Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Авторы: Михайлова Елена Викторовна
Организация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района
Медведева Елена Георгиевна
Организация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского района
г. Санкт-Петербург
Целевым ориентиром образования воспитанников в сфере гражданско-патриотического воспитанияявляется формирование основ гражданской зрелости, любви к Родине, уважения ценностей семьи, верности традициям, стремления к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей.
Данная работа осуществляется путем реализации различных педагогических технологий, одна из которых – музейная педагогика.
Надеемся,что наш опыт может быть использован как пример в любом образовательном учреждении.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)
Автор: Михайлова Елена Викторовна
Организация: ГБДОУ детский сад №73
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Автор: Медведева Елена Георгиевна
Организация: ГБДОУ детский сад №62
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Целевым ориентиром образования воспитанников в сфере гражданско-патриотического воспитанияявляется формирование основ гражданской зрелости, любви к Родине, уважения ценностей семьи, верности традициям, стремления к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей.
Данная работа осуществляется путем реализации различных педагогических технологий, одна из которых – музейная педагогика.
Надеемся,что наш опыт может быть использован как пример в любом образовательном учреждении.
Сценарий интерактивной экскурсии
с в форме литературно-музыкального досуга “Осенний «Летний сад»»
(в рамках цикла занятий по Петербурговедению «Интереснее пешком…»)
Слайд» №1 «Осенний Петербург»
Дети под муз. Л.В. Чернышовой “Дождик над Невой” заходят в зал
1. Ребёнокчитает стихотворение
Очень просто сесть в трамвай
И сказать: «Вези давай!»
Очень просто сесть в такси
И сказать: «Давай вези».
Только если вам не к спеху,
Если город вам знаком,
Интереснее не ехать,
Интереснее – пешком…
Песня: «По городу»Г.Вихаревой
2. Ребёнок ______________
Мы вас приветствуем, друзья,
И в сад осенний приглашаем!
Хотите по аллеям погулять?
Всё будет интересно, обещаем!
3.Ребёнок ______________
Далеко, на юге где-то,
Отдыхает наше лето.
Осень вновь его сменила
Всё в природе изменила.
4. Ребёнок ______________
Теплой осени начало
Нам , конечно, не вернуть
Свой, намеченный сначала,
Продолжает Осень путь.
5. Ребёнок ______________
Даже если мы попросим:
- Задержись, немного Осень,
Покружись над Петербургом,
Поиграй-ка над Невой
Ты опавшею листвой,
В парках наших чуть постой,
И порадуй красотой…
Танец с листьями. Музыка И.Парахневич “Чародей листопад”
Слайд» №2 «Летний сад»
6. Ребёнок _______________
Есть в Петербурге чудо – сад.
Украшен кружевом оград.
Дворец в нем есть царя Петра.
И статуи, как божества
Среди аллей, возле оград.
Скажите, что это за сад?
Ответы детей: «Летний сад!»
Под музыку, выглядывая из-за решётки, появляется КотЕпифан.
КотЕпифан:
Мяу, здравствуйте, дорогие мои ребята, вы решили прогуляться по саду? Я его тоже люблю. Мне очень нравиться отдыхать в тенистых аллеях и наблюдать за всем что здесь происходит. Когда-то здесь любили прогуливаться мои прабабушки и прадедушки.Благодаря им, я узнал много интересного и полезного. Сегодня, мои маленькие друзья, я поведу вас по своим любимым местам, вы не против?
Кот-Епифан:Прекрасные сады и парки нашего города можно назвать музеями под открытым небом. По петровскому указу, на небольшом островке, в центре города расположился самый первый сад Петербурга- Летний сад.
Царь хотел создать рай на земле. Такое место, где всегда всё красиво.
7. Ребёнок _______________
На свете много есть чудес
Но вот прекрасный сад:
С деревьями в одном ряду
Скульптуры там стоят.
Слайд» №3 «Лебеди летнего сада»
8. Ребёнок _______________________________________________________
А вдалеке, по глади вод,
Вокруг пруда большого,
Два белых лебедя плывут,
Приветствуя любого.
Ребёнок _______________
Возле старого пруда
Много зрителей всегда.
Здесь в тени густых ветвей,
Кормят люди лебедей.
Кормят белых птиц и чёрных,
Как из мрамора точёных.
Слайд» №4 «Дама с кавалером на прогулке»
Кот-Епифан:Ребята, мы должны с вами помнить, что Летний сад появился в то время, когда наш Петербург был столицей Российской империи. Царь Пётр I хотел удивить гостей города прекрасным садом и часто устраивал в нём балы и ассамблеи. Гуляя по аллеям, можно было услышать волшебную музыку…
Кот под тихуюмузыкальную заставку и чтение стихов, вальсирует на заднем плане. Фоном звучит вальс А.Петрова из к/ф “О бедном гусаре замолвите слово…”
9. Ребёнок
В осенних красках - Летный сад,
Где липы вековые,
Где облака, как водопад,
Нырнув в Неву поплыли.
10. Ребёнок
Балтийский ветер, сторожил,
Закашлял, заметался,
А листопад с ним закружил,
Очаровал всех вальсом.
Танец «Вальс» Муз. Г.Вихаревой
Слайд» №5 «Фонтаны Летнего сада»
Кот-Епифан:Диковиной Летнего сада были и остаются фонтаны. Для их работы был прорыт канал, а речка, снабжавшая их водой, получила название Фонтанка.
Ребёнок
Фонтан,как чудо из чудес
Как волшебства большой источник,
К себе притягивает всех.
Здесь отдохнуть приятно очень.
! Во время рассказа Кота-Ведущего, детям надеть маски
(для танца-игры «Ищи, ищи...»)
Слайд» №6 «Фонтан «Коронный»
Кот-Ведущий:
Один из таких фонтанов называется «Коронный». Своё «королевское» название он получил по форме струй, похожих на корону.
Надо сказать, что этот фонтан расположен со стороны Потешного луга.
А что же такое- Потешный луг?
Слайд» №7 «Потешный луг»
Кот- Ведущий:
Во времена Петра это был большой и неустроенной пустырь. Петербуржцы его назвали Пустым лугом.Здесь проводились парады, и праздники; устраивались и фейерверки, которые в то время называли потешными огнями.
Кот берёт маску и прикладывает к глазам.
Кот- Ведущий:
Но главной забавой царских гостей считались шутихи, где все радовались, веселились и шутили.
11. Ребёнок _______________
Журчат веселые фонтаны,
Скульптуры лиц великих в ряд
И тени прошлого в кафтанах
Как-будто на скамьях сидят.
12. Ребёнок _______________
Когда-то здесь же по дорожкам
Гуляли дамы в париках,
В нарядах праздничных из шёлка,
В корсетах, в белых жемчугах.
- «Ищи, ищи…».
Дети садятся на стульчики
Слайд» №8 «Нимфы летнего сада»
4 нимфы - девочки прячутся за оградой Летнего сада
13. Ребёнок
Рдеют клёны,
Опалёны
Уходящим сентябрём.
Пруд глубокий,
Темноокий
Отливает серебром.
14. Ребёнок
На аллеях
Тихо млеют
Статуи античных нимф.
В танце чинном
Кринолинном
Листья кружатся средь них.
Выходит девочка нимфа (муз. Ирландский национальныый фольклор)
Кот-Ведущий:
Посмотрите ребята, какие чудеса.
Прекрасная фигура пред нами ожила!
15. Нимфа (ребёнок)
Здравствуйте!
Я- «Нимфа» Летнего сада,
Живу здесь с давних пор.
Услышав звуки музыки прелестной
Хотела станцевать сама!
Но для гостей таких чудесных
Я позвала своих подруг
Ожить мы можем лишь - на полчаса!
Танец «Нимфы Летнего сада» (4 девочки) (муз. Ирландский национальныый фольклор)
Кот-Ведущий:
Какие прекрасные нимфы! Нимфа, ребята, в переводе с древнегреческого означает «невеста». Эти скульптуры для Летнего сада Пётр Iпривозил из Италии. Царь очень дорожил ими.
Слайд» № 9«Кофейный домик»
Кот-Ведущий:
Так же как рос Санкт-Петербург, так и Летний сад взрослел и менялся.
В нем появлялись новые строения для отдыха – Кофейный и Чайный домики.
А вот и Чайный домик! Самое время немного подкрепиться.
Слайд» №10 «Чайный домик»
16. Ребёнокрассказывая стихи,(одновременно) приглашает
своего друга, берёт его за руку и ведёт к столу с самоваром.
На столе: самовар, плед, свечка, чашка с блюдцем.
Пейте чай, мой друг старинный, забывая бег минут.
Желтой свечкой стеариновой я украшу ваш уют.
Не грустите о поленьях, о камине и огне...
Плед шотландский на коленях, занавеска на окне.
Самовар, как бас из хора, напевает в вашу честь.
Даже чашка из фарфора у меня, представьте, есть.
Кот- Ведущий:
А миска с молоком у вас тоже есть?
Подкрепились, отдохнули, продолжаем дальше путь.
Слайд» №11 «Памятник И. Крылову»
Кот-Ведущий:Гуляя по саду можно увидеть не только статуи, но и памятники. Когда-то здесь любили прохаживаться и посидеть на садовой скамье А.С. Пушкин, его сказки мы очень хорошо знаем, и всем известный баснописец Иван Крылов.
16. Ребёнок
Дорожки чинно нас ведут
Вдоль мраморных богов
В тенистом чудном уголке
Сидит поэт Крылов
17. Ребёнок
Дедушка Крылов тут, важен, толст,
В аллегориях своих весьма он прост,
Рифмы лёгки его и хороши,
Чтенье басен- отдых для души.
Слайд» №12 «Стрекоза и муравей»
18. Дети (поют хором) муз. С Cоснина
Мы спектакль начинаем «Стрекоза и муравей»
В сказку нашу приглашаем мы и взрослых, и детей.
Сочинил её когда-то добрый дедушка Крылов,
А сегодня мы, ребята, вспомним эту сказку вновь.
Исполняется басня «Стрекоза и муравей»(В спектакль включены фрагменты из произведений композиторов: Д. Кабалевский, В.Гаврилин, А.Хачатурян,А.Петров, П,Чайковский и др.)
Слайд» №13 «Решётка Летнего сада»
Выходят читать стихи 2-е детей:
19. Ребёнок
Гуляем мы по саду…(ребёнок показывает на решётку)
Смотри-вокруг ограда.
Колонны с вазами вверху
Чугун сковал в одну стену.
Ребята, что это за ограда?
Все дети: Решётка Летнего сада
20. Ребёнок
Стоит решетка у Невы,
И нет такой на свете,
Поспешите посмотреть,
Дорогие дети!
Кот-Ведущий:
Летний сад- резиденция царя, должна была охраняться от посторонних людей. Для этого вокруг сада была сделана красивая ограда с кованной решёткой, где колонны соединены звеньями из копий.
Кот-Ведущий:
Ребята, хочу вам сказать, что некоторые музеи и сады города охраняют не только решётки, но и мы, коты Петербурга?Как вы думаете, почему?
Ответы детей:
Кот-Ведущий: Мяу, уж вечереет и мне пора домой. Наша осенняя экскурсия подошла к концу. Сегодня я рассказал вам о самом главном. В Летнем саду есть ещё много интересного, а значит наша прогулка обязательно продолжится. До свиданья, ребята, до новых встреч!
Песня Л.Гусевой «Осенний вальс».
Ребёнок
Очень просто сесть в трамвай
И сказать: «Вези давай!»
Очень просто сесть в такси
И сказать: «Давай вези».
Только если вам не к спеху,
Если город вам знаком,
Все дети отвечают:
Интереснее не ехать,
Интереснее – пешком…
Ведущий -Воспитатель, (но не Кот):
Продолжение следует.
Используемая литература:
1. Алифанова Г.Т. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет».Издательство «Паритет»,2008г.
2.Александрова-Дмитриева Л. «Летний сад» Портал «Стихи.ру»
3. Борисова М. «Интереснее пешком: Тридцать три стихотворения и три рассказа о Ленинграда- Петербурге», Издательство «Детгиз», 2017г.
4. Николаева-Егорова «Летний сад-мой город…»Портал «Стихи.ру»
5. Окуджава Б. «Чаепитие на Арбате»
6. Петров М. «И.А. Крылову в Летнем саду»Портал «Стихи.ру»
7. Степанов В. «Возле старого пруда» Портал «Стихи.ру»
8. Шпынова Г. «В осенних красках летний сад»Портал «Стихи.ру»
9. “Колокоьчик” №26, 2002 г.
10. “Колокольчик” №29, 2003г.
11. “Колокольчик” №13 1999г.
12 Г.Ф. Вихарева “Кленовые кораблики” Издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС” 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовый доклад "Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников" в подготовительной группе
В докладе представлены основные задачи с содержательной деятельностью и используемые методы в рамках проектной деятельности...
Проект по формированию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста "С чего начинается Родина"
В проекте представлены материалы по темам: "Моя семья", "Хорошо у нас в саду", "Мой родной Новосибирск", "Россия - Родина моя"...
Проект по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина»
Проект по патриотическому воспитанию с детьмистаршего дошкольного возраста«С чего начинается Родина»...
Проект по нравственно -патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста "С чего начинается Родина"
Воспитывать патриота нужно с детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально....
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию во второй младшей группе Тема: «С чего начинается родина?»
Сегодняшние дети – это будущие руководители, депутаты, служащие – будущее нашей страны. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться своей страной, заботиться о ее процветании. ...
Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «С чего начинается Родина»
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколе...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «С чего начинается Родина» 2022
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «С чего начинается Родина»...