План по самообразованию "Формирование КГН у детей 2-3 лет"
учебно-методический материал (младшая группа)

Вилкова Анна Валерьевна

Формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков (КГН) предполагает элементарные умения ребенка в области личной гигиены, приема пищи, раздевания и одевания, а также поддержания порядка в окружающей обстановке.

Данные навыки имеют оздоровительную и социальную направленность, так как дети приучаются к личной гигиене и к выполнению установленных в обществе правил и норм поведения.

Целенаправленно и системно начинать работу по формированию КГН рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

Особенно активно культурно-гигиенические навыки формируются в процессе игровой деятельности и при использовании художественного слова: стихов, потешек, детских рассказов.

Сформированность КГН имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в обществе: обогащаются представления воспитанников об окружающих вещах, развивается крупная и мелкая моторика, речь, зрительная координация, умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Успешность речевого, познавательного, физического и художественно-эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сформированности навыков самообслуживания, то есть, от того, насколько хорошо малыш выполняет предметно-практические действия.

Ребенок, у которого сформированы все действия, связанные с самообслуживанием, самостоятелен, аккуратен, бережно относится к вещам, соблюдает культуру поведения.

Таким образом, учитывая актуальность данного направления, а также возрастные потребности детей и запросы родителей, темой своего профессионального самообразования я выбрала «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vilkova_samoobrazovanie_38.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 38 «СЕМИЦВЕТИК» П. ЖДАНОВСКИЙ

607684, Нижегородская обл., Кстовский М.О., п.Ждановский,ул. Майская д.4, e-mail: ds38_kst@mail.52gov.ru _________________________________________________________________________________________

План по самообразованию

«Формирование культурно-гигиенических навыков детей 2-3 лет»

Выполнила:

Вилкова

Анна Валерьевна

П.Ждановский

2024 г.


План по самообразованию

Тема : «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет»

Дата начала работы: 1 сентября 2024 года

Предполагаемая дата окончания работы: 31 мая 2025 года

Акутальность

Формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков (КГН) предполагает элементарные умения ребенка в области личной гигиены, приема пищи, раздевания и одевания, а также поддержания порядка в окружающей обстановке.

Данные навыки имеют оздоровительную и социальную направленность, так как дети приучаются к личной гигиене и к выполнению установленных в обществе правил и норм поведения.

Целенаправленно и системно начинать работу по формированию КГН рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

Особенно активно культурно-гигиенические навыки формируются в процессе игровой деятельности и при использовании художественного слова: стихов, потешек, детских рассказов.

Сформированность КГН имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в обществе: обогащаются представления воспитанников об окружающих вещах, развивается крупная и мелкая моторика, речь, зрительная координация, умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Успешность речевого, познавательного, физического и художественно-эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сформированности навыков самообслуживания, то есть, от того, насколько хорошо малыш выполняет предметно-практические действия.

Ребенок, у которого сформированы все действия, связанные с самообслуживанием, самостоятелен, аккуратен, бережно относится к вещам, соблюдает культуру поведения.

Таким образом, учитывая актуальность данного направления, а также возрастные потребности детей и запросы родителей, темой своего профессионального самообразования я выбрала «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».

Цель: Совершенствование профессиональных компетенций в вопросах формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

2. Создать условия для формирования КГН у воспитанников, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

3. Обеспечить психологически комфортное образовательное пространство для детей посредством поддержки эмоционального благополучия и индивидуального сопровождения.

4. Разработать и внедрить в практику работы учебно-методический комплект, способствующий формированию культурно-гигиенических навыков детей.

5. Провести мониторинг сформированности культурно-гигиенических навыков детей (вводную и итоговую диагностику).

6. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе по данной теме.

7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования у малышей навыков элементарной гигиены и самообслуживания.

8. Обобщить и представить накопленный педагогический опыт коллегам и родителям.

Предполагаемые результаты

Для детей :

1. У ребенка сформировано элементарное умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом.

2. Сформированы основы ручной умелости через выполнение различных предметно-практических действий по самообслуживанию : умеет пользоваться индивидуальными предметами гигиены, одеваться, обуваться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

3. Ребенок обладает элементарными начальными знаниями о себе, знает значение гигиенических процедур и правил для здорового образа жизни.

4. Знает разнообразные народные игры с речевым сопровождением, песенки, потешки, стишки, прибаутки, которые касаются формирования КГН.

5. Сформированы элементарные игровые действия на основе обыгрывания произведений русского народного фольклора.

6. Развито желание в соблюдении правил личной гигиены.

Для воспитателя:

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

2. Разработан учебно-методический комплект: картотеки потешек и прибауток на различные виды культурно-гигиенических действий, обучающие игры и упражнения, сенсорные игры, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

3. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

4. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для родителей:

1. Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам формирования у своих детей культурно-гигиенических навыков.

2. Приобретён педагогический опыт активного участия в воспитании и обучении своего ребенка.

3. Обогащены знания о деятельности ДОУ и группы, которую посещает ребенок.

4. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе детского сада.

Практические выходы:

1.     Оформление консультаций для родителей

2.     Отчет о проделанной работе за учебный год

Перспективное планирование

 

 

Раздел плана

 

 

Сроки

 

 

Формы работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Изучение методической литературы

Сентябрь - Апрель

 

- Изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовка практического материала.

-  Подбор дидактический игр, картотек;

- Подбор стихов, , художественной литературы.

- Изготовление атрибутов к играм.

- Обзор информации по теме в интернете.

-  Дискуссии и беседы с коллегами – стажистами

по теме

- Диагностика культурно-гигиенических навыков

Картотеки по формированию КГН;  дидактические игры, стихи, художественная литература.

Пополнение предметно-развивающей среды группы

Работа с детьми

Октябрь

  -Разучить «Три золотых правила мытья рук»:

а) перед едой

б) после туалета

в) после прогулки

-   Учить детей пользоваться горшком;

- Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;

-  Есть аккуратно, пользоваться ложкой;

-  Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;

-   Практическая деятельность «Учимся умываться».

 -

Дидактическая игра «Умывалочка»

Ноябрь

-Чтение А.Барто «Девочка чумазая»;

-  Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»;

-  Игровое упражнение «Мыльные перчатки».

-  Продолжать учить детей ;

- Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой;

 - Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

- Беседа. «Доброе утро, расчёска!»

-рисование «Пототенце для куклы»

-лепка «Мыло для куклы Тани»

С.р. игра «Кукла Катя умывается»

Декабрь

-    Продолжать учить детей вешать полотенце на место;

-    Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания;

Ø  -Беседа «Берегите воду».

- Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;

-  Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду;

-  Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место;

-  Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». -

Пальчиковая игра «Моем руки»

Январь

-  Экспериментирование «Вода теплая и холодная»

-  Чтение: потешки «Чистая водичка»;

-   Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;

-   Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Цель:

Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»;

Февраль

-   Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой;

-  Прививать у детей привычку мыть руки после туалета;

-  Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно;

-  Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой;

-    Учить пользоваться расчёской;

-   Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место;

-    Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик;

- Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»

 -Рассматривание иллюстраций к сказке.

Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»;

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».

Март

  -Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица»,

-  Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом;

-    Формировать умение садиться за стол спокойно;

-  Учить правильно, нести стульчик;

-   Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской;

- Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими;

-    Дидактическая игра: «Посмотрим  в зеркало, как аккуратно мы одеты-

-  Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»;

-  Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года).

-  Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки»

С.р.игра «Кукла Катя идет на прогулку»

Апрель

-Экспериментирование «Вот какая пена».

-  Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом;

-   Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь;

-   Прививать привычку убирать за собой игрушки;

-   Обращать внимание на свой внешний вид;

-    Закреплять навыки вежливой культуры за столом;

-  Продолжать учить складывать одежду;

-  Игровая ситуация «К нам пришла замарашка»

- Практическое упражнение «Носовой платок»

   Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».

Май

Е-Беседа  «Чистота - та же красота»

Ø  Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки».

-   Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса»

-  Игровая ситуация «Купание куклы Маши»

-   Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»

-    Игровая ситуация: «Водичка, водичка…»

-  Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

- Упражнение «Самые аккуратные».

Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»

Работа с родителями

В течении года

Консультирование родителей, рекомендации, участие в изготовлении атрибутов для  игр

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

Рекомендации родителям «Одежда детей в осенний период»

Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»

Папка-передвижка «Воспитание личной гигиены у детей»

Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну»

Консультация для родителей «Как повысить иммунитет»

Работа с педагогами

Март

Памятки

Консультация

Работа по формированию КГН 

Фольклор в воспитании навыков самообслуживания и формирования КГН у детей

Самореализация

В течении года

Составление картотек на формирование КГН

Алгоритмы мытья рук,одевания

Самоанализ

Май

Анализ деятельности за период работы по самообразованию

Творческий отчет по самообразованию на педагогическом часе

Литература

1.     От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2021. — 368 с

2.     Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.

3.     Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.

4.     Бондаренко а. К. Дидактические игры в д/с: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.

5.     Вершинин В.Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.

6.     Волчкова В.Н., Степанова Н.ВРазвитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.  

7.     Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007                             

8.     Иванова Н.П. Белова И.Н., Косухина Н.А. «Организация работы по     этическому воспитанию дошкольников»-Ульяновск, ИПКПРО-2004г.

9.  Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.

10.  Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56

11.  Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

12.  «Этическое образование дошкольника: индивидуальный подход» Иванова Н.П., Белова И.Н., Богова Л.И, Касухина Н.А., Сергеева А.П. Ульяновск 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная  записка.Воспитание  чувства  патриотизма  и  толерантности  у  дошкольников—процесс  сложный  и  длительный.  Эта  весьма...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная  записка.Воспитание  чувства  патриотизма  и  толерантности  у  дошкольников—процесс  сложный  и  длительный.  Эта  весьма...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. План-программа по конструированию для детей 3 – 4 лет

Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....

План конспект занятия по коммуникации детей старшей группы. Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 6 лет»

Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству. Сформировать навык подбирать рифмующиеся между собой слова, составлять лимерики на заданную тему   Развивать спо...