Проект «Как малыши огурцы вырастили» по экологическому воспитанию детей второй младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа)

Елена Викторовна Козлова

Дети младшего дошкольного возраста имеют недостаточно представлений  о том,  откуда берутся огурцы на нашем столе, как они растут, как за ними необходимо ухаживать. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно – исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_malyshi_ogurtsy_vyrastili.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Как малыши огурцы вырастили» по экологическому воспитанию  детей второй младшей группы

Автор: Козлова Елена Викторовна

МБДОУ детский сад  № 486, город Новосибирск.

Тип проекта: познавательно – практический.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный (с 15 апреля по 13 июня).

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, родители.

Аннотация

    Исследовательская, поисковая активность -  естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

    Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно – исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний.

Проблема

     Дети младшего дошкольного возраста имеют недостаточно представлений  о том,  откуда берутся огурцы на нашем столе, как они растут, как за ними необходимо ухаживать. Интерес детей к познавательно – поисковой деятельности недостаточно развит.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательного интереса через выращивание и уход за огурцами.

Задачи проекта:

Обучающие:

- дать представление о выращивании огурцов из семян, о зависимости их роста от условий: наличия влаги, света, тепла, почвы;

- способствовать развитию умения различать растения и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена;

- учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, находить сходства и различия; делать простейшие выводы.

Развивающие:

- развивать связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес;

- способствовать развитию у детей коммуникативных навыков.

Воспитательные:

 - воспитывать любознательность, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда.

Ожидаемые результаты  проекта:

- дети  научатся различать и называть части растения (огурца);

- дети поймут зависимость  роста растений  от условий: наличия влаги, света, тепла, почвы;

- дети получат  знания  о том, как вырастить огурцы из семян;

- дети приобретут личный опыт посадки и ухода за растениями, смогут попробовать результаты своего туда;

- у детей будет формироваться желание трудиться;

- все участники проекта (дети, родители, воспитатель) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

- определение цели и задач проекта, разработка плана реализации проекта;

- подбор методической литературы, наглядно - дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций;

- разработка конспектов НОД, бесед, практической деятельности;

- подготовка посадочного материала, емкостей, грунта;

- оформление информационного стенда для родителей с целью вовлечения их в образовательный процесс.

2 этап - познавательно – практический:

- проведение НОД, тематических бесед;

- исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огурцов: посадка, полив, рыхление растений, дегустация урожая, ведение календаря наблюдений;

- чтение художественной литературы, просмотр познавательных видео и мультфильмов, отгадывание загадок, разучивание пословиц, лепка, рисование;

-  предоставление родителям консультаций.

3 этап – итоговый:

- анализ полученных результатов;

- оформление выставок детских работ;

- презентация проекта для коллег.

Риски: непостоянный состав детей; слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

План реализации проекта

Период проведения

Мероприятия

1 неделя

Беседа:  «Что такое огород?»

Рассматривание альбома «Овощи»

Дидактические игры: «Узнай на ощупь»,  домино «Овощи».

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Отгадывание задок об овощах

Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Репка».

Практическая деятельность: подготовка  емкостей и грунта для посадки огурцов.

2 неделя

Беседа «Как растут овощи?»

Дидактическая игра «Угадай на вкус», «Сложи картинку».

Подвижная игра «Огуречик, огуречик…».

Практическая деятельность:  рассматривание семян овощных культур: огурцов, моркови, свеклы, салата, укропа.

3 неделя

Беседа  «Условия необходимые для роста растений»

Чтение художественной литературы:  С.В. Михалкова «Овощи».

Дидактические игры:  лото «Ягоды, овощи и фрукты», «Подбери по цвету».

Рассматривание схемы посадки семян овощных культур.        

Практическая  деятельность: совместный посев семян и полив.

4 неделя

Беседа «Рост и развитие растений»
Знакомство детей с пословицами:

Лук с чесноком — родные братья.

Без капусты щи не густы.

Лук от семи недуг.

Огород – для семьи доход.

Дидактическая игра «Варим суп и компот».

Сюжетно–ролевая игра  «Магазин овощей».

Практическая  деятельность: наблюдение за всходами. Регистрация наблюдений в «Дневнике наблюдений» вместе с воспитателем (зарисовки всходов).

5 неделя

Беседа «Как вода влияет на растения?»

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Словесная игра «Что  можно приготовить  из овощей?»

Чтение художественной  литературы: русская народная сказка «Вершки и корешки».

Практическая  деятельность:  наблюдение и уход за всходами огурцов. Рассматривание строения саженца огурца.

6 неделя

Беседа «Как свет влияет на растения?»

Дидактическая игра «Парные картинки», «Подбери  по форме».

Чтение художественной литературы:  произведение Ю.Тувим «Однажды хозяйка с базара пришла».
Художественно -  творческая деятельность: лепка «Огурцы большие и маленькие».

Практическая  деятельность:  наблюдение и уход за всходами огурцов. Рассматривание с детьми появление первых листьев у  огурца, ведение «Дневника наблюдений».

7 неделя

Беседа  «Для чего растениям корни?»

Чтение художественной  литературы:  произведение  С.В. Михалкова «Овощи».

Художественно -  творческая деятельность: аппликация  «Солим огурчики».

Дидактическая игра: «С какой ветки детки».

Практическая  деятельность:  наблюдение и уход за всходами огурцов. Рассматривание с детьми первого цветка у  огурца, ведение «Дневника наблюдений».

8 неделя

Беседа «Зачем огурцу нужны усы?»

Инсценировка стихотворения Ю.Тувим  «Однажды хозяйка с базара пришла».

Сюжетно – ролевая игра «Готовим салат».

Практическая  деятельность: Наблюдение и уход за всходами огурцов. Сбор первого урожая и дегустация огурцов.

9 неделя

Беседа  «Как я помогал в огороде».

Чтение художественной  литературы: белорусская народная сказка «Пых».

Художественно – творческая деятельность: рисование «Наши огурчики».

Словесная игра «Что лишнее?».

Составление описательных рассказов «Как мы огурчики вырастили».

Практическая  деятельность: перенос саженцев огурца на огород детского сада. Уход за посадками, сбор  урожая и дегустация огурцов.

Работа с родителями:

1. Привлечь родителей для приобретения  инвентаря и посадочного материала.

2.Консультации в родителей  «Как приучить детей есть овощи и фрукты»,  «Лук от семи недуг», «Помощь ребенка на огороде».

Результат: 

Реализация данного проекта способствовала развитию у младших дошкольников умений сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели опыт поисково-исследовательской  деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники научились сажать огурцы  и ухаживать за ними, познакомились с условиями роста огурцов, отметили пользу для здоровья человека.

Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений. Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос, откуда берутся огурцы на нашем столе.

                                       

Используемая литература

1.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3 - 4 года. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 48 с., цв. вкл.

2.Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3 - 4 года. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 56 с., цв. вкл.

3.Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 128 с.

4. Шорыгина Т.А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2022. – 88 с.

5.Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие / Под. Ред. Л.Н. Прохоровой. М.: 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: "ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ" для детей и родителей второй младшей группы

Экологический проект:"ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ"для детей и родителей второй младшей группы   Паспорт проекта Актуальность: С самого рождения ребенок явл...

Экологический проект на тему: «Вот весна красна, пришла» во второй младшей группы

Актуальность:Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспита...

План календарно-тематического планирования по теме «Мой организм» в подготовительной, старшей. «Я вырасту здоровым» средней, во второй младшей группах.

Календарно – тематическое планирование по теме: «Мой организм» в подготовительной  группе.ДеньРежим (указать время)Совместная деятельность взрослых и детейОрганизация развивающе...

Экологический проект: "ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ" для детей и родителей второй младшей группы

С С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи &nd...

Экологический проект на тему: «Вот весна красна пришла» во второй младшей группе

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе...

Экологический проект «Огород на подоконнике». Тема: «Мы сажали огород» (Вторая младшая группа «Ромашки»)

Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недост...

Экологический проект на тему: «Вот весна красна пришла» во второй младшей группе

Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, родители, дол...