Использование игровых упражнений при ознакомлениидетей с окружающим миром
методическая разработка (старшая группа)
Тяжелые и множественные нарушения развития у детей определяются как специфическое состояние психофизического развития ребенка вследствие органического поражения ЦНС, при котором совокупность в высокой степени выраженных нарушений интеллекта. Поведения, коммуникации, движения, сенсорных функций в значительной мере препятствует его самостоятельной жизнедеятельности в обществе и вызывает потребность в интенсивной помощи, гораздо большей, чем поддержка, оказываемая при каком-то определенном нарушении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_aneksa_statya.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование игровых упражнений при ознакомлении детей с окружающим миром»
Тьютор Митина Надежда Ивановна
02.12.2024г.
Тяжелые и множественные нарушения развития у детей определяются как специфическое состояние психофизического развития ребенка вследствие органического поражения ЦНС, при котором совокупность в высокой степени выраженных нарушений интеллекта. Поведения, коммуникации, движения, сенсорных функций в значительной мере препятствует его самостоятельной жизнедеятельности в обществе и вызывает потребность в интенсивной помощи, гораздо большей, чем поддержка, оказываемая при каком-то определенном нарушении.
Есть в группе дети у которых имеются тяжелые множественные нарушения развития: грубые нарушения интеллекта (умственная отсталость легкой и тяжелой степени), сенсорные нарушения . Помимо этого, у воспитанников имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы, а дети не способны к произвольной регуляции деятельности и поведения.
При организации коррекционно-развивающей работы учитываем, что у всех детей отмечается:- сниженный уровень познавательной активности;
- сниженный темп переработки информации;
- отставание в формировании высших психических функций, носящее тотальный характер;
- недостатки познавательной деятельности детей отражаются в их речи
(речь отсутствует, либо собственная речь на уровне вокализаций, звукокомплексов, понимание речи ограничено элементарными бытовыми ситуациями);
- трудности освоения деятельности, обусловленные органическими поражениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы. Поэтому всем детям требуется организующая помощь взрослого.
- несформированность навыков социального взаимодействия. В качестве средств коммуникации к настоящему моменту только несколько детей освоили отдельные жесты. Некоторые используют вокализацию, крик, взгляд.
При воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточности уже на ранних этапах обучения особую значимость приобретает активизация его речевого общения с окружающими, которое чрезвычайно важно для формирования положительных личностных черт и продвижения в умственном плане. Такая активизация предполагает постоянную, многократно повторяющуюся, четкую по произношению, простейшую по содержанию и построению, эмоционально насыщенную речь взрослого, обращенную к ребенку, непосредственно связанную с ним самим, с тем, что является для него жизненно важным.
Существенная роль принадлежит практической деятельности ребенка, расширяющей его жизненный опыт и способствующей возникновению новых потребностей и интересов, что приводит к необходимости речевого общения со взрослыми и товарищами, повышает мотивацию речевой деятельности, побуждает к общению.
Богатство представлений о явлениях природы и общественной жизни, о мире предметов и вещей, созданных руками человека, имеет существенное значение для умственного развития, для формирования личностных качеств ребенка.
На занятиях по ознакомлению с окружающим обогащается чувственный опыт ребенка: он учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир человека и его социальных отношений. Ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе, приобретая опыт базовых общечеловеческих ценностей.
В процессе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и способах действий с ними.
В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинно-следственные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.
Принимая во внимание данные особенности, при проведении занятий мы стараемся использовать сохранные функции анализаторов (зрительного, слухового, моторного, речедвигательного), кинестетического (тактильного) и проприоцептивного (осязание, обоняние, вкус, вестибулярный аппарат), чтобы помочь детям получить информацию об окружающем мире, о предметах и явлениях и их свойствах; а также учитываем индивидуальные особенности, возможности детей, их актуальное состояние, подбираем упражнения, игровые действия и игры-задания максимально легкие, доступные, естественные.
Коррекционно-развивающие занятия по программе «Я познаю мир» организуются на основе предметно-практической деятельности, на основе стимуляции с помощью различных раздражителей и интегрируются с другими разделами и программами: «Умелые ручки» (предметно-практическая деятельность), «Шаг за шагом» (элементарные математические представления), «Азбука общения» (коммуникация).
В нашей работе вопрос развития речи и коммуникации является актуальным, так как подавляющее большинство детей в силу тяжелого нарушения речи не могут пользоваться даже зачатками вербальной коммуникации, поэтому мы испытываем затруднения в построении общения с неговорящими детьми.
Способы коммуникации – это звуки, интонация, устная речь, жесты, мимика, телодвижения, символы, картинки, пиктограммы, реальные объекты или их уменьшенные копии. Невербальные средства коммуникации играют огромную роль, так как они дают эмоциональную окраску взаимодействию, акцентируют ту или иную часть, заполняют паузу, сохраняют контакт, могут заменить слово (кивок головы). В историческом контексте эмоции и невербальные средства общения более древние, чем вербальные. У наших воспитанников проблемным является вербальный компонент, поэтому мы восполняем дефицит общения через альтернативную коммуникацию. Для детей нашей группы актуальны звуки, жесты, мимика, телодвижения, реальные предметы и их уменьшенные копии, игровые аналоги, фотографии, символы, пиктограммы.
Наблюдая за детьми в повседневной жизни и на занятиях, мы можем заметить, что по стилю коммуникации наши воспитанники различаются:
- есть дети общительные, которые любят быть в контакте с другими детьми и взрослыми;
- есть и такие, которые не хотят общаться или коммуницируют избирательно, при условиях хорошего психофизического состояния;
- часть детей хотят быть в общении, но при этом пассивны;
- а есть и дети со своей собственной программой действий.
Развитие коммуникативной сферы мы осуществляем как в ситуациях повседневной жизни, так и на занятиях. В зависимости от ситуации стиль коммуникации педагога также бывает различным:
- помощник;
- участник;
- потешник;
- экзаменатор.
Основные принципы обучения наших воспитанников:
- многократное повторение,
- механическое запоминание;
- опора на визуальное восприятие;
- опора на аудиальное восприятие;
- научение через делание;
- опора на возможности ребенка.
Также важными условиями являются: использование простого языка, минимум слов; повторение ключевых слов; использование стимулов, игрушек, предметов, игровых действий; использование позитивных высказываний, оценок.
Содержание занятий отбираем из образовательной программы дополнительного образования «Я познаю мир», составленную нашими воспитателями, «Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» (Т. А. Алексеева, Л. Б. Баряева, Л. И. Кайкина, Л. В. Капустянская и др.; под ред. Н. Н. Яковлевой), а также из других методических пособий, публикаций и материалов.
На первом этапе обучения мы проводим работу над установлением эмоционального и зрительного контакта, созданием условий для речевой активности, формированием первоначальных представлений о себе и ближайшем окружении, формированию интереса к разнообразию мира и явлениям природы, установлением положительного взаимодействия, развитию коммуникативной функции речи. Затем, идет работа по формированию умений пользоваться жестами: использованию указательного жеста, жестов дотягивания, взаимодействовать с совместной деятельности, действовать по подражанию.
На занятиях по развитию речикоммуникативная деятельность – одна из основных и доступных детям наряду с предметной, игровой, двигательной. Она помогает детям познавать окружающий мир, служит источником знаний об окружающем мире, а также обеспечивает использование и закрепление умений, делает их индивидуальным достоянием каждого ребенка, формирует его социальный опыт, способствует развитию мотивации общения.
Каждое занятие мы начинаем с ритуала приветствия. Это важный этап в работе с детьми, так как педагог содействует адаптации детей в помещении, привлекает внимание к другим детям, побуждает к общению и взаимодействию с другими детьми и педагогом, а также обучает адекватным действиям в ответ на обращенные просьбы и слова. Одной из задач этой части занятия является создание психологической готовности к занятию, обучение навыкам коммуникации, создание ситуаций общения. Используя фотографии детей, мы учим узнавать и показывать на фотографии себя, других детей, педагога, при этом пользоваться указательным жестом. Учим понимать свое имя, поддерживаем яркие проявления эмоций (смех, звукокомплексы, оживленные движения).
По ходу занятий мы используем коррекционные, игровые действия и упражнения на обучение установлению зрительного контакта (фиксировать взгляд, прослеживать взглядом движение, смотреть, реагировать двигательно, эмоционально, улыбаться, отвечать взглядом на взгляд, совершать движения). Учим смотреть на предмет; на вопрос «Где?» искать взглядом объект. Понимать выражения «На», «Дай руку», «Возьми», ориентируясь на указательный жест. Через обогащение словарного запаса происходит знакомство с признаками предметов, их сходством и различиями по форме, величине, пространственными и временными отношениями. Лучшее усвоение материала происходит и с помощью жестов, пантомимических средств. Учим выполнять манипулятивные действия «Дай такой», «Дай…» (предмет по названию). Также обучаем соотнесению предмета с его изображением в последовательности:
- сначала сравнение двух одинаковых предметов («Такой же», «И это тоже…»);
- соотнесение предмета с фотографией («Это мяч и это мяч»);
- сопоставление предмета с цветной картинкой;
- соотнесение предмета с черно-белой картинкой.
Пока еще наши воспитанники в основном находятся на этапе «досимволическом» и им недоступно соотнесение с символом. Поэтому на данный момент развитие речи и обучение коммуникации наиболее доступно с применением предметов, жестов, телодвижений, мимики.
При подборе упражнений, игровых заданий и действий стараемся обеспечить доступность, повторность, что позволяет детям лучше сориентироваться в ситуации и принять более активное участие. С целью активизации внимания детей задаем образец действия, побуждаем повторять, подражать. Конечно, основным приемом обучения является прямая помощь и действия «рука в руке». Например, если предложены игры «Дождик», «Ветер» (представления о явлениях природы), «Найди домики», «Где чей домик?» (на формирование представлений о животных, предметах), «Собери в корзинки», некоторые дети демонстрируют самостоятельность, а также могут осуществить выбор игры, используя предметы, жесты, взгляд, вокализацию. При обучении ориентировке в схеме тела (Тема «Я- ребенок») обучаем использовать жесты дотягивания . указательный жест, движение тела, поворот головы; здесь как подкрепление помогают кинезиологические упражнения , так выполняются движения и при этом называются части тела (руки, ноги, стопы); используем имитационные средствав процессе формирования величинных и пространственных отношений: пантомимика (большой, длинный – показ руками). При формировании представлений о характерных признаках сезона также используем стимульные материалы и имитационные средства: тепло – теплые предметы, теплая вода, тянемся к солнышку, холодно – холодные предметы, холодная вода, сжимаемся, обхватывая руками, дождь – вода, имитация стука капелек дождя: стучим пальцами по столу и т.д. Обучаем имитационным действиям, соответствующим действиям людей, животных, растений в разное время суток: ночью спит, днем ходит, бегает, растет и т. п.
В заключительной части занятия мы последовательно перечисляем, что сделано на занятии, показываем предметы, даем положительную эмоциональную оценку и произносим слова прощания. Это способствует активизации общего психического тонуса детей, развитию контакта и взаимодействия с окружающими.
Примерные игры и упражнения для работы с детьми на занятиях.
Развитие слухового восприятия и внимания
- Кто хлопал?
- Что звучит?
- Тихо — громко.
Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале
- Найди предмет, игрушку, картинку
игры на звукоподражание.
- Лесенка
- Корова и телята
Обогащение словаря.
Пополнение словарного запаса может включать в себя использование различных игр, где ребенок принимает непосредственное участие, использование потешек, скороговорок, чистоговорок, сказок небольших стихотворений.
- Дидактическая игра «Добавь словечко».
Мама сыплет соль в солонку. Много хлеба в хлебнице,
Масло я кладу в ... А конфеты в …
Развитие ручной моторики.
Рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:
- Конструирование из кубиков домиков, башен и т. д., сначала совместно, затем по образцу, по памяти и произвольно.
- Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).
- Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают совместно, затем по образцу, в дальнейшем — по памяти.
- Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений.
- Обведение контуров предметных изображений.
- Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
- Наматывание ниток на катушку, клубок.
- Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
- Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).
- Работа с мозаикой.
- Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения.
- Лесенка (индийская игра)
- Пальчики "здороваются"
- Дети бегут
- Коза и козлята
- Очки
- Двое разговаривают
- Стол
- Птичка пьет водичку
- Крыша
- Гнездо
- Цветок
- Лодочка
- Солнечные лучи
- Игра на рояле
Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики).
Различные игры с пальчиками (сгибание, разгибание, массаж, катание мячика – «ежика» в руках.
Можно изготовить пальчиковый бассейн (в большой коробке из-под обуви делается несколько отделений, каждое из которых заполняется различными материалами, например, шишками, желудями, рисом, горохом, песком и т.д.
Погрузить пальцы в песок или воду и легкими движениями создавать «волны».
Игровые задания, направленные на понимание ребенком обращенной к нему речи.
1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ (умение выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.
2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ (на понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках).
3. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ (на понимание простых предлогов типа на, в, за).
4. НАЙДИ КАРТИНКУ (на понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного).
Задания на развитие предметного и глагольного словаря.
1. ПОКАЖИ, ЧТО НАЗОВУ (по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело».
2. ПОКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ (на развитие глагольного словаря, называние слов -действий.
Таким образом, использование стимульных материалов, игровых действий и упражнений, методов и приемов альтернативной коммуникации на занятиях по развитию речи с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, способствует формированию умений воспринимать окружающую среду и реагировать на нее, ориентироваться в окружающем мире и познавать его с учетом структуры дефекта; созданию у них положительного тонуса, поддерживает жизнедеятельность ребенка, дает уверенность и способствует возникновению потребности в общении, на основе которой появляется мотивация общения, обогащает пассивный словарь, развивает импрессивную речь.
Литература.
- Артамоненкова С. И., Вялитов Р. Р., Долотова И. И. и др. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. А. В. Рязановой, Д. В. Ермолаева. – М.: Теревинф, 2011.
- Зарин А. П., Нефедова Ю. В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
- Захарова И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. М.: Теревинф, 2009.
- Иванова А. Е., Кравец О. Ю., Рыбкина И. А. и др. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. / под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2008.
- Образовательная программа дополнительного образования «Азбука общения». Фоменко О. П., воспитатель СПб ГБ СУСО «ДДИ» №1, 2014.
- Образовательная программа дополнительного образования «Я познаю мир», Давыдова В. н., Малахова Н. В., Чеченкова Е. В., воспитатели СПб ГБ СУСО «ДДИ» №1, 2014.
- Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т. А. Алексеева, Л. Б. Баряева, Л. И. Кайкина, Л. В. Капустянская и др.; под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб.:ЦДК проф. Баряевой, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная игровая деятельность по ознакомлению с окружающим миром с детьми раннего возраста. Тема: «Прогулка в осенний лес».
Ознакомление детей раннего возраста с характерными признаками осени...
Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников. Л.И.Плаксина
комплекс игр...
Конспект познавательно – игрового мероприятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в осенний лес»
Беседы: об осени и ее приметах, о жизни диких животных и птиц в лесу, об их подготовке к зиме. Рассматривание на прогулке различных деревьев и их листьев, рассматривание иллюстраций с изображением осе...
Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы "Лесные секреты"
Занятие в игровой форме позволяет расширить и обобщить представления детей о животном мире и среде обитания....
Исследовательско-игровой проект «Капелька». Проект по окружающему миру
Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием з...
Использование мнемотехники в работе с детьми. Использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает основные психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
В настоящее время вопрос успешного развития речи дошкольника стоит особенно остро. Это связано с тем, что в условиях современного общества, дети стали больше общаться с компьютером, пла...