Образовательный проект на тему "С чего начинается Родина"
методическая разработка (подготовительная группа)
Проект «С чего начинается Родина» направлен на воспитание у детей интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины и семьи, бережного отношения к природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 61.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Гвоздичка» г. Янаул
муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
(МАДОУ ДС №8 «Гвоздичка» г. Янаул)
452800, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Некрасова, 13
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему:
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Выполнили: воспитатели
Ханова М. И.
Нурисламова Э.Р.
.
2024г.
Содержание:
Актуальность разработки и реализации проекта…………………………………………………...........3-4
Проблема ………………………………………………………..5
Цели и задачи проекта………………………………………..5-8
Ожидаемые результаты………………………………………8-9
Целевые участники проекта…………………………………....9
Сроки и этапы реализации проекта………………… ………...9
Перспективный план работы по реализации проекта ……………………………………………………………….10-16
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы………………………………………16-18
Приложения…………………………………………..........19-24
Список используемой литературы…………………...............25
Я, живу на благодатной янаульской земле. Я горжусь своей малой родиной. Я люблю свой Янаул. Такими словами началось одно из занятий в рамках моего проекта, тему которому я подобрала неспроста: "С чего начинается Родина. "
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…»
М. Матусовский
Актуальность разработки и реализации проекта
Реализация проекта на данную тему в рамках дошкольного образовательного учреждения с детьми 6-7 лет наиболее продуктивна, так как в детях этого возраста начинает формироваться стойкая позиция осознания причастности к Родине, матери и стране, чувство патриотизма.
Малая Родина... У каждого она уникальна, однако для всех она представляет собой ту путеводную звезду, которая на протяжении жизни формирует множество аспектов, если не сказать — всё. Место, где человек родился и провел детство, где вспыхивают звезды юности, — именно это необходимо каждому. Одним из способов формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста является прививание любви к своему родному краю. Привязанность к близким, к детскому саду, к родному городу и региону играет значительную роль в развитии личности ребенка. Воспитание любви к родной земле означает представить детям их край таким образом, чтобы пробудить в них чувство восхищения и гордости за своих земляков.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С. Лихачев
В последние годы наблюдается переосмысление сути патриотического воспитания: идея формирования патриотизма и гражданственности, приобретая все более значимое общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи выделяют национально-региональный компонент как ключевой фактор интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников. При этом особое внимание уделяется воспитанию
Знакомство детей с родным краем, включая его историко-культурные, национальные, географические и природные особенности, способствует формированию у них качеств характера, необходимых для становления патриотом и гражданином своей страны. Яркие впечатления о родной природе и истории родного края, полученные в детстве, зачастую остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал.»
Несмотря на величие нашей страны, человек ассоциирует свою любовь к ней с местами, где он родился и вырос, с улицами, по которым неоднократно гулял, и с двором, где впервые посадил дерево. Ускорение научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения значительно затенили духовные ценности. Проблема формирования у подрастающего поколения любви к своей малой Родине на протяжении многих лет оставалась вне внимания ученых и практиков. С введением закона РФ "Об образовании" произошли значительные изменения в системе образования, что повлияло на содержание учебного процесса. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, а также историей страны и родного края.
Проблема:
Знакомство детей дошкольного возраста с родной страной, своим поселком, историей региона, его достопримечательностями и знаменитыми личностями играет важную роль в их познавательном, социально-личностном и нравственном развитии. Однако многие родители не обладают достаточными знаниями о своем крае и не придают этому вопросу должного значения, что приводит к нехватке информации у детей о родном поселке. Без необходимых знаний сложно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Существует также недостаток познавательного интереса у детей к истории предков и культурному наследию своего города, области и страны. Родители зачастую не имеют необходимых навыков для воспитания у детей нравственно-патриотических чувств.
Необходимо изменить качество взаимодействия между детским садом и семьей с целью повышения эффективности воспитания у детей патриотических ценностей. В настоящее время отсутствует эффективная система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель проекта:
* Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Малой Родине.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного города Янаул;
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному городу Янаул.
В рамках реализации проекта используются следующие технологии:
Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуальное обучение. Воспитание и обучение, учитывающее особенности развития каждого ребенка для создания комфортной среды на занятиях. Дети учатся в удобном для них темпе. Кроме того, такая методика позволяет детям дошкольного возраста наиболее эффективно развивать навыки самостоятельного обучения.
Информационно-коммуникационные технологии. В современном мире поток информации продолжает увеличиваться, поэтому невозможно обойтись без использования информационно-коммуникационных технологий. Мультимедийные презентации, музыкальные аранжировки и видеопоказ и часто используются в совместных занятиях.
Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан пополнить «Русскую избу новыми экспонатами. Изготовить фотовыставку.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);
- метод детских проектов.
Формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды,
* выставки детских работ, семейных коллекций
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
самовыражение творческих способностей детей;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.
- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
- обогащен опыт психологическими, педагогическими знаниями.
- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Целевые участники проекта:
- Дети подготовительной группы (6 -7 лет).
- Педагоги ОУ.
- Родители воспитанников.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации: 1 год.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,
2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,
II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).
III этап - итоговый, включает в себя:
1. итоговое диагностирование детей,
2. повторное анкетирование родителей.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Перспективный план работы по реализации проекта
Сентябрь
Тема: «Летопись моей семьи»
Тема: «Моя родословная»
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
Формы проведения:
Беседа «Что я знаю о своей семье»,
Выставка детских рисунков «Моя семья»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;
Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»
Октябрь
Тема: «Герб нашей семьи»
Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)
Тема: «Профессии моих родителей»
Задачи:
- Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
- Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
- Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
Формы проведения:
Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи
Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»
Изготовление поделок на день Матери.
Участие в субботнике по уборке территории детского сада.
Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)
Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте».
Ноябрь
Тема: «История и достопримечательности Янаульского района».
Тема: «Природа района»
Задачи:
- Вызвать интерес к истории возникновения района
- Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;
- Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.
- Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.
- Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
- Расширять знания детей о природе родного района;
Формы проведения:
Презентации: «История и достопримечательности Янаульского района»
Фотовыставка «Осень в нашем районе»
Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий.
Конструирование: «Улицы Янаульского района».
Выставка рисунков: «Осенняя природа».
Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»
«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).
Конкурс рассказов «Биография моей улицы»
Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,
Декабрь
Тема: «Промышленность района».
Тема: «Спорт, культура и отдых в Янаульском районе».
Задачи:
- Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Познакомить со спортивными учреждениями района: Дворец спорта «Юность», Плавательный бассейн «Дулкын», Историко-краеведческий музей;
- Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.
Формы проведения:
Промышленные предприятия района (заочная экскурсия по району, фронтальная беседа)
Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)
Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях).
«Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.
Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».
Экскурсия в историко-краеведческий музей города Янаул.
Презентация: «Спорт в родном районе».
Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».
Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».
Январь
Тема: «Мой родной город Янаул»
Тема: «Архитектура моего города»
Задачи:
• Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);
• Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;
• Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.
• Познакомить детей с реками Янаулка и Буй; их расположением на карте,
Формы проведения:
Демонстрация видеофильма «Мой родной Янаул»,
«Откуда пошла Земля Янаула?»
Выставка фотографий исторических зданий города Янаул
Беседа «Что такое парки»
Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)
Конкурс чтецов «Мой родной Янаул»
Февраль
Тема: «Памятные места родного города»
Тема: «Люди, прославившие наш город»
Тема: «Будущие защитники Янаула»
Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Янаул;
Задачи:
- Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
- Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;
- Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
- Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.
Формы проведения:
Презентация «Экскурсия к памятным местам города»;
«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для города Янаул?» - беседа-рассуждение
«Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей старшего дошкольного возраста)
Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»
Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»
Март
Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины».
Тема: «История нашего края»
Задачи:
- Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
- Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
- Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;
- Познакомить детей с картой, обратить внимание на соседние города и области;
- Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
- Расширять знания детей об истории родного края
Формы проведения:
Рассматривание иллюстраций о городе Янаул.
Работа с картой города Янаул (отметить вместе с детьми главные города области);
Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)
Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)
Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
Просмотр видеофильмов о г. Янаул.
Изготовление альбома о Янаульском крае.
Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Янаула.
Апрель
Тема: «Люди земли Янаульской»
Тема: «Природные богатства земли Янаула»
Задачи:
- Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;
- Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край: Шафикова К.Ф., Гареев Р.А., Зарипов Э.Я. и другие;
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
- Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
- Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;
- Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
- Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах области;
- Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;
Формы проведения:
Презентация: «Известные люди нашего города»
Семейный проект: «Мы – таланты Янаульского района».
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»
Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;
Отгадывание загадок и ребусов о животных области;
Дид. игра «Кто где живет?»
Лепка животных и птиц области;
Изготовление гербария лекарственных растений области;
Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;
Май
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»
Тема: «Мы эковоины земли Янаульской».
Задачи:
- Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
- Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
- Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.
- Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
- Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
- Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
- Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;
Формы проведения:
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»
Конкурс рисунков: «Деревья в нашем парке»,
Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»
«Виртуальное путешествие по лесам нашего края»;
Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».
Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев « Как дела, лесной народ?»
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Система мониторинга достижения детьми запланированных результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке как итоговых, так и промежуточных результатов. Она должна предоставлять возможность анализа динамики достижений детей, включая описание объекта мониторинга, его формы, периодичность и содержание.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка посредством наблюдений, бесед, экспертных оценок, критериально ориентированных методик без тестирования, а также через скрининг-тесты и другие методы. Ключевым требованием для построения системы мониторинга является сочетание низко формализованных методов (таких как тесты, пробы, аппаратурные методы и др.), что обеспечивает объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга определяется образовательным учреждением и должна позволять оценивать динамику достижений детей, обеспечивать сбалансированность методов, избегая при этом переутомления воспитанников и не нарушая образовательный процесс. Содержание мониторинга напрямую связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Ф.И.ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
| |
1. Родная страна: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Символика |
|
|
|
|
|
|
|
| |
3. История народной культуры и традиций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Историко- географический и природный компоненты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Личностный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Приложение 1
Оценочный лист «Эффективность работы педагога в направлении нравственно – патриотического воспитания». | |||
№ | Критерии оценки | Оценка старшего воспитателя | Оценка педагога |
1 | Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному городу, культуре, традициям, символике, природе России. | ||
2 | Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии) | ||
3 | Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников. | ||
4 | Дает детям элементарные представления: Об истории государства Об истории быта народов России О традициях О народных праздниках О народной игрушке, истории ее возникновения | ||
5 | Знакомит с устным народным творчеством | ||
6 | Дает представления об историко- географических и природных компонентах: Размерах страны и ее природных богатствах, Природно- климатических зонах и условиях жизни людей в них | ||
7 | Формирует бережное отношение к природе | ||
8 | Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля- наш общий дом, а человек- часть природы) | ||
9 | Знакомит детей с символикой государства: Флагами (государственный, военно- морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города), их назначением | ||
10 | Знакомит с историей родного города, его улицами, площадями, проспектами, достопримечательностями, зелеными зонами | ||
11 | Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения | ||
12 | Создает в группе соответствующую предметно- развивающую среду: |
Приложение 2
Анкета для педагогов | ||
Вопрос | Да | Нет |
Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания? | ||
Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании, применительно к детям дошкольного возраста? | ||
Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? | ||
Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России? | ||
Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции? | ||
Достаточно ли у Вас знаний городе, в котором живете? | ||
Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания? | ||
Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, в которой работаете? | ||
Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями? | ||
Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда, подобран демонстрационный материал, дидактические игры? | ||
Проводите ли Вы досуги и развлечения по теме? | ||
Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей? |
Приложение 3
Анкета для родителей
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- воспитание любви к Родине;
- воспитание уважения к старшему поколению;
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- знание истории своей страны;
- другое - _______________________________________________________________
- затрудняюсь ответить.
- Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- прививать детям уважение к людям своей страны;
- познакомить с обычаями и традициями своего народа;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- расширять представления о родной земле, её столице, городах;
- ознакомление с историческим прошлым России;
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
- Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском саду. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!
1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?
3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?
4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к городу, стране?
5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в городе?
6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?
- «круглые столы» со специалистами по данной теме;
- совместные экскурсии, походы;
- конкурсы по темам истории и современности Новокузнецка и России;
- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных
дошкольников;
- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;
- другое.
Приложение 4.
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Литература:
1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987
3. Большой иллюстрированный справочник лекарственных трав и растений. Автор: И. Гречаный. Издательство: «К К «Клуб Семейного Досуга». Год издания: 2015
4. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
5. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.
7. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
9. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
10. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
11. Интернет – ресурс: Википедия.
12. https://ppt-online.org/830200
13. https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/bashkortostan/istoriko-kraevedcheskij-muzej-v-yanaule/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"
Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...
"Проект для детей средней группы : «С чего начинается Родина» Образовательная область: познавательное развитие.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколениясегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, чтолюбовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государствебыли че...
Педагогический проект Тема: «С чего начинается Родина?» для детей подготовительной к школе группы
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданино...
Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации формируемой части «обучение чувашскому языку» в старшей группе на тему: «С чего начинается РОДИНА?»
Организованная образовательнаядеятельность по образовательной области «Речевое развитие»в рамках реализации формируемой части «обучение чувашскомуязыку» в старшей группе ...
Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)
Авторы: Михайлова Елена ВикторовнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района Медведева Елена ГеоргиевнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского районаг. Санкт-ПетербургЦелевым ...
Перспективное планирование воспитательно-образовательной деятельности дошкольников по проекту "С чего начинается Родина"
Задачи проекта:2-4 года:обогащать представления детей о малой родине, природе и поддерживать их отражение в различных видах деятельности;5-6 лет:воспитывать уважительное отношение к Родине, к культурн...