель антикоррупционного воспитания — сформировать у детей понимание справедливости, честности и ответственности.

Задачи включают:

1. Формирование базовых понятий: объяснение детям, что такое честность, доброта, правила, ответственность – ложь, преступление

2. Развитие критического мышления: помощь детям в анализе ситуаций и принятии правильных решений.

3. Стимулирование социальной активности: вовлечение детей в коллективные игры и проекты, которые развивают чувство командной ответственности.

Одной из задач дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, коррупционного мировоззрения. С учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы. 1.Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей цели. 2. Культура общения. 3. Взаимоотношения человека с другими людьми.  4. Человек – член общества. 5. Человек – создатель и носитель культуры. 6. Уважение к чужому мнению. 7. Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю. 8. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. 9. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласиявзаимной помощи. 10. Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых.11. Правила взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах. 

Методы антикоррупционного воспитания. Для успешного антикоррупционного воспитания используются различные методы:

1. Игровые технологии: ролевые игры, где дети могут примерять на себя разные роли, учат их различать честные и нечестные действия.

2. Беседы и обсуждения: на примерах сказок и историй можно объяснить важность честности и справедливости. Л. Н. Толстой «Лев и мышь», И. А. Крылов «Чиж и голубь», В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», К. Паустовский «Растрепанный воробей» С. Аксаков «Аленький цветочек», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», В. Осеева «Синие листья», И. Токмакова «Это ни чья кошка» Русские народные сказки: «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Пословицы: «Лучше не дари, да после не кори, «Рука руку моет, и обе белы живут», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Не в службу, а в дружбу», «Плохо не клади, вора в грех не вводи»,

3. Творческие задания: создание рисунков, поделок или театрализованных представлений на темы справедливости и честности.

4. Примеры из жизни: рассказы о поступках, которые показывают последствия коррупционных действий, помогают детям лучше понять важность честности.

Примеры антикоррупционного воспитания в практике.

В детских садах можно организовать специальные мероприятия, направленные на антикоррупционное воспитание. Например, проект "Правдивый мир", где дети создают свои "правила хорошего поведения" и обсуждают, почему важно их соблюдать.

Также можно проводить занятия по созданию "Истории наших поступков", где дети будут записывать свои позитивные поступки и действия, способствующие справедливости.

В соответствии с ФОП ДО выстраивать систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие.

Каждая из этих областей решает ряд задач. Так, Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В образовательной области Речевое развитие можно использовать:

 • составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;

 • беседы;

• разучивание стихотворений, пословиц, чтение сказок, рассказов.

В образовательных областях Познавательное развитие, рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, способствующие:

• формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка;

• формированию представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе;

• формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»;

• формированию знаний о современном этикете, культуре поведения в отношениях с разными людьми.

Основной формой обучения детей является игровая деятельность. Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется познакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.

Методические материалы для Организации антикоррупционного воспитания детей Старшего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие»: 

литературные произведения для чтения и заучивания. Рекомендуемые литературные произведения способствуют формированию нравственных ориентиров детей старшего дошкольного возраста: этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, позиции неприятия неправомерного поведения.

Пословицы, поговорки.

• Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.

• Не красив собой, зато честен душой.

• Честное дело не таится.

• Честный спит крепче.

• Не в силе честность, а в правде.

• Честность всего дороже.

• Честные глаза вбок не глядят.

• Где правда, там и счастье.

• Раз солгал – навек лгуном стал.

• Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.

• Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

• Жизнь дана на добрые дела. Стихотворения (из книги А. Лопатиной, М. Скребцовой «Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий»)

Что такое совесть? Мама, что такое совесть? Совесть, дочка, это повесть

Про хорошие дела – Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живет, никого не подведет.

Совесть – клад души твоей. Яркий лучик света в ней.

Это путеводный свет. Он спасет тебя от бед.

Он в тебе всегда горит. Он твой самый прочный щит.

Литературные произведения для чтения и организации бесед с детьми.

Чтение и обсуждение сказки «Вершки и корешки»

Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:

— Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки. Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки. Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:

— Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь. На другой год говорит мужик медведю:

— Давай, Миша, опять вместе сеять.

— Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки — уговаривается Миша.

— Ладно! – говорит мужик.

– Пусть будет по-твоему.

И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.

Чтение корейской сказки «Честный мальчик» 

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами. Шел он, шел и пришел к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, — подумал мальчик. — Из него много дров получится».

Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет? Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок старенький.

 — О чем ты, мальчик, плачешь? — спрашивает. Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:

 — Не горюй, мальчик, найду я топор твой. Сказал он так и под водой скрылся. Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.

 — Этот ли топор твой? — спрашивает. — Что ты, дедушка, не мой это топор! — Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.

 — На, бери свой топор, — говорит. А мальчик ему и отвечает:

 — Нет, дедушка, мой топор из железа сделан. И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.

 — Вот мой топор, дедушка, — говорит. А старик усмехнулся ласково и сказал:

— Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я все три топора. Продай их на  рынке — они дорого стоят, — пусть твоя мама не работает больше на чужих людей. Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры.

Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.

 Вопросы и задания к сказке: 

— Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему?

 — Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность?

 — Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

 — Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то обмануть, надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на себя в зеркало и говорить самому себе правду и т.д.

 

Образовательные области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»: сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки

Игра «Птица Счастья»

 Описание игры:

 Стенд в виде птицы. Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок – помочь на занятии, голубой кружок – помочь одеться товарищу, оранжевый кружок – помочь дежурным, зелёный кружок – помочь воспитателю полить цветы, синий кружок – принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течение дня, в конце дня подводятся итоги. 

 Игра «Чудо-дерево»

 Воспитанникам предлагается следующая ситуация:

– Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его! Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека. Берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы: – Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать  кого-то и улучшить ему настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?

 Игра «Сердечко честности»

 Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе.

Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.

 Рисунок «Солнышко правдивости»

 Попросите детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспоминать о своем солнышке и стараться поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.

Творческое задание «Честные люди» 

Прочитайте детям пословицы: «Где правда, там и счастье», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом». Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т.д.

Заключение

• Антикоррупционное воспитание дошкольников важно для формирования ответственного гражданского общества

• Воспитание честности и справедливости с раннего возраста создает устойчивую нравственную позицию

• Интеграция антикоррупционных ценностей в образовательный процесс воспитывает честных граждан, способных противостоять коррупции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антикоррупционное воспитание в детском саду

Перспективный план мероприятий по антикоррупционному воспитанию в детском саду...

Республиканский конкурс методических материалов по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Детям  о коррупции»для детей старшего дошкольного возраста...

Антикоррупционное воспитание дошкольника

Антикоррупционное воспитание в системе дошкольного образования осуществляется в рамках реализации задач нравственного воспитания детей во всех видах детской деятельности....

Антикоррупционное воспитание детей и молодежи в МБДОУ «Детский сад № 62 «Радуга»

Антикоррупционное образование направлено на предотвращение коррупционных преступлений и формирование в обществе отношений, построенных на основе соблюдения принципа социальной справедливости, соблюден...

Консультация для родителей "Работа с детьми по антикоррупционному воспитанию"

Антикоррупционное воспитание в системе дошкольного образования заключается в создании условий для формирования ценностных установок и развития способностей , необходимых для формирования у воспитанник...