Антикоррупционное воспитание дошкольника
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Юлия Марковна Логинова

Антикоррупционное воспитание в системе дошкольного образования осуществляется в рамках реализации задач нравственного воспитания детей во всех видах детской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antikorruptsionnoe_vospitanie_doshkolnikov_starshego_i.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Антикоррупционное воспитание дошкольников старшего и

подготовительного возраста .

Антикоррупционное воспитание в системе дошкольного образования осуществляется в рамках реализации задач нравственного воспитания детей во всех видах детской деятельности.

Цель антикоррупционного воспитания заключается в создании условий для формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, доброты, позиции неприятия неправомерного поведения. А также для развития волевых качеств: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

ФГОС дошкольного образования отмечает важность воспитания у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине.

Формами организации работы по формированию антикоррупционного мировоззрения являются

 1.организационно-методическая работа с кадрами,

2.инструктивно-методическая работа, работа с воспитанниками.

Организационно-методическая работа с кадрами:

 •  формирование профессиональных компетенций педагога в области антикоррупционного воспитания;

•  совершенствование форм и методов работы с детьми;

 •  организация различных видов деятельности с детьми; •

 разработка положений конкурсов, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения;

 •  организация проведения игровых и обучающих программ.

 Инструктивно-методическая работа:

 •  проведение родительских собраний, собраний трудового коллектива по вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения;

•  консультации для педагогов, родителей, обучающихся;

 •  размещение на стендах дошкольной образовательной организации информации антикоррупционного содержания.

Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в условиях Реализации требований федерального государственного Образовательного стандарта дошкольного образования.

Работа по формированию антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций включает следующие составляющие:

-уточнение представлений детей о таких понятиях, как «честность», «правдивость», «справедливость», «ответственность», «долг», «правила» и противоположных им понятий – «ложь», «коррупция», «проступок», «преступление».

- расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.

-формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме. С учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы. 1.Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей цели. 2.Человек – член общества.3. Взаимоотношения человека с другими людьми. 4.Культура общения.5. Уважение к чужому мнению. 6.Человек – создатель и носитель культуры. 7.Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. 8. Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю.  9.Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых. 10.Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. 11.Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах. 

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, коррупционного мировоззрения.

В соответствии с ФГОС ДО выстраивать систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Рече вое развитие, Познавательное развитие.

Каждая из этих областей решает ряд задач. Так, Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного от- ношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

 В образовательной области Речевое развитие можно использовать:

 •  составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;

 •  беседы;

•  разучивание стихотворений, пословиц, чтение сказок, рассказов. Рекомендуемые литературные произведения, способствующие формированию нравственных ориентиров – совестливость, справедливость, ответственность, трудолюбие:

И. А. Крылов «Чиж и голубь», Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек», Н. Артюхова «Большая береза», В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков «Аленький цветочек», В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», К. Паустовский «Растрепанный воробей», И. Токмакова «Это ни- чья кошка», В. Осеева «Синие листья», «Печенье», М. Зощенко «Не надо врать», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Пословицы: «Хорошо тому добро делать, кто его помнит», «Рука руку моет, и обе белы живут», «Милость велика, да не сто- ит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не кори», «Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади, вора в грех не вводи», «Не в службу, а в дружбу».

 В образовательных областях Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, способствующие:

•  формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка;

•  формированию представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе;

•  формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»; •  формированию знаний о современном этикете, культуре по- ведения в отношениях с разными людьми.

 Основной формой обучения детей является игровая деятельность. Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется познакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.

 Методические материалы для Организации антикоррупционного воспитания детей Старшего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие»: 

литературные произведения для чтения и заучивания. Рекомендуемые литературные произведения способствуют формированию нравственных ориентиров детей старшего дошкольного возраста: этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, позиции неприятия неправомерного поведения.

                                    Пословицы, поговорки.

•  Гол, да не вор; беден, да честен.

 •  Честное здравствование сердцу на радость.

•  И не велика беда, да честна.

•  Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.

 •  Лучше малые крохи с честностью, чем большие куски с лихостью.

 •  Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

•  Не красив собой, зато честен душой.

•  Честных почитай, а гордых презирай.

 •  Честное дело не таится.

•  Честный спит крепче.

 •  Не в силе честность, а в правде.

 •  Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

•  Честность всего дороже.

 •  Честные глаза вбок не глядят.

 •  Где правда, там и счастье.

•  Раз солгал – навек лгуном стал.

 •  Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.

 •  У лжи короткие ножки.

 •  Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

•  Жизнь дана на добрые дела. Стихотворения (из книги А. Лопатиной, М. Скребцовой «Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий»)

Что такое совесть? Мама, что такое совесть?

 Совесть, дочка, это повесть

Про хорошие дела

– Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живет, Никого не подведет.

 Совесть – клад души твоей. Яркий лучик света в ней.

 Это путеводный свет. Он спасет тебя от бед.

 Он в тебе всегда горит. Он твой самый прочный щит.

 Литературные произведения для чтения и организации б е с е д с детьми.

 Чтение корейской сказки «Честный мальчик» 

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами. Шел он, шел и пришел к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево , — подумал мальчик. — Из него много дров получится».

Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет? Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок старенький.

 — О чем ты, мальчик, плачешь? — спрашивает. Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:

 — Не горюй, мальчик, найду я топор твой. Сказал он так и под водой скрылся. Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.

 — Этот ли топор твой? — спрашивает. — Что ты, дедушка, не мой это топор! — Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.

 — На, бери свой топор, — говорит. А мальчик ему и отвечает:

 — Нет, дедушка, мой топор из железа сделан. И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.

 — Вот мой топор, дедушка, — говорит. А старик усмехнулся ласково и сказал:

— Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я все три топора. Продай их на  рынке — они дорого стоят, — пусть твоя мама не работает больше на чужих людей. Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры.

Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.

 Вопросы и задания к сказке: 

— Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему?

 — Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность?

 — Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

 — Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то обмануть, надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на себя в зеркало и говорить самому себе правду и т.д.

 Чтение и обсуждение сказки «Вершки и корешки» 

Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:

— Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки. Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки. Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:

 — Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь. На другой год говорит мужик медведю:

 — Давай, Миша, опять вместе сеять.

 — Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки — уговаривается Миша.

— Ладно! – говорит мужик.

– Пусть будет по-твоему.

 И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.

Образовательные области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»: сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки

Игра «Птица Счастья»

 Описание игры:

 Стенд в виде птицы. Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок – помочь на занятии, голубой кружок – помочь одеться товарищу, оранжевый кружок – помочь дежурным, зелёный кружок – помочь воспитателю полить цветы, синий кружок – принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течение дня, в конце дня подводятся итоги. 

 Игра «Чудо-дерево»

 Воспитанникам предлагается следующая ситуация:

– Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его! Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека. Берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы: – Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать  кого-то и улучшить ему настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?

 Игра «Сердечко честности»

 Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе.

Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.

 Рисунок «Солнышко правдивости»

 Попросите детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспоминать о своем солнышке и стараться поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.

Творческое задание «Честные люди» 

Прочитайте детям пословицы: «Где правда, там и счастье», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом». Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Антикоррупционное воспитание в детском саду

Перспективный план мероприятий по антикоррупционному воспитанию в детском саду...

Республиканский конкурс методических материалов по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Детям  о коррупции»для детей старшего дошкольного возраста...

Антикоррупционное воспитание детей и молодежи в МБДОУ «Детский сад № 62 «Радуга»

Антикоррупционное образование направлено на предотвращение коррупционных преступлений и формирование в обществе отношений, построенных на основе соблюдения принципа социальной справедливости, соблюден...