Самообразование
материал (старшая группа)

Тилебова Раиса Ризвановна

2024-2025гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobr_raisa.doc147.5 КБ
Microsoft Office document icon samoobr_raisa.doc147.5 КБ
Microsoft Office document icon Самообразование101.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

План работы по самообразованию на тему:

«Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

               

                                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                                       

                                                                                                                          Тилебова Р.Р.

Пыть-Ях, 2024г

Актуальность темы:

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

Б.  Паскаль

      Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

      Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

        Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

     Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др. Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

     Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

     Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

     В качестве приоритетов определяю для себя такие задачи как:

- Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

 -Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.

- Обеспечивать программирование своей деятельности, творческой рефлексии, воплощение творческого замысла.

-Продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познание».

-Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой темы.

     Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и  повысить уровень готовности детей  к обучению в школе.

     Задачи:

- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

     Принципы:

- природосообразности;

- целостного представления о мире;

- психологической комфортности;

- наглядности;

- доступности;

- научности.

     Ожидаемый результат: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

- Учить успешно решает логические задачи;

- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

- Развивать быстроту мышления;

- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Форма самообразования : индивидуальная.

Этапы реализации плана:

-Подготовительный этап

-Основной этап

-Заключительный этап

 Срок реализации: сентябрь 2024- май 2025г г.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

-изучение литературы по теме,

-посещение ООД у педагогов дошкольных групп,

-разработка картотек игр по ФЭМП,

-выступление с отчетом на педагогическом совете.

Работа с родителями.

Консультация для родителей:

«Учим математику дома»

«Что общего и чем отличаются»

«Развитие математических способностей у дошкольника»

Изготовление дидактических игр по ФЭМП

Изготовление настольно-печатных игр по ФЭМП

Памятки для родителей

Анкетирование

Мастер-класс с родителями по изготовлению раздаточного материала

Изготовление раздаточного материала по ФЭМП

                                   ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 лет

   Дата

                      Название

        Программное содержание

Сентябрь

Консультация для родителей

«Учим математику дома»

«Что общего и чем отличаются»

«Подбери по форме»

«Найди, кто лишний»

«Какой фигуры не хватает?»

Учить сравнивать свойства предметов.

Закрепить свойства предметов.

Закрепить сравнивать свойства предметов.

Закрепить свойства предметов.

Октябрь

Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек.

 «Что изменилось»

«Третий лишний»

«Четвертый лишний»

«Лабиринты: кто кому звонит?»

Развивать мелкую моторику рук.

Учить находить свойства предметов.

Учить детей умению сравнивать группы предметов.

Закрепить умение сравнивать группы предметов

Закрепить умение сравнивать группы предметов.

Ноябрь

 «Дорисуй и раскрась»

 «Продолжи закономерность»

«Найди одинаковые игрушки»

 «Четвертый лишний»

Учить соотношении: часть - целое.

Закрепить пространственные отношения: на, под, над.

Учить пространственные отношения: справа, слева.

Закрепить пространственные отношения: справа, слева.

Декабрь

«Дорисуй»

«Чем отличаются клоуны»

«Поменяй признак»

«Лабиринты»

Закрепить взаимосвязь между целым и частью.

Закрепить числа  и цифры 1,2

Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.

Развивать глазомер и образное мышление

Январь

«Продолжи закономерность»

«Что общего»

 «Соедини предметы»

«Дорисуй»

Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление.

Учить детей умению составлять равенства.

Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.

Закрепить числа и цифры 1-3.

Февраль

«Догадайся, как надо раскрасить»

«Разбей фигуры по признаку»

«Какой домик лишний и почему»

«Логические цепочки»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников.

Закрепить число и цифру 4.

Закрепить представление о многоугольниках.

Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

Март

«Перехват»

«Обведи дорожки»

«Раскрась»

«Раскрась так же»

Закрепить число и цифру 5.

Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.

Закрепить сравнение групп предметов по количеству.

Апрель

 «Что сначала, что потом»

«Математические задачки»

«Вместе весело шагать»

«Новоселье»

Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.

Умение решать простейшие задачи.

Продолжать развивать навык ориентировки в пространстве.

Учить детей ориентироваться в пространстве квартиры.

Май

Танграм «Сложи фигуру»

«Части суток»

Палочки Кюизенера»

Итоговое занятие «Математическое королевство»

Расширять представление о геом. фигурах.

Игра на закрепление временных представлений

Развивать у детей представление о числе на основе цвета и измерения

Закрепить пройденный материал.

                                         

   

                                                                   Литература

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1991г.

2. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова –

Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

3. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7

лет, 2008 г.

4. Математика от трѐх до шести: учеб. -метод. Пособие для воспитателей детских садов / сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе

– СПб.: Детство-Пресс, 1996.

5. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» старшая группа / авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М.

Сучкова - Волгоград: Издательство «Учитель», 2010.

6. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

7. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.

8. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.

9. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.

10. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург,

2002г.

11. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

План работы по самообразованию на тему:

«Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

               

                                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                                       

                                                                                                                          Тилебова Р.Р.

Пыть-Ях, 2024г

Актуальность темы:

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

Б.  Паскаль

      Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

      Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

        Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

     Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др. Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

     Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

     Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

     В качестве приоритетов определяю для себя такие задачи как:

- Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

 -Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.

- Обеспечивать программирование своей деятельности, творческой рефлексии, воплощение творческого замысла.

-Продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познание».

-Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой темы.

     Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и  повысить уровень готовности детей  к обучению в школе.

     Задачи:

- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

     Принципы:

- природосообразности;

- целостного представления о мире;

- психологической комфортности;

- наглядности;

- доступности;

- научности.

     Ожидаемый результат: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

- Учить успешно решает логические задачи;

- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

- Развивать быстроту мышления;

- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Форма самообразования : индивидуальная.

Этапы реализации плана:

-Подготовительный этап

-Основной этап

-Заключительный этап

 Срок реализации: сентябрь 2024- май 2025г г.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

-изучение литературы по теме,

-посещение ООД у педагогов дошкольных групп,

-разработка картотек игр по ФЭМП,

-выступление с отчетом на педагогическом совете.

Работа с родителями.

Консультация для родителей:

«Учим математику дома»

«Что общего и чем отличаются»

«Развитие математических способностей у дошкольника»

Изготовление дидактических игр по ФЭМП

Изготовление настольно-печатных игр по ФЭМП

Памятки для родителей

Анкетирование

Мастер-класс с родителями по изготовлению раздаточного материала

Изготовление раздаточного материала по ФЭМП

                                   ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 лет

   Дата

                      Название

        Программное содержание

Сентябрь

Консультация для родителей

«Учим математику дома»

«Что общего и чем отличаются»

«Подбери по форме»

«Найди, кто лишний»

«Какой фигуры не хватает?»

Учить сравнивать свойства предметов.

Закрепить свойства предметов.

Закрепить сравнивать свойства предметов.

Закрепить свойства предметов.

Октябрь

Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек.

 «Что изменилось»

«Третий лишний»

«Четвертый лишний»

«Лабиринты: кто кому звонит?»

Развивать мелкую моторику рук.

Учить находить свойства предметов.

Учить детей умению сравнивать группы предметов.

Закрепить умение сравнивать группы предметов

Закрепить умение сравнивать группы предметов.

Ноябрь

 «Дорисуй и раскрась»

 «Продолжи закономерность»

«Найди одинаковые игрушки»

 «Четвертый лишний»

Учить соотношении: часть - целое.

Закрепить пространственные отношения: на, под, над.

Учить пространственные отношения: справа, слева.

Закрепить пространственные отношения: справа, слева.

Декабрь

«Дорисуй»

«Чем отличаются клоуны»

«Поменяй признак»

«Лабиринты»

Закрепить взаимосвязь между целым и частью.

Закрепить числа  и цифры 1,2

Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.

Развивать глазомер и образное мышление

Январь

«Продолжи закономерность»

«Что общего»

 «Соедини предметы»

«Дорисуй»

Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление.

Учить детей умению составлять равенства.

Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.

Закрепить числа и цифры 1-3.

Февраль

«Догадайся, как надо раскрасить»

«Разбей фигуры по признаку»

«Какой домик лишний и почему»

«Логические цепочки»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников.

Закрепить число и цифру 4.

Закрепить представление о многоугольниках.

Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

Март

«Перехват»

«Обведи дорожки»

«Раскрась»

«Раскрась так же»

Закрепить число и цифру 5.

Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.

Закрепить сравнение групп предметов по количеству.

Апрель

 «Что сначала, что потом»

«Математические задачки»

«Вместе весело шагать»

«Новоселье»

Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.

Умение решать простейшие задачи.

Продолжать развивать навык ориентировки в пространстве.

Учить детей ориентироваться в пространстве квартиры.

Май

Танграм «Сложи фигуру»

«Части суток»

Палочки Кюизенера»

Итоговое занятие «Математическое королевство»

Расширять представление о геом. фигурах.

Игра на закрепление временных представлений

Развивать у детей представление о числе на основе цвета и измерения

Закрепить пройденный материал.

                                         

   

                                                                   Литература

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1991г.

2. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова –

Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

3. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7

лет, 2008 г.

4. Математика от трѐх до шести: учеб. -метод. Пособие для воспитателей детских садов / сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе

– СПб.: Детство-Пресс, 1996.

5. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» старшая группа / авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М.

Сучкова - Волгоград: Издательство «Учитель», 2010.

6. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

7. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.

8. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.

9. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.

10. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург,

2002г.

11. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

План работы по самообразованию на тему:

«Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

               

                                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                                       

                                                                                                                          Тилебова Р.Р.

Пыть-Ях, 2024г

Актуальность темы:

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

Б.  Паскаль

      Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

      Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

        Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

     Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др. Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

     Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

     Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

     В качестве приоритетов определяю для себя такие задачи как:

- Формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

 -Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.

- Обеспечивать программирование своей деятельности, творческой рефлексии, воплощение творческого замысла.

-Продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познание».

-Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой темы.

     Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и  повысить уровень готовности детей  к обучению в школе.

     Задачи:

- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

     Принципы:

- природосообразности;

- целостного представления о мире;

- психологической комфортности;

- наглядности;

- доступности;

- научности.

     Ожидаемый результат: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

- Учить успешно решает логические задачи;

- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

- Развивать быстроту мышления;

- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Форма самообразования : индивидуальная.

Этапы реализации плана:

-Подготовительный этап

-Основной этап

-Заключительный этап

 Срок реализации: сентябрь 2024- май 2025г г.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

-изучение литературы по теме,

-посещение ООД у педагогов дошкольных групп,

-разработка картотек игр по ФЭМП,

-выступление с отчетом на педагогическом совете.

Работа с родителями.

Консультация для родителей:

«Учим математику дома»

«Что общего и чем отличаются»

«Развитие математических способностей у дошкольника»

Изготовление дидактических игр по ФЭМП

Изготовление настольно-печатных игр по ФЭМП

Памятки для родителей

Анкетирование

Мастер-класс с родителями по изготовлению раздаточного материала

Изготовление раздаточного материала по ФЭМП

                                   ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 лет

   Дата

                      Название

        Программное содержание

Сентябрь

Консультация для родителей

«Учим математику дома»

«Что общего и чем отличаются»

«Подбери по форме»

«Найди, кто лишний»

«Какой фигуры не хватает?»

Учить сравнивать свойства предметов.

Закрепить свойства предметов.

Закрепить сравнивать свойства предметов.

Закрепить свойства предметов.

Октябрь

Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек.

 «Что изменилось»

«Третий лишний»

«Четвертый лишний»

«Лабиринты: кто кому звонит?»

Развивать мелкую моторику рук.

Учить находить свойства предметов.

Учить детей умению сравнивать группы предметов.

Закрепить умение сравнивать группы предметов

Закрепить умение сравнивать группы предметов.

Ноябрь

 «Дорисуй и раскрась»

 «Продолжи закономерность»

«Найди одинаковые игрушки»

 «Четвертый лишний»

Учить соотношении: часть - целое.

Закрепить пространственные отношения: на, под, над.

Учить пространственные отношения: справа, слева.

Закрепить пространственные отношения: справа, слева.

Декабрь

«Дорисуй»

«Чем отличаются клоуны»

«Поменяй признак»

«Лабиринты»

Закрепить взаимосвязь между целым и частью.

Закрепить числа  и цифры 1,2

Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.

Развивать глазомер и образное мышление

Январь

«Продолжи закономерность»

«Что общего»

 «Соедини предметы»

«Дорисуй»

Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление.

Учить детей умению составлять равенства.

Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.

Закрепить числа и цифры 1-3.

Февраль

«Догадайся, как надо раскрасить»

«Разбей фигуры по признаку»

«Какой домик лишний и почему»

«Логические цепочки»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников.

Закрепить число и цифру 4.

Закрепить представление о многоугольниках.

Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

Март

«Перехват»

«Обведи дорожки»

«Раскрась»

«Раскрась так же»

Закрепить число и цифру 5.

Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.

Закрепить сравнение групп предметов по количеству.

Апрель

 «Что сначала, что потом»

«Математические задачки»

«Вместе весело шагать»

«Новоселье»

Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.

Умение решать простейшие задачи.

Продолжать развивать навык ориентировки в пространстве.

Учить детей ориентироваться в пространстве квартиры.

Май

Танграм «Сложи фигуру»

«Части суток»

Палочки Кюизенера»

Итоговое занятие «Математическое королевство»

Расширять представление о геом. фигурах.

Игра на закрепление временных представлений

Развивать у детей представление о числе на основе цвета и измерения

Закрепить пройденный материал.

                                         

   

                                                                   Литература

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1991г.

2. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова –

Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

3. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7

лет, 2008 г.

4. Математика от трѐх до шести: учеб. -метод. Пособие для воспитателей детских садов / сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе

– СПб.: Детство-Пресс, 1996.

5. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» старшая группа / авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М.

Сучкова - Волгоград: Издательство «Учитель», 2010.

6. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

7. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.

8. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.

9. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.

10. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург,

2002г.

11. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...