Исследовательско-игровой проект «Капелька». Проект по окружающему миру
проект по окружающему миру (старшая группа)

Бурляева Любовь Петровна

Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapelka.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

                             

   ГБОУ Школа № 1056

Исследовательско-игровой проект

«Капелька»

Подготовили: Аболенцева Н.В.

Бурляева Л.П.

Актуальность проекта.

Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает новые проявления способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Цель проекта.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Познакомить с одним из компонентов природы - водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Задачи.

Расширять представление детей о свойствах окружающего мира; знакомить с различными свойствами воды; учить детей делать выводы на основе опытов; участвовать в посильной практической деятельности; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Формировать представление о себе, как об активном члене коллектива через проектную деятельность.

Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (при изменении температуры окружающей среды изменяется агрегатное состояние воды).

Участники проекта: воспитатели групп, дети, специалисты ДО, родители.

Формы организации детей: индивидуальная работа; работа в парах, коллективная работа, объединение нескольких групп.

Средства обучения: стихи, музыка, иллюстрации помогут увидеть красоту реки, услышать капель, звуки шумящего моря и т.д.

Вид проекта: краткосрочный, на 1 неделю.

Этапы реализации проекта

Месяц

Мероприятия

Цель

понедельник

Презентация проекта.Знакомство с Волшебницей Водой. 

Выбор в группе уголка проекта «Мир воды».

Беседа «Где живут капли воды в детском саду».

Мультфильм «Капитошка»

Цель: уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, которые есть в помещении). Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде.

вторник

Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Жила-была Река»

Беседа «Какие свойства воды ты знаешь?»

Занятие «Свойства воды 

Рисование «Круговорот, как я его понимаю».

Цель: Закреплять знания детей о круговороте воды в природе. Продолжать воспитывать бережное отношение к воде

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность, нет вкуса, нет запаха), обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Учить работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками, с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности

Закреплять знания детей о круговороте воды в природе. Продолжать воспитывать бережное отношение к воде.

среда

.

Опыты: «Пар-это вода», «Лед – твердая вода», «Иней», «Превращение в воду».

Чтение произведений Н.А. Рыжовой:  «Как люди речку обидели»

 Театр «Оловянный солдатик»

Познакомить детей с агрегатными состояниями воды. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи

Формировать навыки экологически правильного поведения в природе частности во время отдыха на реке

четверг

Занятие «Какой бывает вода». Опыт« Вода бывает теплой,холодной, горячей».

Занятие «Кому нужна вода». Опыты: « Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».

Конкурс рисунков   «Мир воды глазами детей»

 Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

пятница

Беседа «Что растет в воде» Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».

Занятие «Кто живет в реке» с элем.театрализации

Подвижная игра «Мы – водные животные».

Занятие «Поможем воде стать чистой»

Опыт: «Очистка грязной воды»  Акция «Берегите воду!»

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. Рисование картины «Морской пейзаж»

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

 

«КОРОЛЕВА- ВОДА»

Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.

У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц - кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.

Kopoлeвa - Boдa нaблюдaeт зa людьми и видит, кaк oни ждyт ee пoмoщницy - вeдь бeз вoды нeльзя ни yмытьcя, ни пoecть, ни пoпить. Люди вceгдa любили вoдy и бepeгли ee, Kopoлeвa тoжe любилa людeй и вceгдa пocылaлa вoвpeмя cвoиx пoмoщниц нa зeмлю и людям.

Taк пpoшлo мнoгo лeт...

Люди пpидyмaли мaшины, зaвoды, фaбpики. Из-зa иx дымa и кoпoти Kopoлeвa - Boдa yжe нe мoглa нaблюдaть зa Зeмлeй. Ho oнa вepилa людям, чтo oни тaкжe paдyютcя дoждю и бepeгyт кaждyю кaпeлькy вoды.

Oднaжды Kopoлeвa зaмeтилa, чтo кaпeльки вoзвpaщaютcя c Зeмли гpycтныe. Toгдa oнa peшилa caмa пocмoтpeть, чтo пpoиcxoдит нa зeмлe. Kopoлeвa пpeвpaтилacь в тyчкy и пoлeтeлa нa зeмлю.

To, чтo oнa yвидeлa, oчeнь пoтpяcлo и oбидeлo Kopoлeвy - вoды. «Дoмa» ee кaпeлeк были yжacны - нa мopяx и oкeaнax, тaкиx кpacивыx и гoлyбыx paньшe, тeпepь плaвaли oгpoмныe пятнa нeфти, a ee дpyгиe мacляныe oтxoды oн кoтopыx rибли oбитaтeли глyбин. Peки cтaли мeлкими, пo бepeгaм лeжaли гpyды мycopa. Пo pyчьям и oзepaм вcюдy плaвaли бyтылки и бaнки. A в дoмax людeй зpя льeтcя вoдa из кpaнa и ee мaлeнькиe, тpyдoлюбивыe кaпeльки yтeкaют в гpязнyю кaнaлизaцию.

«Hy нeт» - пoдyмaлa Kopoлeвa - тaк oбpaщaтьcя c coбoй я нe пoзвoлю!». И oнa yлeтeлa в cвoй зaмoк, зaбpaв вcex cвoиx пoмoщниц.

Люди cнaчaлa ничeгo нe пoняли. Пoчeмy- тo в дoмax нe cтaлo cвeтa, пepecтaли paбoтaть зaвoды и фaбpики, нe cтaлo в квapтиpax вoды. Люди пoшли нa peчки и oзepa, нo тaм былo пycто, лишь oдин мycop нa днe. Oчeнь тяжeлo пpишлocь людям. Oни чacтo пoднимaли pyки к нeбy, oни ждaли дoждя.

Дым и кoпoть rюcтeпeннo pacceялиcь, и Kopoлeвa cнoвa yвидeлa Зeмлю и людeй, oни пpocили y нee вoды и Kopoлeвa cмoлилacь нaд людьми, пocлaлa нeмнoгo cвoиx пoмoщниц. Увидeв вoдy, люди oчeнь oбpaдoвaлиcь. Oни пoняли, чтo были caми вo вceм винoвaты. Люди дaжe yдивилиcь, чтo нe зaмeчaли, кaк oбижaли вoдy.

Oни oчиcтили вoдoeмы и кaпeльки нa этoм нe ycпoкoилиcь, нe ocтaнoвилиcь. Им oчeнь пoнpaвилocь дышaть чиcтым вoздyxoм и пить чиcтyю вoдy. Учeныe вceй Зeмли coбpaлиcь и пpидyмaли cпeциaльныe oчиcтитeли, фильтpы для фaбpик и зaвoдoв. В дoмax cнoвa пoявилcя cвeт, в кpaнax вoдa, в вoдoeмax зaплecкaлacь pыбa. Bce cтaлo кaк пpeждe. Toлькo yжe никтo нe мoг бpocить в peкy мycop или ocтaвить нe зaкpытым кpaн. Люди oпять cтaли бepeчь и любить вoдy. A Kopoлeвa - Boдa cнoвa мoглa любoвaтьcя пpeкpacнoй зeлeнoй - Плaнeтoй.

 СКАЗКА ПРО КАПЕЛЬКУ

«Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже.

После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужу постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться.

Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.

Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю.»

Загадки про воду

Детские загадки о воде, загадки про воду с ответами. Загадки о воде в природе. Загадки о животных, живущих в воде.

Мокрые загадки

Стало как-то суховато

От пустынь и от степей.

И поэтому, ребята,

Вот загадки помокрей.

Это - водные пустыни,

Волны как барханы.

Здесь, среди бездонной сини –

Штормы, ураганы. (Океан, море)

 

Хоть на море мы похожи,

Мы внутри материка.

В нас порой впадают тоже

Ручеек или река.

С океаном не знакомы.

Назовите, дети, кто мы? (Озера)

 

Он и льет, и льет, и льет.

Мокрая погода.

Может, это вертолет

Сбрасывает воду?

Нет, вода из облаков.

Угадай, он кто таков? (Дождь)

 

В океане острова

Из живого вещества.

И полипы твердые,

Очень-очень гордые –

Без камней и без земли

Рифы выстроить смогли. (Кораллы, коралловые полипы, коралловые рифы)

 

Рос в ракушке много лет

На морской отмели,

А потом попал в браслет,

Бусы, ожерелье. (Жемчуг)

 

В океане ходим мы,

Словно синие холмы.

Океан - наш дом родной,

В нем немало миль.

В шторм идем большой стеной,

Утихаем в штиль. (Волны)

В море, только под водой,

Можно встретиться с землей.

Тут лежат морские звезды,

Камешки, песок.

Где-то близко ходит грозный,

Важный осьминог.

И погибшие суда

Опускаются сюда. (Дно)

 

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми,

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям. (Рыбы)

 

Ты, читатель, мне поверь,

Что не рыба я, а зверь.

Нет характера добрей –

В шторм спасаю я людей. (Дельфин)

 

Этот домик я могу

Отыскать на берегу.

В нем укрытие моллюска

И хозяин гордый:

"Домик выдержит нагрузку,

Известковый, твердый". (Ракушка)

 

В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место. (Вода)

 

Посмотрите-ка! В апреле

С крыши брызги полетели

И стараются, шлеп-шлеп,

Попадать нам прямо в лоб. (Капель)

 

Мы журчим в апреле звонко,

Ведь сугробы быстро тают,

А мальчишки и девчонки

В нас кораблики пускают. (Ручьи)

 

Маленькой рождаюсь я,

Получаюсь из ручья,

А до моря добегу -

Стать широкою смогу. (Река)

 

Я живу на дне реки.

Только где же плавники?

Нет их, сам скорей взгляни -

Вместо них мои клешни.

Если вдруг опасность рядом,

Очень часто пячусь задом. (Рак)

Голова и много ног,

А характер очень строг:

Если гость ко мне не зван,

Поступаю мило -

Выпускаю в океан

Черные чернила. (Осьминог)

Стихи о воде

Я по воде могу ходить!

Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.

Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.

Вы скажете, что я схитрил?
Но лед- замерзшая вода.
Прошел- и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда.

Ручеек и речка

Средь высоких гор и скал
Ручеек живой бежал.
Очень радостно журчал,
Жизнью горы наполнял.

С каждым днем он среди скал
Путь длинее пробивал.
И однажды прямо к речке
Быстрой, шумной он попал.

Говорит: «Привет, родня!
Не прогонишь ты меня?»
Речка очень удивилась:
«Мы-родня? Скажи, на милость,

Почему ты так решил?
Может, просто поспешил?
Мы с тобой совсем чужие,
Очень разные стихии».

Но сказал ей ручеек:
«Неужели невдомек,
Мы же оба из воды.
Наши водные следы

Уж давно переплелись.
Наконец-то мы нашлись!»

Что может быть в прозрачной капельке воды?

Что может быть в прозрачной капельке воды?
На первый взгляд, конечно, ничего.
Но капни на стекло, оставь следы
И в микроскоп ты рассмотри его.

И ты такое сможешь увидать,
О чем ты даже не подозревал.
Секрет свой тайный может передать
Вода тебе. Об этом ты мечтал?

Лишь только любознательным она
Завесу своей тайны приоткроет.
Изведай ты ее, познай сполна.
И водный мир тебя собой накроет.
 

Берегите воду

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дар.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Что такое вода?

 Стихи о воде для детей

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

Вода из-под крана

Я воду в стакан из под крана налил.
На свет посмотрел- она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

А в горном ключе если воду набрать,
На вкус она будет совсем уж иной.
Словами, пожалуй, и не передать,
Как вкусно напиться водой ключевой.

Кто знает, откуда берется вода?

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.


Интересные факты о воде
-Как утверждают специалисты, достаточно выпить два стакана чистой воды чтобы преодолеть депрессию и усталость.
-Вода доставляет в клетки организма питательные вещества (витамины, минеральные соли) и уносит отходы жизнедеятельности. Кроме того, вода участвует в процессе терморегуляции и дыхания.
-Всего на Земле около трех миллионов кубических километров пресной воды. Ежедневно с поверхности земли испаряется 1 триллион тонн воды.
-Человеческий организм на 60-70% состоит из воды, а детский на 80%. Пятимесячный эмбрион состоит из воды на 94%.
-Специалисты по питанию рекомендуют ежедневно употреблять 6-8 стаканов чистой воды. Но большинство людей пьет недостаточное количество воды, не говоря уже о ее качестве.
-Во всём мире 1 миллиард 100 миллионов человек не имеют доступа к воде. Так что мы с вами счастливые люди!
-Потребность человека в воде стоит на втором месте после кислорода. Вода необходима нам для жизни! Как известно, человек может прожить до 6 недель без пищи, но только одну неделю без воды.. Вода - универсальный растворитель, она растворяет в себе всё, что встречает на пути. Например, наслаждаясь вкусом колодезной воды, мы вливаем в себя «компот», состав которого не смог бы воспроизвести, пожалуй, никто.
-Некоторые газированные напитки, содержат вредные химические вещества, которые вызывают обезвоживание, а вовсе не утоляют жажду.
-Один из самых водянистых продуктов - это арбуз. Арбуз на 93% состоит из воды.
-В природе существует около 1330 видов воды. Они различаются по происхождению (например: дождевая, почвенная, из свежего снега и пр.), различается также по количеству растворенных в ней веществ.
-Избавиться от излишнего веса американские диетологи рекомендуют с помощью "водяной" диеты, которая становится всё более популярной на Западе. Обнаружено, что при недостатке жидкости организм начинает посылать сигналы в мозг, сходные с сигналами голода. В результате люди начинают есть, в то время как надо пить! Выпивая каждый день по 2 -2,5 литра воды человек может подавить чувство голода и сократить количество потребляемой пищи. Но пить нужно именно воду, поскольку даже чай или кофе содержат вредные для диеты активные вещества.
-Американские ученые, выяснили, что регулярный душ может вызвать нарушения в работе мозга. Оказывается, вдыхание даже небольшого количества марганца, содержащегося в водопроводной воде, приводит к отклонениям в центральной нервной системе.
-В Алжире есть озеро из чернил. Водой этого озера можно писать на бумаге и чернила никогда не иссякают.
-Вода — единственная субстанция, которая встречается в природе в трех формах: твердой (лед), жидкой и в виде газа. Кстати, всего 3% воды на земле пресная, но при этом большая часть пресной воды содержится в замерзшем состоянии в ледниках.
-В Антарктиде есть озеро, вода в котором в 11 раз солонее морской и может замерзнуть только при t -50 град.С (вот бы её вместо тосола заливать!)
-В Азербайджане есть горючая вода! От спички вода загорается голубым пламенем из-за метана.
-Через струю воды в вашем кране шириной в иголку вытекает примерно 840 литров воды в сутки.

                                      

                        Руководитель: Аболенцева Наталья Васильевна-воспитатель

                                                  Бурляева Любовь Петровна - воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы "Об окружающем мире и о себе"

Социально-личностное развитие детей 5-6 лет через проектную деятельность...

Презентация проекта по ознакомлению с окружающим миром "Мы - маленькое зёрнышко большого мира".

Презентация рассказывает о мероприятиях проведённых в рамках проекта по ознакомлению с окружающим миром  "Мы  - маленькое зёрнышко большого мира"....

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ"

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ № 5 (6-7 ЛЕТ), РОДИТЕЛИ ВОСПИТАННИКОВ, ВОСПИТАТЕЛИВИД ПРОЕКТА: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: КРАТКОСРОЧНЫЙ...

Психолого-педагогический проект "Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития"

В проекте раскрывается значимость сенсорного развития  детей раннего возраста. Поскольку успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сен...

Педагогический проект «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло!» Выполнила: Родюкова Наталья Александровна «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей с

В ФГОС  ДО говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителям...

Педагогический проект «А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло!» Выполнила: Родюкова Наталья Александровна «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей с

В ФГОС  ДО говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителям...

Проект по ознакомлению с окружающим миром." Дары леса"

Общаясь с детьми после отпуска, мы столкнулись с проблемой, что многие дети не знают названия грибов, растущих  в наших лесах,  и  не могут объяснить полезную значимость даров лет...