План конспект занятия по коммуникации детей старшей группы. Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 6 лет»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству. Сформировать навык подбирать рифмующиеся между собой слова, составлять лимерики на заданную тему
Развивать способность к художественной чувствительности в выразительности образности описываемого объекта, используя такие виды троп: метафора, синекдоха, передавая его точность;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatie_po_sostavleniyu_limerikov.docx | 45.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – Детский сад № 45
Нижегородской области
План конспект занятия по коммуникации
детей старшей группы.
Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников
навыков самостоятельного словотворчества»
в рамках образовательной области
«Речевое развитие»
для детей 5 - 6 лет»
составила воспитатель:
Гаврилова Елена Владимировна
Г. Саров, 2016г
Вид занятия: интегрированный
Тип занятия: Отрабатывание ранее приобретённых знаний, умений, навыков.
Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников
навыков самостоятельного словотворчества »
Возраст детей: 5 – 6 лет старшая группа
Способ организации детей на занятии: по подгруппам
Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству.
Задачи:
Образовательные:
- Отрабатывать умение подбирать рифмующиеся между собой слова;
- Формировать фонематический слух;
- Закреплять навык составлять две рифмующиеся между собой строки;
- Формировать умение детей создавать варианты рифмующихся текстов;
- Формировать умение работать
над заданной рифмой и ритмом;
- Вызвать заинтересованность к самостоятельному словотворчеству.
Развивающие:
- Развивать навык дошкольника составлять четыре рифмующихся между собой строчки, следуя пошаговому алгоритму;
- Продолжать развивать связную и монологическую речь;
- Развивать способность к художественной чувствительности в выразительности образности описываемого объекта, используя такие виды троп: метафора, синекдоха, передавая его точность;
Воспитательные:
- Воспитывать желание составлять рифмованные тексты о маме;
- Воспитывать желание приносить радость окружающим
- Воспитывать любовь к родному языку;
Материал:
- Алгоритм составления двустрочных рифмовок;
- Предметные картинки;
- «Домик признаков»;
- Алгоритм составления лимериков;
- Буквы к слову «Лимерик»;
- Мяч
- Игрушка Мамонтёнок
Словарная работа:
- Расширять словарный запас рифмующимися между собой словами;
- Продолжать закреплять понятие «рифма»;
- Активизация словаря по теме: «рифмовки о маме»;
- Автоматизировать мыслительную деятельность детей;
- Продолжать подбирать существительные, прилагательные, глаголы, наречия по данной теме
Предварительная работа: обсуждение предстоящего праздника для мам, беседа на тему: «Моя мама самая лучшая», описание характера мамы её достоинств, положительных качеств. Дидактические игры: «Прекрасные слова для мамы», «Опиши характер (мамы)» «Склад – несклад», «Доскажи словечко…» «Загадки-добовлялки», «Отгадывание загадок», «Придумай рифмованные сточки», «Подбери рифму к слову», «Составляем лимерики», «Сочиняем разные лимерики», «Домик признаков» , «Назови мамины достоинства»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправимся на прогулку по парку. Слышите, кто – то плачет и прячется за деревьями?
Дети: заглядывают за дерево, но ничего не видят.
Воспитатель: чтобы найти того, кто прячется нужно отгадать загадку
Загадка про Мамонтёнка
Он один совсем остался,
Сам не знал как потерялся,
Но не верил, что на свете
Есть потерянные дети.
И решил один, на льдине
В путь отправиться он длинный,
И, во что бы то ни стало,
Отыскать родную маму.
С хоботком, но не слонёнок,
Это, детки, ..... (МАМОНТЁНОК)
Дети: ответы детей. (МАМОНТЁНОК)
Воспитатель: воспитатель вынимает игрушку Мамонтёнка из – за дерева
Ребята, приближается праздник, на котором мы будем чествовать, поздравлять и желать всех благ нашим мамам. У Мамонтёнка тоже есть мама, но он боится зайти в парк и заблудиться. Поможет ему найти в парке маму.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в большой парк, там много загадок и препятствий. Все препятствия преодолеем и разгадает все загадки, и поможем найти маму Мамонтёнку.
Первое задание, чтобы пройти по дорожке в парк нужно узнать его название. А узнать не просто, за правильно сделанное задание Мамонтёнок вам даст букву, а из этих букв, можно будет составить название этого чудесного парка.
Дорожка вьётся и разбегается во все сторону, чтобы выбрать правильное направление нужно – будет, составить вам рифмованные пары.
Катя, назови, пожалуйста, любую рифмованную пару?
Дети: мяч – калач, листочик – цветочик, малинка – калинка, лужа - стужа, калитка-улитка, лягушка – болтушка и.т.д.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы за это Мамонтёнок передаёт вам первую букву «Л» и прикрепите её к доске.
1 препятствие – аттракцион: Дидактическая игра «Назови ласковые слова о маме»
(игра с мячом – стоя в круге)
- Ласковая
- Добрая
- Милая
- Отзывчивая
- Красивая
- Доброжелательная
- Хорошая
- Пригожая
- Счастливая
- Задорная
- Светлая
- Ясная
- Нарядная
- Красатулечка
2 препятствие – аттракцион: Дидактическая игра «На кого (на что) была, может быть мама похожая?»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, на кого наша мама может быть похожа?
Дети: ответы детей:
- На водителя была похожая
- Была она от солнышка Лучик
- Была она на пламя похожая
- На акробатку похожая
- На танцовщицу похожая
- На сказочника была похожая, сказки читала, героев прославляла
- Была на (баскетболистку) спортсменку похожая
- Была она на гонщика похожая
- Бала она прекрасная как солнышко ясное
- Была она на фею похожая
- На бабочку была похожая
- Была она на актрису похожая
- На незабудку похожая
- На солнышко она была похожая
- На птичку была похожая
- На пёрышко была похожая
- На облачко была похожая
- На мотылька была похожая
Воспитатель: Ребята, вас хвалит Мамонтёнок. Вы хорошо справились с заданием, возьмите, пожалуйста, букву «И».
3 препятствие – аттракцион: Дидактическая игра
«Складушки - ладушки»
(игра с мячом – стоя в кругу)
Воспитатель: Ребята, я буду называть слова, а вы по очереди будете подбирать рифму к заданному слову.
Дети: ответы детей
1. Хорошая – Пригожая
2.Добра – Свежа
3.Мила – Красна
4. Красивая – Счастливая
5. Отзывчивая – Улыбчивая
6. Светлая – Ясная
7. Доброжелательная – Очаровательная
8. Счастливая – Задорная
9. Нарядная – Прелестная – Чудесная
10. Высока – Стройна
11. Светла – Бела
- . Высоко – Низко
13. Белое – Чёрное
14.Мамулечка – Красатулечка
15. Карина – Арина
16.Толстый – Тонкий
17. Летать – Порхать
18. Кружить – Парить
19. Гнать – Зажигать
20. Играть – Догонять
Воспитатель: Ребята, вы молодцы вам Мамонтёнок отдаёт ещё одну букву. Вы отлично справились с поручением, подобрав рифмующиеся слова возьмите, пожалуйста, букву «М».
4 препятствие – задание : Дидактическая игра: «Придумай рифмованные сточки»
(применяем модель составления двустрочных рифмовок, начиная со слов Жила – была…, Наша мама… )
Воспитатель: Я, назову два рифмующихся между собой слова, а вы должны составить из них две стихотворные строчки.
- Прекрасное - Атласное
Дети: Жила – была мама прекрасная
У неё было платье атласное
- Пригожа - Похожа
Дети: Жила – была мама пригожая
На водителя была похожая
- Милая – Красивая
Дети: Жила – была мама милая
Была она очень красивая
- Нарядная - Приятная
Дети: Жила – была мама нарядная
Во всех отношениях приятная
- Хороша - Душа
Дети:Наша мама хороша
В ней и сила и душа
- Активная – Спортивная
Дети: Жила – была мама активная
Была она очень спортивная
- Мамулечка – Красатулечка
Дети: Жила – была мама мамулечка
Была она красатулечка
- Хорошая – Похожая
Дети: Жила – была мама хорошая
Была она на пламя похожая
- Хороша - Радость - Душа
Дети: Наша мама хороша
В ней и радость и душа
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с поставленной задачей, вам Мамонтёнок отдаёт ещё одну букву. «Е».
5 аттракцион – задание : «Домик признаков»
Воспитатель: Ребята, скажите как это игра называется?
Дети: «Домик признаков».
Воспитатель: Подберите рифму к слову «мошка».
Дети: Мошка – дорожка, Татошка, ложка, картошка и т. д.
Воспитатель: Перечислите, как можно больше «дел» про мошку.
Дети: Летала, порхала, парила, кружила, …
Воспитатель: Давайте с помощью «домика признаков» составим описание про мошку.
Воспитатель: Возьмите любой признак.
Дети: Признак «место»
Воспитатель: Мошка по месту обитания, где находится?
Дети: Парит в воздухе.
Воспитатель: Давайте сравним кошку с кем или с чем-нибудь.
Дети: Мошка по мест обитания парит, мама, когда делает дела по дому тоже парит
Воспитатель: Хорошо справились с заданием, возьмите, пожалуйста, букву «Р».
Физкультминутка: «Мошка, которая парит по воздуху как ….»
6 аттракцион – задание: Дидактическая игра «Составь строчки весёлого четверостишья»
(Дети сидят – перед алгоритмом составления рифмованных текстов)
Воспитатель: Я назову две пары рифмующихся между собой слов, а вы составьте стихотворение с ними.
Прекрасное - Атласное
Дети: Жила – была мама прекрасная
У неё было платье атласное
Она очень его любила и перед зеркалом в нём кружила
Вот такая мама прекрасная
(схематизация стихотворения; 2-3 ребёнка повторяют с места)
Воспитатель:: Возьмите букву «И».
7 аттракцион – задание: Дидактическая игра «Этапы сочинения рифмованных текстов»
(около стола – опираясь на алгоритм – схема составления рифмованного текста)
Воспитатель: Ребята, перед вами алгоритм – схема составления лимериков.
Для того, чтобы составить лимерик, первый шаг какой?
Дети: Первый шаг: надо выбрать человека, героя или (объект).
Воспитатель: Какой второй шаг?
Дети: Второй шаг: описать какой, он сравнивая его с окружающими объектами?
Воспитатель: Какой третий шаг? (надо подобрать его «поступки, действия»)
Воспитатель: Какой четвёртый шаг? (ещё нужна рифма, чтобы получилось складно)
Воспитатель: Какой пятый шаг? (вывод)
Воспитатель: Ребята, Мамонтёнок рад, что вы ответили на все вопросы возьмите следующую букву «К».
8 аттракцион – задание: «Сочиняем разные лимерики»
(опираясь на алгоритм – схему составления лимериков)
Воспитатель: Ребята, мы с вами беседовали, вчера о том какой праздник скоро наступит.
Дети: Праздник мам.
Воспитатель: В этот день мы с вами поздравляем наших мам. Желаем всего хорошего и я предлагаю сочинить о наших любимых мамах лимерики.
Дети: «мама», «прекрасная - атласная»
Воспитатель: «Наше стихотворение может начинаться со слов «Жила – была…».
Дети: Жила – была мама прекрасная
У неё было платье атласное
Она очень его любила
И перед зеркалом в нём кружала
Вот такая мама прекрасная
Дети: Жила – была мама пригожая
На водителя она была похожая
Она машину водила и в садик меня отвозила
Вот такая мама пригожая
Дети: Наша мама хорошая
Была она на гонщика похожая
Кто бы с ней не встречался
От души восхищался
Вот такая мама хорошая
Дети: Жила – была мама милая
Была она очень красивая
Со мною она гуляла и
Сказки мне читала
Вот такая мама милая
Дети: Жила – была мама прекрасная
У неё было платье красное
Она его очень любила
И перед зеркалом в нём парила
Вот такая мама прекрасная
Дети: Жила – была мама нарядная
Во всех отношениях приятная
Как бабочка она порхала
И нектар с цветов собирала
Вот такая мама нарядная
Дети: Наша мама хороша
В ней и сила и душа
Вместе мы в футбол играем
И голы с ней забиваем
Вот какая мама хорошая
Дети: Наша мама хорошая
Была она на фею похожая
Всех она любила и тортики дарила
Вот такая мама хорошая
Дети: Жила – была мама активная
Была она очень спортивная
В баскетбол она играла и песенки напевала
Вот такая мама спортивная
Дети: Жила – была мама мамулечка
Была она красатулечка
Была она от Солнышка Лучик
Светила всем из-за тучек
Вот такая мама мамулечка
Дети: Жила – была мама хорошая
Была она на пламя похожая
Задором всех зажигала
И никому лениться не давала
Вот такая мама хорошая
Дети: Наша мама хороша
В ней и радость и душа
В акробатику мы ходим
И всех радостью заводим
Дети: Жила – была мама любимая;
Была она очень красивая;
Хозяюшкою знатной была и домашние дела все вела;
Вот такая мама любимая;
Дети: Жила – была мама хорошая
Была она очень пригожая
Любовь и заботу дарила
И песню свою сочинила
Вот такая мама хорошая
Дети: Жила – была мама хорошая
На Солнышко она была похожая
Весь день она светила и счастье всем дарила
Вот такая мама хорошая
Дети: Жила – была мама хорошая
На Росинку была похожая
Весь день она переливалась
И с добротою всем улыбалась
Вот такая мама хорошая
Дети: Жила – была мама хорошая
Была она очень пригожая
Любовь и заботу дарила
И песню про любовь сочинила
Вот такая мама хорошая
Дети: Жила – была мама хорошая
На Цветок Незабудку похожая
Каждый день она расцветала
И радостью всех озаряла
Вот такая мама хорошая
Дети: Жила – была мама хорошая
На Звёздочку в небе похожая
Каждый день она сияла
И теплотою всех окружала
Вот такая мама хорошая
Дети: Жила – была мама хорошая
На ясную Зорьку похожая
Каждый день она вставала
И добротою всех окружала
Вот такая мама хорошая
Дети: Жила – была мама хорошая
Была она очень пригожая
Весь день она в компьютер
Играла и ни когда не уставала
Вот такая мама хорошая
Дети: Жила – была мама любимая
Была она очень красивая
Хозяюшкой знатной была
И домашние дала все вела
Вот такая мама любимая;
Воспитатель: Ребята, Мамонтёнок очень обрадовался, что вы сочинили стихи о маме возьмите следующую букву «И». Какое слово получилось Дети: «Ли-ме-ри-ки».
Воспитатель: Мы с вами сочинили шутливые стихи о маме.
Мамонтёнок тоже теперь может сочинить лимерик для свое мамы.
Ребята, посмотрите вперёд, там за деревьями виднеется чей-то хобот. (Дети заглядывают за дерево, там стоит слон – это мама Мамонтёнка)
Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали большой путь, помогли слонёнку не заблудиться в таком большом парке и найти свою маму. А ещё вы для своих мам сочинили шутливые стихи (лимерики), которые можно будет прочитать на празднике.
Давайте для мам сделаем открытки. Дети делают открытки с сочинёнными вами лимериками.
Рефлексия:
Воспитатель:
- Ребята, кого мы сегодня встретили около парка и помогли?
- Ребята, как называется парк, в котором мы сегодня с вами были ? («Лимерики»)
- Скажите ребята, пожалуйста, что такое «Лимерики»?
- Что такое «Рифма»?
- Почему мы называем этот текст, стихотворением, а не рассказом?
- О ком мы сегодня сочиняли стихотворения?
- Для чего, мы сочиняли стихотворения?
Используемая литература
- Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.
- Григорович Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. //Журнал практического психолога. - 1996. - №3.
- Журавлева Н.М. Методика составления рифмованных текстов юмористического характера детьми дошкольного возраста.// Тезисы докладов 3-й региональной научно - практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 2 - 3 июня, 2000. -С.21-22.
- Зак А.З. Различия в мышлении и речи детей. - М., 1999.
- Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000г.- 97с.
- Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования. // Тезисы докладов 2-й региональной научно - практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 4 - 5 июня, 1999. - С.19-21.
- Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. http://www.trizminsk.org/e/2312.htm
- Сидорчик Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998.- 64 с.
- Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск, 1997. - 74с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности разработки авторской парциальной программы в рамках образовательной области "Речевое развитие для детей ТНР"
Особенности разработки авторской парциальной программы в рамках образовательной области "Речевое развите для детей ТНР"...
Конспект НОД на тему «В магазине игрушек». Cоставление описательных рассказов об игрушках по мнемосхеме. (Образовательная область «Речевое развитие» для детей старшего - дошкольного возраста).
Цель: Закреплять умение детей работать с мнемосхемой. Учить составлять описательные рассказы об игрушках по образцу воспитателя.Задачи:Образовательные: Уточнение, активизация и актуа...
КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ «В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК». CОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ОБ ИГРУШКАХ ПО МНЕМОСХЕМЕ. (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).
Цель: Закреплять умение детей работать с мнемосхемой. Учить составлять описательные рассказы об игрушках по образцу воспитателя.Задачи:Образовательные: Уточнение, активизация и актуализация слов...
Конспект ООД «Знакомство с книгой А. Барто «Игрушки» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 2–3 лет
Цель: Сформировать у детей интерес к книгам.Задачи:Познакомить детей с книгой А. Барто «Игрушки».Развивать интерес к книгам и рассматриванию в них иллюстрации.Активизир...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Наряд для Бабы-Яги»
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Наряд для Бабы-Яги»...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «На помощь зимующим птицам с Щенячьим патрулём»
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «На помощь зимующим птицам с Щенячьим патрулём...
КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ «В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК». CОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ОБ ИГРУШКАХ ПО МНЕМОСХЕМЕ. (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).
Цель: Закреплять умение детей работать с мнемосхемой. Учить составлять описательные рассказы об игрушках по образцу воспитателя.Задачи:Образовательные: Уточнение, активизация и...
- Мне нравится (1)