План конспект занятия по коммуникации детей старшей группы. Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 6 лет»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Елена Гаврилова

Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству. Сформировать навык подбирать рифмующиеся между собой слова, составлять лимерики на заданную тему 

  Развивать способность к художественной чувствительности в выразительности образности описываемого объекта, используя такие виды троп: метафора, синекдоха, передавая его точность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatie_po_sostavleniyu_limerikov.docx45.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение – Детский сад № 45

Нижегородской области

План конспект занятия по коммуникации

   детей старшей группы.

Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников

 навыков самостоятельного словотворчества»

в рамках образовательной области

«Речевое развитие»

для детей 5 - 6 лет»

составила воспитатель:

Гаврилова Елена Владимировна

Г. Саров, 2016г

Вид занятия: интегрированный

Тип занятия: Отрабатывание ранее приобретённых знаний, умений, навыков.

Тема:  «Лимерики как средство формирования у дошкольников

навыков самостоятельного словотворчества »

Возраст детей: 5 – 6 лет старшая группа

Способ организации детей на занятии: по подгруппам

Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству.

Задачи:

Образовательные:

  • Отрабатывать умение подбирать рифмующиеся между собой слова;
  • Формировать фонематический  слух;
  • Закреплять навык составлять две рифмующиеся между собой строки;
  • Формировать умение детей создавать варианты рифмующихся текстов;
  • Формировать умение работать

      над заданной рифмой и ритмом;

  • Вызвать заинтересованность к самостоятельному словотворчеству.

Развивающие: 

  • Развивать навык дошкольника составлять четыре рифмующихся между собой строчки, следуя пошаговому алгоритму;
  • Продолжать развивать связную и монологическую речь;
  • Развивать способность к художественной чувствительности в выразительности образности описываемого объекта, используя такие виды троп: метафора, синекдоха, передавая его точность;

Воспитательные:

  • Воспитывать  желание составлять рифмованные тексты о маме;
  • Воспитывать желание приносить радость окружающим
  • Воспитывать любовь к родному языку;

Материал:  

  • Алгоритм составления двустрочных рифмовок;
  • Предметные картинки;
  • «Домик признаков»;
  • Алгоритм составления лимериков;
  •  Буквы к слову «Лимерик»;
  •  Мяч
  • Игрушка Мамонтёнок

 Словарная работа:

  • Расширять словарный запас рифмующимися между собой словами;
  • Продолжать закреплять понятие «рифма»;
  • Активизация словаря по теме: «рифмовки о маме»;
  • Автоматизировать мыслительную деятельность детей;
  • Продолжать подбирать существительные, прилагательные, глаголы, наречия по данной теме

Предварительная работа: обсуждение предстоящего праздника для мам, беседа на тему: «Моя мама самая лучшая», описание характера мамы её достоинств, положительных качеств. Дидактические игры: «Прекрасные слова для мамы», «Опиши характер (мамы)» «Склад – несклад», «Доскажи словечко…» «Загадки-добовлялки», «Отгадывание загадок», «Придумай рифмованные сточки», «Подбери рифму к слову», «Составляем лимерики», «Сочиняем разные лимерики», «Домик признаков» , «Назови мамины достоинства»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправимся на прогулку по парку. Слышите, кто – то плачет и  прячется за деревьями?

 Дети: заглядывают за дерево, но ничего не видят.

Воспитатель: чтобы найти того, кто прячется нужно отгадать загадку

Загадка про Мамонтёнка

Он один совсем остался,
Сам не знал как потерялся,
Но не верил, что на свете
Есть потерянные дети.
И решил один, на льдине
В путь отправиться он длинный,
И, во что бы то ни стало,
Отыскать родную маму.
С хоботком, но не слонёнок,
Это, детки, ..... (МАМОНТЁНОК)

 Дети: ответы детей.  (МАМОНТЁНОК)

Воспитатель: воспитатель вынимает игрушку Мамонтёнка из – за дерева

Ребята, приближается праздник, на котором мы будем чествовать, поздравлять и желать всех благ нашим мамам. У Мамонтёнка тоже есть мама, но он боится зайти в парк и заблудиться. Поможет ему найти в парке маму.

 Дети: ответы детей.

Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в большой парк,  там много загадок и препятствий. Все препятствия преодолеем и разгадает все загадки, и поможем найти маму Мамонтёнку.

Первое задание, чтобы пройти по дорожке в парк нужно узнать его  название. А узнать не просто, за правильно сделанное задание Мамонтёнок вам даст букву, а из этих букв, можно будет составить название этого чудесного парка.

Дорожка вьётся и разбегается во все сторону, чтобы выбрать правильное направление нужно – будет, составить вам рифмованные пары.

Катя, назови, пожалуйста, любую рифмованную пару?

Дети: мяч – калач, листочик – цветочик, малинка – калинка, лужа - стужа, калитка-улитка, лягушка – болтушка и.т.д.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы за это Мамонтёнок передаёт вам первую букву «Л» и прикрепите её к доске.

1 препятствие – аттракцион: Дидактическая игра «Назови ласковые слова о маме»

(игра с мячом – стоя в круге)

  1. Ласковая
  2. Добрая
  3. Милая
  4. Отзывчивая
  5. Красивая
  6. Доброжелательная
  7. Хорошая
  8. Пригожая
  9. Счастливая
  10. Задорная
  11. Светлая
  12.  Ясная
  13. Нарядная
  14. Красатулечка  

2 препятствие – аттракцион: Дидактическая игра «На кого (на что) была, может быть мама похожая?»

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, на кого наша мама может быть похожа?

Дети: ответы детей:

  1. На водителя была похожая
  2. Была она от солнышка Лучик
  3. Была она на пламя похожая
  4. На акробатку похожая
  5. На танцовщицу похожая
  6. На сказочника была похожая, сказки читала, героев прославляла
  7. Была на (баскетболистку) спортсменку похожая
  8. Была она на гонщика похожая
  9. Бала она прекрасная как солнышко ясное
  10. Была она на фею похожая
  11. На бабочку была похожая
  12. Была она на актрису похожая
  13. На незабудку похожая
  14. На солнышко она была похожая
  15. На птичку была похожая
  16. На пёрышко была похожая
  17. На облачко была похожая
  18. На мотылька была похожая

Воспитатель: Ребята, вас хвалит Мамонтёнок. Вы хорошо справились с заданием, возьмите, пожалуйста, букву «И».

3 препятствие – аттракцион: Дидактическая игра

 «Складушки - ладушки»

(игра с мячом – стоя в кругу)

Воспитатель: Ребята, я буду называть слова, а вы по очереди будете подбирать рифму к заданному слову.

Дети: ответы детей

1. Хорошая –  Пригожая

2.Добра – Свежа

3.Мила – Красна

4. Красивая – Счастливая

5. Отзывчивая – Улыбчивая

6. Светлая – Ясная

7. Доброжелательная – Очаровательная

8. Счастливая – Задорная

9. Нарядная – Прелестная – Чудесная

10. Высока – Стройна

11. Светла – Бела

  1. . Высоко –  Низко

13. Белое –  Чёрное

    14.Мамулечка  – Красатулечка  

    15. Карина –  Арина

    16.Толстый – Тонкий

    17. Летать – Порхать

    18. Кружить – Парить

    19. Гнать – Зажигать

    20. Играть – Догонять  

 Воспитатель: Ребята, вы молодцы вам Мамонтёнок отдаёт ещё одну букву. Вы отлично справились с поручением, подобрав рифмующиеся слова возьмите, пожалуйста, букву «М».

4 препятствие – задание : Дидактическая игра: «Придумай рифмованные сточки»

(применяем модель составления двустрочных рифмовок, начиная со слов Жила – была…, Наша мама…  )

Воспитатель: Я, назову два рифмующихся между собой слова, а вы должны составить из них две стихотворные строчки.

  1. Прекрасное - Атласное

Дети: Жила – была мама прекрасная

У неё было платье атласное

  1. Пригожа - Похожа

Дети:  Жила – была мама пригожая

На водителя была похожая

  1. Милая – Красивая

Дети:  Жила – была мама милая

Была она очень красивая

  1.  Нарядная - Приятная

 Дети:  Жила – была мама нарядная

Во всех отношениях приятная

  1. Хороша - Душа

Дети:Наша мама хороша

В ней и сила и душа

  1. Активная  – Спортивная

    Дети: Жила – была мама активная

Была она очень спортивная

  1. Мамулечка – Красатулечка

    Дети:  Жила – была мама мамулечка

    Была она красатулечка

  1. Хорошая – Похожая

    Дети: Жила – была мама хорошая

    Была она на пламя похожая

  1. Хороша -  Радость - Душа

Дети: Наша мама хороша

     В ней и радость и душа

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с поставленной задачей, вам Мамонтёнок отдаёт ещё одну букву. «Е».

5 аттракцион – задание : «Домик признаков»  

Воспитатель: Ребята, скажите как это игра называется?

Дети: «Домик признаков».

Воспитатель: Подберите рифму к слову «мошка».

Дети: Мошка –  дорожка, Татошка, ложка, картошка и т. д.

Воспитатель: Перечислите, как можно больше «дел» про мошку.

Дети: Летала, порхала, парила, кружила, …

Воспитатель: Давайте с помощью «домика признаков»  составим описание про мошку.

Воспитатель: Возьмите любой признак.

Дети: Признак «место»

Воспитатель: Мошка по месту обитания, где находится?

Дети: Парит в воздухе.

Воспитатель: Давайте сравним кошку с кем или с чем-нибудь.

Дети: Мошка по мест обитания парит,  мама, когда делает дела по дому тоже парит

Воспитатель: Хорошо справились с заданием, возьмите, пожалуйста, букву «Р».

Физкультминутка: «Мошка, которая парит по воздуху как ….»

6 аттракцион – задание: Дидактическая игра «Составь строчки весёлого четверостишья»

(Дети сидят – перед алгоритмом составления рифмованных текстов)

Воспитатель: Я назову две пары рифмующихся между собой слов, а вы составьте стихотворение с ними.

      Прекрасное - Атласное

Дети: Жила – была мама прекрасная

         У неё было платье атласное

Она очень его любила и перед зеркалом в нём кружила

Вот такая мама прекрасная

(схематизация стихотворения; 2-3 ребёнка повторяют с места)

Воспитатель:: Возьмите букву «И».

7 аттракцион – задание: Дидактическая игра «Этапы сочинения рифмованных текстов»

(около стола – опираясь на алгоритм – схема составления рифмованного текста)

Воспитатель: Ребята, перед вами алгоритм – схема составления лимериков.

 Для того, чтобы составить лимерик, первый шаг какой?

Дети: Первый шаг: надо выбрать человека, героя или (объект).

Воспитатель: Какой второй шаг?

Дети: Второй шаг: описать какой, он сравнивая его с окружающими объектами?

Воспитатель: Какой третий шаг?  (надо подобрать его «поступки, действия»)

Воспитатель: Какой четвёртый шаг?  (ещё нужна рифма, чтобы получилось складно)

Воспитатель: Какой пятый шаг? (вывод)

Воспитатель: Ребята, Мамонтёнок рад, что вы ответили на все вопросы возьмите следующую букву «К».

8 аттракцион – задание: «Сочиняем разные лимерики»

(опираясь на алгоритм – схему составления лимериков)

Воспитатель: Ребята, мы с вами беседовали, вчера о том какой праздник скоро наступит.

 Дети: Праздник мам.

Воспитатель: В этот день мы с вами поздравляем наших мам.  Желаем всего хорошего и я предлагаю сочинить о наших любимых мамах лимерики.

Дети: «мама», «прекрасная - атласная»

Воспитатель: «Наше стихотворение может начинаться со слов «Жила – была…».

Дети: Жила – была мама прекрасная

У неё было платье атласное

Она очень его любила

И перед зеркалом в нём кружала

Вот такая мама прекрасная

Дети:  Жила – была мама пригожая

На водителя она была похожая

Она машину водила и в садик меня отвозила

Вот такая мама пригожая

Дети: Наша мама хорошая

Была она на гонщика похожая

Кто бы с ней не встречался

 От души восхищался

Вот такая мама хорошая

Дети:  Жила – была мама милая

Была она очень красивая

Со мною она гуляла и

Сказки мне читала

Вот такая мама милая

Дети:  Жила – была мама прекрасная

У неё было платье красное

Она его очень любила

И перед зеркалом в нём парила

Вот такая мама прекрасная

 Дети:  Жила – была мама нарядная

Во всех отношениях приятная

Как бабочка она порхала

И нектар с цветов собирала

Вот такая мама нарядная

Дети: Наша мама хороша

В ней и сила и душа

Вместе мы в футбол играем

И голы с ней забиваем

Вот какая мама хорошая

Дети: Наша мама хорошая

Была она на фею похожая

Всех она любила и тортики дарила

 Вот такая мама хорошая

 Дети: Жила – была мама активная

Была она очень спортивная

В баскетбол она играла и песенки напевала

Вот такая мама спортивная

 Дети:  Жила – была мама мамулечка

 Была она красатулечка

 Была она от Солнышка Лучик

 Светила всем из-за тучек

  Вот такая мама мамулечка

  Дети: Жила – была мама хорошая

  Была она на пламя похожая

  Задором всех зажигала

  И никому лениться не давала

  Вот такая мама хорошая

  Дети: Наша мама хороша

  В ней и радость и душа

  В акробатику мы ходим

   И всех радостью заводим

  Дети: Жила – была мама любимая;

  Была она  очень красивая;

  Хозяюшкою знатной была и домашние дела все вела;

   Вот такая  мама любимая;  

  Дети: Жила – была мама хорошая

  Была она  очень пригожая

  Любовь и заботу дарила

  И песню свою сочинила

   Вот такая  мама хорошая

Дети: Жила – была мама хорошая

На Солнышко она была похожая

 Весь день она светила  и счастье всем дарила

 Вот такая  мама хорошая

Дети: Жила – была мама хорошая

 На Росинку  была похожая

 Весь день она переливалась  

И с добротою всем улыбалась

 Вот такая  мама хорошая

Дети: Жила – была мама хорошая

 Была она  очень пригожая

 Любовь и заботу дарила

 И песню про любовь  сочинила

Вот такая  мама хорошая

Дети: Жила – была мама хорошая

 На Цветок Незабудку похожая

Каждый день она расцветала

 И радостью всех озаряла

Вот такая  мама хорошая

Дети: Жила – была мама хорошая

 На Звёздочку в небе похожая

 Каждый день она сияла

 И теплотою всех окружала

 Вот такая  мама хорошая

Дети: Жила – была мама хорошая

На ясную Зорьку  похожая

 Каждый день она вставала

 И добротою всех окружала

 Вот такая  мама хорошая

Дети: Жила – была мама хорошая

Была она очень пригожая

 Весь день она в компьютер

 Играла и ни когда не уставала

 Вот такая  мама хорошая

Дети: Жила – была мама любимая

 Была она  очень красивая

Хозяюшкой знатной была

И домашние дала все вела

Вот такая  мама любимая;  

Воспитатель: Ребята,  Мамонтёнок очень обрадовался, что вы сочинили стихи о маме возьмите следующую букву «И». Какое слово получилось Дети: «Ли-ме-ри-ки».

Воспитатель: Мы с вами сочинили шутливые стихи о маме.

Мамонтёнок тоже теперь может сочинить лимерик для свое мамы.

Ребята, посмотрите вперёд, там за деревьями виднеется чей-то хобот. (Дети заглядывают за дерево, там стоит слон – это мама Мамонтёнка)

Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали большой путь, помогли слонёнку не заблудиться в таком большом парке и найти свою маму. А ещё вы для своих мам сочинили шутливые стихи (лимерики), которые можно будет прочитать на празднике.

Давайте для мам сделаем открытки. Дети делают открытки с сочинёнными вами лимериками.

Рефлексия:

Воспитатель:

  • Ребята, кого мы сегодня встретили около парка и помогли?
  • Ребята, как называется парк, в котором мы сегодня с вами были ? («Лимерики»)
  • Скажите ребята, пожалуйста, что такое «Лимерики»?
  • Что такое «Рифма»?
  • Почему мы называем этот текст, стихотворением, а не рассказом?
  • О ком мы сегодня сочиняли стихотворения?
  • Для чего, мы сочиняли стихотворения?

Используемая литература

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.
  2. Григорович Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. //Журнал практического психолога. - 1996. - №3.
  3. Журавлева Н.М. Методика составления рифмованных текстов юмористического характера детьми дошкольного возраста.// Тезисы докладов 3-й региональной научно - практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 2 - 3 июня, 2000. -С.21-22.
  4. Зак А.З. Различия в мышлении и речи детей. - М., 1999.
  5. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.- 97с.
  6. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования. // Тезисы докладов 2-й региональной научно - практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 4 - 5 июня, 1999. - С.19-21.
  7. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. http://www.trizminsk.org/e/2312.htm
  8. Сидорчик Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998.- 64 с.
  9. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск, 1997. - 74с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности разработки авторской парциальной программы в рамках образовательной области "Речевое развитие для детей ТНР"

Особенности разработки авторской парциальной программы в рамках образовательной области "Речевое развите для детей ТНР"...

Конспект НОД на тему «В магазине игрушек». Cоставление описательных рассказов об игрушках по мнемосхеме. (Образовательная область «Речевое развитие» для детей старшего - дошкольного возраста).

Цель:  Закреплять умение детей работать с мнемосхемой. Учить составлять описательные рассказы об игрушках по образцу воспитателя.Задачи:Образовательные: Уточнение, активизация и актуа...

КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ «В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК». CОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ОБ ИГРУШКАХ ПО МНЕМОСХЕМЕ. (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).

Цель:  Закреплять умение детей работать с мнемосхемой. Учить составлять описательные рассказы об игрушках по образцу воспитателя.Задачи:Образовательные: Уточнение, активизация и актуализация слов...

Конспект ООД «Знакомство с книгой А. Барто «Игрушки» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 2–3 лет

Цель: Сформировать у детей интерес к книгам.Задачи:Познакомить детей с книгой А. Барто «Игрушки».Развивать интерес к книгам и рассматриванию в них иллюстрации.Активизир...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Наряд для Бабы-Яги»

Конспект занятия  по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «Наряд для Бабы-Яги»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «На помощь зимующим птицам с Щенячьим патрулём»

Конспект занятия  по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «На помощь зимующим птицам с Щенячьим патрулём...

КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ «В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК». CОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ОБ ИГРУШКАХ ПО МНЕМОСХЕМЕ. (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).

Цель:  Закреплять умение детей работать с мнемосхемой. Учить составлять описательные рассказы об игрушках по образцу воспитателя.Задачи:Образовательные: Уточнение, активизация и...