Использование мнемотехники в работе с детьми. Использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает основные психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В настоящее время вопрос успешного развития речи дошкольника стоит особенно остро. Это связано с тем, что в условиях современного общества, дети стали больше общаться с компьютером, планшетом, телефоном и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития речи и формирования культуры речевого общения. Работа, направленная на развитие речи и формирование культуры речевого общения, очень сложная и ответственная.
В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники.
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Основные задачи мнемотехники:
- Развивать у детей умение понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
- Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.
Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей.
«Собери группу». Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе.
«Нарисуй впечатления». Этот приём отлично расширяет словарный запас малыша. И, кстати, формирует семейные традиции. Предложите карапузу вместе зарисовывать впечатления от прожитого дня, чтобы потом рассказать, что в нём было хорошего и плохого. Каждый раз старайтесь добавлять одно или несколько новых для ребёнка понятий и слов.
«Выучи стихотворение». Для облегчения заучивания стихов используйте наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в виде картинки или условного знака. Старайтесь обязательно дополнять изображение словом (если малыш умеет читать) или буквой (если пока ещё ребёнок не освоил этот навык).
«Сетка памяти». Покажите ребенку картинки, проговорите, что это и переверните. Задача ребёнка назвать изображённый предмет, а затем проверить себя, открыв мнемокартинку.
«Рассказы с картинками». В интернете можно найти массу детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так ребенок не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении.
«Фотопамять». Покажите ребенку картинку, затем уберите её и дайте взамен другую, которая отличается от первой какой-то деталью. Например, на первой изображена девочка с красным бантиком, а на второй – такая же девочка, но бантик – синий.
«День-ночь». Разложите перед ребёнком ряд картинок. Затем скажите: «Настала ночь». Ребенок закрывает руками глаза, а вы в это время прячете одну картинку. Задача ребёнка: угадать, чего не хватает.
В настоящее время актуально использование живых мнемотаблиц.
В живой мнемотаблице на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.
Живые мнемотаблицы включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения.
Использование живых мнемотаблиц обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, позволяют более полно использовать возможности зрительных, слуховых анализаторов обучаемых.
Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование мнемотехники в работе с детьми. | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники в работе с детьми.
В настоящее время вопрос успешного развития речи дошкольника стоит особенно остро. Это связано с тем, что в условиях современного общества, дети стали больше общаться с компьютером, планшетом, телефоном и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития речи и формирования культуры речевого общения. Работа, направленная на развитие речи и формирование культуры речевого общения, очень сложная и ответственная.
В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники.
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Основные задачи мнемотехники:
- Развивать у детей умение понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
- Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.
Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей.
«Собери группу». Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе.
«Нарисуй впечатления». Этот приём отлично расширяет словарный запас малыша. И, кстати, формирует семейные традиции. Предложите карапузу вместе зарисовывать впечатления от прожитого дня, чтобы потом рассказать, что в нём было хорошего и плохого. Каждый раз старайтесь добавлять одно или несколько новых для ребёнка понятий и слов.
«Выучи стихотворение». Для облегчения заучивания стихов используйте наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в виде картинки или условного знака. Старайтесь обязательно дополнять изображение словом (если малыш умеет читать) или буквой (если пока ещё ребёнок не освоил этот навык).
«Сетка памяти». Покажите ребенку картинки, проговорите, что это и переверните. Задача ребёнка назвать изображённый предмет, а затем проверить себя, открыв мнемокартинку.
«Рассказы с картинками». В интернете можно найти массу детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так ребенок не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении.
«Фотопамять». Покажите ребенку картинку, затем уберите её и дайте взамен другую, которая отличается от первой какой-то деталью. Например, на первой изображена девочка с красным бантиком, а на второй – такая же девочка, но бантик – синий.
«День-ночь». Разложите перед ребёнком ряд картинок. Затем скажите: «Настала ночь». Ребенок закрывает руками глаза, а вы в это время прячете одну картинку. Задача ребёнка: угадать, чего не хватает.
В настоящее время актуально использование живых мнемотаблиц.
В живой мнемотаблице на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.
Живые мнемотаблицы включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения.
Использование живых мнемотаблиц обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, позволяют более полно использовать возможности зрительных, слуховых анализаторов обучаемых.
Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе».
Доклад об опыте работе. Может быть использован родителями при подготовке ребёнка к школе....
Проект-занятия «В гостях у гнома Астронома» расширяющий представление детей об окружающем мире, его объектах и явлениях
Проект «В гостях у гнома Астронома» Цели:...
Рекомендации для родителей "Развитие представлений детей об окружающем мире посредством сюжетно-ролевой игры"
рекомендации для родителей о развитии представлений детей об окружающе мире с помощью сюжетно-ролевых игр...
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...
Проектная деятельность «Почемучки - исследователи» (Расширение представлений детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности)
В конспекте описана работа с детьми второй младшей гуппы в процессе опытно - экспериментальной деятельности, развитие эмоционально - ценностных отношений к окружающему миру....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по разделу «Развитие представлений детей об окружающем мире и о себе» «Весна. Изменения в жизни птиц».
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по разделу «Развитие представлений детей об окружающем мире и о себе» «Весна. Изменения в жизни птиц»....
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сего
Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Пр...