Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Елена В.Михайлова

Авторы: Михайлова Елена Викторовна

Организация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района

 Медведева Елена Георгиевна

Организация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского района

г. Санкт-Петербург

Целевым ориентиром образования воспитанников в сфере гражданско-патриотического воспитанияявляется формирование основ гражданской зрелости, любви к Родине, уважения ценностей семьи, верности традициям, стремления к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей.

Данная работа осуществляется путем реализации различных педагогических технологий, одна из которых – музейная педагогика.

 

Надеемся,что наш опыт может быть использован как пример в любом образовательном учреждении.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)

Автор: Михайлова Елена Викторовна

Организация: ГБДОУ детский сад №73

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Автор: Медведева Елена Георгиевна

Организация: ГБДОУ детский сад №62

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Целевым ориентиром образования воспитанников в сфере гражданско-патриотического воспитанияявляется формирование основ гражданской зрелости, любви к Родине, уважения ценностей семьи, верности традициям, стремления к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей.

Данная работа осуществляется путем реализации различных педагогических технологий, одна из которых – музейная педагогика.

 

Надеемся,что наш опыт может быть использован как пример в любом образовательном учреждении.

 

 

 

Сценарий интерактивной экскурсии

с в форме литературно-музыкального досуга “Осенний «Летний сад»»

(в рамках цикла занятий по Петербурговедению «Интереснее пешком…»)

 

 

Слайд» №1 «Осенний Петербург»

 

Дети под муз. Л.В. Чернышовой “Дождик над Невой” заходят в зал

 

1. Ребёнокчитает стихотворение

Очень просто сесть в трамвай
И сказать: «Вези давай!»
Очень просто сесть в такси
И сказать: «Давай вези».
Только если вам не к спеху,
Если город вам знаком,

Интереснее не ехать,
Интереснее – пешком…

 

Песня: «По городу»Г.Вихаревой

 

2. Ребёнок ______________

Мы вас приветствуем, друзья,

И в сад осенний приглашаем!

Хотите по аллеям погулять?

Всё будет интересно, обещаем!

 

3.Ребёнок ______________

Далеко, на юге где-то,
Отдыхает наше лето.
Осень вновь его сменила
Всё в природе изменила.

 

4. Ребёнок ______________

Теплой осени начало
Нам , конечно, не вернуть
Свой, намеченный сначала,
Продолжает Осень путь.

 

5. Ребёнок ______________

Даже если мы попросим:
- Задержись, немного Осень,
Покружись над Петербургом,
Поиграй-ка над Невой
Ты опавшею листвой,

В парках наших чуть постой,
И порадуй красотой…

 

Танец с листьями. Музыка И.Парахневич “Чародей листопад”

 

Слайд» №2 «Летний сад»

 

6. Ребёнок _______________

Есть в Петербурге чудо – сад.

Украшен кружевом оград.

Дворец в нем есть царя Петра.

И статуи, как божества

Среди аллей, возле оград.

Скажите, что это за сад?

 

Ответы детей: «Летний сад!»

 

Под музыку, выглядывая из-за решётки, появляется КотЕпифан.

 

КотЕпифан:

Мяу, здравствуйте, дорогие мои ребята, вы решили прогуляться по саду? Я его тоже люблю. Мне очень нравиться отдыхать в тенистых аллеях и наблюдать за всем что здесь происходит. Когда-то здесь любили прогуливаться мои прабабушки и прадедушки.Благодаря им, я узнал много интересного и полезного. Сегодня, мои маленькие друзья, я поведу вас по своим любимым местам, вы не против?

 

Кот-Епифан:Прекрасные сады и парки нашего города можно назвать музеями под открытым небом. По петровскому указу, на небольшом островке, в центре города расположился самый первый сад Петербурга- Летний сад.

Царь хотел создать рай на земле. Такое место, где всегда всё красиво.

 

 

7. Ребёнок _______________

На свете много есть чудес

Но вот прекрасный сад:

С деревьями в одном ряду

Скульптуры там стоят.

 

Слайд» №3 «Лебеди летнего сада»

 

8. Ребёнок _______________________________________________________

А вдалеке, по глади вод,

Вокруг пруда большого,

Два белых лебедя плывут,

Приветствуя любого.

 

 

 

 

 

Ребёнок _______________

 

Возле старого пруда

Много зрителей всегда.

Здесь в тени густых ветвей,

Кормят люди лебедей.

Кормят белых птиц и чёрных,

Как из мрамора точёных.

 

 

Слайд» №4 «Дама с кавалером на прогулке»

 

Кот-Епифан:Ребята, мы должны с вами помнить, что Летний сад появился в то время, когда наш Петербург был столицей Российской империи. Царь Пётр I хотел удивить гостей города прекрасным садом и часто устраивал в нём балы и ассамблеи. Гуляя по аллеям, можно было услышать волшебную музыку…

 

Кот под тихуюмузыкальную заставку и чтение стихов, вальсирует на заднем плане. Фоном звучит вальс А.Петрова из к/ф “О бедном гусаре замолвите слово…”

 

 

9. Ребёнок

В осенних красках - Летный сад,
Где липы вековые,
Где облака, как водопад,
Нырнув в Неву поплыли.

10. Ребёнок

Балтийский ветер, сторожил,
Закашлял, заметался,
А листопад с ним закружил,
Очаровал всех 
вальсом.

 

Танец «Вальс» Муз. Г.Вихаревой

 

Слайд» №5 «Фонтаны Летнего сада»

 

Кот-Епифан:Диковиной Летнего сада были и остаются фонтаны. Для их работы был прорыт канал, а речка, снабжавшая их водой, получила название Фонтанка.

 

 

Ребёнок

Фонтан,как чудо из чудес

Как волшебства большой источник,

К себе притягивает всех.

Здесь отдохнуть приятно очень.

 

! Во время рассказа Кота-Ведущего, детям надеть маски

(для танца-игры «Ищи, ищи...»)

 

 

Слайд» №6 «Фонтан «Коронный»

 

Кот-Ведущий:

Один из таких фонтанов называется «Коронный». Своё «королевское» название он получил по форме струй, похожих на корону.

Надо сказать, что этот фонтан расположен со стороны Потешного луга.

А что же такое- Потешный луг?

 

Слайд» №7 «Потешный луг»

 

Кот- Ведущий:

Во времена Петра это был большой и неустроенной пустырь. Петербуржцы его назвали Пустым лугом.Здесь проводились парады, и праздники; устраивались и фейерверки, которые в то время называли потешными огнями.

 

Кот берёт маску и прикладывает к глазам.

 

Кот- Ведущий:

Но главной забавой царских гостей считались шутихи, где все радовались, веселились и шутили.

 

11. Ребёнок _______________

Журчат веселые фонтаны,
Скульптуры лиц великих в ряд
И тени прошлого в кафтанах
Как-будто на скамьях сидят.

12. Ребёнок _______________

Когда-то здесь же по дорожкам
Гуляли дамы в париках,

В нарядах праздничных из шёлка,
В корсетах, в белых жемчугах.

 

  • «Ищи, ищи…».

 

Дети садятся на стульчики

 

Слайд» №8 «Нимфы летнего сада»

 

4 нимфы - девочки прячутся за оградой Летнего сада

 

13. Ребёнок

Рдеют клёны,
Опалёны
Уходящим сентябрём.
Пруд глубокий,
Темноокий
Отливает серебром.

 

14. Ребёнок

На аллеях
Тихо млеют
Статуи античных нимф.
В танце чинном
Кринолинном
Листья кружатся средь них.

 

Выходит девочка нимфа (муз. Ирландский национальныый фольклор)

Кот-Ведущий:

Посмотрите ребята, какие чудеса.

Прекрасная фигура пред нами ожила!

 

 

15. Нимфа (ребёнок)

Здравствуйте!

Я- «Нимфа» Летнего сада,

Живу здесь с давних пор.

 

Услышав звуки музыки прелестной

Хотела станцевать сама!

Но для гостей таких чудесных

Я позвала своих подруг

Ожить мы можем лишь - на полчаса!

 

Танец «Нимфы Летнего сада» (4 девочки) (муз. Ирландский национальныый фольклор)

Кот-Ведущий:

Какие прекрасные нимфы! Нимфа, ребята, в переводе с древнегреческого означает «невеста». Эти скульптуры для Летнего сада Пётр Iпривозил из Италии. Царь очень дорожил ими.

 

Слайд» № 9«Кофейный домик»

 

Кот-Ведущий:

Так же как рос Санкт-Петербург, так и Летний сад взрослел и менялся.

В нем появлялись новые строения для отдыха – Кофейный и Чайный домики.

А вот и Чайный домик! Самое время немного подкрепиться.

 

 

Слайд» №10 «Чайный домик»

 

16. Ребёнокрассказывая стихи,(одновременно) приглашает

своего друга, берёт его за руку и ведёт к столу с самоваром.

 

На столе: самовар, плед, свечка, чашка с блюдцем.

 

Пейте чай, мой друг старинный, забывая бег минут.

Желтой свечкой стеариновой я украшу ваш уют.

Не грустите о поленьях, о камине и огне...

Плед шотландский на коленях, занавеска на окне.

Самовар, как бас из хора, напевает в вашу честь.

Даже чашка из фарфора у меня, представьте, есть.

 

Кот- Ведущий:

А миска с молоком у вас тоже есть?

Подкрепились, отдохнули, продолжаем дальше путь.

 

 

Слайд» №11 «Памятник И. Крылову»

 

Кот-Ведущий:Гуляя по саду можно увидеть не только статуи, но и памятники. Когда-то здесь любили прохаживаться и посидеть на садовой скамье А.С. Пушкин, его сказки мы очень хорошо знаем, и всем известный баснописец Иван Крылов.

 

16. Ребёнок

Дорожки чинно нас ведут

Вдоль мраморных богов

В тенистом чудном уголке

Сидит поэт Крылов

 

17. Ребёнок

Дедушка Крылов тут, важен, толст,
В аллегориях своих весьма он прост,
Рифмы лёгки его и хороши,
Чтенье басен- отдых для души.

 

 

Слайд» №12 «Стрекоза и муравей»

 

18. Дети (поют хором) муз. С Cоснина

Мы спектакль начинаем «Стрекоза и муравей»

В сказку нашу приглашаем мы и взрослых, и детей.

Сочинил её когда-то добрый дедушка Крылов,

А сегодня мы, ребята, вспомним эту сказку вновь.

 

Исполняется басня «Стрекоза и муравей»(В спектакль включены фрагменты из произведений композиторов: Д. Кабалевский, В.Гаврилин, А.Хачатурян,А.Петров, П,Чайковский и др.)

 

 

Слайд» №13 «Решётка Летнего сада»

 

Выходят читать стихи 2-е детей:

 

19. Ребёнок

Гуляем мы по саду…(ребёнок показывает на решётку)

Смотри-вокруг ограда.

Колонны с вазами вверху

Чугун сковал в одну стену.

Ребята, что это за ограда?

 

Все дети: Решётка Летнего сада

 

20. Ребёнок

Стоит решетка у Невы,

И нет такой на свете,

Поспешите посмотреть,

Дорогие дети!

 

Кот-Ведущий:

Летний сад- резиденция царя, должна была охраняться от посторонних людей. Для этого вокруг сада была сделана красивая ограда с кованной решёткой, где колонны соединены звеньями из копий.

 

 

Кот-Ведущий:

Ребята, хочу вам сказать, что некоторые музеи и сады города охраняют не только решётки, но и мы, коты Петербурга?Как вы думаете, почему?

 

Ответы детей:

 

Кот-Ведущий: Мяу, уж вечереет и мне пора домой. Наша осенняя экскурсия подошла к концу. Сегодня я рассказал вам о самом главном. В Летнем саду есть ещё много интересного, а значит наша прогулка обязательно продолжится. До свиданья, ребята, до новых встреч!

 

Песня Л.Гусевой «Осенний вальс».

 

Ребёнок

Очень просто сесть в трамвай
И сказать: «Вези давай!»
Очень просто сесть в такси
И сказать: «Давай вези».
Только если вам не к спеху,
Если город вам знаком,

 

Все дети отвечают:

Интереснее не ехать,
Интереснее – пешком…

 

 

Ведущий -Воспитатель, (но не Кот):

Продолжение следует.

 

Используемая литература:

1. Алифанова Г.Т. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет».Издательство «Паритет»,2008г.

2.Александрова-Дмитриева Л. «Летний сад» Портал «Стихи.ру»

3. Борисова М. «Интереснее пешком: Тридцать три стихотворения и три рассказа о Ленинграда- Петербурге», Издательство «Детгиз», 2017г.

4. Николаева-Егорова «Летний сад-мой город…»Портал «Стихи.ру»

5. Окуджава Б. «Чаепитие на Арбате»

6. Петров М. «И.А. Крылову в Летнем саду»Портал «Стихи.ру»

7. Степанов В. «Возле старого пруда» Портал «Стихи.ру»

8. Шпынова Г. «В осенних красках летний сад»Портал «Стихи.ру»

9. “Колокоьчик” №26, 2002 г.

10. “Колокольчик” №29, 2003г.

11. “Колокольчик” №13 1999г.

12 Г.Ф. Вихарева “Кленовые кораблики” Издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС” 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад "Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников" в подготовительной группе

В докладе представлены основные задачи с содержательной деятельностью и используемые методы в рамках проектной деятельности...

Проект по формированию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста "С чего начинается Родина"

В проекте представлены материалы по темам: "Моя семья", "Хорошо у нас в саду", "Мой родной Новосибирск", "Россия - Родина моя"...

Проект по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина»

Проект по патриотическому воспитанию с детьмистаршего дошкольного возраста«С чего начинается Родина»...

Проект по нравственно -патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста "С чего начинается Родина"

Воспитывать патриота нужно с детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально....

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию во второй младшей группе Тема: «С чего начинается родина?»

Сегодняшние дети – это будущие руководители, депутаты, служащие – будущее нашей страны. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться своей страной, заботиться о ее процветании. ...

Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «С чего начинается Родина»

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколе...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «С чего начинается Родина» 2022

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «С чего начинается Родина»...