Мастер – класс «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"
учебно-методический материал
Мастер - класс "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель мастер-класс :
• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи:
1. Развитие речи в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.
ХОД мастер-класс.
В наше время развитие речи является актуальной проблемой.
Мало когда услышишь из уст детей, что они с мамой или папой читали сказки или рассказы, рассматривали иллюстрации. Разговаривая с детьми, я обратила внимание на то, что дети много времени проводят за компьютером, просмотром каких - то телевизионных передач или же играют со своими игрушками. Все это ограничивает детей в общении с окружающим миром, и вследствие чего у ребенка обнаруживается недостаточный словарный запас, ему трудно высказывать свои мысли, затрудняются его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. И нам нужно помнить, что плохая речь в дальнейшем может отразиться на грамотности ребёнка.
В моей возрастной группе выделены следующие задачи:
- продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа слова;
- совершенствовать умения пользоваться краткой и развёрнутой формой ответа;
- развивать связную монологическую речь;
Сегодня я вам хотела бы продемонстрировать некоторые технологии, которые использую в развитии речи у своих воспитанников. И сейчас я предлагаю вместе со мной отправиться в чудесный мир прекрасной речи и самим прочувствовать ценность предлагаемых мной всех приёмов и методов в развитии речи детей.
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
Эти технологии помогают развитию и укреплению речевого аппарата детей, мышц губ, языка, развитию мелкой моторики.
2. При рассматривании картины использую приемы: “Подзорная труба”,
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
Прием «вхождения в картину»
Цель:
Ход: ребенку предлагается посмотреть на картину, представить себя любым объектом внутри этой картины, задаются вопросы: «Кто ты?», «Что ты видишь вокруг?», «Что ты чувствуешь?».
3. Мнемотаблицы
К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая, суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как и любая работа, процесс строится от простого к сложному.
4. Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.
5. Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку. У этой игры существуют многочисленные вариации: « Салат из сказок»- смешивание разных сказок, « Что будет если?» - сюжет задаёт воспитатель, « Изменение характера персонажей» - добрая баба яга, злая снегурочка, « Использование моделей» - картинки- геометрические фигуры, « Введение в сказку новых атрибутов» - волшебные предметы, бытовые приборы и т. д, « Введение новых героев» современных, «Тематические сказки» - цветочные, ягодные и т. д.
6. Игра «Круги Луллия», технология ТРИЗ
Задания: "Необычные вещи"
Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей. Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов).Задания: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором", "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".
"Новая сказка"
Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов. Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок). Задания: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.) "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"
"Необычное место"
Цель. Учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия. Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, волшебный сад (прикрепляет воспитатель). На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев (дети прикрепляют самостоятельно). Задания: "Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет". (Черепаха Тортилла живет в болоте.), "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.)
Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.
Игра «Придумай необычное существо»
7. Морфологические таблицы
Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В ТРИЗ - методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.
Рассмотрим примеры. Творческое задание - фантазийный дом (справа таблицы помещается карточка). Выставляем параметры рисунка по вертикали: форма, цвет, рельеф, части, материал.
Затем размещаем варианты признаков по горизонтали. Дом может быть в форме сердечка, в форме пик, круглый, спиральный, в форме креста. Цвет дома: «хаки», в горошек, в клетку, радужный, в полоску. Рельеф дома: пупырчатый, волнистый, пушистый, колючий, гладкий. Дом имеет части животного, растения, зонта, мебели и насекомого. Из чего будет дом –определяем строительный материал: ткань, бумага, песок, стекло, резина. Произвольно выбираем из каждого ряда по одной характеристике и пытаемся соединить их воедино. В результате получаются «ушастые» дома, с мебельными ящичками вместо входа, в форме сердца, из песка и резины.
Еще пример. Создание волшебного животного. По вертикали - форма, действие, части, цвет, характер. Части сторонних объектов применяются при создании животного: части птицы, самолета, насекомого, зонта, машины. Получаются «крылатые зверята», у которых зонтичный купол на макушке и колеса с крыльями вместо лап. При этом они имеют различные характеры и выражения лица.
Нарисовать и составить рассказ о выдуманном персонаже.
8. Кинезологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное воздействие. В комплекс входят – растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Это специально разработанные комплексы пальчиковых игр, игры – конструкторы, мозаика, игры с песком и т.д. Но, учитывая интересы детей, я для развития межполушарного взаимодействия применяю в своей работе природный и бросовый материал. Одним из таких материалов являются пуговицы разной величины, формы и структуры. Наблюдая за детьми, могу сказать, что они, перебирая, рассматривая и создавая удивительные рисунки, могут сидеть часами с желанием творить. И сегодня вам предлагается коллекция пуговиц для игры «Незаконченный рисунок»,
где вы, не подозревая сами, не имея специально подготовленных художественных способностей, сможете создать удивительные шедевры.
9. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.
10. ЛЕГО – технология.
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-конструирование и робототехника. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. (игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Использование ЛЕГО-технологий даёт возможность осуществлять работу над пересказом, рассказом, диалогом. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Одним из самых эффективных методов развития коммуникации в процессе диалога является ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).
На этом свой мастер класс хочу закончить. Спасибо за внимание!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 35»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Мастер – класс
«Использование инновационных и развивающих технологий
в развитии речи дошкольников
Составила:
Воспитатель
Чукманцева Ю.М
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационной технологии "мнемотехника" для развития речи дошкольников
Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи дошкольников.Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Г...
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...
мастер -класс " Использование интерактивных дидактических игр в развитии речи детей дошкольников."
Применение интерактивных дидактических игр с использованием компьютерных технологий позволяют стимулировать непроизвольное внимание детей, позволяют сделать процесс обучения интересным....
Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Мастер-класс предназначен для педагогов с целью дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словар...
Мастер-класс «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
"Использование инновационной технологии "Мнемотехника" для развития речи дошкольников"
консультация для воспитателей о инновационной технологии "Мнемотехника"...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие речи дошкольников путем использования инновационных методик»
Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие речи дошкольников путем использования инновационных методик»...