План по самообразованию "Формирование КГН у детей 2-3 лет"
учебно-методический материал (младшая группа)
Формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков (КГН) предполагает элементарные умения ребенка в области личной гигиены, приема пищи, раздевания и одевания, а также поддержания порядка в окружающей обстановке.
Данные навыки имеют оздоровительную и социальную направленность, так как дети приучаются к личной гигиене и к выполнению установленных в обществе правил и норм поведения.
Целенаправленно и системно начинать работу по формированию КГН рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.
Особенно активно культурно-гигиенические навыки формируются в процессе игровой деятельности и при использовании художественного слова: стихов, потешек, детских рассказов.
Сформированность КГН имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в обществе: обогащаются представления воспитанников об окружающих вещах, развивается крупная и мелкая моторика, речь, зрительная координация, умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Успешность речевого, познавательного, физического и художественно-эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сформированности навыков самообслуживания, то есть, от того, насколько хорошо малыш выполняет предметно-практические действия.
Ребенок, у которого сформированы все действия, связанные с самообслуживанием, самостоятелен, аккуратен, бережно относится к вещам, соблюдает культуру поведения.
Таким образом, учитывая актуальность данного направления, а также возрастные потребности детей и запросы родителей, темой своего профессионального самообразования я выбрала «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vilkova_samoobrazovanie_38.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 38 «СЕМИЦВЕТИК» П. ЖДАНОВСКИЙ
607684, Нижегородская обл., Кстовский М.О., п.Ждановский,ул. Майская д.4, e-mail: ds38_kst@mail.52gov.ru _________________________________________________________________________________________
План по самообразованию
«Формирование культурно-гигиенических навыков детей 2-3 лет»
Выполнила:
Вилкова
Анна Валерьевна
П.Ждановский
2024 г.
План по самообразованию
Тема : «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет»
Дата начала работы: 1 сентября 2024 года
Предполагаемая дата окончания работы: 31 мая 2025 года
Акутальность
Формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков (КГН) предполагает элементарные умения ребенка в области личной гигиены, приема пищи, раздевания и одевания, а также поддержания порядка в окружающей обстановке.
Данные навыки имеют оздоровительную и социальную направленность, так как дети приучаются к личной гигиене и к выполнению установленных в обществе правил и норм поведения.
Целенаправленно и системно начинать работу по формированию КГН рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.
Особенно активно культурно-гигиенические навыки формируются в процессе игровой деятельности и при использовании художественного слова: стихов, потешек, детских рассказов.
Сформированность КГН имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в обществе: обогащаются представления воспитанников об окружающих вещах, развивается крупная и мелкая моторика, речь, зрительная координация, умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Успешность речевого, познавательного, физического и художественно-эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сформированности навыков самообслуживания, то есть, от того, насколько хорошо малыш выполняет предметно-практические действия.
Ребенок, у которого сформированы все действия, связанные с самообслуживанием, самостоятелен, аккуратен, бережно относится к вещам, соблюдает культуру поведения.
Таким образом, учитывая актуальность данного направления, а также возрастные потребности детей и запросы родителей, темой своего профессионального самообразования я выбрала «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Цель: Совершенствование профессиональных компетенций в вопросах формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
2. Создать условия для формирования КГН у воспитанников, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
3. Обеспечить психологически комфортное образовательное пространство для детей посредством поддержки эмоционального благополучия и индивидуального сопровождения.
4. Разработать и внедрить в практику работы учебно-методический комплект, способствующий формированию культурно-гигиенических навыков детей.
5. Провести мониторинг сформированности культурно-гигиенических навыков детей (вводную и итоговую диагностику).
6. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе по данной теме.
7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования у малышей навыков элементарной гигиены и самообслуживания.
8. Обобщить и представить накопленный педагогический опыт коллегам и родителям.
Предполагаемые результаты
Для детей :
1. У ребенка сформировано элементарное умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом.
2. Сформированы основы ручной умелости через выполнение различных предметно-практических действий по самообслуживанию : умеет пользоваться индивидуальными предметами гигиены, одеваться, обуваться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
3. Ребенок обладает элементарными начальными знаниями о себе, знает значение гигиенических процедур и правил для здорового образа жизни.
4. Знает разнообразные народные игры с речевым сопровождением, песенки, потешки, стишки, прибаутки, которые касаются формирования КГН.
5. Сформированы элементарные игровые действия на основе обыгрывания произведений русского народного фольклора.
6. Развито желание в соблюдении правил личной гигиены.
Для воспитателя:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
2. Разработан учебно-методический комплект: картотеки потешек и прибауток на различные виды культурно-гигиенических действий, обучающие игры и упражнения, сенсорные игры, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
3. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
4. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для родителей:
1. Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам формирования у своих детей культурно-гигиенических навыков.
2. Приобретён педагогический опыт активного участия в воспитании и обучении своего ребенка.
3. Обогащены знания о деятельности ДОУ и группы, которую посещает ребенок.
4. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе детского сада.
Практические выходы:
1. Оформление консультаций для родителей
2. Отчет о проделанной работе за учебный год
Перспективное планирование
Раздел плана |
Сроки |
Формы работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Изучение методической литературы | Сентябрь - Апрель
| - Изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовка практического материала. - Подбор дидактический игр, картотек; - Подбор стихов, , художественной литературы. - Изготовление атрибутов к играм. - Обзор информации по теме в интернете. - Дискуссии и беседы с коллегами – стажистами по теме - Диагностика культурно-гигиенических навыков | Картотеки по формированию КГН; дидактические игры, стихи, художественная литература. Пополнение предметно-развивающей среды группы |
Работа с детьми | Октябрь | -Разучить «Три золотых правила мытья рук»: а) перед едой б) после туалета в) после прогулки - Учить детей пользоваться горшком; - Находить своё полотенце и уметь им пользоваться; - Есть аккуратно, пользоваться ложкой; - Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик; - Практическая деятельность «Учимся умываться». - | Дидактическая игра «Умывалочка» |
Ноябрь | -Чтение А.Барто «Девочка чумазая»; - Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»; - Игровое упражнение «Мыльные перчатки». - Продолжать учить детей ; - Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой; - Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых; - Беседа. «Доброе утро, расчёска!» -рисование «Пототенце для куклы» -лепка «Мыло для куклы Тани» | С.р. игра «Кукла Катя умывается» | |
Декабрь | - Продолжать учить детей вешать полотенце на место; - Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания; Ø -Беседа «Берегите воду». - Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками; - Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду; - Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место; - Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». - | Пальчиковая игра «Моем руки» | |
Январь | - Экспериментирование «Вода теплая и холодная» - Чтение: потешки «Чистая водичка»; - Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; - Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Цель: | Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»; | |
Февраль | - Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой; - Прививать у детей привычку мыть руки после туалета; - Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно; - Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой; - Учить пользоваться расчёской; - Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место; - Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик; - Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» -Рассматривание иллюстраций к сказке. | Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»; Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости». | |
Март | -Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица», - Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом; - Формировать умение садиться за стол спокойно; - Учить правильно, нести стульчик; - Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской; - Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими; - Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты- - Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»; - Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года). - Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки» | С.р.игра «Кукла Катя идет на прогулку» | |
Апрель | -Экспериментирование «Вот какая пена». - Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом; - Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь; - Прививать привычку убирать за собой игрушки; - Обращать внимание на свой внешний вид; - Закреплять навыки вежливой культуры за столом; - Продолжать учить складывать одежду; - Игровая ситуация «К нам пришла замарашка» - Практическое упражнение «Носовой платок» | Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать». | |
Май | Е-Беседа «Чистота - та же красота» Ø Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки». - Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса» - Игровая ситуация «Купание куклы Маши» - Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол» - Игровая ситуация: «Водичка, водичка…» - Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». - Упражнение «Самые аккуратные». | Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях» | |
Работа с родителями | В течении года | Консультирование родителей, рекомендации, участие в изготовлении атрибутов для игр | Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» Рекомендации родителям «Одежда детей в осенний период» Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным» Папка-передвижка «Воспитание личной гигиены у детей» Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну» Консультация для родителей «Как повысить иммунитет» |
Работа с педагогами | Март | Памятки Консультация | Работа по формированию КГН Фольклор в воспитании навыков самообслуживания и формирования КГН у детей |
Самореализация | В течении года | Составление картотек на формирование КГН | Алгоритмы мытья рук,одевания |
Самоанализ | Май | Анализ деятельности за период работы по самообразованию | Творческий отчет по самообразованию на педагогическом часе |
Литература
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2021. — 368 с
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.
3. Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
4. Бондаренко а. К. Дидактические игры в д/с: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
5. Вершинин В.Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.
6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
7. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
8. Иванова Н.П. Белова И.Н., Косухина Н.А. «Организация работы по этическому воспитанию дошкольников»-Ульяновск, ИПКПРО-2004г.
9. Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.
10. Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56
11. Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
12. «Этическое образование дошкольника: индивидуальный подход» Иванова Н.П., Белова И.Н., Богова Л.И, Касухина Н.А., Сергеева А.П. Ульяновск 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме «Воспитание духовности у детей через основы православия.» Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская. ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА « Свечечка» для детей старшей группы
План занятий кружка "Свечечка"...
Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)
Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников—процесс сложный и длительный. Эта весьма...
Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)
Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников—процесс сложный и длительный. Эта весьма...
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. План-программа по конструированию для детей 3 – 4 лет
Тематический план рабочей программы составлен в соответствии с тематическим планом образовательной программы ДОУ по программе «Союз трех культур»....
План конспект занятия по коммуникации детей старшей группы. Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 6 лет»
Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству. Сформировать навык подбирать рифмующиеся между собой слова, составлять лимерики на заданную тему Развивать спо...