Рабочая программа дошкольного образования в части формируемой участниками образовательных отношений "Математические ступеньки"
рабочая программа (старшая группа)

Щеглова Анна Александровна

Рабочая программа дошкольного образования в части формируемой участниками образовательных отношений  "Математические ступеньки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_stupenki.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Вознесенский детский сад

 Принято                                                                                         Утверждаю                            педагогическим советом                                                              Заведующий  МКДОУ                                                                                                                           МКДОУ Вознесенского детского сада                                                       В.П.Садовская                                                       Протокол  № 1от 29.08.2024г.                                                     Приказ № 28  от 30.08.2024г.

Математические ступеньки

Рабочая программа дошкольного образования в части формируемой участниками образовательных отношений

Воспитатель : А.А.Щеглова

с.Вознесенка, 2024г

Оглавление

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3

1.2. Актуальность …………………………………………………………………………3

1.3.Цель и задачи программы……………………………………………………………..3

1.4.Принципы   программы……………………………………………………………….4

1.5.Планируемые результаты……………………………………………………………..5

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 2.1.  Описание форм, методов и средств  ………………………………………………..7

2.2.   Содержание программы………………………………………………………………8

2.3.  Тематическое планирование…………………………………………………………12

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Особенности организации предметно-развивающей среды……………………….17

3.2 . Методическое обеспечение …………………………………………………………..18

3.3.  Список литературы…………………………………………………………………….18

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

 Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.

 Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться.

1.2 Актуальность программы.

Актуальность создания программы обусловлена поиском обновления качества содержания интеллектуального образования, в частности, развития математических способностей детей.

1.3 Цель программы:

 

- формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;

- овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.);

- формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;

- формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

- развитие способности к саморегуляцииповедения  и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

- овладению навыками речевого развития;

- развитие мелкой моторики и зрительно- двигательной координации.

 

В программе «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса  непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка.

 

         

Задачи программы:

 

Образовательные:

- формировать общее представление о множестве и числе;

- формировать навыки количественного и порядкового счета в  пределах  20;

- знакомить с составом числа;

- учить детей решать простейшие арифметические задачи;

- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- учить сравнивать множества;

- знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать самостоятельность при  выполнении поставленной задачи;

- развивать мелкую моторику, глазомер;

- развивать  инициативу;

Воспитательные:

- воспитывать внимание;

- воспитывать организованность;

- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

1.4 Принципы реализации Программы

Наглядность в обучении – осуществляется  на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Познавательное развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Речевое  развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Развивающий и воспитательный характер обучения – повышение интереса к занятию математикой и развитие логического мышления у одаренных детей.

 

Преемственность ДОУ и семьи - взаимодействие педагога с семьей по вопросам математического развития ребёнка.

 Сроки реализации программы

Программа рассчитана на два года обучения:

5-6 лет – математические занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 мин;

6-7 лет – математические занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 мин.

1.5. Планируемые результаты   освоения Программы

 5-6 лет

Ребёнок знает и умеет:

считать по образцу и названному числу в пределах десяти;

- понимать независимость числа от пространственного рас​положения предметов;

-  писать цифры от 1 до 10;

- пользоваться математическими знаками +, -, =», <, >;

- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

- соотносить количество предметов с соответствующей циф​рой;

- различать количественный и порядковый счет в преде​лах десяти;

- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

- знать геометрическую фигуру — трапецию;

-  рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометричес​ких фигур;

- выкладывать из счетных палочек геометрические фигу​ры, символические изображения предметов;

- располагать предметы в убывающем и возрастающем по​рядке по величине, ширине, высоте, толщине, исполь​зуя соответствующие определения;

- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше   части;

- называть последовательно дни недели, месяцы;

- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

- определять положение предметов по отношению к дру​гому лицу;

- решать логические задачи на сравнение, классифика​цию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной ра​боты;

- самостоятельно формулировать учебные задачи.

 

6-7 лет

Ребёнок знает и умеет:

  • Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям;
  • Считать до 20 и дальше(количественный и порядковый счет до 20);
  • Называть числа в прямом и обратном порядке до10;
  • Соотносить цифру и количество предметов;
  • Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
  • Пользоваться цифрами и математическими знаками;
  • Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
  • Измерять длину предметов;
  • Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть;
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
  • Определять временные отношения;

  • Состав чисел первого десятка ( из отдельных единиц) и состав первого пятка из двухменьших;
  • Предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число,последнее число;
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему ивычитая единицу из следующего за ним;
  • Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года

II. Содержательный раздел

2.1. Описание форм, методов и средств

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.

Учебный материал организован по следующим разделам:

•        Количество и счет.

•        Величина.

•        Ориентирование в пространстве.

•        Ориентирование во времени.

•        Геометрические фигуры.

•        Логические задачи.

Основные формы и способы работы с детьми.

Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.

Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.

2.2. Содержание программы

Для детей 5-6 лет

Количество и счет.

На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.

Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и

предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.

Познакомить с составом второго пятка из единиц.

Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе)

Учить на наглядной основе, составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

Величина.

Учить:

располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения;

делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.

Способствовать развитию глазомера.

Геометрические фигуры.

Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).

Познакомить с геометрической фигурой: трапеция;

Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол);

Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.

Ориентировка во времени.

Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала ,потом, до, после, раньше, позже.

Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Ориентировка в пространстве.

Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска).

Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...).

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Логические задачи.

Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению

конкретных связей и зависимостей.

Для детей 6-7 лет

Количество и счёт

Закреплять:

-        умение писать цифры от 1 до 20;

-        представление о числах и цифрах от 0 до 20 на основе сравнения двух множеств;

-        умение делать из неравенства равенство. Продолжать учить:

-        считать по образцу и названному числу в пределах десяти;

-        понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счёта;

-        сравнивать группы разнородных предметов;

-        отгадывать математические загадки;

-        записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;

-        правильно использовать и писать математические знаки плюс, минус. равно, больше, меньше;

-        сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;

-        устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

-        решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;

-        решать логические задачи.

Учить:

-        считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке;

-        определять место того или иного числа в ряду (10-20) по его отношению к предыдущему и последующему числу;

-        различать количественный и порядковый счёт в пределах десяти;

-        различать количественный и порядковый счёт в пределах двадцати, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счёту?;

-        совершать количество движений по названному числу. Продолжать знакомить:

-        с составлением числа из двух меньших (до 10);

-        стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).

Знакомить:

-        с числами от одиннадцати до двадцати и новой счётной единицей –

десятком;

-        числами второго десятка и их записью.

Величина

Продолжать учить:

-        раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, толщине, высоте, употреблять сравнения (большой,

меньше, ещё меньше, самый маленький; высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий и др.), развивать глазомер;

-        делить предмет на 2, 4, 6. 8 частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

Учить:

-        измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;

-        изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.

Геометрические фигуры

Закреплять:

-        знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция); знакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник);

-        умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов. Продолжать учить:

-        рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;

-        выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры;

-        преобразовывать одни фигуры в другие путём складывания, разрезания. Учить:

-        классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);

-        называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, углы).

Ориентировка во времени

Задачи:

-        закреплять и углублять представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах;

-        продолжать учить устанавливать различные временные отношения;

-        знакомить с часами (стрелки, циферблат);

-        учить определять время с точностью до получаса.

Ориентировка в пространстве

Задачи:

-        упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги;

-        продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку. Закреплять умения:

-        ориентироваться на листе бумаги;

-        определять словом положение предмета относительно себя, другого лица (справа, слева, впереди, сзади).

2.3 Тематическое планирование

Старшая группа 5-6 лет

Название темы

1.

Выявление математических представлений.

Число 1 и цифра 1,величина.

2.

Число 2 и цифра 2.,знаки +,=, ориентировка на листе.

3.

Числа 1,2,3, и цифры 1,2,3,соотнесение количества предметов с цифрой.

4.

Числа 1,2,3,4, и цифры 1,2,3,4,соотнесение количества предметов и цифр,

величина, круг.

5.

Числа и цифры 1,2,3,4,5,знаки +,=, независимость числа от величины

предметов.

6.

Число и цифра 6,знаки =,+. Сложение числа из 2-х меньших чисел,

понятия «длинный», «короче», « еще короче»

7.

Числа и цифры 4,5,6, знаки <, >,=, независимость числа от расположения

предметов, квадрат и треугольник.

8.

Числа и цифры 4,5,6, установление соответствия между числом ,цифрой и

количеством предметов.

9.

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак -,

10.

Числа и цифры 0,4,5,6, решение задачи, знаки -, < ,>, понятия «слева»,

«справа», «сзади», «впереди»

11.

Число и цифра 7, знаки =, +, порядковый счет, деление квадрата на 2,4

части.

12.

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7, сложение числа из 2-х меньших, дни недели.

13.

Числа и цифры 1-8, знаки +,-.

14.

Порядковый счет, сложение числа 8 из 2-х меньших чисел, величина -

деление предмета на 4 части.

15.

Решение примеров , ориентировка в пространстве,

овал.

16.

Знаки <,>, геометрические фигуры, порядковый счет.

17.

Числа и цифры 1-9, понятия «высокий — низкий», дни недели.

18.

Порядковый счет, сравнение смежных чисел, логические задачи.

19.

Число 10, знакомство с трапецией, работа в тетради в клетку.

20.

Цифры от 1до 10; сложение числа 10 из двух меньших

21.

Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +,-, работа в тетради в

клетку.

22.

Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет.

23.

Решение задач на сложение и вычитание, составление числа из двух

меньших. Круг, прямоугольник.

24.

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой,

знаки ,<>, дни недели.

25.

Решение задач на сложение и вычитание, четырехугольник,

шестиугольник.

26.

Решение задач на сложение и вычитание, установление соответствия

между числом и цифрой, работа в тетради в клетку.

27.

Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет.

28.

Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших,

ориентировка на листе.

29.

Решение задач, дорисовка предмета.

30.

Порядковый счет, решение математической загадки, работа в тетради в

клетку.

31.

Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, дорисовка

предмета.

32.

Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов.

33.

Закрепление знаний о составе числа из двух меньших.

34.

Разложение числа на два меньших.

35.

Задачи-загадки, нахождение и устранение несоответствия.

36.

Итоговое занятие.

Подготовительная к школе группа   6-7 лет

Тема занятия

1

Занятие 1.        Числа от 1 до10; математическая загадка; знаки больше, меньше; работа со счётными палочками. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.

2

Занятие 2.        Знаки +, =, -; математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги.

3

Занятие 3. Счёт по образцу и названному числу; независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение предметов с фигурами. Части суток.

4

Занятие 4. Знаки больше, меньше, равно; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа шесть из двух меньших. Треугольник, трапеция.

5

Занятие 5. Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ознакомление с часами.

6

Занятие 6. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Дни недели. Положение предметов по отношению к себе и другому лицу

7

Занятие 7. Порядковый счёт, счёт по названному числу; состав числа из двух меньших. Овал. Установление связей и зависимости.

8

Занятие 8. Арифметические задачи; решение примеров. Измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги.

9

Занятие 9. Цифры от 1 до9; числа 10, 11.Часы; определение времени.

10

Занятие 10. Независимость числа от пространственного расположения предметов; математическая загадка4 отношение между числами; состав числа из двух меньших.

11

Занятие 11. Число12. Дорисовывание кругов. Определение времени на часах. Дорисовка недостающего предмета.

12

Занятие 12. Отношение между числами; математическая загадка; состав числа из двух меньших. Измерение длины отрезка. Осенние месяца.

13

Занятие 13. Число 13, математическая задача, решение примеров. Рисование в тетради в клетку. Разделение предмета на части.

14

Занятие 14. Решение примеров, знаки

+, -; соответствие между цифрой и количеством предметов. Выше, глубже. Элементы треугольника. Сравнение, установление последовательности событий.

15

Занятие 15. Число14. Дни недели. Сравнение, установление последовательности событий.

16

Занятие 16. Счёт по образцу и названому числу; арифметическая задача, состав числа из двух меньших. Дорисовывание прямоугольника.

17

Занятие 17. Число 15; соотнесение количества предметов с цифрой. Рисование символического изображения кошки.

18

Занятие 18. Числа от 1 до 15; решение примеров. Дорисовывание овалов. Установление связей и зависимостей.

19

Занятие 19. Число 16. Измерение линейкой. Определение времени по часам. Установление связей и зависимостей.

20

Занятие 20. Математическая загадка; знаки +,-, состав числа из двух меньших. Дорисовывание треугольника.

21

Занятие 21. Число 17; решение примеров; счёт по образцу и названному числу. Часы. Поиск недостающей фигуры.

22

Занятие 22. Число 17. Символическое изображение собачки. Ориентировка на листе бумаги.

23

Занятие 23. Число 18; состав числа из двух меньших, счёт по названому числу. Вершины, стороны, углы. Поиск недостающей фигуры.

24

Занятие 24. Число 18, решение примеров. Времена года. Ориентировка на листе бумаги.

25

Занятие 25. Число 19; состав числа из двух меньших чисел. Сравнение предметов по величине. Установление последовательности событий.

26

Занятие 26. Число 19. Измерение линейкой. Дорисовывание квадратов.

27

Занятие 27. Число 20; решение примеров, задачи. Установление связей и зависимостей.

28

Занятие 28. Решение арифметической задачи; решение примеров. Измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги; работа в тетради в клетку. Установление связей и зависимостей.

29

Занятие 29. Знаки +, -; математическая загадка; соотнесение количества предметов с цифрой. Измерение линейкой. Определение времени на часах.

30

Занятие 30. соотнесение количества предметов с числом; решение примеров. Квадрат, треугольник, прямоугольник. Дни недели.

31

Занятие 31. Соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентировка по отношению к другому лицу. Установление связей и зависимостей.

32

Занятие 32. Задачи – шутки; решение примеров; математические загадки. Весенние месяца.

33

Повторение пройденного материала. Математические загадки, решение примеров.

34

Закрепление счёта в прямом и обратном порядке, названия месяцев.

35

Закрепление геометрических фигур. Решение примеров.

36

Ориентировка во времени. Часы. Счёт до 20.

 III. Организационный раздел

3.1. Особенности организации предметно –  развивающей среды

Центр « Весёлая математика»

 В центре игровой деятельности выставляются дидактические игры на развитие элементарных математических представлений, плакаты с математической тематикой,  дидактические пособия, цифры, касса цифр и математические знаки, счётный материал, рабочие тетради для самостоятельной деятельности по ФЭМП

 

 Центр « Библиотека»

 Здесь размещаются детские книги со стихами и рассказами на количество  и счет, знакомство с цифрами, величиной, геометрическими фигурами, ориентировкой во времени и пространстве.

Центр « Территория творчества»

 Здесь размещаются книжки – раскраски из серии «Учимся писать цифры», «Прописи для дошкольников», «Рисование по точкам», «Штрихование».

3.2. Методическое обеспечение

- демонстрационный материал по всем разделам содержания Программы;

- раздаточный и счётный  материал  ;

- набор цифр;

- набор геометрических плоскостных и объемных фигур;

- модель часов, весы;

- набор счетных палочек  ;

- карточки и схемы математических упражнений;

- магнитные цифры;

- символические обозначения

3.3. Список литературы

-  Демонстрационный материал. Математика для детей 5—6 лет. Е. В. Колесникова Москва. ТЦ Сфера 2014г.

-  Методическое пособие «Математика для детей 5-6 лет». Е. В. Колесникова

Москва. ТЦ Сфера 2007г.

-  Методическое пособие «Математика для детей 6-7 лет». Е. В. Колесникова

Москва. ТЦ Сфера 2007г.

- Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до десяти». Е. В. Колесникова

Москва. ТЦ Сфера 2014г.

- Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет «Я считаю до  двадцати». Е. В. Колесникова

Москва. ТЦ Сфера 2014г.

- Методическое пособие «Играем в цифры от 0 до 10». И. Асеева.

Новосибирск. Актуальная литература 2009г.

- Практическое пособие  «Состав числа». Г. П. Шалаева.

Москва. ЭКСМО 2003г.

- Практическое пособие  «Сложение и вычитание». Г. П. Шалаева.

Москва. ЭКСМО 2003г.

- Практическое пособие «Числа и цифры». Т. В. Чупина.

Ярославль. Академия развития 2009г.

- Математические прописи для детей 5-7 лет Е.В.Колесникова , Москва. ТЦ Сфера 2013г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный материал для детей старшего дошкольного возраста к части, формируемой участниками образовательных отношений.

В данном материале мною подобраны литературные произведения для детей старшего дошкольного возраста по профилактике и запрещении курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, нар...

Рабочая программа, в части формируемой участниками образовательных отношений «Формирование культуры безопасности»

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)...

Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Проект  "Истоки", направлен на  ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....

План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...

Часть формируемая участниками образовательных отношений: математические ступеньки «я считаю до десяти» Е.В. Колесникова

Часть формируемая участниками образовательных отношений: математические ступеньки «я считаю до десяти» Е.В. Колесникова...